Взаимодействие с родителями по художественно - эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством лепки.
статья

Иосафова Татьяна Николаевна

Сегодня, когда возрождается интерес к проблеме художественно-эстетического развития личности и возрастает понимание его роли в ситуации развития современного общества, необходимо вести научно-практический поиск оптимизации образовательно - воспитательного процесса и инновационных форм организации художественного образования детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл круглый стол37.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема круглого стола:

Взаимодействие с родителями по художественно - эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством лепки.

 Сегодня, когда возрождается интерес к проблеме художественно-эстетического развития личности и возрастает понимание его роли в ситуации развития современного общества, необходимо вести научно-практический поиск оптимизации образовательно - воспитательного процесса и инновационных форм организации художественного образования детей дошкольного возраста.

 Актуальной темой на сегодняшний день является введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, в которых художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей» (п. 2.6. стандарта)

Одним из основных принципов Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования является: сотрудничество Организации с семьёй (п. 1.4 ФГОС ДО). Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания отводят детскому саду. Но мы считаем, что велика и роль семьи. Ведь только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом, художником или скульптором, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования и лепки.

Причины, по которым взята нами эта тема:

- недостаточный уровень педагогической подготовки родителей

- недостаточный уровень развития мелкой моторики рук у детей

- недостаточное обеспечение родителями художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в  семье.

Все мы с вами педагоги знаем, что занятия  детей, связанные с тактильными ощущениями, способствуют развитию мелкой моторики рук, интеллекта, объемно-пространственного мышления. Специалисты считают, что лепка среди всех видов художественного творчества является самой хорошо осязаемой, пластилин дает широкие возможности творчества, когда ребенок ощущает его вес, объем, текстуру, учится слаженно действовать обеими руками, до бесконечности корректируя задуманный образ.


Из требований к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему (п.2.4.ФГОС ДО) нами должны быть созданы условия развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Лепка – средство для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Для достижения результатов  по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук необходимо проводить регулярную работу не только в детском саду, но и дома, используя разные формы, методы и средства работы. Но, как мы знаем из практики, большинство родителей не дают детям пластичные материалы, мотивируя тем, что ребенок может что-либо испортить в доме.

Развитие мелкой моторики рук формируют у детей дошкольного возраста предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. (п.4.7 ФГОС ДО- целевые ориентиры)

 Цель сегодняшней дискуссии:  повышение педагогической культуры родителей через информационный и практический блоки.

Задачи сотрудничества ДОУ и семьи:

  • Развитие творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности.
  • Обеспечение художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.
  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Развитие интереса к культурному наследию.
  • Стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.

Для активизации сотрудничества и воспитательных возможностей родителей необходимо строить работу по следующим направлениям:

  • Просвещение родителей.
  • Организация продуктивного общения всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители)

Модель взаимодействия педагогов и родителей по художественно-эстетическому развитию детей включает в себя два блока:

  • информационный
  • практический

Основная задача информационного блока - создание в семье условий для художественно - эстетического развития ребёнка через:

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

  • Родительские собрания.
  • Консультации.
  • Организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми.
  • Наглядный материал в «Родительских уголках» в виде папок-передвижек.
  • Видео ролики
  • Информация на сайте

Все это помогает сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.  Работа носит целенаправленный, систематический, планомерный характер. Доброжелательность, открытость. Целенаправленность, систематичность, плановость. Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности. 

Родительские собрания.

Цель родительского собрания: познакомить родителей со значением пластилина в развитии ребенка.

Каждый ребенок знает и любит этот податливый и мягкий материал, который называется – пластилином! Но не каждый родитель любит этот материал, нам всегда кажется, что ребенок может его съесть, испортить мебель, испачкаться. Но родители, к сожалению, недооценивают огромный образовательный потенциал работы с пластилином. В наше время, в эпоху занятости родителей, компьютерном веке, родители стали мало уделять времени для развития своих детей.                                                                                                   Лепка является продуктивным видом деятельности, дающим зримый и осязаемый результаты. Полученный продукт можно увидеть самому, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя созидателем и испытывает удовлетворение и гордость по поводу своих достижений.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

  • повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • развивают воображение, пространственное  мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
  • синхронизируют работу обеих рук;
  • формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
  • при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
  • но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
  • Лепить можно из глины, пластилина, воска, теста.

Консультации.

Цель: обобщить и систематизировать знания родителей о лепке, как о средстве развития творческих способностей.

Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И вы, родители, даже не подозреваете, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ваш ребёнок.                                              Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребёнок начинает понимать, что из одного комка он может бесчисленное количество образов - лепка становится любимым занятием на долгие годы.                                                                          Почему все дети любят лепить, зачем современному ребёнку лепка, из каких материалов, что и как лепят дети? На одни вопросы можно найти общий ответ, на другие - очень сложно потому, что каждый ребёнок воспринимает мир и лепит его по-своему. Способности к творчеству развиваются в лепке даже при минимуме материалов.

Организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми.

К сожалению, в последнее время, в силу известных социальных и экономических причин, работа стала отнимать практически всё время и силы родителей. Заниматься со своими детьми катастрофически некогда – не только родителям, но и бабушкам и дедушкам, которые тоже, как правило, много работают. По некоторым данным в среднем родители проводят с детьми не более 2-3 часов в день. Тотальная занятость своими проблемами, работа, быт отнимают всё время и силы родителей. Всё это приводит к отчуждению детей и взрослых. А большинство современных родителей и вовсе не представляют, чем нужно заниматься со своим ребёнком, а подчас и не желают. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.                                                                                                        Современную проблему необходимости детско-родительских отношений ярко иллюстрирует мысль известного американского психофизиолога Нила Миллера: «Дефицит родительского тепла ведёт к снижению интеллекта, аномалиям социального поведения, сильному нервному напряжению, уязвимости и даже агрессивности».                                Для решения такой социально острой и современной проблемы, как занятость родителей и, вследствие этого, детско-родительская отчужденность, следует искать пути решения. Семья и детский сад - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, в развитии индивидуальных способностей.                                                                            

Для успешной реализации Программы одним их психолого-педагогических условий является поддержка родителей в воспитании детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, творческие мероприятия, разработанные ДОУ.   Вовлечение семьи в воспитательно – образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей, повышению их родительско-педагогической компетентности при подготовке дошкольников к школе.                                                                                                           Сотрудничество воспитателей, детей и родителей реализуется в различных формах совместной деятельности. Одной из результативных форм является создание выставок совместных творческих работ детей и родителей как досуговая форма организации взаимодействия семьи и ДОУ.                                                                                                               Цель этой работы: укрепление детско-родительских отношений, обогащение опытом совместной деятельности через совместное творчество.

Наглядный материал в «Родительских уголках» в виде папок-передвижек.

Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Одной из задачей является информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т. д. Главная задача данных форм работы - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье.

Видео ролики

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современное образование. Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Основной целью нашей работы является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни.

Информация на сайте

В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы. Появляются качественно новые подходы, программы, методики. Модернизация системы дошкольного образования требует от педагога идти в ногу со временем. Сайт дает возможность педагогам демонстрировать свои достижения, делиться находками со своими коллегами, высказывать свое мнение. А также возможность иметь обратную связь с родителями.

Основная задача практического блока – привлечь родителей к совместным мероприятиям с детьми.

Практический блок

- совместные тематические выставки, вернисажи

Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). У детей развиваются художественный вкус, конструктивные способности, воображение, знания о материалах, из которых они готовят экспонат для выставки. Ребёнок чувствует свою значимость в процессе совместной работы, гордость за своих родителей, а папы и мамы – ответственность, так как не могут подвести своё чадо, оставив без внимания организованную выставку.

Их цель – демонстрация  родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (самодельные игрушки, поделки, макеты, коллажи и т.д.).

Например,  выставка, освящающая разделы программы «Изобразительная деятельность детей в семье и детском саду», «Игрушка и ее воспитательная роль» или выставки детских работ «Осень – запасиха», «Зима пришла», «Во поле березонька стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия»

- Мастер-классы для детей с родителями.

Цель мастер-класса: развивать творческие способности, фантазию детей и взрослых.

Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует  всестороннее развитие ребенка: совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Все это важно для подготовки к письму, учебной деятельности. Всевозможные поделки из пластилина развивают усидчивость и фантазию, вырабатывают внимательность и терпение. Работая с глиной, соленым тестом и красками , дети учатся гармонично совмещать цвета, впитывают художественный вкус.

-участие в  конкурсах, проводимых в ДОУ, в районе

Через конкурсное движение в детском саду, через весь комплекс мероприятий, проводимых в рамках конкурсов, педагогический коллектив решает для себя важную задачу по воспитанию родителя и преемственности развития ребенка в семье и детском саду.

 

Конкурс - это не просто мероприятие в стенах детского сада, это продолжение и расширение образовательного процесса, где развитие получают все участники процесса: ребенок, родитель и педагог. Конкурс - это эффективный метод взаимодействия всех трех сторон образовательного процесса. Родитель и ребенок учатся и приобретают опыт по взаимодействию для достижения общей цели, реализуя общие задачи. Родитель учится быть терпеливым и вдумчивым. Ребенок получает первый социальный опыт участия в конкурсном движении, а родитель учится относиться к конкурсам серьезно, знакомясь с положениями, условиями и системой оценки. Детский сад помогает подготовиться семье к успешному участию в конкурсе: консультирует родителей по созданию условий, мотивации, помогают в подготовке. Поэтому, педагогам приходится учиться видеть домашние условия и возможности ребенка, понимать современного родителя и их трудности, быть терпимыми, и доброжелательными к любому родителю и оказывать посильную помощь в развитии детей дома.

-проектная деятельность

Мы считаем, что проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, что способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта. Тем самым родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения в этом.

-участие родителей в изготовлении атрибутов для театрализованной деятельности

 Такая совместная деятельность  может сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

Решение круглого стола:

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам художественно-эстетического развития - это мостик, по которому они идут, чтобы вместе с детьми быть счастливыми и активными членами общества, способными справиться с любой жизненной задачей.

Наша задача создать условия  для развития творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности как в детском саду, так и в семье.

Создать картотеки по информационному и практическому блокам.

Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же поможем  родителям наших подопечных воспитывать достойное поколение. Удачи вам!

Список литературы.

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 – 368 стр.
  2. http://www.maam.ru/detskijsad/-vzaimodeistvie-detskogo-sada-i-semi-po-hudozhestveno-yesteticheskomu-razvitiyu-detei.html
  3. https://infourok.ru/vzaimodeystvie-semi-i-detskogo-sada-v-voprosah-hudozhestvennoesteticheskogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-1045140.html
  4. Погодина С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С.В. Погодина. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 256 с.
  5. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание / А.В. Бакушинский. – М.: Карапуз, 2009. – 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования активных форм обучения»

Цель : Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами использования активных форм обучения, воспитание творческой личности, развитие ее интересов, наклонностей,...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания. Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы личности, в том числе позитивно...

Консультации для родителей«Здоровьесберегающие технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста посредством музыки»

От здоровья детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний....

Взаимодействие с родителями по художественно - эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством лепки.

Сегодня, когда возрождается интерес к проблеме художественно-эстетического развития личности и возрастает понимание его роли в ситуации развития современного общества, необходимо вести научно-пр...

Статья «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Театрализованная деятельность, несомненно, развивает творческие способности детей.  Она очень эффективна  в воспитании и обучении. Благодаря театру дети учатся преодолевать застенчивость, не...

Организация работы по взаимодействию с родителями в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Организация работы по взаимодействию с родителями в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы....