Статья «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
статья по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Театрализованная деятельность, несомненно, развивает творческие способности детей. Она очень эффективна в воспитании и обучении. Благодаря театру дети учатся преодолевать застенчивость, неуверенность в себе, обогащается словарный запас, формируются эстетический и художественный вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Задачи:
- развитие эстетических способностей;
- развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания.
- овладение навыками общения и коллективного творчества.
- развитие самостоятельности и творческой активности воспитанников в процессе театрализованной деятельности.
С давних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Знакомство со спецификой и видами театрального искусства, общеразвивающие и ритмопластические игры и упражнения, занятия по культуре и технике речи полезны всем детям, поскольку развивают качества и формируют навыки, необходимые любому культурному и творчески мыслящему человеку, способствуют развитию интеллекта, активизируют познавательный процесс, расширяют знания ребенка об окружающем мире, готовят его к тонкому восприятию различных видов искусства.
Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкновенной легкостью заменяют слова мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову, поэтому детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения развивают фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность.
Для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и голосового аппарата, невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Работая над раскрепощением ребенка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы голосового аппарата, формирующих четкую дикцию и подвижность голоса.
Игры и упражнения на речевое дыхание.
Игра со свечой.
Цель: развивать правильное речевое дыхание.
Ход игры: детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить плавно «танцевать» пламя. Выдох делается тонкой упругой струей воздуха через плотно сжатые губы.
«Колобок»
Цель: добиваться от детей умения произнести длительный, целенаправленный выдох.
Ход игры: играют четверо. На столе поролоновый «колобок». Дети должны катать колобок друг другу.
«Бабочка - лети»
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
Ход игры: взрослый по очереди подносит детям листочек с лежащей на нем бабочкой (листок из зеленого картона, легкая бабочка из кальки, привязана ниточкой к листочку). Каждый ребенок должен плавно вдохнуть, так, чтобы бабочка плавно слетела с цветка, а не резко или рывками.
Для того, чтобы добиться результатов в художественном воспитании дошкольников, необходимо опираться на эмоциональный мир ребенка, на его познавательный интерес. В связи с этим велика роль стихов в театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи. Образные, интересные детям, они находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания.
Игры со словами для развития речи.
«Что как говорит?»
Цель игры: развитие воображения, творческих речевых способностей, слухового восприятия и внимания.
Ход игры: предложите ребенку походить по комнате и послушать, о чем и как могут говорить предметы – какие звуки слышны в комнате, коридоре, на улице. Можно придумать целый диалог предметов утром или вечером, сказку о том, что бывает в доме, когда люди спят.
«Картинки-загадки»
Цель: развитие речевых способностей, воображения, находчивости.
Ход игры: из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Педагог держит большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов.
Водящий подходит к педагогу и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.
«Сочини предложение»
Цель: обогащение словарного запаса, развитие фантазии, научить составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.
Ход игры: педагог предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.
Примечания:
- Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.
- Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений.
С точки зрения исполнительской деятельности дошкольников очень важно научить их пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно и т.д. Работая над интонацией, необходимо поощрять у детей стремление к импровизации предлагаемых ситуаций, а не просто просить их абстрактно произнести фразу. Кроме интонации, важным средством выразительности является жест. Владение жестом – не врожденный навык, и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Жест не должен быть самоцелью: он лишь доказывает то, что невозможно в данной ситуации объяснить словами. Работа над выразительностью жестов включается в игры, упражнения, этюды. В этюдах дети могут проявлять индивидуальность в выборе жестов и мимики. Педагог может рассказывать, вызывая нужные эмоции, подсказывать, но как можно меньше показывать, чтобы не выработать штампы, лишенные внутреннего импульса, эмоциональной окраски.
Упражнения для выразительности жестов.
«Просьба». Рука вытянута вперед с повернутой вверх ладонью. Тяжесть тела переносится на переднюю часть стоп. Шея и корпус направлены вперед.
«Отказ». Рука вытянута вперед с вертикально поставленной кистью. Ладонь повернута от себя, корпус наклонен назад, голова повернута в сторону.
«Приглашение». Правая рука отводится в сторону, ладонь раскрывается, голова поворачивается за рукой.
«Не знаю». Приподнять плечи, руки слегка разведены, ладони раскрыты.
«Прощание». Глаза устремлены на уходящего, корпус наклонен вперед; плавные маховые движения кистью поднятой руки.
«Благодарность». Сложенные вместе ладони прижаты к груди, локти расставлены в стороны, голова наклонена вперед.
На театральных занятиях и репетициях педагог расширяет знания детей о театре, в соответствии с их возрастом. Во время обсуждения спектакля дети выясняют, что театр использует и объединяет другие виды искусства – литературу, живопись, музыку, хореографию. Но главное в театре – это игра актеров. На практике дети познают, что театральное искусство коллективное, так как создается усилиями всех участников творческого коллектива. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных и замкнутых детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.
Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщенна, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребенку дошкольного возраста. Сказки пробуждают в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувству справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных особенностей, возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям и расширять творческие возможности.
Список литературы:
- Артемова Л.В. Театрализованные игры для дошкольников: книга для воспитателя детского сада. – М., 1991.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
- Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. – М., 1992.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М., 2001.
- Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М., 1991.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование фольклора в развитии детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
В настоящее время растет интерес к осмыслению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклораю....
«Использование фольклора в развитии детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
В настоящее время растет интерес к осмыслению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора....
Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста,посредством театрализованной деятельности.
"Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» - Б.М. Теплов.Детское творчество – одна из актуальных пр...
Статья «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитан...
Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности...
Консультация для родителей на тему: "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, потому что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции цент...