Организация работы по взаимодействию с родителями в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.
консультация

Сабрекова Елена Владимировна

Организация работы по взаимодействию с родителями в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы по взаимодействию с

родителями в процессе всестороннего развития детей

дошкольного возраста посредством художественной литературы.

С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке "талант читателя".

Главную роль в воспитании любви к книге закладывают родители.

А наша задача – помочь им в этом. Задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если детский сад поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых

отношений семьи и дошкольного учреждения.

Крайне важным звеном в деле приобщения ребёнка к книге я считаю сотрудничество с родителями. Ясное понимание того что чтение способствует духовной связи ребёнка со взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей, потому что процесс осознания художественной литературы не может быть механическим: это совместная работа души и ума.

К сожалению на мой взгляд, очень многие родители относятся к детскому чтению не так, как этого хотелось бы. Практика показывает, что это не означает, что у родителей нет желания читать и рассказывать детям. Чаще всего они не знают, как организовать домашнее чтение с сыном или дочерью, а воспитатели затрудняются помочь им в этом.

 В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Как мы все уже знаем, и видим, ребенок больше времени проводит у телевизора и за компьютером, чем в живом окружении. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека.

Проведённое в группе родительские собрания и  анкетирование с родителями показало, что многие наши родители не совсем хорошо знают детскую художественную литературу, детских писателей. На поставленный вопрос часто ли родители читают им книги, ответили - что нет.

С помощью анкеты я получила информацию о наличии книг в домашних библиотеках, частоте и продолжительности домашнего чтения.

С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе можно использовать следующие формы работы: - групповые собрания ; консультации ; выставки книг, папки – передвижки; совместные праздники и развлечения;  совместная творческая деятельность родителей и детей; и др.

 Продолжая наблюдения,  пришла к выводу, что только с помощью родителей могу осуществить воздействие на детей, а родители должны уяснить, что чтение поможет им самим понять проблемы детства.

По нашей просьбе родители приняли активное участие в создании центра художественной литературы в группе. Родители приносили яркие книги, которые можно было не только почитать, но  и рассмотреть в группе. Книжный уголок привлекает интерес и внимание детей, которые имеют следующее содержание: наличие специально оборудованного места для чтения и литературного творчества; разнообразие литературы по жанру; наличие в книжном уголке разных типов книг.

Так, для расширения представлений детей об истории создания книги были проведены различные викторины, познавательных вечеров. При подготовке к данным вечерам родители совместно с детьми искали познавательную информацию о том, как появляется книга, затем представляли ее для детей. 

Хорошо провести познавательную экскурсию в библиотеку, где работники библиотеки, в игровой форме знакомят  детей с правилами поведения в библиотеке и правилами обращения с книгами, организовали бы выставки книг, провели развивающие игры. В дальнейшем многие дети с родителями стали бы посетителями городской библиотеки, ведь дети дошкольного возраста слушатели, а не читатели и художественное произведение доносим до них мы взрослые.

Для обогащения книжных уголков в группах детского сада, создания библиотеки в ДОУ можно  провести  акцию "Подари книгу", в которой родители воспитанников приняли бы  активное участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнят  библиотеку групп.

 При ознакомлении детей с художественной литературой мы знакомим с разными жанрами художественных произведений: рассказы, сказки, стихи и др. Вместе с родителями  родителям можно выпустить наглядно- информационные фотогазеты по теме: "Научите ребенка любить книгу". Чтобы фотогазета получилась интересной и читаемой родители должны  поучаствовать в создании газеты и принести фотографии из домашнего архива, на которых можно было бы увидеть, есть ли у ребенка дома книжный уголок, как ребенку дома читают книги родители. Также можно организовать следующие мероприятия: - Выставки семейных фотографий: «Вместе с книгой я расту». «Моя домашняя библиотека». - Совместные рисунки «Краски прочитанной книги». - Экскурсия совместно с родителями в городскую детскую библиотеку. - Конкурс «Читающая семья» - Введение традиций группы: «Книга напрокат», «Гость группы», «Книга в гости»; - Акции: «День без телевизора», «Книга в каждый дом».

Чтобы преодолеть эти препятствия и барьеры, эффективная модель семейного чтения должна включать следующие условия:

 - родители и воспитатели должны находить время для чтения с детьми; 

- значения чтения ради удовольствия должно признаваться детским садом и семьёй как важная часть процесса семейного чтения; - дети должны не стесняться показывать, что им нравится читать. Слушать и рассказывать о книге;

- чтение дома должно поддерживаться и поощряться детским садом, библиотекой и родителями.

Традиции  семейного  чтения очень  важная  часть  в  системе  семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение- это  не  способ  получить  информацию,  это  важнейший  и  лучший  способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители  через  семейное  чтение  помогают  привить  интерес  к чтению  у детей.

Работая по теме привитие  интереса к чтению художественной литературы, я пришла к такому выводу.  Читающий родитель- читающий ребенок.

Сегодня, когда наши дети только постигают азы художественной литературы, необходимо помочь им полюбить книгу. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ребенку ваша помощь при выборе книги и дома, и в библиотеке! Об этом не следует забывать,  Нам  взрослым.

Читайте  книги  с  ребенком,  рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. И помните, книги –это наши друзья и верные помощники. Мы –дети и взрослые -любим книгу. Она помогает нам

лучше узнать и понять друг друга. Детство неизбежно уходит от нас, а

книги остаются с нами навсегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы)

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы)...

Консультация для воспитателей Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

В докладе содержится материал с рассказом о компонентах устной речи, методах и приемах развития речи на материале художественной детской литературы....

Консультация для воспитателей Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

План: 1. Компоненты устной речи. 2. Роль литературных художественных произведений в развитии речи дошкольника. 3.Формы и методы работы с художественными произведениями. Компоненты устной р...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы)

Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духов...

Презентация опыта работы "«Всестороннее развитие детей дошкольного возраста посредством применения игровых технологий»

В представленном опыте работы описывается результаты применения игровых технологий в образовательном процессе ДОУ...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.Художественная литература – могучее де...