Литературный вечер по произведениям Веры Евгеньевны Карасёвой
презентация к уроку (подготовительная группа)

Герасимова Елена Геннадьевна

Литературный вечер по произведениям

Веры Евгеньевны Карасёвой

Тема: «Дети Блокады»

Цель: расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны

Задачи:

·        Формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны и в частности, к истории родного города.

·        Обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города.

·        Способствовать формированию чувства гордости за защитников Отечества.

·        Формировать чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего тяготы войны

Конспект составлен: Герасимовой Е.Г., к конспекту прилагается презентация.

Оборудование: тексты рассказов: «Ночной хлеб», «Новогодний подарок», «Шарик», «За крапивой».

 

 Ход:

1 слайд.

Педагог: – Дети, посмотрите на календарь.

- Как вы думаете, какие дни в календаре обозначаются красным цветом и почему?

Ответы детей.

Педагог:  - В нашей стране и в нашем городе отмечается День снятия Блокады нашего города. Это очень важная и памятная дата для всех людей.

2 и 3 слайд.

- В холода, когда бушуют снегопады
  В Петербурге этот день особо ждут, –
  Город празднует День снятия Блокады,
  И гремит в морозном воздухе салют.
  Это залпы в честь свободы Ленинграда!
  В честь бессмертия не выживших детей…
  Беспощадная фашистская осада
  Продолжалась девятьсот голодных дней.

4 и 5 слайд.

- На долю нашего города выпало очень страшное испытание. Армия фашистов хотела уничтожить наш город. Фашисты подошли так близко, что могли видеть улицы нашего прекрасного города.

- Город обстреливали из дальнобойных орудий. Стреляли прицельно, потому что на солнце хорошо были виден шпиль Адмиралтейства, золотом сиял купол Исаакиевского собора. Надо было спасать город!

6 слайд.

- Ленинградцы решили замаскировать высокие точки нашего города. Для этого пригласили альпинистов, которые забрались на шпиль Адмиралтейства и закрыли его специальным чехлом.

- Золотой купол Исаакиевского собора закрасили краской, чтобы он стал менее заметным на фоне серого ленинградского неба.

7 слайд.

Спасали и памятники. Памятник Петру I – “Медный всадник” закрыли мешками с песком и щитами из досок.

- Скульптуры Летнего сада закопали в землю.

Фашисты хотели уничтожить не только красоту нашего города, но и жителей. Они окружили наш город со всех сторон. Началась Блокада.

- Как вы считаете, что обозначает это слово?

Ответы детей.

Педагог: -  Фашисты окружили город со всех сторон, кольцом. Это кольцо называли блокадным. Фашисты захватили единственную железную дорогу. И теперь в город нельзя было подвозить продукты. Наступила блокада. Особенно тяжело было зимой. А зима выдалась очень суровая. В городе отключили свет, отопление, воду. Жителям города выдавали маленький кусочек хлеба.

8, 9, 10, 11, 12 слайд.

...И летели листовки с неба
На пороги замерзших квартир:
" Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..."
"Будет мир. Вам не снится мир?" 
Дети, плача, хлеба просили. 
Нет страшнее пытки такой. 
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской. 
Без воды, без тепла, без света.
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету, 
Чтобы все это превозмочь? 
Умирали - и говорили:
- Наши дети увидят свет! 
Но ворота они не открыли. 
На колени не встали, нет! 
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?.. 
Петр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдешь. 

13 слайд

Педагог: - Трудно было и взрослым и детям. Взрослые должны были много работать на заводах, чтобы помогать бойцам на фронте. Многие дети тем временем очень часто оставались одни. Им было страшно и неуютно оставаться дома в нетопленных комнатах. Некоторым из них помогали пережить часы ожидания родителей их любимые игрушки. Дети разговаривали с ними, и им казалось, что с ними кто есть рядом. А некоторым ребятам игрушки спасали жизнь.

14 слайд.

- В то время, в блокадном городе Ленинграде жила и работала Вера Евгеньевна Карасёва. Она очень любила детей и ещё до того как началась война она стала детской писательницей и писала детские рассказы для детей и о детях.  Напечатала свои первые рассказы для дошкольников в журнале 'Чиж' в 1935-1936 годах. Пережила блокаду. И продолжала писать детские книги.

15 слайд.

Одна из самых знаменитых её книг, про детей которые пережили блокаду, называется «Кирюша». В книге рассказывается о Великой Отечественной войне, о блокадном Ленинграде, о детях и взрослых, находившихся в это тяжелейшее время в городе.

Рассказы: «Про Любочку и ее маму». «Осколок». «Кирюшка». «Ночной хлеб». «Хлебные крошки». «Новогодний подарок». «Письмо». «Шарик». «За крапивой». «Горбушки».

16 слайд.

Педагог: - В своей книжке Вера Евгеньевна писала: «Днём и ночью бомбили и обстреливали враги осажденный город. Но ленинградцы не сдавались. И дети тоже были на боевом посту вместе со взрослыми. Старшие ребята заботились о младших, отводили их в убежище, тушили зажигательные бомбы.

Я буду очень рада, если вы, прочитав эту книжку, полюбите маленьких ленинградцев.

Для этого я ее написала. «Про Любочку и про её маму»

Любочке было четыре года, и жила она со своей мамой в осаждённом фашистами городе Ленинграде.

В то время была война, и враги окружили Ленинград кольцом, взяли его в блокаду.

Любочкин папа сражался на Ленинградском фронте».

- Я вам предлагаю послушать некоторые из рассказов Веры Евгеньевны Карасёвой.

17, 18, 19, 20 слайды.

Педагог читает детям рассказы, после прочтения  идёт анализ произведения, небольшая беседа с детьми.

Педагог: - Как тяжело было жителям блокадного Ленинграда, но они выстояли и победили! Кто из вас помнит, какой памятник есть посвящённый детям блокадного Ленинграда? Подсказка, он находится, здесь не далеко, если ехать по дороге жизни!

Ответы детей.

21 слайд.

Педагог: - Правильно, это «Цветок жизни».

22 слайд.

- «Цветок жизни» – это памятник ребятам, погибшим в блокаду.

с лепестка, всем кто приезжает сюда, улыбается  лицо мальчугана, а рядом дорогие каждому человеку слова «Пусть всегда будет солнце!» Этот каменный цветок символизирует вечную жизнь!

- А теперь я предлагаю послушать вам песню, которую сочинили в память о тех детях!

С 23 по 36 слайд.

37 слайд.

Педагог: - За залпом залп. Гремит салют.
                   Ракеты в воздухе горячем цветами пестрыми цветут.

                   А ленинградцы тихо плачут.
                   Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо.
                   Их радость слишком велика –
                   Гремит салют над Ленинградом!
                   Их радость велика, но боль
                   Заговорила и прорвалась:
                   На праздничный салют с тобой
                   Пол-Ленинграда не поднялось…
                   Рыдают люди, и поют,
                   И лиц заплаканных не прячут.
                   Сегодня в городе – салют!
                   Сегодня ленинградцы плачут…

38 слайд.

- Как вы думаете, должны ли мы помнить, что произошло много лет назад и почему?

Ответы детей.

39 слайд.

Педагог: - Конечно, должны, что бы больше не повторять тех ошибок, которые совершили люди. А так же, мы должны любить уважать наших бабушек и дедушек, которые смогли пережить то страшное время.

- А теперь, я предлагаю попробовать нарисовать ваши впечатления, о том, что мы с вами сегодня прочитали и услышали,  то,  что запомнилось вам больше всего!

В конце, как результат, желающие дети могут показать и рассказать, что же у них получилось!

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Детям о блокаде2.99 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ литературного вечера с детьми и родителями старшего дошкольного возраста КВН «ПУШКИНИАНА»

КВН состоит из 6 туров:"Биографический", "Литературный", "Поэтический", "Сказочный", "Музыкальный", "Краеведческий". Подробно описаны все вопросы и даны ответы для жюри....

Литературный вечер по произведениям русских поэтов «Зимние забавы»

Программное содержание: познакомить детей с литературными описаниями детских зимних игр и забав. Вызывать ассоциации с событиями из личного опыта, прочитанными ранее произведениями. Способствова...

Литературный вечер развлечений во 2-ой младшей группе «Сказочный вечер по русским народным сказкам»

Литературный досуг решено проводить с целью создания радостного настроения у детей от встречи с любимыми героями сказок....

Поэтический вечер в детском саду «Ах, Осень, Осень»: сценарий литературного вечера для старших дошкольников

А. С. ПушкинУнылая пора! очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса –Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнисто...

Поэтический вечер в детском саду «Уж небо осенью дышало...»: сценарий литературного вечера для старших дошкольников.

Сценарий поэтического вечера для детей старшего дошкольного возраста. Целью данного литературного вечера является формирование у детей запаса литературных и художественных впечатлений.Дети знакомятся ...

Конспект Литературный вечер для учащихся образовательного объединения «Развивай-ка» «Дело было вечером, делать было нечего» посвящённый Всероссийской неделе детской и юношеской книги ( 135 лет со дня рождения С.Я.Маршака, 110 лет со дня рождения С.Мих

КонспектЛитературный вечер для учащихся образовательного объединения«Развивай-ка»«Дело было вечером, делать было нечего» посвящённый Всероссийской неделе детской и ю...