доклад по теме "Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР дошкольного возраста"
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Выступление учителя-логопеда МДОУ на муниципальном методическом обьединении учителей-логопедов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_igrovye_tehnologii_v_rabote_logopeda.docx | 39.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ДЕТСКИЙ САД № 2 «РОМАШКА»
Доклад:
Использование игровых технологий в
коррекционной работе с детьми с ТНР дошкольного возраста
Подготовила:
Учитель-логопед Бернацкая Н.В.
2021
Введение
Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей в совокупности с коррекцией имеющихся речевых нарушений – основа формирования полноценной личности.
Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить.
В отдельных случаях тяжело дается постановка звука и каждый, даже самый незначительный шаг вперед стоит больших усилий. А если этап автоматизации звука растягивается на длительное время, тогда учителю – логопеду приходится долго и упорно искать тот материал, который разнообразит занятия, чтобы они не наскучили малышу. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.
Итак, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?
Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.
Большое значение игре придавал А.С.Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».
В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра, как форма деятельности ребенка, способствует развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.
Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, психолог Д.Б.Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».
Результатом специальных исследований и практических наблюдений явилось то, что играм в системе современного воспитания детей в дошкольных учреждениях отводится одно из первых мест. В режиме дня предусматривается использование игр до завтрака, перед занятием, после занятий, после дневного сна, до и после ужина. Кроме того, игры используются во время занятий и на прогулках.
Как же используются игры в логопедической работе? Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Почему?
Во-первых, дети-дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.
Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности.
Актуальность:
В последнее время логопеды бьют тревогу по поводу увеличения количества детей с речевой патологией и утяжеления речевой патологии.Кроме непосредственного нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются нарушения остальных компонентов речевого процесса: бедность словаря, аграмматичность фраз, низкий уровень развития связной речи. Часты случаи сочетания речевых нарушений с недостатками развития мелкой пальчиковой моторики. Страдает также психическая база речи: внимание, память, мышление.У детей наблюдается снижение тонуса сенсорной и моторной сферы, что усугубляет тяжесть речевой недостаточности, а также ведет к задержке темпа общего развития. Зачастую при обследовании детей мы отмечаем у них следующие виды недостаточности: мимическая, эмоциональная, голосовая.Определяя содержание коррекционной работы, логопед должен учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах, которые испытывает ребенок.
Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.
Цель использования игровой технологии в логопедической практики: повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к родному языку.
Задачи:
- Изучить особенности использования игровой технологии в логопедической работе.
- Обогатить предметно – развивающую среду, направленную на развитие речи детей, имеющих речевые недостатки.
- Внедрить элементы игровых технологий в логопедическую практику.
- Повысить компетентность педагогов и родителей МДОУ в вопросах речевого развития дошкольников.
Ожидаемые результаты:
- Повышение мотивации к логопедическим занятиям.
- Повышение результативности коррекционно-развивающей работы.
- Повышение работоспособности на занятиях по звукопроизношению, подготовки к обучению грамоте.
- Повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах речевого развития дошкольников.
Формы работы:
Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.
На логопедических занятиях используются дидактические (с предметами, настольно-печатные, словесные), игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации. Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.
Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:
- Обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
- Диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
- Терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
- Коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
- Развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).
При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия:
- Выразительность проведения игр.
- Необходимость включения педагога в игру.
- Оптимальное сочетание занимательности и обучения.
- Простота, доступность, ёмкость и наглядность.
- Индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.
Поиск новых игр и методических приёмов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.
Коррекционно-развивающие игры направлены на развитие:
- Мелкой моторики рук .
- Общей моторики .
- Правильного речевого выдоха.
- Артикуляционной моторики.
- Фонематической стороны речи.
- Лексико-грамматического строя речи.
- Коррекции звукопроизношения.
- Связной речи.
1.Игровые технологии для развития мелкой моторики рук детей.
- Самомассаж кистей и пальцев рук; Самомассаж кистей и пальцев рук с колючим шариком «Су-джок», грецкими орехами, карандашами,
- Игры с пальчиками с речевым сопровождением;
- Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
- Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование;
- Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.
- Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный;
- Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т.п.
2.Игровые технологии для развития общей моторики .
На логопедических занятиях уделяется внимание не только мелкой моторике, но и общей.
Проведение различных физкультминуток (это всем известные «Зайчик серенький сидит», «Вырос высокий цветок» ,«Мы ехали, ехали» и т.д., мы подбираем физминутки в соответствии лексической темы недели ), подвижные игры с речевым сопровождением, логоритмика, с целью снятия умственного напряжения, статического напряжения мышц спины, улучшение мозгового кровообращения.
3.Игровые технологии для развитияправильного речевого выдоха.
- Сменяемость развивающей среды посезонно
«Подуй на снежинку», «Сдуй листок», «Отправь бабочку в полёт»
- «Мыльные пузыри»
- «Фокус» Выработка сильной направленной струи воздуха вверх. Необходимо сдуть ватку с носа.
- «Дудочки»
- «Вертушки», «Султанчики», «Ветерки.
- «Футбол»
4. Артикуляционная гимнастика в играх и упражнениях.
Артикуляционная гимнастика— это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
5. Игровые технологии для развития фонематической стороны речи.
- «Звуковой полёт»(произнесение звуков, слогов в разном темпе, высоте)
- «Поймай звук» ( Взрослый произносит ряды звуков , а ребенок хлопает в ладоши , когда услышит заданную фонему)
- «Найди картинку с твердым (мягким) звуком» (ребенок должен найти картинку с заданным звуком)
6.Игровые технологии для развития лексико–грамматического строя речи.
- «Паровозик», «Дождик»
(определяем количество слогов в слове) - «Цепочка слов»
- «Прочитай по первым буквам»
- Подбираем картинки со звуком [ ]
- Найдём картинки с твердым (мягким )звуком [ ]
- Найдём место звука в слове (Подбери слова к схеме).
7. Игровые технологии для коррекции звукопроизношения.
- «Вертушка» (Назвать слова на данный звук).
- «Назови правильно»
- «Подружи картинки» (Подобрать картинки на автоматизируемый звук парами имеющими смысловую связь. Например: бабушка-дедушка, кошка-мышка).
- «Найди и назови» (Ребенок должен найти картинки с нужным звуком).
- «Четвертый лишний» (Найти лишнюю картинку и объяснить, в чем
отличия, признаки могут быть разные: по звуку, по месту звука в слове, по количеству слогов). Данные задания направлены не только на автоматизацию звука в речи по принципу многократного повторения, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.
- «Звуковая улитка» (автоматизация и дифференциация звуков)
8.Игровые технологии для развития связной речи.
- Сюжетно ролевый игры-помогают выработать естественную потребность в инициативной речи, чувство родного языка, умение правильно произносить слова, легко усваивать грамматические формы.
- Игры драматизации – позволяют решать одновременно несколько задач: развитие связной речи, навыков театрально –исполнительской деятельности.
- Дидактические игры-направлены на развитие у детей речевого общения, речевой коммуникации, навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний
ВЫВОД
При использовании игровых технологий в коррекционной работе и создании разнообразной,интересной , речевой среды, быстрее происходит постановка и автоматизация звука, лучше воспринимаются артикуляционные упражнения , упражнения на моторику рук. У детей появляется потребность в инициативно и диалогической речи, повышается уровень речевой коммуникации, легче усваиваются грамматические формы. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов. Таким образом, внедрение логопедических игровых технологий положительно влияет не только на речевое развитие ребенка, но и на его физическое развитие в целом.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Букатов В.М. Педагогика таинства дидактических игр. М., 1997
- ВаськоваО.Ф, Политыкина.А.А 2011г. «Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста» СПб.112.
- //Логопед № 6/2010
- //Логопед № 5/2012
- //Логопед № 5/2006
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998
- Рудик. О.С. 2013. С детьми играем – речь развиваем. Часть 1. Учебно-методическое пособие. М 176с
- Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность ДОУ. Практическое пособие для воспитателей логопедических групп. Авт-сост. Г.Н.Сергеенко. Воронеж.206с
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в коррекционной работе с детьми.
Для того чтобы достичь положительных результатов в работе с детьми, имеющими особенности развития, комбинируются различные методы, техники и приемы, — традиционные и нетрадиционные, а такж...
Отчет по самообразованию «Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Отчет по самообразованию «Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»...
Выступление на педсовете. Игровая технология в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Любая детская игра – тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная – может стать коррекционной, если взрослый определит, какие способности и навыки...
Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми ТНР по обучению грамоте и развитию речи.
Разнообразные игровые технологии, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей и навыкам звуко-буквенного анализа у дошкольников....
Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Подготовили:Воспитатель комбинированной группы:Куприенко О.Ю.Учитель-логопед:Швецова И.С «Для дитя игра — действительность, и действительность гораздо б...
Презентация «Инновационные игровые технологии в коррекционной работе с детьми с РАС»
Работа с детьми с РАС...
Применение игровых технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Статья об использовании игровых технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР...