Семинар-практикум для педагогов « Детское экспериментирование, как средство познавательно-исследовательской деятельности дошкольника»
опыты и эксперименты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар практикум для педагогов | 768.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА «ЯСЛИ-САД №6 «ВЕСЁЛЫЕ ЗАЙЧАТА» ГОРОДА СНЕЖНОЕ»
Конспект семинара-практикума
с педагогами на тему:
« Детское экспериментирование, как средство познавательно-исследовательской деятельности дошкольника»
Подготовила воспитатель: Михальчук О.Н.
Мартыненко М.А.
Тема: «Детское экспериментирование, как средство познавательно-исследовательской деятельности дошкольника»
Цель: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов - участников семинара в процессе педагогического общения.
Задачи: повысить уровень профессиональной компетенции участников через поисково-исследовательскую деятельность.
Представить педагогам одну из форм проведения опытно –экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Сформировать у участников мотивацию на использование в воспитательно -образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.
Развивать творческие способности участников; активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Ход:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады вас видеть на своём семинаре-практикуме, который будет посвящен опытам, которые можно и нужно проводить с детьми для всестороннего развития личности каждого ребёнка.
Дети любят всё таинственное, загадочное и необычное. Поэтому опыты на занятиях проводить просто необходимо, это вызовет у них любопытство и интерес к учебной деятельности.
Сегодня мы с вами побудем детьми и отправимся в интересное путешествие, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на практике о необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.
Наше совместное путешествие в страну простых детских фокусов, опытов и экспериментов начинается. Пришло время более глубоко познакомиться с неизведанным окружающим миром, по-другому взглянуть на вещи, которые нам уже знакомы. Давайте поэкспериментируем. Возьмём простые, привычные нам предметы и посмотрим на что они ещё способны.
Но чтобы нам приступить к нашему необычному путешествию в мир весёлой науки, давайте скажем, что такое эксперимент.
Эксперимент - это научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий.
Эксперименты классифицируются по разным принципам:
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
– опыты с растениями;
– опыты с животными;
– опыты, объектом которых является человек.
2. По месту проведения опытов:
– в групповой комнате;
– на участке;
– в лесу, в поле и т.д.
3. По количеству детей:
– индивидуальные (1-4 ребёнка);
– групповые (5-10 детей);
– коллективные (вся группа).
4. По причине их проведения:
– случайные;
– запланированные.
5. По продолжительности:
– кратковременные (от 5 до 15 минут);
– длительные (свыше 15 минут).
6. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
– однократные;
– многократные, или циклические.
А также некоторые опыты проводятся педагогом, в целях безопасного поведения детей, о дети являются наблюдателями.
Можно сказать, что на протяжении дошкольного возраста, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступных материалов, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Идет формирование всех начальных ключевых компетентностей.
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выгодский.
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет…), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребёнок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал сам. Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.
Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты буду показать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки.
#1054;сновная часть (практическая)
Отгадайте загадку:
-Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг — только грязь и зола.
А звали красавицу … (Золушка.)
Восп: Правильно, «Золушка». В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправлялись на королевский бал, оставляя Золушку дома, но чтобы она не сидела без работы, приготовила для нее задания, но я думаю, что мы с вами сможем ей помочь? Вы согласны со мной?
Опыт №1 «Завтрак от Золушки»
- Мачеха приказала приготовить вкусный завтрак, для него Золушки нужны сырые яйца. Золушка берет корзинку с яйцам, но что это? Сестры перемешали сырые и вареные яйца вместе. Я думаю, мы поможем Золушке?
- У вас на столах лежат яйца. Необходимо определить какое из двух яиц вареное, а какое – сырое.
Как это можно выяснить, что нужно сделать?
- Правильно, раскрутить. Какой можно сделать вывод?
Вывод: В вареном яйце центр тяжести постоянный, поэтому оно и крутится. А у сырого яйца внутри жидкая масса, и центр тяжести все время смещается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутится с трудом.
Опыт №2 «Отдели соль от перца»
Нам нужен надутый шарик. На стол высыпать по чайной ложке соли и молотого перца. Хорошенько перемешать. Теперь представим себя Золушками и попробуем перец отделить от соли. Не получается… Теперь потрём наш шарик о что-нибудь шерстяное и поднесём к столу: весь перец, как по волшебству, окажется на шарике. Наслаждаемся чудом, а юным физикам более старшего возраста шепнём, что шарик от трения о шерсть становится отрицательно заряженным, а перчинки, вернее, электроны перца, приобретают положительный заряд и притягиваются к шарику. А вот в соли электроны перемещаются плохо, поэтому она остаётся нейтральной, не приобретает заряда от шарика, вот и не прилипает к нему.
Опыт №3 «Фильтрация»
Мачеха приказала Золушки очистить воду из-под крана. Как это сделать? Проведение: как очистить грязную, непригодную для питья воду, с помощью фильтра из подручных материалов, чтобы можно было использовать её для приготовления пищи. Объяснение: фильтр (воронка, вата, марля, бумажная салфетка, чистый стакан) очищает грязную воду, превращая её в чистую. Попавшие в воду грязные частички, мусор, при фильтрации задерживаются в слоях фильтра. Чем больше слоев в фильтре, тем чище станет вода.
Опыт №4 «Испытание в мастерской»
Пока готовился торт, и кипятилась вода в чайнике, Золушка принялась за шитьё. Взяла нитки, ножницы, иголку и вдруг нечаянно уронила иглу на пол. Проведение: как найти иглу? Для этого используем магнит. Объяснить: магнит притягивает железные предметы. Золушка справилась с этой работой.
Опыт № 5 «Волшебная звезда»
Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек, появились тучи и пошел дождь. Золушка увидела, что веточки после того как намокли стали распрямляться.
Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
-Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
Золушка от дождя спряталась под навесом из листьев. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Золушка решила идти дальше. Тут она увидела радугу
Опыт № 6 «Радуга в стакане»
1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.
2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.
3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.
#1058;еперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.
5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.
Воспитатель: В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.
Опыт №7 «Потуши свечку»
-Золушка выполнила все задания мачехи, осталось собраться на бал и тихо потушить свечку. Как можно погасить свечу, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая её?
- Зажигаем свечу, накрываем её банкой, наблюдаем до тех пор, пока свеча не погаснет. Почему свеча погасла?
-Вывод: для горения нужен кислород. Когда доступ кислорода к огню затруднён, огонь гаснет.
- А теперь скажите, пожалуйста, помогли ли мы Золушке? Справились с заданием злой мачехи? Что нам в этом помогло?
Дорогие педагоги! Мне хотелось, чтобы вы нарисовали самый яркий сюжет из сказки на песке.
3. Заключительная часть (рефлексия)
- Уважаемые коллеги! В заключение хотелось бы сказать: «Экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира. Сейчас мы предлагаем с помощью смайликов разного цвета выразить свое впечатление от мероприятия. Красный цвет – полученная информация полезна для меня. Желтый цвет – остались вопросы. Зеленый цвет – полученная информация не полезна, ничего нового не узнал.
Нам было с вами очень приятно сотрудничать. Спасибо за активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...
Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»
Мастер-класс для педагогов...
Мастер- класс для педагогов "Детское экспериментирование как средство развития познавательной исследовательской деятельности дошкольника»
Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. Задачи: - повысить уровень...
Мастер класс для педагогов «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»
Конспек мастер класса...
Семинар-практикум с педагогами на тему: «Детское экспериментирование –ведущий метод познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».
Задачи семинара:-Теоретическая часть: поделиться опытом работы с педагогами ДОУ по экспериментально-исследовательской деятельности, проводимой с дошкольниками;-Практическая часть: продемонстриро...
Детское экспериментирование - основной метод познавательно-исследовательской деятельности.
Выступление к методическому объединению для воспитателей дошкольных учреждений. Автор акцентирует внимание на то, что в системе дошкольного образования познавательно – исследователь...
Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»
Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...
- Мне нравится (1)