Программа "Музыка с мамой"
рабочая программа (младшая группа)
Многие ребятишки, особенно их родители хотят ходить в детский сад. Часто бывает ,что очередь еще не подошла, особенно это касается раннего возраста 1-3 года. Для таких детей, не охваченных детским садом я написала программу "Музыка с мамой", где дети совместно с родителями занимаются в музыкальном зале, играют, танцуют, поют, знакомятся с музыкальными инструментами. А главное начинают адаптироваться к детскому саду, и мама рядом ,что важно для этого возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_muz_s_mamoy.docx | 106.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа дополнительной образовательной услуги студии
«Музыка с Мамой»
Для детей от 1 – 3 лет
Пояснительная записка
Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами. Период раннего детства уникален тем, что именно в этот временной отрезок ребенок развивается очень стремительно, Используя музыкально - игровую развивающую среду как средство развития, педагог и родители содействуют обогащению сенсомоторного эмоционально-творческого совместного опыта детей как предпосылок их успешного общего, музыкального и социального развития. Именно совместная деятельность МАЛЫША и МАМЫ является наиболее эффективной для музыкального развития и обучения. В предлагаемой программе музыкальное развитие является не только целью, но средством общего и социального развития детей раннего и младшего возраста. Важно научить ребенка понимать и ощущать окружающий мир, позволить ему наблюдать и исследовать. Если он чем-то заинтересован, следует его поддержать в этом.
Необходимо расширять пространство, в котором находится ребенок, так как дети, находящиеся в одном и том же пространстве постоянно, заметно отстают в развитии. В этом понимании музыкальный зал, в который попадают дети с мамой, открывается перед ребенком большим МИРОМ ЗВУКОВ, и ВОЗМОЖНОСТЬЮ их ИЗВЛЕЧЕНИЯ. В раннем возрасте очень интенсивно развивается память ребенка. Кроме того, она становится ведущей функцией. Память в раннем возрасте полностью непроизвольна, не требуется никаких усилий, чтобы запомнить потешку, песенку, способ игры на музыкальном инструменте или танцевальные движения под музыку. Это свойственно всем детям раннего возраста и объясняется результатом общей пластичности нервной системы.
В раннем возрасте начинает возникать воображение. Оно также носит непроизвольный характер, то есть возникает внезапно под влиянием эмоций и настроения. В этом возрасте воображение у детей ограничено, так как представляет собой всего лишь воспроизведение действия или ситуации, заимствованных от взрослых. Поэтому необходимо расширять опыт ребенка, знакомя его с новыми предметами, играми, умением использовать одну и ту же игрушку в разной деятельности. Музыкальные игры, знакомство с музыкальными инструментами отвечают потребности развития воображения.
Мышление ребенка в раннем детстве является наглядно-действенным. Все мыслительные операции, направленные на исследование окружающего мира, осуществляются при помощи внешних ориентировочных действий. Музыка с мамой предполагает, что ребенок будет повторять за мамой движения, игру на музыкальных инструментах, присутствие рядом мамы не позволит ему отвлекаться на внешние раздражители, потому что в раннем возрасте быть с мамой для малыша уже СЧАСТЬЕ, а что - то вместе с мамой делать - это двойная радость!
Центральным местом в развитии познавательной сферы ребенка является восприятие. В раннем детстве интенсивно развивается зрительное и слуховое восприятие. Восприятие ребенком на всем протяжении раннего возраста тесно связано с выполняемыми действиями. И здесь музыка верная помощница, дети легко откликаются на музыкальные звуки, с удовольствием слушают музыку, особенно живую, охотно стараются выполнять под музыку танцевальные движения. А если они сами могут исполнить музыку, то развивается не только восприятие, но и появляется радость активного действия. Период раннего развития наиболее благоприятен для эстетического развития ребёнка. Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям.
Данная образовательная программа направлена на комплексное развитие музыкальности детей: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, метроритмического чувства, звуковысотного, тембрового, динамического и ладового слуха. Образовательная программа позволяет в музыкально-дидактической игре войти в мир музыки и способствует практическому усвоению музыкальных знаний. Предполагается элементарное музицирование на шумовых и ударных инструментах: бубны, маракасы, колокольчики и др., инструментах детского оркестра: металлофон, ксилофон.
Благодаря доброжелательной атмосфере, присутствию рядом мамы легко стимулируются индивидуальные проявления детей, инициативность в музыкальной деятельности, а так же участники получают положительные эмоции в процессе деятельности. Характерной особенностью этой программы является игровая форма подачи материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает занятия музыкой в весёлую обучающую игру. Занятия весёлой музыкально-ритмичной деятельностью:
• Полезны для всестороннего гармоничного развития личности малышей.
• Развивают музыкальный слух, ритм и память, активную речь, эмоциональность, внимательность, творчество, навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию информации и концентрации внимания.
• Улучшают общее физическое развитие, укрепляют мышечный корсет, формируют осанку.
• Укрепляют нервную систему и являются профилактикой детских нервозов.
• Вырабатывают навыки вербального и невербального общения.
• Воспитывают умения взаимодействовать в коллективе, добиваясь взаимопонимания и компромиссов.
• Ускоряют обмен информацией между левым и правым полушариями, в результате чего стимулируются процессы восприятия, распознавания, мышления. В целом, дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.
Цель: Способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего развития средствами музыкального воспитания. Посредством творческого контакта между мамой и ребёнком.
Задачи:
- Формировать музыкальные способности, музыкальную сенсорику, музыкальный вкус в наиболее сенситивный период развития ребёнка.
- Развитие эмоциональной сферы и коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
- Научить родителей эффективным способам творческого взаимодействия с ребёнком, обеспечивать развивающий досуг и игровую деятельность не только на занятиях, но и в семье.
Методические принципы:
- Родительское участие на уроке признаётся нужным и важным, формы участия творческие и разнообразные.
- Музыка становится понятней и интересней для детей именно через движения. Поэтому основой музыкальной деятельности для малышей от года до трех являются танцы, жестовые, подвижные игры и музицирование.
- В работе необходимо использовать фонограммы, так как без них педагог не имеет возможности участвовать в играх и танцах, активно помогать детям, играя при этом на музыкальном инструменте. Родители благодаря фонограммам получают возможность развивать и развлекать малышей не только на занятиях, но и дома.
- Критерием для создания звуковых материалов и заданий должны быть их традиционность, а также интерес и удовольствие детей.
- Музыка классическая, но в то же время яркая и образная, или современная танцевальная, но при этом действительно хорошая.
- Раннее знакомство с музыкальной клавиатурой и игра самых лёгких песенок с подпеванием всё же признаётся хотя и нетрадиционным, но полезным и интересным делом для малышей с 1-3 лет.
Структура занятий
Занятия проводится в групповой форме, вместе с мамой, дети от одного года до трех лет. Дети занимаются в музыкальном зале, в первой половине дня. Длительность занятий: 20 мин. Занятие проводится 2раза в неделю, 6 раз в месяц.
Содержание занятия
Каждое занятие начинается с приветственной песенки, которая направлена на согласованность действий малышей и родителей. Совместное выполнение веселых движений создает положительный эмоциональный фон и объединяет группу.
Игры-разминки включают разминку с движениями и музыкальными инструментами. Такие игры активизируют внимание детей, развивают чувство ритма, выдержку, формируют умение действовать по показу педагога.
Благодаря пальчиковым и жестовым играм у ребенка развивается мелкая моторика, формируется концентрация внимания и выдержка. Подпевание словам песенок активизирует речь и развивает вокальные данные малышей.
Игровой массаж способствует сенсорному развитию самих детей, укрепляет детско-родительские отношения, развивает мелкую моторику.
Музыкально-ритмические движения, которые мы используем на занятиях, включают: игры с предметами, игры с подражательными движениями, на взаимодействие, игровую гимнастику, ритмику и танцы. Предложенные игры и упражнения развивают моторику и чувство ритма, навыки ориентировки в пространстве, дают возможность для активного движения и взаимодействия, учат детей согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, способствуют развитию самостоятельности, произвольности поведения, развивают музыкальные способности.
Для знакомства малышей с нотами используются дидактические пособия. Это позволяет развивать слух и учить детей играть первые песенки в самом раннем возрасте.
Песенки для музыкально-двигательного показа и развития речи на занятии преподносятся детям как маленькое представление. Это радует малышей, активизирует их внимание, речь и побуждает к подпеванию.
Сказки знакомят детей с различными музыкальными инструментами, обучают малышей способам и приемам игры на них, а также способствуют развитию творческой фантазии.
Малыши учатся слушать других, уступать, делиться, сопереживать, что способствует развитию навыков общения и взаимодействия.
Критерии результативности занятий:
Высокий уровень: Мама и малыш поют самостоятельно под музыкальное сопровождение. Сосредоточенность на деятельности. Сформированы двигательные навыки. С желанием учатся танцевать, водить хороводы. Легко музицируют на шумовых и детских музыкальных инструментах. Используют музыкальные инструменты для звукоподражания. С интересом импровизируют. Сформирована слуховая память. Развита крупная и мелкая моторика. Занимаются с хорошим настроением и с желанием.
Средний уровень: Мама и малыш поют самостоятельно припев под музыкальное сопровождение. Сосредоточенность на деятельности. Сформированы двигательные навыки. С желанием учатся танцевать, водить хороводы. Музицируют на шумовых и детских музыкальных инструментах с помощью педагога. Используют музыкальные инструменты для звукоподражания. Формируется слуховая память. Развита крупная моторика, мелкая моторика с помощью педагога и мамы. Занимаются с хорошим настроением и с желанием.
Низкий уровень: Мама и малыш подпевают под музыкальное сопровождение. Двигательные навыки формируются. С желанием учатся танцевать, водить хороводы. Музицируют на шумовых и музыкальных инструментах с помощью педагога. Развивается моторика. Занимаются с хорошим настроением и желанием.
Формы и методы контроля
Итоговые занятия проводятся 2 раза в год.
• Новогодний праздник проходит в форме сказки. (Декабрь)
• Итоговое занятие, посвященное дню защиты детей, проводится в виде концерта. (Май - июнь)
Тематический план
- Знакомство. Введение в программу. Познакомить с разными видами деятельности.
- Знакомство с шумовыми музыкальными инструментами.
- Высокие и низкие звуки.
- Долгие и короткие звуки.
- Громкие и тихие звуки.
- Игра на металлофоне, ксилофоне.
- Подпевание и пение. Игры - потешки
- Музыкально – ритмические движения. Хороводные игры и танцы.
- Коммуникативные и пальчиковые игры.
- Массажная музыкальная гимнастика
- Игры с предметами
- Слушание музыки
- Развитие речи (в процессе пения и логоритмических игр)
Календарный план
Раздел | Репертуар | Сент | Окт | Ноя | Дек | Янв | Фев | Март | Апр | Май |
Приветствие | «Музыка, здравствуй» | * | * | * | * | * | * | |||
«До свидания, музыка» | * | * | * | * | * | * | ||||
«Утром солнышко встает» | * | * | * | |||||||
«Ладушки - ладошки» | * | * | * | * | * | * | ||||
«Шишечка» | * | * | * | * | * | * | ||||
Формирование первичных навыков танцевальных движений | «Ручкой помаши» | * | * | * | ||||||
Коммуникативный танец «Поцелуйный» | * | * | * | |||||||
«Мы по садику гуляем» | * | * | * | |||||||
«Вот так мы шагаем» | * | * | * | |||||||
«Танец с платочком» | * | * | * | |||||||
«Башмачки» | * | * | * | |||||||
«Мамочку люблю» (3 шага вперед) | * | * | * | |||||||
«Рыбка» | * | * | * | |||||||
«Танец с лентами» | * | * | * | |||||||
«Пляска с куклами» | * | * | * | |||||||
Массажная музыкальная гимнастика | «Ладошка» | * | * | * | * | |||||
«Топы – шлепы» | * | * | * | |||||||
«Елочка» | * | * | * | * | * | * | ||||
«Музыкальные колбаски» | * | * | * | |||||||
«Мешу тесто» | * | * | * | * | ||||||
«Рельсы -рельсы» | * | * | * | * | ||||||
Раздел | Репертуар | Сент | Окт | Ноя | Дек | Янв | Фев | Март | Апр | Май |
Игровая дыхательная гимнастика | «Белый пух» с перышком | * | * | * | * | |||||
«Пузатый чайник» | * | * | * | |||||||
«Жук» | * | * | ||||||||
Музыкальные игры и сказки | «На полянке дом стоит» | * | * | * | ||||||
«Как у дяди Трифона» | * | * | * | |||||||
«Зайцы и лисичка» | * | * | * | |||||||
«Медведь» | * | * | * | |||||||
«Мышка перчатку нашла» | * | * | * | * | ||||||
Шумовая сказка | «Теремок» | * | * | * | ||||||
Звуки улицы | * | * | * | |||||||
Звуки леса | * | * | * | |||||||
Звуки моря | * | * | ||||||||
Звуки дома | * | * | ||||||||
Деревня | * | * | ||||||||
Гвоздь и молоток | * | * | * | |||||||
Игры с предметами | Движения с подушечками | * | * | * | ||||||
Упражнения с ложками | * | * | * | |||||||
Игра с клубочком | * | * | * | |||||||
Игра с палочками | * | * | * | |||||||
Игра с лентами | * | * | * | |||||||
«Малыш - мама» Телесное знакомство | «Лодочка» | * | * | * | ||||||
Музыкальные колбаски | * | * | * | |||||||
Самолет | * | * | * | |||||||
Лошадка | * | * | * | |||||||
Рыбка | * | * | * | |||||||
Велосипед | * | * | * | |||||||
«Мешу тесто» | * | * | * | * | * | * |
Репертуар:
Раздел | Репертуар |
Приветствие | «Музыка, здравствуй» И. Бодраченко «До свидания, музыка»Т. Ермолина «Утром солнышко встает» А. Филиппенко «Ладушки - ладошки» Е. Герчик «Шишечка» М. Еремеева |
Формирование первичных навыков танцевальных движений | «Ручкой помаши» Е. Тиличеева Коммуникативный танец «Поцелуйный» «Мы по садику гуляем» Т. Попатенко «Вот так мы шагаем»Е. Тиличеева «Танец с платочком» А. Филиппенко «Башмачки» А. Евтодьева «Мамочку люблю» (3 шага вперед) Н. Френкель «Рыбка» Т. Тютюнникова «Танец с лентами» М. Красев «Пляска с куклами» М. Красев |
Массажная музыкальная гимнастика | «Ладошка» Е. Железновы «Топы – шлепы» Б. Савельева «Елочка» И. Бодраченко «Музыкальные колбаски» Т. Ермолина «Мешу тесто» Т. Ермолина «Рельсы -рельсы» Е. Поплянова |
Игровая дыхательная гимнастика | «Белый пух» с перышком Е. Поплянова «Пузатый чайник» Е. Железнова «Жук» А. Филиппенко |
Музыкальные игры и сказки | «На полянке дом стоит» Б. Савельева «Как у дяди Трифона» Е. Поплянова «Зайцы и лисичка»А. Евтодьева «Медведь»З. Роот «Мышка перчатку нашла» Е. Железнова |
Игры с предметами | Движения с подушечками М. Еремеева Упражнения с ложками Е.Герчик Игра с клубочком Е. Тиличеева Игра с палочками Т. Ермолина Игра с лентами А. Евтодьева |
«Малыш - мама» Телесное знакомство | «Лодочка» Т. Тютюнникова Музыкальные колбаски Т. Ермолина Самолет З. Роот Лошадка Т. Попатенко Рыбка А. Филиппенко Велосипед Е. Железнова «Мешу тесто» Т. Ермолина |
Литература
- А. И. Буренина 1-3 года ТОП-ХЛОП, МАЛЫШИ.
- Е. Железнова. Нотный альбом «Бим - бом» для детей 1-3 лет
- Е. Железнова. Тюк-тюк кулачок (полный сборник пальчиковых игр)
- Е. и С. Железновы «Музыкальные обучалочки ГАВ и МЯУ» (логоритмические песенки для развития и постановки речи от 1 года до 3 лет)
- Е. Железнова «Сказочки - шумелки»
- Е. Железнова «Веселые уроки. Ритмика»
- Т.Суворова «Танцуй малыш» 1-2
- Т.Э. Тютюнникова ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ
- Т. Ермолина «Музыка с мамой»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мамы всякие нужны,мамы всякие важны…Мамы у всех разные, но они прекрасные…
Презентация ко Дню матери...
Конспект интегрированного занятия «Музыка для мамы» в старшей разновозрастной группе. Конспект интегрированного занятия «Музыка для мамы» в старшей разновозрастной группе. Цель: Воспитание любви и уважения к самому близкому человеку – маме через разл
Конспект интегрированного занятия «Музыка для мамы»в старшей разновозрастной группе. Цель: Воспитание любви и уважения к самому близкому человеку ...
Спортивный праздник с мамами к дню матери «Мы с мамой ловкие, мы с мамой смелые»
Спортивный праздник с мамами к дню матери «Мы с мамой ловкие, мы с мамой смелые» Задачи: пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать созданию традиций, теплых взаимоотношени...
Спортивный праздник с мамами ко дню матери «Мы с мамой ловкие, мы с мамой смелые» (совместное мероприятие с начальной школой)
Участники: семьи имеющие детей школьников и дошкольников Цель: Зарядить положительными эмоциями детей.Задачи:1. Пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать...
«НАШИ МАМЫ. ПРОФЕССИЯ НАШИХ МАМ. КАК Я ПОМОГАЮ МАМЕ. ХОББИ МАМЫ».
Цель: знакомить и расширять знания детей о приметах весны.Задачи: формировать у детей первичные понятия значимости мамы в семье; развивать интерес к профессии мамы, ее хобби; воспитыват...
Развлечение в средней группе, «Мама — это небо! Мама — это свет! Мама — это счастье! Мамы лучше нет!»
Конспект развлечения в средней группе на День Матери...
Проект "Мамы разные нужны. мамы всякие важны..." /"Профессии мамы"
Проект «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».Чтобы познакомить детей с профессиями, сформировать позитивные установки к труду и творчеству, За последнее время появились профессии, содержа...