Агентство реальных дел, как метод формирования экономических представлений дошкольников.
презентация
В целях обобщения и распространения передового опыта реализации ФГОС, мониторинга результативности деятельности инновационных площадок Российская академия образования организовала и провела семинара (в форме вебинара) «Инновационные площадки РАО: практика работы образовательных организаций» 14-15 мая 2018г. Где мы, как организация, представляли свой опыт работы. Главное направление нашего образовательного процесса - социально-коммуникативное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_k_vebinaru_14_maya_okonchatelnyy.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Агентство реальных дел, как метод формирования экономических представлений дошкольников.
Мы частное дошкольное учреждение города Москвы. Наш детский сад посещают разные ребята, их родители в большинстве своем бизнесмены, медийные личности, банкиры и т.п. Чтобы поддерживать имидж детского сада наши педагоги постоянно в поиске интересных и незаурядных мероприятий.
Главное направление нашего образовательного процесса - социально-коммуникативное развитие. Три раза в год мы проводим длительные социально-коммуникативные игры.
В инновационной работе одним из достижений прошедшего учебного года считаем разработку в рамках длительной социально-коммуникативной игры игру финансовой направленности - «Агентство реальных дел»
К такой игре пришли в результате бесед с родителями, анализа образовательных практик. Мы согласны с тем, что в дошкольном возрасте важно научить детей элементарным финансовым операциям, объяснить детям, как можно заработать деньги и т.п. В рамках образовательного процесса старались сделать экономику понятной дошкольнику. И нашли самый удачный прием «Агентство реальных дел»
В этом году проводили финансовую игру в течение апреля. Агентство работало в течение трех недель, и у каждого ребенка была возможность выбрать ту деятельность, которая для него наиболее интересна, и получить свои первые заработанные «Лу»- это валюта нашего детского сада, которую в игре создали дети.
Работу Агентства мы начали с бесед с детьми о том, что такое деньги, для чего они нужны, откуда они появляются, на что их можно тратить, как заработать деньги и т.п. До начала игры мы пригласили родителей воспитанников на встречи с ребятами, где взрослые рассказывали о том, как они заработали свои первые деньги, обсуждали с малышами, как они могут это сделать.
Затем мы рассказывали ребятам, как в детском саду можно заработать деньги. А дел очень много. Предлагали нашим воспитанникам помочь одеть малышей на прогулку, поставить спектакль, намазать хлеб маслом, дети участвовали в мытье посуды вместе с помощником по кухне или мыли их самостоятельно, совместно с менеджером детского сада продавали клиентам путевки в лагерь на лето, работали в бригаде пожарной инспекции и многое другое.
Для планирования детьми деятельности по зарабатывание денег, мы разработали журнал, в нем дети условными значками отмечали, чем они будут заниматься. Мы обговаривали с детьми, сколько стоит та или иная деятельность. В понедельник и четверг дети делали выбор, заполняли журнал на последующие дни. Педагоги наблюдали, чтобы ребята не выполняли одну и ту же работу. За каждую произведенную работу дети получали ЛУ.
Для игры мы создали банк, магазин. Банк – для того, чтобы в нем могли копиться деньги, а в магазине ребята за Лу покупали разные вкусности.
Банк открывался каждый день, магазин по пятницам.
Чтобы ребята планировали свои расходы, педагоги разработали каталог товаров, в нем указывалась цена изделия за Лу. В начале игры с каталогом познакомили наших воспитанников, они рассматривали товары, намечали, что хотят приобрести и сколько для этого потребуется заработать. Как показала практика, за неделю дети могли заработать от двух до 4 «Лу»,60% старших дошкольников (старшая и подготовительная группа) уже на первой недели сделали свой вклад в Банк, а младшие дошкольники тратили свои деньги в «Лавке сладостей». То на второй неделе, 25% младших дошкольников сделали свой первый вклад в Банк. А на третьей недели дети подготовительной группы уже самостоятельно сделали первые выводы по процентным ставкам в Банке.
К концу работы Агентства, у некоторых детей (это максимально) было 22«Лу». Но на этом деятельность детей не заканчивалась. Один раз в неделю (по пятницам) каждый ребенок имел возможность потратить заработанные деньги в «Лавке сладостей» или положить их в Банк под проценты. Бюджет каждого ребенка отражался в таблице, которая находилась в каждой группе.
Заработанные в течение игры деньги они тратили на Семейном финансовом фестивале, который являлся заключительным этапом длительной экономической игры.
В каждой длительной социально-коммуникативной игре мы создаем проблемные ситуации, которые позволяют нам наблюдать, а затем помогать детям решать разные социальные вопросы, в данной игре финансовые. Например, один мальчик Андрей , из подготовительной группы выбрал работу на кухне. В этот день на обед была рыбная котлета ( а он их не любит, даже запах). Узнав это, он сначала хотел отказаться от выбранной деятельности, но потом передумал. На наш вопрос, что заставило тебя поменять свое решение? Он ответил : «Ведь некоторые дети любят это блюдо, а я ведь хочу стать поваром. Значит должен учитывать желания своих клиентов»
Или девочка из подготовительной группы выбрала проведение занятие в младшей группе. Когда мы в последствие с ней обсуждали ее успехи, она отметила, что трудно было не проводить занятие, а чтоб ее все внимательно слушали. Воспитатель младшей группы перед занятием обратила ее внимание на то, чтобы Надя включила в деятельность всех ребят, кого вопросом, кого попросила поработать с раздаточным материалом и т.п. Так вот, Надя самым тяжелым в занятие назвала то, что нужно видеть всех ребят и сделать так, чтобы каждый принял участие.
Лукас ( младшая группа) выбрал уборку территории перед прогулкой детей. Его родители приводят в детский сад к 9.45, а эта деятельность планировалась на 9.00. Так он заставил родителей поставить будильник пораньше, чтоб не опоздать на «свою работу»
В конце игры у нас традиционно массовое общее мероприятие со взрослыми и детьми. В этом году провели «Семейный финансовый фестиваль», где собрались воспитанники со своими семьями. В ходе клубного часа «Страны мира», их было 5: Италия, Англия, Египет, Мексика, Япония, взрослые и дети могли заработать еще лу, а затем потратить их в кафе или магазине.
Например, в туманной Англии ребята и их родители оказались в квартире Браунов. Добрый медвежонок Паддингтон приготовил задания с его любимым мармеладным джемом. А мистер и миссис Браун проверяли сноровку, ловкость и знания английского языка. За выполнение задания участник получал 8 лу.
Ароматы Итальянской пиццерии были по всему детскому саду. Именно здесь можно было стать настоящим Маэстро Пицца и под руководством опытного пиццмейкера приготовить настоящую пиццу, за это получить 5 лу, а затем съесть в кафе любую пиццу бесплатно
А в Мексике изготавливали маракасы, танцевали ламбаду и готовили вкуснейшее буррито, за что получили по 3 лу за каждое выполненное задание.
На фестивале потратить монеты можно было и в оригинальном салоне африканских масок за лу, сделав африканскую татуировку или аквагрим настоящего африканца.
Или в чудесной французской пекарне, где детей и взрослых ждали самые разные сладости: блинчики, круассаны, пирожные, ватрушки, и, конечно же, горячие напитки.
А в букинистической лавке можно было приобрести книги ручной работы, изготовленные сами детьми или совместно с родителями в рамка семейного проекта «Книга своими руками». Важно отметить, что все дети выставляли книги на продажу, сами назначали цену. Многие ребята сами и приобрели свою книгу, им было жалко даже за лу расстаться с ней.
Надо сказать, что на фестивале зарабатывать могли взрослые и дети, а тратить только ребята. Причем педагоги жестко отслеживали, чтобы дети самостоятельно решали, что приобрести.
На фестивале дети и взрослые играли, шутили, общались, делились впечатлениями, семейно объединялись друг с другом, чтобы совместно провести досуг.
На большие праздники к нам всегда приходит много гостей, на фестиваль пришли старые знакомые, бывшие выпускники, целые семьи, в которых только один ребенок сегодня посещает детский сад, остальные уже выросли, но им вместе нравится общаться на территории Лучика.
Наш праздник прошел активно для всех участников. Дети не хотели расставаться с героями, друзьями, взрослые переставали контролировать время и еще долго засиживались в кафе, общаясь с детьми, членами семей наших воспитанников.
Длительная социально-коммуникативная игра - это целое событие, которое объединяет в совместной деятельности воспитанников детского сада и взрослых. В ходе и по окончанию каждой игры мы наблюдаем, как меняются отношения семей наших воспитанников, они становятся ближе, чаще совместно обсуждают достижения детей, у нас есть семьи, которые стали друзьями, пока дети посещали детский сад. Сейчас они вместе путешествуют, вместе организуют досуг своих детей, направляют их в общие кружки и секции.
Надо отметить, что и педагогам становится интереснее работать с таким сообществом. Они открыты, проявляют инициативу, поддерживают наши игры, посильно участвуют в них.
Наблюдая за дошкольниками в период работы «Агентства», заметили, что они стали чаще употреблять экономические термины: товар, реклама, карточка, цена; беседовали о профессиях своих родителей, обращали внимание на нравственные категории (это тяжелый труд, он нужен); обсуждали рекламу. Многие дети стали делиться своими успехами в выполнении домашних дел. За все время трудовой деятельности 72% детей говорили о том, что родители не дают им дома заниматься домашней работой
(мыть посуду, гладить белье, пылесосить, помогать в готовке на кухне и т.п).
В принципе, именно поэтому одной из самых выбираемой детьми деятельностей была работа по уборке, чистке и обслуживанию.
Некоторые родители были против такой деятельности в детском саду, но мы нашли компромисс, доказали ценность такой деятельности для финансового опыта ребенка. Но главное, сколько положительных эмоций несли дети домой после трудового дня.
Длительная социально-коммуникативная игра по финансовому направлению, агентство, позволили нам увидеть необходимость проведения совместной событийной деятельности по формированию у детей основ финансовой грамотности. В перспективе мы планируем продолжить данную тему нашей игры, усложняя содержание и включая в нее разные проблемные ситуации, через решение которых у детей будет формироваться опыт финансовой игровой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поход или экскурсия как метод формирования экологических представлений дошкольников
Окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы....
Формирование экономических представлений старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр
В связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо развивался в сложнейших эконо...
Формирование экономических представлений старших дошкольников посредством сюжетно –дидактических игр
Путем рассуждений и через игровые моменты ввести понятие « потребности» человека, животного; воспитывать чувство любви к окружающим людям, животным, желание заботится о них....
Выступление из опыта работы "Формирование экономических представлений дошкольников посредством сказки"
Проблема формирования у детей дошкольного возраста экономических представлений актуальна на современном этапе. Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой эк...
Презентация "Формирование экономических представлений у старших дошкольников посредством сюжетно - дидактических игр".
Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, наконец воспитательно - образовательная работа в условиях детского сада формируют тот эмпирический опыт , который ставится базой для дальнейшей рабо...
Статья на тему: «Формирование экономических представлений старших дошкольников»
Статья на тему :"Формирование экономических представлений старших дошкольников"...
Экологическая сказка – метод формирования экологических представлений дошкольников
Экологическая сказка является важным звеном в цепи экологического воспитания и любимым познавательным занятием детей. Она учит детей любить окружающую красоту, помогает ответить на многие вопросы...