Поход или экскурсия как метод формирования экологических представлений дошкольников
статья по окружающему миру по теме
Окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Поход или экскурсия как метод формирования экологических представлений дошкольников
Шашерина Людмила Ивановна
воспитатель МБДОУ
г. Мурманска детский сад
комбинированного вида № 110
Окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы.
Ухаживая и наблюдая за птичкой, рыбками, белкой, ежом, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем и как их нужно кормить. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку воспитывает в детях доброту и сердечность. Общаясь с животными, дети узнают много нового, интересного из их жизни.
Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.
Общение детей с природой – это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой – не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.
В повседневной жизни с дошкольниками я провожу обстоятельные мероприятия, насыщенные разными видами деятельности и имеющими большое развивающее значение. Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Совершаем с детьми непродолжительные прогулки, имеющие одну конкретную цель, а может организовать поход на полдня.
Поход – это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические. Поход – это комплексное мероприятие не только по сочетанию задач и видов деятельности, но прежде всего по своей организации. Его планируют, готовят, обдумывают несколько взрослых – эколог, воспитатель физкультуры, медсестра, методист и воспитатель группы. Совместно мы разрабатываем план и сценарий похода, определяем маршрут и решение разных задач по мере его прохождения. Вместе с экологом и методистом продумываем, какие наблюдения можно провести с детьми в это время года в этом месте, какие значимые экологические объекты показать на маршруте, как разнообразить виды деятельности. Инструктор по физвоспитанию и медсестра обдумывают безопасность похода, физкультурно-оздоровительные включения, организацию отдыха и питания.
Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение для детей имеют лишь те походы, которые правильно подготовлены и организованы. Природное окружение должно быть хорошо обследование и изучено, что позволит точно составить маршрут, спланировать время и место остановок, отдыха, привала, позволит определить содержание наблюдений и других видов деятельности. Подготовка к походу начинается за несколько дней: сообщаю детям, куда они пойдут, с какой целью. Правильно спланированная и организованная подготовка создает хороший настрой у всех участников похода (педагогов, детей и их родителей), а само мероприятие оставляет глубокий эмоциональный след у каждого участника.
Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, количества педагогических задач, видов деятельности, уровня подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы.
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе.
Находясь в походе или на экскурсии мы с детьми собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.
Походы и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д.
Также ведется работа с родителями: оформляется «Экологический стенд», где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.
Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, можно провести анкетирование.
- Что такое экология?
- Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?
- Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
- Посадили ли Вы дерево?
- Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?
- Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
- Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?
- Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
- Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
- Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.?
- Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
- Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?
- Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
- Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду?
Ответы родителей помогут выявить увлечения взрослых и детей, обозначат проблемы, требующие педагогической помощи, и лягут в основу создания книги «Природа и мы», с которой может познакомиться каждая семья.
Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста.
Статья....
Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников»
Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений вовладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическимипредставлениями через экологические сказки....
Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников»
Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки....
Дидактическая игра, выполненная в программе SMART Notebook как метод формирования экологических представлений
В старшем дошкольном возрасте дети начинают систематизироватьпредставления о животных, делят их по классификации, выделяют внешние признаки, получают знания о развитии животных. Для того что бы детям ...
Методическая разработка "Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников"
Методическая разработка "Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников"...
Методическая разработка на тему "Экологическая игра как метод формирования экологического сознания дошкольников"
Методическая разработка воспитателя...
Экологическая сказка – метод формирования экологических представлений дошкольников
Экологическая сказка является важным звеном в цепи экологического воспитания и любимым познавательным занятием детей. Она учит детей любить окружающую красоту, помогает ответить на многие вопросы...