«Развитие основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» самообразование
материал (средняя группа)

Развивать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya.docx17.69 КБ

Предварительный просмотр:

Федорова Инесса Владимировна

ГБОУ школа №1568 имени Пабло Неруды

 дошкольное отделение №7/8

Воспитатель                               

Самообразование «Развитие основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Над этой темой я работаю первый год, возраст детей: 4-5 лет (средняя группа).

Цель: Развивать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Задачи:

• сформировать у детей адекватное представление об окружающем человеке (о строении собственного тела);

• помочь ребенку создать целостное представление о своем теле,

• научить " слушать" и "слышать" свой организм;

• осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;

• развивать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании в здоровом образе жизни;

• привить навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;

• развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;

• научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;

• формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности;

Работа проводилась в течение года по следующим направлениям:

1. Работа с детьми

2. Взаимодействие со специалистами

3. Работа с родителями

Для реализации поставленных задач были реализованы следующие условия:

• Музыкальный, физкультурный залы

• Физкультурный уголок в группе

• Медицинский кабинет

• Спортивная площадка

• Наличие плакатов, моделей, игрового материала для освоения темы.

Использованы методические приемы:

• рассказы и беседы воспитателя;

• заучивание стихотворений;

• моделирование различных ситуаций;

• рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

• сюжетно-ролевые игры;

• дидактические игры;

• игры-тренинги;

• игры-забавы;

• подвижные игры;

• пальчиковая и дыхательная гимнастика;

• самомассаж;

• физкультминутки.

Формы работы:

• утренняя гимнастика (ежедневно);

• физкультурные занятия;

• музыкально – ритмические занятия;

• прогулки с включением подвижных игр;

• пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)

• зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях

• оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);

• физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);

• эмоциональные разрядки, релаксация;

• ходьба по массажным коврикам

• спортивные досуги, развлечения, праздники

• беседы

• консультации

• родительские собрания

1. Работа с детьми

Проводилась по следующим направлениям:

• Развивающие занятия на темы:

- Полезная и вредная пища

- Дорожка здоровья

- Рациональная пища

- Строение тела, органов

- Какими бывают люди?

- Почему ты растешь?

- Зачем нужна еда?

- Кто охраняет наш глаз?

- Зачем нам нужен нос?

- С утра до вечера

- Мои верные помощники и др.

• Дидактические игры:

- Что такое дружба?

- Услышь меня

- Покажи части тела

- Разложи по порядку

- Витаминные домики

- Вода - наша помощница

- Вода - это хорошо или плохо

- Как надо заботиться о своем младшем друге?

- От грядки до обеденного стола

- Помоги зеленым друзьям и др.

• Индивидуальная работа с детьми по усвоению культурно-гигиенических навыков, строению своего тела, знанию витаминов и др.

• Проведение оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, зарядка после сна, физкультминутки, прогулка, полоскание рта после каждого приема пищи) ежедневно.

2. Взаимодействие со специалистами

На протяжении всего года медицинские работники совместно с воспитателями следили за состоянием здоровья детей, приглашались на родительские собрания для своевременного информирования родителей о профилактике заболеваний, об охране здорового образа жизни, проводили беседы с детьми на тему здоровья.

Психолог в индивидуальных беседах с детьми также разъясняла важность и пользу здорового образа жизни.

3. Работа с родителями осуществлялась с помощью

• Проведения родительских собраний на заданную тему, приглашение специалистов

• Индивидуальных консультаций на тему здорового образа жизни: гигиена полости рта, профилактика ОРЗ, необходимость зарядки по утрам, дневного сна (так как почти все дети не приучены дома спать днем, необходимость здоровой пищи.

• Вывешивание информации в родительском уголке

4. Взаимодействие с руководством осуществлялось с помощью консультаций воспитателя и старшего воспитателя, проведения в начале года анкеты-опросника по данной теме.

5. Обмен опытом с педагогами: Проведение занятия на начале разработки темы развития навыков здорового образа жизни у детей 4-5 лет. (ребята 9-ой группы показали свои знания о здоровье человека, а педагоги смогли дать свою оценку знаниям детей и рекомендации, над чем можно еще поработать и какие приемы, средства, формы, методы работы можно использовать.

В целом, по моим наблюдениям и наблюдениям специалистов дети к концу учебного года стали бережнее относиться к своему здоровью, лучше следить за культурно-гигиеническими навыками, стали делать друг другу замечания в неправильном поведении или отношении к чему-либо. Более тщательно стали соблюдать режим дня, некоторые стали дома делать утреннюю гимнастику. Также ребята улучшили показатели в гибкости, быстроте бега, и других параметрах на физкультурных занятиях. Прогулки стали более интересными: ребята стали задавать много вопросов о том, как устроены деревья, цветы, чем питаются насекомые, о погоде, стали проводить больше опытов, чтобы узнать о каком-либо явлении. К концу года ребята лучше изучили строение тела, они без труда могут показать расположение основных органов в теле человека, а также рассказать об их функциях.

Несомненно, только взаимодействие всех субъектов образовательного процесса может принести пользу в освоении навыков формирования здорового образа жизни. Развивающие занятия с детьми по ОБЖ, социальному миру расширили представления детей по данной теме. В дальнейшем я планирую продолжать такие занятия, но больше внимания, на мой взгляд, необходимо уделить работе с родителями, которые очень часто ссылаются на сильную занятость и порой не хотят замечать проблемы в жизни и здоровье своего ребенка. А чтобы работа с родителями проходила более плодотворно, необходимо более тесное взаимодействие со специалистами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Я хочу здоровым быть!»

Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, пос...

Проект «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие»

Цель проекта: организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего органи...

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие в средней группе "Будь здоров!"

Цель проекта: повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми, для формирования основ здорового образа жизни....

Отчёт по самообразованию Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Принимая во внимание, что состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребёнка, успешность его социолизации, станоаится понятен выбор данной темы....

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие «Быть здоровыми хотим!»

Наше будущее – это наши дети. Наша Родина Россия только тогда будет сильной, процветающей и конкурентно-способной страной, когда будет здоровым ее подрастающее поколение. Задача охраны, сохранен...

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие "Чтобы быть здоровым"

Актуальность темы:- потребность общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности вследствие резкого ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения;- необходимость теоретического обосно...