Выступление на педсовете " Профессиональная компетентность педагога в ДОУ"
рабочая программа (старшая группа)

Кондратова Анастасия Владимировна

 

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем для образовательных учреждений России. Решение этой проблемы связано с изменением содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели  и , результата образования.

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sovete_v_dou_2.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад № 7 «Мечта»

«Профессиональная компетенция  педагога В ДОУ»

Выполнила: Кондратова Анастасия Владимировна

П.Мещерское

2017г.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем для образовательных учреждений России. Решение этой проблемы связано с изменением содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.) .

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников осуществляется с использованием трех критериев: 

1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

2. Готовность решать профессиональные интегрированные  задачи.

3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

  • Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
  • Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.
  • Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
  • Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию (качество человека характеризующееся большим интересом к внешнему миру), эмпатию (сопереживание, понимание другого). Умение правильно общаться с родителями воспитанников является одной из главных и может быть трудных составляющих коммуникативной компетенции.

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

  •  воспитательно-образовательной;
  •  учебно–методической;
  •  социально–педагогической.
  • Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
  • Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

  • Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Образовательная деятельность в условиях реализации ФГОС ориентирована на развитие следующих педагогических умений:

  • Исследовательских 
  • Проектировочных
  • Организаторских
  • Коммуникативных 
  • Конструктивных 

Исследовательские умения: умение оценивать мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно – образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС.

Проектировочные: умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др., в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания  и развития детей.

Организаторские умения: Базовая компетентность преподавателя заключается в умении организовать самостоятельную деятельность воспитанников, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым ребёнком на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций. И, что очень важно, это происходит в процессе реализации собственных интересов и желаний, приложения усилий, взятия на себя ответственности.

Меняется и смысл термина «развитие». Индивидуальное развитие каждого человека связано в первую очередь с приобретением умений, к которым у него уже есть предрасположенность (способность), а не с приобретением тематической информации, которая не только никогда не понадобится в практической жизни, но и, по сути, не имеет никакого отношения к его индивидуальности.

Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен организовать любой педагог с целью создания в помещении «развивающей среды».

К необходимым можно отнести следующие:

  1. Самостоятельный выбор воспитанниками (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы ит.д.).
  2. Самостоятельная деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений).
  3. Осознанность цели работы и ответственность за результат.
  4. Реализация индивидуальных интересов воспитанников.
  5. Групповая работа (распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).
  6. Формирование понятий и организация своих действий на их основе.
  7. Использование системы оценивания, адекватной требуемым образовательным результатам (портфолио, дневник достижений, кар- та успеха ит.д.).
  8. Демонстрация преподавателем компетентного поведения.

То есть организаторские умения проявляются в умении применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно-образовательной деятельности, а также в умении включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям

Коммуникативные: Коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, а также умение слушать.

Какими должны быть коммуникативные умения педагога:
- умение вступать в контакты с разными людьми; 
- умение устанавливать профессиональные отношения; 
- умение осуществлять индивидуальный подход к детям; 
- умение сотрудничать, вступать в деловые контакты; 
- умение создавать атмосферу комфортности, доброжелательности; 
- умение вызывать доверие у детей, соучаствовать в решении их проблем; 
- умение быть тактичным; 
- умение побуждать ребенка к действию, к творчеству; 
- умение влиять на общение, отношения между детьми в микросоциуме; 
- умение педагога правильно воспринимать, учитывать, реагировать на критику. 

То есть педагог должен обладать умением строить и управлять коммуникативным взаимодействием.

Конструктивные: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.

Современные требования определяют основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- исследовательская, экспериментальная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

- различные формы педагогической поддержки;

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

  • обобщение собственного педагогического опыта.
  • -умение анализировать свою деятельность (самообследование)

Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

Но свою профессиональную компетенцию необходимо совершенствовать:

- посещать курсы повышения квалификации,

-заниматься исследовательской, экспериментальной, инновационной деятельностью,

- осваивать новые педагогические технологии,

- принимать активное участие в педагогических  конкурсах, мастер- классах, участие в методических объединениях,

- уметь ориентироваться в информационном потоке,

-обобщать собственный педагогический опыт, и самое главное заниматься самообразованием.

Воспитатель 21 века – это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

- Умеющий организовать рефлексивную деятельность; 
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Профессиональная компетентность педагога"

В рамках педсовета рассматриваются составляющие компетентности педагога. Проводится работа с документами по аттестации педагогических кадров.  Участники педсовета выстраивают маршрут повышения пр...

выступление на районном семинаре по теме«Организация проектной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов»

сообщение из опыта работы МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 9" г. Волоколамск Московской области по реализации проектной деятельности в работе с дошкольниками, поэтапность введения в деятел...

педсовет «Коммуникативная компетентность педагогов ДОО как один из критериев профессионального мастерства в работе с родителями воспитанников»

форма проведения: педсовет-дискусияцель: актуализировать развитие профессиональной компетентности воспитателя...

Выступление на педсовете по теме: «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями».

   В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей....

Программа проведения педсовета «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов посредством внедрения в образовательную деятельность инновационных педагогических технологий»

Быстро меняющийся рынок труда ведет к изменению запросов общества к образовательной организации, что влечет за собой изменение требований к педагогам. Педагог является одним из важнейших источников пе...

Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ»

В настоящее время  в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей кра...