педсовет «Коммуникативная компетентность педагогов ДОО как один из критериев профессионального мастерства в работе с родителями воспитанников»
методическая разработка на тему
форма проведения: педсовет-дискусия
цель: актуализировать развитие профессиональной компетентности воспитателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление ст.воспитателя | 31.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет
на тему «Коммуникативная компетентность педагогов ДОО
как один из критериев профессионального мастерства
в работе с родителями воспитанников»
Цель: актуализировать развития профессиональной компетентности воспитателя.
Форма проведения: педсовет-дискуссия.
Участники: педагоги ДОО.
Подготовительная работа:
- Проведение консультаций для педагогов по темам: «Вербальные средства общения», «Невнрбальные средства общения», «Профилактика неблагоприятных эмоциональных состояний».
- Подготовка упражнений по отработке коммуникативных навыков.
План проведения педсовета:
- Актуальность темы педагогического совета;
- Коммуникативная компетенция педагога;
- Работа в группах. «Оценка уровня общительности», результаты методики В.Ф.Ряховского;
- Подведение итогов и принятие решения педагогического совета.
Ход педагогического совета
Коммуникативная компетентность – это профессионально значимое, личностное качество педагогов, формирующееся в процессе саморазвития.(Википедия)
- Актуальность темы педагогического совета (выступление ст.воспитателя)
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования целью образовательного процесса является формирование личности, готовой к гибкому изменению своей социальной, профессиональной деятельности с учетом постоянно изменяющихся условий, способной к определению своего образовательного маршрута.
Профессия педагога всегда расценивалась как требующая высочайшего профессионализма. К основным качествам, обеспечивающим успех деятельности педагога, традиционно относят: интерес к своей профессии, увлеченность, любовь к детям, творческие способности, уравновешенность, требовательность, доброжелательность, наблюдательность.
Профессионализм педагога, по определению С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, есть хорошее владение своей профессией. Это понятие предполагает наличие профессионализма личности и деятельности, профессионально-педагогическую компетентность, педагогическое мастерство.
- Коммуникативная компетенция педагога (выступление ст.воспитателя)
В проекте профессиональногостандарта педагога указывается на то, что «квалификация педагога складывается из его профессиональных компетенций». Профессиональная же коспетенция определяется, как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования связана с необходимостью постоянного общения с широким кругом людей: детьми, разными индивидуально-психологическими характеристиками, родителями (законными представителями), имеющими различный образовательный и возрастной статус, коллегами, администрацией детского сада и т.д.
Это факт указывает на коммуникативную ответственность педагогов и повышенные требования к уровню их коммуникативных знаний и умений. В связи с этим становлением и развитие коммуникативной компетентности как стержневой состовляющей профессионализма педагога дошкольного образования является актуальной проблемой современной науки и практики.
В проекте ФГОС ДО отмечено, что у педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные крмпетенции предполагают обеспнечение эмоционального благополучия каждого ребенка, организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности, открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников. Все это невозможно обеспечить, не обладая одной из ключевых компетентностей – коммуникативной.
К сфере коммуникативной компетентности относится умение педагога взаимодействовать, выстраивать коммуникацию, но это не набор знаний и умений, а эффективность их применения в реальной образовательной практике. Быть компетентным – значит уметь мобилизировать имеющиеся знания, опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах. «Компетентность – это успешное действие в конкретной ситуации»(И.А.Зимняя). Давайте подумаем над тем, что такое коммуникативная компетентность? (Педагоги отвечают, выдущий записывает на доске)
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с воспитанниками, родителями (законными продставителями), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
- Работа в группах. «Оценка уровня общительности», результаты методики В.Ф.Ряховского
Общение происходит по двум психилогическим каналам: словесному (речевому, вербальному) и эмоциональному (невербальному). Давайте попробуем представить наше общение с родителями в контексте этих двух каналов.
1-я группа педагогов. «Вербальные средства общения».
Вербальное (или речевое) общение – это «процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка».
На выбор стиля речевого поведения влияют не только индивидуальные особенности педагога, но и та ситуация, в которой он находится.
Например, проведение научной конференции для родителей требует от педагогов умений оперировать строгими научными терминами (которые тем не менее должны быть расшифрованными в речи, чтобы исключить непонимание недостаточно подготовленной части аудитории и тем самым предотвратить возможные в таких случаях агрессивные выпады или «самоустранение» слушателей.)
В случаях возникновения конфликта с родителями (законными представителями) лучше придерживаться официальной манеры общения. Авторы упомянутой ниже книги приводят следующие принципы построения речевой коммуникации.
Принцип кооперации («требование к собосодникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению резговора») предполагает, что вербальное общение должно:
– содержать оптимальное количество информации (оно должно соответствовать текущим целям общения, излишняя информация может отвлекать, вводить в заблуждение);
– содержать правдивые высказывания;
– соответствовать целям, предмету разговора;
– быть ясным (избегание непонятных выражений, многослойности).
Принцип вежливости, который подразумевает выражение в речи тактичности, великодушия, одобрения, скромности, согласия, благожилательности.
Неверно выстроенное вербальное сообщение может привести как к непониманию партнерами друг друга, так и к открытому конфликту.
Для эффективного общения педагога с родителями необходимо сознательное использование тактических приемов:
- Прежде всего, это оптимальная форма общения, то есть проявление уважения и внимания. Здесь очень важно правильно выбрать форму приветствия (вряд ли здесь подойдет фривольное «привет» или просторечное «зрасьте»). Как можно приветствовать родителей? (Ответы педагогов: «Добрый день», «Здравствуйте», «Рада вас видеть» и др.)
- Обращаться к родителям лучше по имени и отчеству. Имя определяет человеку судьбу, дает возможность чувствовать себя значимым и полезным, и поэтому любое вербальное общение необходимо начинать с произнесением имени партнера по общению
- Если педагог испытывает трудности в запоминании имен, то рекомендуется составит список имен и отчеств всех родителей и держать его на видном месте, например, под стеклом на рабочем столе. Кроме того, существует специальные техники запоминания имен и фамилий. Одна из них состоит в том, чтобы при знакомстве постараться повторить имя собеседника в самые первые минуты общения.
- Готовясь к высуплению перед группой родителей, педагогу важно заранее продумать форму общения. Будет неуместно называть родителей, присутствующих на родительском собрании «друзья» или «дорогие мои». И хотя это факт известен всем, зачастую на родительских собраниях, на которых присутствуют, как правило, только мамы, звучат такие обращения, как «девочки», «мамочки», «дамы» и т.д. (Педагоги приводят примеры обращения к родителям)
- Доя того чтобы вовлечь партнера по общению в контакт, необходимо сделать первые минуты удивительными, неожиданными, яркими. Особенно это важно учитывать в том случае, если педавгог испытывает волнение перед разговором. Не стоит начинать с замечаний или критики – лучше на первых порах создать положительный эмоциональный настрой. А.Ф.Кони советует в начале беседы использовать «зацепляющие крючки». Это может быть что-нибудь тз жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс или какая-либо странность, неожиданный и неглупый вопрос и т.п. (Примеры педагогов)
- В разговоре с родителями не стоит употреблять профессиональные слова и выражения. Если же вы считаете это необходимым, то, произнося, возможно, незнакомые для них термины, сразу же без паузы, дайте определение понятия. Такой способ поможет родителям точно понять вас. Кроме того, подобная тактика способствует повышению самооценки мам и пап (и особенно пожилых людей, которым иногда бывает трудно ориентироваться в современной языковой ситуации), а также установлению контакта, равноправного общения.
- Не стоит использовать в речи «слова-паразиты».
- Еще одной причиной неэффективного общения может стать некорректное употребление местоимений. Чтобы избежать недоразумений в общении с родителями, желательно подчеркнуть самостоятельность решения или наблюдения, сказав «я». Пример: «Я считаю, что сегодня Алеша может идти на прогулку без куртки», а не обобщать, применяя давление на маму или папу: «Сегодня тепло, надо идти без куртки». В том случае, если педагог хочет подчеркнуть, что ответственность за выполнкением чего-либо лежит на родителячх, лучше использовать местоимение «вы»: «Вам необходимо проследить за тем, чтобы Женя не мочил руку, ему сегодня сделали прививку».
Если же воспитателю нужно продемонстрировать своою солидарность с родителями, показать, что он заинтересован в оказании помощи ребенку, желательно выбирать местоимение «мы»: «мы с вами можем помочь Диме поскорее адаптироваться к новым условиям».
Проводится упражнение «Выбери фразу»
Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей. Существует несколько правил, которые следует учитывать при выборе фразы: утверждается осведомленность собеседника в обсуждаемой проблеме; инициатор беседы уверен в себе; исключаются уважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться и подыскивать контраргументы; обращение непосредственно к собеседнику формируется в форме «Вы-подхода».
Найдите в предложенном перечне:
- пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять (подчеркните красным карандашом);
- «нежелательные» фразы и смысловые («желательные») пары к ним (проведите стрелочку от «нежелательной» фрахы к «желательной»)
Извините, если я помешала…
Я бы хотела…
Вероятно, вы об этом еще не слышали…
Вам будет интересно узнать…
Я бы хотела еще раз услышать…
Мне предстовляется интересным то, что…
Я пришла к такому выводу, что….
Вы хотите…
Думается, ваша проблема заключается в том, что…
Давайте с вами быстро обсудим…
Как вы знаете…
Хотя вам это и неизвестно…
Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…
Вы, конечно, об этом еще не знаете…
А у меня на этот счет другое мнение…
Конечно, вам уже известно…
Вы, наверное, об этом слышали…
После выполнения упражнения происходит обсуждение и соотнесение с верными ответами.
«Неудачные» фразы: «Извините, если я помешала…», «Я бы хотела еще раз услышать…», «Давайте с вами быстро обсудим…», «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…», «А у меня на этот счет другое мнение…»
«Нежелательные» фразы в паре с «желательными»:
«Я бы хотела…» - «Вы хотите…»;
«Вероятно, вы об этом еще не слышали…» - «Вы, наверное, об этом слышали…»;
«Мне предстовляется интересным то, что…» - «Вам будет интересно узнать…»;
«Я пришла к такому выводу, что….» - «Думается, ваша проблема заключается в том, что…»;
«Хотя вам это и неизвестно…» - «Конечно, вам уже известно…»;
«Вы, конечно, об этом еще не знаете…» - «Как вы знаете…».
Участники 1-й группы раздают педагогам памятки, содержащие известные цитаты, отображающие правила общения и поведения с «трудным» родителем. (Проводится обсуждение правил)
- Не критикуй других – зачем тебе чужие недостатки? Удовлетворись тем, что они не твои.
- Чтобы найти общий язык, свой следует немного прикусить.
- С проблемными людьми, дыбы не иметь проблем, никогда не создавай ситуацию «один на один». В присутствии других «проблемные» уже не столь проблемны!
- Чем больше ты примаешь во внимание потребности твоего собеседника, тем больше он будет (автоматически) удовлетворять твои собственные.
- Уверенность в своих знаниях придает силу.
- Если увидишь лицо без улыбки – улыбнись сам.
- Чем больше «балласта», тем труднее становится общение.
Успешная коммуникация – это следование определенным правилам
1.Правило «постоянной готовности к пониманию». Существует большое количество семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному и неточному пониманию сообщений.
2.Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплавчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными териминами.
3.Правило контроля над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и смодержание сообщения. Необходимым также контроль над его формой в той части, которая касается его внешнего «сопровождения» - мимикой, жестами, интонацией, позой.
4.Правило «собственной неправоты». При коммуникации всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это часто предостерегает от серьезных ошибок.
5.Правило «места и времени». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.
6.Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собоседника.
7.Правило активного и конструктивного слушания – одно из основных условий эффективных коммуникаций.
8.Правило обратной связи. Именно это правило, в конечном счете, обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса – взаимопонимания.
Основное условие конструктивного разрешения конфликтовь – общщение. Нормального общения можно добиться только с помощью жесткого контроля собственных эмоций. Один из самых эффективных способов справиться с негативными чувствами – беседа. Люди получают психологическое освобождение, если они просто расскажут о своих обидах.
2-я группа педагогов. «Невербальное средства общения».
Второй канал общения – невербальный, дополняет вербальный, но может играть и самостоятельную роль. Он осуществляется следующими способами.
– Мимика (положение и движение частей лица)
Мимика должна соответствовать содержанию слов, подчеркивать определенные высказывания. Парнеры должны понять по выражению вашего лица, что вы убеждены в том, что говорите, и доброжелательны по отношению к ним.
– Пантомимика (положение и движение частей тела). Поза может выражать превосходство, уверенность, подобострастие и другие виды отношения к партнеру. Естественность в движениях располагает, излишняя подвижность, жестикуляция производят невыгодное впечатление, выдают нервозное состояние, заставляют сомневаться в истинности информации.
– Зрительный контакт. «Лучше слов порою взгляды говорят», - это выражение справедливо при передаче чувств. В речевом общении следует поддерживать постоянный зрительный контакт, смотреть спокойно и доброжелательно, заинтересованным взглядом.
Проводится упражнение «Язык глаз».
Педагог предлагает оценить, что означает то или иное выражение глаз:
– Вытаращенные глаза (сигнал внезапной радости или внезапного испуга);
– Прикрытые глаза (неподдельное отсутствие интереса);
– Суженные или прищуренные глаза (напряженное внимание);
– Сверкание глазами (сигнал неуверености, затруднений, нервозности, нервной возбудимости);
– Прямой взгляд (уважение и самоуважение, уверенность, готовность к контакту);
– Взгляд, направленный «сквозь» партнера (неуважение, возможная агрессивная реакция);
– Взгляд сбоку (скепсис, цинизм, незаметное, тайное наблюдение, дистанция, недоверие, озабоченность);
– Взгляд снизу (при согнутой спине означает подчиненность, услужливость);
– Взгляд сверху вниз(чувство превосходства);
– Твердый, фиксированный взгляд (стремление к цели, уверенность в себе);
– Спокойный взгляд (удовлетворенность восприятия, рассудительность).
Необходимо следить за своей осанкой и походкой. Сутулая спина, висящие вдоль тела руки, опущенная голова говорят о вашей неуверенности в себе, а это, в свою очередь, приводит к потере уважения, к нежеланию слушать вас. Каждое движение должно выражать достоинство. Жесты должны быть легкими, уверенными и в то же время энергичными. Невербальное общение необходимо начинать с улыбки.
Проводится упражнение «Невербальные средства общения»
Каждый участник группы получает карточку со списком различных невербальных проявлений: жесты, позы, мимика. Ведущий просит участников решить, какие из этих средств способствуют созданию доброжелательной атмосферы в общении с родителями, какие препятствуют, а какие являются нейтральными. Каждый участник самостоятельно делает пометки в своей карточке. Можно применять единые условия обозначения, которые даны в карточке.
Затем группа делится на несколько подгрупп по 4 – 5 человек в каждой, где происходит обмен мнениями. После этого проводится общая групповая дискуссия о целесообразности использования перечисленных в карточке партнеров при общении педагога с родителями.
Как правило, в этом упражнении группа редко происходит к единому мнгению по поводу некоторых невербальных средств общения. В таком случае участником каждой подгруппы предлагается побыть в роли экспертов. Для этого один представительподгруппы что-нибудь рассказывает остальным участником, например, как готовить яичницу, и при этом демонстрирует тот жест, который вызвал спор. После чего участники подгруппы рассказывают о своих ощущениях и решают вопрос об эффективности того или иного жеста. Таким образом группа происходит к единому мнению.
IV.Подведение итогов и принятие решения педагогического совета.
Владение всеми этими несложными способами, понимание особенностей коммуникативных взаимодействий помогут сделать общение с родителями радостным и продуктивным, а педагогу повысить свой профессиональный уровень и авторитет в глазах коллег и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"
В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...
Деловая игра для педагогов «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОО»
Ход деловой игры с педагогами в детском саду...
Деловая игра для педагогов "Креативность - как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДО"
Очень интересная форма проведения МО педагогов детского сада.Никто не остался в стороне, все с интузиазмом включились в игру!...
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-участников методического объединения в вопросах современных форм взаимодействия с семьями воспитанников. (из опыта работы МБДОУ «Детский сад №401»)
Районное методическое объединение старших воспитателей. Предложенный материал поможет повысить уровнь профессиональной компетентности педагогов-участников методического объединения в в...
Коммуникативная компетентность педагогов ДОУ, как один из критериев профессионального мастерства в работе с родителями воспитанников
В проекте профессионального стандарта педагога указывается на то, что «квалификация педагога складывается из его профессиональных компетенций». Компетентнос...
Коммуникативная компетентность педагогов ДОО как один из критериев профессионального мастерства в работе с родителями воспитанников
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования целью образовательного процесса является формирование личности, готовой к гибкому изменению своей социальной, профессиональн...