Педсовет "Профессиональная компетентность педагога"
материал по теме

В рамках педсовета рассматриваются составляющие компетентности педагога. Проводится работа с документами по аттестации педагогических кадров.  Участники педсовета выстраивают маршрут повышения профессионального уровня, ориентируясь на  квалификационные требования. Форма проведения педсовета - круглый стол. Желательно участие в работе педсовета представителей городского управления образования или методиста городского методкабинета, члена аттестационной комиссии. Материал содержит повестку, предварительную работу, ход педсовета,а также  слайдовую презентацию, сопровождающую педсовет. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

14 марта 2012 года – педсовет «Профессиональная компетентность педагога ДОУ»
форма проведения -  круглый стол.

Цель: обмен опытом педагогов ДОУ по проблеме осуществления работы над повышением личной профессиональной компетентности. (Привести работу по самообразованию в соответствие с требованиями нормативных документов по аттестации педагогических работников).

Повестка педсовета:

1.Рассмотреть основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компетентностью педагога.(на основе нормативно-правовых документов).

2.Обеспечить обмен опытом  работы педагогов по повышению личной профессиональной компетентности.

3.Разрешить проблемы организации самостоятельной  работы над повышением личного профессионального уровня педагогов.

  Планируемый результат: освоены теоретические понятия темы -100% педагогов;

Составлена диаграмма самооценки уровня развития профессиональных  компетентностей – 100% педагогов;

Подготовлены проекты пошаговой работы над повышением личной профессиональной компетентности – 100%педагогов.

Для подготовки к педсовету необходимо:

- ориентироваться в определении понятий «профессиональная компетентность», «профессиональный стандарт педагогической деятельности», «рефлексия»,  «эмпатийность», «педагогическое умение»;

- подготовиться к ответам на следующие вопросы:

1.в каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя, воспитателя?

2.каково, на ваш взгляд, значение аттестации в  повышении профессиональной компетентности педагога?

- с собой необходимо принести план по самообразованию на текущий год.

Ход педсовета.

1.Организационная часть.

Все участники педсовета размещаются за столами, расположенными по кругу.

В работе педсовета участвует методист управления образования по аттестации, либо представитель аттестационной комиссии. .

К педсовету готовится слайдовая презентация, индивидуальный пакет материалом для каждого педагога.

Ведущий знакомит всех с темой, целью и задачами педсовета, ожидаемым результатом. (слайды №1,2) Озвучиваются вопросы, на которые необходимо ответить в процессе обсуждения, педагогам:

1.в каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя, воспитателя?

2.каково, на ваш взгляд, значение аттестации в  повышении профессиональной компетентности педагога?

3. каким образом следует организовать работу над повышением собственного профессионального уровня, чтобы она была оптимальной?

- Будут ли дополнительные вопросы, темы для обсуждения в рамках сегодняшнего педсовета?

-Решение сегодняшнего педсовета предстоит разработать его участникам.

2.Основная часть.

Доклад к педсовету.

1.Понятие о профессиональной компетентности педагога. 

Современная ситуация характеризуется осознанием высокой значимости не просто человеческого ресурса, а эффективно действующего человека для планирования и осуществления социально-экономических изменений. Развитие системы образования, вынужденной  реагировать на вызовы времени, возможно,  только при условии высокой компетентности педагогических работников. Самые замечательные идеи и начинания в системе образования могут быть проиграны из-за отсутствия профессионализма педагога.

Педагогическая профессия   является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным.

Понятие «профессиональной компетентности» рассматривается во многих источниках.  В.- Кто из педагогов может предложить определение данного понятия? (Высказывания педагогов).

Ведущий: Остановимся на некоторых из них. Рассмотрим более подробно.

1.Понятие профессиональной компетентности педагога  выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. (Педагогика, Сластенин В., Исаев)

2.  Квалификационная характеристика — это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта. (Приказ минсоцразвития РФ от 14.08.09г) В данном источнике профессиональная компетентность  есть качество действий работника, обеспечивающих эффективное  решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей.

3.В рамках разработанного профессионального стандарта педагогической деятельности (опубликован в Вестнике Минобразования - №7 за 2007 год) под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. 

4.Под компетентностью понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. (из методических материалов к аттестации педагогов)

Именно таким образом суть данного понятия представлена в Методике оценки уровня квалификации педагогических работников. Данный документ сопровождает аттестацию педагогов.  слайд №3

Для обобщения прозвучавших высказываний слово предоставляется Мисько Нине Павловне.

В.- Уважаемые коллеги, о профессионализме  педагогов говорилось всегда. Если обратиться к учебнику по Педагогике Харламова, то можно прочитать, как он описывает ступени профессионального роста педагога. – 5 слайд

Ступени профессионального роста педагога: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство.

Под   педагогической умелостью       следует понимать такой уровень профессионализма педагога, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного  предмета , хорошее владение  психолого-педагогической теорией  и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые  профессионально-личностные свойства и качества , что в своей совокупности  позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и  воспитание учащихся.  

Педагогическая умелость – это основа профессионализма педагога ,
без которой невозможно работать в образовательном учреждении. Она предполагает знание педагогом способов подготовки к образовательному процессу, умение правильно определить его структуру , содержание,  методику проведения отдельных этапов занятия либо другой  деятельности, умение  использовать приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину, сочетать различные методы выявления и оценки уровня развития ребенка, проведение фронтальной и индивидуальной работы.

Педагогическое мастерство – следующая ступень профессионального роста педагога. Как качественная характеристика  учебно-воспитательной деятельности воспитателя педагогическое мастерство есть ни что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения  психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается  высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

Как   видим, от обычной педагогической умелости мастерство отличается тем, что оно является более совершенным его уровнем, высокой отточенностью используемых приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. Мастерство включает в себя также  те педагогические усовершенствования, которые осуществляет педагог, делая необходимые выводы их  допускаемых недочетов, ошибок и  успехов детей.

Педагогическое творчество -   характеризуется внесением  в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических инноваций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.

Высшим уровнем  профессиональной деятельности является педагогическое новаторство. Оно органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов  в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество. (источник Педагогика, И.Харламов)

В.- Уважаемые коллеги, в каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя, воспитателя?

Высказывания педагогов.

В.- Слово для подведения итога прозвучавшим высказываниям предоставляется представителю аттестационной комиссии.

В.-  Остановимся более подробно на тех компетенциях, которые должны быть сформированы у педагога.

  1.  В соответствии с разработанным  профессиональным стандартом  квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей:  слайд №6,7
  2. 1.Компетентность в области личностных качеств.
  3. 2.Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.
  4. 3.Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.
  5. 4.Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
  6. 5.Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
  7. 6.Компетентность в организации педагогической деятельности.

Рассмотрим содержание педагогической компетентности и ее показателей более подробно.

(Работа по аттестационному документу проводится в подгруппах по 2 человека- педагоги делают краткое обобщенное высказывание по поводу определенной компетентности) –слайд №8

 Выполнение задания педагогами. 

Заполнить диаграмму, установив  в порядке самооценки уровень развития каждой компетентности у вас лично. Сообщить  ведущему педсовета  название компетенции, в которой у него самый высокий уровень   и самый низкий.

Ведущий заполняет таблицу «Сводная таблица  показателей развития уровня компетентностей у педагогов ДОУ»

Наименование компетентностей

Высокий уровень владения

Низкий уровень владения

1.Компетентность в области личностных качеств

2.Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.

3.Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.

4.Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.

5.Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.

6.Компетентность в организации педагогической деятельности.

 Итого:        

Цель работы: выявить  наиболее сильные и наиболее слабые стороны  в формировании компетентностей, характерных для коллектива в целом.  

Второе задание. 

Каждому педагогу необходимо внести изменения и дополнения в свой план повышения самообразования, согласно данным, полученным в процессе самооценки. С целью помощи, предлагаю воспользоваться таблицей (пример-слайд№9), а также перечнем форм повышения квалификации (перечень на слайд №10)

Пока педагоги вносят коррективы в свои планы, ведущий обрабатывает данные самооценки, отражающие уровень квалификации коллектива в целом. Таким образом , выявляются наиболее проблемные точки, требующие коррекции.

После завершения работы педагогами, каждому предоставляется слово и заслушивается вариант решения своей проблемы, выявленной в процессе самооценки. Далее приводятся данные полученные по всему коллективу в целом.

В.- Уважаемые коллеги, пришла пора ответить на последний вопрос, очень важный для всех нас - каково, на ваш взгляд, значение аттестации в  повышении профессиональной компетентности педагога?

Ответы педагогов с пояснениями.

В. – Слово для подведения итогов высказываниям педагогов предоставляется руководителю детского сада.

В.- Обсудив все вопросы, выяснив наиболее проблемные точки, имеющиеся как индивидуально, так и в целом у коллектива, я предлагаю вам  самостоятельно разработать проект решения нашего педсовета.

Подготовка решения педсовета проводится в творческих группах, с привлечением экспертов. 

Решение педсовета  по МБДОУ д/с№27 от 14 марта 2012 года.

1.Каждому педагогу ДОУ провести работу по самооценке профессионального уровня на основе требований нормативных документов по аттестации до 1 мая 2012 года.

2.Провести комплексную диагностику педагогов и собеседование по ее результатам до 15. мая 2012 года. Ответственная Головаш Т.Н.

3. Каждому педагогу внести коррективы  в план работы по повышению квалификации до 1.06.2012года  с учетом результатов самоанализа и комплексной диагностики,  а также требований к профессиональной компетентности педагога, изложенных в нормативных документах об Аттестации педагогов, приказ №209 от 24.03.2010года. Контроль  возложить на ст.воспитателя ДОУ Головаш Т.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях ФГОС."

Данный материал может быть использован заведующими для работы с кадрами, в качесте косультации при подготовке к педагогическим советам и т.д....

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Самоанализ деятельности педагога ДОУ как средство профессиональной компетентности педагога".

В настоящее время проблема физического воспитания детей дошкольного возраста занимает центральное место в современном обществе. Именно в этом периоде закладываются основы здоровья, правильного физичес...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...

Методическая разработка на тему: "ИКТ-компетентность в системе профессиональных компетентностей педагога»

Профессия педагога одна из немногих, где требуется постоянное саморазвитие, самосовершенствование. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предо...

Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...

Практикум для педагогов ДОУ в рамках работы клуба молодого педагога «Компетентность педагога в сфере общения с родителями»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.Задачи:- уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с семьями воспи...