Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста»

Введение

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

Внимание - очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное выполнение.

Развитие внимания, памяти, мышления это важная часть общего психического развития ребенка дошкольного возраста. Устойчивое внимание играет важную роль в познании ребенком окружающего мира. В дошкольном возрасте дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на предметы и явления, в этом случае организующее начало принадлежит речи. Ряд отечественных психологов: Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Добрынин Н.Ф., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Эльконин Д.Б. и другие изучали особенности развития внимания у детей. Они отмечали тесную связь произвольного внимания и речи. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Чем лучше развита речь, тем выше уровень восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание необходимое для дальнейшего обучения в школе. Поэтому очень актуальным является вопрос развития внимания у детей с речевыми нарушениями. В свою очередь речевая деятельность формируется и развивается в тесной связи со всеми психическими процессами. 

Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание претерпевает изменения. 

Цель исследования: изучить и раскрыть основные закономерности развития внимания и его организации в деятельности дошкольника.

Задачи исследования:

- определить и выделить сущность понятия «внимание», указать физиологические основы внимания;

- определить и выделить виды внимания;

- определить и выделить возрастные особенности развития внимания;

- выделить основные методы и приемы развития внимания.

Теоретическая часть

Внимание - это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной активности.

Внимание - это психическое состояние человека, выраженное в сосредоточенности на чем-то. Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он воспринимает или делает. Благодаря вниманию в наш мозг поступает ровно столько информации из внешнего мира, сколько нам нужно. Если бы не существовало такого своеобразного «фильтра», как внимание, то наш мозг не смог бы избежать перегрузки. Из всего многообразия воздействий наше сознание выбирает те предметы и явления, которые являются для нас наиболее важными и значимыми, а все остальные раздражители в этот момент не замечаются, действие их тормозится. По сути, это и есть процесс внимания.

Любое обучение начинается прежде всего с внимания. Этот процесс является основой любой интеллектуальной деятельности. Своего особого содержания внимание не имеет, но является стороной всех познавательных процессов, проявляясь внутри восприятия, мышления, памяти и др. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем, запоминаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов. Внимание может быть направлено как на объекты внешнего мира, так и на собственную внутреннюю жизнь .

Физиологическая основа внимания — механизм взаимодействия нервных процессов возбуждения и торможения, протекающих в коре головного мозга. Это взаимодействие происходит как вам уже известно, на основе установленного И. П. Павловым закона индукции нервных процессов, согласно которому процессы возбуждения, возникающие в одних участках коры головного мозга, вызывают (индуцируют) тормозные процессы в других участках мозга. Если человек сосредоточил внимание на каком-либо предмете, то это и означает, что данный предмет вызвал возбуждение в соответствующем участке коры полушарий, остальные же участки коры оказались заторможенными, вследствие чего человек ничего не замечает, кроме данного предмета. Так как то один, то другой объект действительности вызывает возбуждение в мозгу человека, то возникает впечатление что возбужденный очаг в коре полушарий как бы перемещается по ней, чем и обусловливается переключение внимания с одного предмета на другой.

 По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Такое внимание характерно для познавательной деятельности дошкольников (в сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально, необычно). Этот вид внимания является основой для дальнейшего развития внимания в целом, поэтому крайне важно опираться на непроизвольное внимание в любом обучающем процессе. Например, ребенок, увлеченный динозаврами, гораздо более внимательно и с большим интересом прочтет текст с историей о вымерших существах, решит задачку, в которой нужно сосчитать, сколько динозавров живет в пещере за рекой и на сколько их больше по сравнению с обитателями пещеры за лесом. А все лишь потому, что все это соответствует интересам ребенка, а значит, в работу подключается непроизвольное внимание. Непроизвольное (непреднамеренное) внимание устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Непроизвольное внимание - это первичная форма внимания, которая возникает под действием как внешних, так и внутренних факторов.

Произвольное (преднамеренное) внимание - это сознательно направляемое и регулируемое внимание, связанное с волевым усилием и сознательно поставленной целью. Это как раз тот самый вид внимания, который все мы взрослые - родители, учителя и психологи - так хотим сформировать и развить у ребенка. Произвольное внимание имеет место там, где предмет, на который направлено внимание, сам по себе его не привлекает. Оно развивается к школьному возрасту и является одним из критериев готовности ребенка к школе. При всем различии произвольного и непроизвольного внимания разрывать и противопоставлять их нельзя. Первое развивается из второго, сформировать произвольное внимание на пустом месте невозможно, основой для его формирования являются интересы, увлечения, желания ребенка. Основные виды внимания - непроизвольное и произвольное - тесно связаны между собой и порой переходят друг в друга. Например, когда ребенок начинает читать книгу, прилагая для этого волевое усилие, потому что «задали и надо читать», но в процессе чтения книга становится настолько интересной и захватывающей, что необходимость в волевом усилии для поддержания внимания отпадает сама собой. В результате чтение становится увлекательным и интересным занятием, появляются увлеченность, вдохновение, которые снимают волевое напряжение. Таким образом, произвольное внимание переходит в так называемое послепроизвольное, в ходе которого сознательное выполнение какой-либо деятельности настолько поглощает и заинтересовывает человека, что не требует волевых усилий. Это состояние может длиться часами, и человек от него не устает. С произвольным оно сходно активностью, целенаправленностью, а с непроизвольным - отсутствием усилий для его сохранения. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным. В любой сознательной деятельности постоянно переплетаются все виды внимания. Это единство и взаимопереход видов внимания необходимо использовать в педагогическом процессе.

Внимание осуществляет связь нашего сознания с определенным объектом, сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности и определяют основные свойства внимания: устойчивость, концентрацию, распределение, переключение, избирательность и объем внимания.

Устойчивость - это временная характеристика внимания, которая определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания на одном и том же объекте. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете новые стороны и связи.

Сосредоточение внимания - это не остановка мыслей на одной точке, а их движение в едином направлении. Для того, чтобы внимание к какому-нибудь предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическим, непрерывно совершенствующимся процессом, цель которого состоит в получении наиболее полного образа объекта познания. Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности на каком-либо предмете, мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, благодаря чему внимание длительное время остается устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется.

Концентрация - это степень сосредоточенности на одном и том же предмете или объекте деятельности. В случае хорошей концентрации внимания посторонние раздражители не могут отвлечь человека от той деятельности, того предмета, которым он поглощен. Это свойство внимания дает ребенку возможность, например, слушать учителя на уроке, не отвлекаясь на шум за окном или в классе.

Распределение - возможность разделить внимание на несколько фокусов, одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий. Именно эта способность позволяет нам совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Распределение внимания между разными видами деятельности зависит от того, насколько связаны друг с другом различные объекты, между которыми необходимо распределять внимание, и от того, насколько автоматизированы эти виды деятельности. Взрослый человек, например, спокойно может писать и одновременно слушать собеседника, потому что процесс письма - уже достаточно автоматизированный вид деятельности, тогда как у ребенка, только учащегося писать, он поглощает все внимание. Невозможно одновременно делать два дела, не умея делать каждое в отдельности. Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается.

Переключение - сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Чем выше степень концентрации внимания на одной деятельности, тем труднее переключиться на другую. Быстрота и легкость переключения зависят от индивидуальных особенностей каждого человека и от целого ряда внешних условий. Например, чем интереснее предстоящая деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу качеств, которые можно вполне успешно развивать.

Объем - количество независимых друг от друга объектов, которые охватывает внимание одновременно. Данное свойство является изменчивой величиной и зависит от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредоточивается внимание, а также от умения человека осмысленно связывать и структурировать материал. Последнее обстоятельство необходимо учитывать в педагогической практике, систематизируя предъявляемый материал таким образом, чтобы не перегружать объема внимания учащихся. Показателем объема внимания является число ясно воспринимаемых человеком предметов.

От объема внимания зависит, например, способность ребенка при чтении увидеть не несколько букв, а целое слово, при счете удерживать во внимании достаточное количество цифр.

Избирательность - выделение объектов, соответствующих потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности. Количественным параметром избирательности внимания считается, например, скорость осуществления выбора стимула из множества других, а качественным - точность, то есть степень соответствия результатов выбора исходной цели.

Итак, без знания и учёта всех основных характеристик внимания невозможно понять истоки развития внимания и особенности его развития в старшем дошкольном возрасте.

Внимание у детей начинает проявляться довольно рано. Самые первые проявления сосредоточенности младенца фиксируются на 10-12-й день его жизни. В первые месяцы жизни для ребенка характерно только непроизвольное внимание. С течением времени и ростом малыша процесс внимания становится все более сложным и многообразным. Вместе с нарастанием активности ребенка и усложнений его предметных действий возрастает и устойчивость внимания. Появляются задатки произвольного внимания, когда взрослый, указывая ребенку на предмет, помогает ему выделить данный предмет среди других. В дошкольном возрасте большую роль в привлечении внимания ребенка играют эмоционально значимые стимулы. В старшем дошкольном возрасте, несмотря на преобладание роли эмоциональных стимулов, существенно начинает возрастать способность связывать любую деятельность с речевой инструкцией. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослого, а затем, по мере овладения речью, - в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции. Произвольное внимание, прежде всего, опирается на внутреннюю речь. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание.

Итак, в дошкольном возрасте преобладающим остается непроизвольное внимание, но уже примерно к шести годам можно наблюдать постепенное развитие произвольного и послепроизвольного внимания, ребенок сам начинает управлять собственным вниманием, заставляя себя сосредоточиваться на чем-либо важном и нужном, жертвуя занимательным и интересным. В формировании внимания у ребенка существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка: внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания ребенка. К шести годам не только увеличивается количество объектов, которые ребенок способен одновременно воспринять, но и изменяется круг предметов, которые привлекают его внимание. Если в три-четыре года внимание ребенка привлекали яркие, необычные предметы, то в шестилетнем возрасте - внешне ничем не примечательные объекты. Интерес ребенка все чаще может вызвать загадка, вопрос. Да и в тех объектах, которые нравились ребенку раньше, он начинает замечать что-то иное. Тем не менее, объем внимания младшего школьника пока остается меньше, чем у взрослого человека.

Как правило, с возрастом увеличивается и устойчивость внимания. Это проявляется, например, в увеличивающейся продолжительности детских игр. Если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 минут, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия, и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Также отмечается тот факт, что старшие дошкольники способны удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). При организации обучения детей шести лет важно учитывать и тот факт, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут. Говоря о возрастных различиях в развитии внимания, нельзя упускать из виду существование индивидуальных различий, и притом весьма значительных. У каждого ребенка процесс развития внимания может проходить по-разному, индивидуально. Но определенно одно: свойства внимания можно и нужно развивать.

Развитие произвольного внимания - важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.

Осуществление миссии по созданию условий для формирования всех видов внимания у дошкольников требует комбинации используемых в педпрактике методов. Единицей их воплощения является приём — элемент практической деятельности, требующий использования оборудования предметно-развивающей среды — средств, а также упражнений и игр. Остановимся на каждом методе более детально.

Речевой метод  - без развития речи полноценное развитие внимания невозможно. Поэтому словесные способы взаимодействия с детьми не только способствуют активизации внимания, но и выполняют обучающую функцию.

Приём

Суть

Пример упражнения (возрастная группа), оборудование

Объяснение

Педагог разъясняет задание, стараясь делать это лаконично, чётко. Если дети уже знакомы с сутью упражнения, объяснение следует сократить до определения количества искомых элементов (поиска самого быстрого пути из одного объекта в другой, количества отличий).

«Найди и обведи» (старшая, подготовительная).
Оборудование: листы с 5–6 строчками букв.
«Ребята, перед вами листы с буквами. Ваша задача выбрать и обвести в кружок все буквы «о» и «а».
Примечание: количество искомых букв может быть увеличено по мере изучения материала, а для придания упражнению игрового характера, задание можно сделать соревновательным — кто быстрее найдёт все нужные буквы.

Беседа

Диалогическая форма взаимодействия с детьми для работы над развитием внимания обычно используется в двух форматах: вопросы, связанные с сутью задания, от детей, то есть ситуативная беседа, и вопросы педагога по содержанию того или иного задания (например, по содержанию сказки), то есть разговор познавательного характера.

«Мир вокруг» (средняя, старшая, подготовительная)
Педагог предлагает детям закрыть глаза и выполнить такие задания:

«Назови ребят, которые одеты в футболки (майки, свитера, джинсы и т. д.)»;

«Перечисли все предметы, которые находятся у тебя за спиной»;

«Посиди 3 минуты и перечисли все звуки, которые услышишь»;

«Скажи, какого цвета глаза у ребят, с которыми ты играешь».

Рассказ

Обычно этот приём используется в качестве основы для заданий, реализующих практические или игровые методы работы, в частности, приём психогимнастики — общение детей без использования слов с опорой на язык тела.

«Рисунок по рассказу»
Педагог рассказывает историю с яркими образами, которые дети по ходу повествования зарисовывают. Воспитатель выбирает произведения с богатыми описаниями природы. Например, рассказ М. Пришвина «Золотой луг».

Рифмовки

Это приём в контексте упражнений на внимательность носит не только мотивационный характер, но и собственно обучающий. Например, загадки, разгадки которых скрываются уже в самом тексте загадки, или короткие стихотворения с элементарными математическими задачами.
Использование рифмовок такого вида рекомендуется со старшей группы.

Загадки:

Летела стая, совсем не большая. Сколько птиц и каких? (семь сов = совсем);

У Ваниного отца было три сына: Миша, Саша и… Кто третий? (Ваня);

У одного человека было 17 овец. Все, за исключением 9, разбежались. Сколько овец осталось? (девять).

Стихотворения:

У стены стоят кадушки.
В каждой ровно по лягушке.
Если было пять кадушек,
Сколько было в них лягушек? (пять)

Наглядный метод  - наглядно-образный тип мышления дошколят определяет наглядность в перечень обязательных методов на занятиях любой образовательной направленности. Как и словесные, наглядные приёмы относятся к средствам активизации внимания детей.

Приём

Суть

Картинки

Являются средством для упражнений, формирующих зрительное внимание (лабиринты, задания на поиск отличий), а также сопровождают выполнение других упражнений, например, сосчитать глазами, без помощи пальцев или карандаша, сколько на рисунке бабочек или голубей.

Игрушки

Используются в качестве персонажей занятия, мотивирующих ребят на работу путём включения в сюжет (например, помочь Медвежонку решить задачи-стихотворения, которые ему дали в лесной школе).

Демонстрация

Педагог показывает порядок выполнения действий, имеющих непосредственное отношение к рассматриваемой задаче. Например, упражнение на развитие способности рационализировать внимание «Повтори за мной»: малыши считают в обратном порядке и показывают движения, демонстрируемые воспитателем (приседают, поднимают руки вверх, качают головой и т. д.).

Показ

Для занятий на внимательность этот приём представляет собой удобную форму организации картинок.

Практический метод - Этот метод объединяет приёмы, направленные на практическое освоение тематики заданий на внимательность. Причём задания могут быть как вариант выполнения упражнения (например, в старшей группе нарисовать сюжет истории по ходу рассказа), а могут быть формой рефлексии по поводу уже выполненной развивающей задачи.  К практическим приёмам, кроме рисунков, относятся:

  • аппликации, например, сделать из цветной бумаги аппликацию-задание «Овощи» для определения соответствия или несоответствия действительности (красные дыни, зелёная морковка, синие огурцы и пр.);
  • поделки (дети младшей или средней группы вместе с родителями делают из полимерной глины геометрические фигуры, которые затем используются в упражнении на поиск соответствия поделки контурам фигуры на листе бумаги).

Игровой метод - этот метод ценен не только содержанием, но и форматом организации заданий в рамках других методов, позволяющим активизировать внимание ребят. При этом педагог использует все виды игр, которые практикуются в работе с дошколятами:

  • дидактические, цель которых презентовать, отработать или закрепить тот или иной материал через тренировку произвольного внимания;
  • подвижные, направленные на удовлетворение потребности в двигательной активности;
  • театрализованные, призванные раскрыть творческий потенциал малышей, психогимнастика.

Практическая часть

Акцент в играх на развитие аттенционных способностей в старшей группе делается на стимуляцию наблюдательности, развитие умения выделять общее и частное при сравнении объектов. 

Слушай хлопки! (для детей 5-6 лет)

Цель игры. Развивать активное внимание.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Запомни движения (для детей 5-6 лет)

Цель игры. Развивать моторно-слуховую память.

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

Вот так позы! (для детей 5-6 лет)

Цель игры. Развивать наблюдательность.

   Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.

Художник (для детей 5-6 лет)

Цель игры. Развивать наблюдательность.

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.

Тень (для детей 5-6 лет)

Цель игры. Развивать наблюдательность.

Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два-три шага сзади. Второй ребенок - это «тень» первого. «Тень» должна повторить точно все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.

В магазине зеркал (для детей 5-6 лет)

Цель игры. Развивать наблюдательность.

В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

Найди 5 отличий(для детей 5-6 лет)

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение и внимания.

Ребенку предлагаются:

а) серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;

б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста»

«Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста» Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями. В настоящее время ...

Тема: Коррекция и развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Переходный к школе период особо значим для развития внимания у детей. В детском возрасте развитие внимания протекает в два этапа с переходом между ними. На первом этапе (заканчивается в 6 лет) устанав...

Дидактическая игра как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Изменения в дошкольном образовании вызывает две противоположные тенденции. Первая - это гуманизация целей и принципов педагогического процесса и осуществление личностно ориентированной модели взаимоде...

Дидактическая игра как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста

Методическая статья о развитиии внимания детей старшего дашкольного возраста спомощью дидактической игры....

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В группу риска по всем показателям попадают дети ...

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Игра «Повторяй за мной».Цель: развитие активного произвольного внимания.Содержание: дети,...

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Игра «Повторяй за мной».Цель: развитие активного произвольного внимания.Содержание: дети,...