Дидактическая игра как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
статья по теме
Изменения в дошкольном образовании вызывает две противоположные тенденции. Первая - это гуманизация целей и принципов педагогического процесса и осуществление личностно ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми. Вторая – это стремление к раннему обучению с использованием школьных форм обучения. В итоге игнорируются особенности дошкольного периода, его потенциальные возможности не реализуются. Психическое развитие должно проходить в дошкольных видах деятельности и учитывать специфику данного возраста, что неоднократно подчеркивали А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин в своей теории о ведущих видах деятельности.
Дошкольный возраст это период когда создаются наиболее благоприятные условия для развития внимания, оно определяет развитие всех высших психических функций ребенка и необходимо для выполнения любой деятельности. В связи с быстрым развитием информационных технологий, изучение свойств внимания ребёнка данного возраста становится всё более актуальным.
Внимание - одна из основных психических функций, на которой базируется обучение. Внимание отражает функциональное состояние человеческого мозга. Основными свойствами внимания являются объем, устойчивость, переключение, интенсивность, концентрация, распределение.
В детском возрасте внимание неустойчиво и непроизвольно. Во многом оно связано с интересами ребенка по отношению к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями.
Специалисты, работающие в дошкольных учреждениях, отмечают у детей неустойчивость внимания, что в дальнейшем может сказаться на успеваемости в школе. Жалобы на недостаток внимания и усидчивости у школьников составляет 90% всех жалоб со стороны родителей и учителей. Следовательно, внимание необходимо развивать, используя различные способы и приемы.
Большой вклад в разработку проблемы воспитания внимания внесли отечественные психологи Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн.
В экспериментальных исследованиях внимания детей дошкольного возраста показано, что у них слабо развиты такие свойства внимания как распределение и переключение. Вместе с тем, в возрасте от пяти до восьми лет происходит структурная перестройка функции внимания. Если вначале центральным свойством выступает объем внимания, то в дальнейшем эта роль переходит к устойчивости, распределению и переключению, а у детей семи лет наблюдается возникновение единого структурного комплекса
Поскольку игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, то целесообразно говорить о связи игры и внимания. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Специальными наблюдениями установлено, что если у детей младшего возраста (3-4 года) продолжительность деятельности при выполнении какого-либо задания взрослых в среднем не превышает 17,5 минут, то в условиях дидактической игры она достигает 22,1 минуты; у дошкольников 5-6 лет в первом случае продолжительность деятельности 62,8 минуты, во втором – 71,7 минут.
В последнее время в педагогической науке появилось целое направление - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: В.Н. Аванесовой, Ф.Н. Блехер, З.М. Богуславской, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером, Е.Ф.Иваницкой, Е.И. Радиной, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, А.П. Усовой, Б.И. Хачапуридзе и др.. Во всех их исследованиях подтверждается взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
О развивающем значении игры говорится в исследованиях Р.И.Жуковской, Н.Я. Михайленко, А.П.Усовой, Д.Б. Эльконина и др.
Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А.П.Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность».
Психолог А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовали бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».
Для успешного обучения в школе необходимо раннее выявление и коррекция нарушений внимания у детей уже старшего дошкольного возраста. Анализ доступной нам научной литературы показывает, что имеется опыт разработки и применения дидактических игр для развития свойств внимания. Однако рекомендации для педагогов и практических психологов относятся в основном к начальной школе и недостаточно раскрывают специфику использования дидактических игр при организации работы, направленной на развитие внимания с детьми дошкольного возраста. Обнаруживается противоречие между необходимостью развития свойств внимания дошкольников посредством дидактических игр и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике дошкольного образования. Это и обусловило актуальность рассмотрения нами данного вопроса.
Все вышеизложенное определило тему нашего исследования: «Дидактическая игра как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста» и позволило нам сформулировать следующую цель исследования: теоретическое обоснование и апробирование эффективности использования дидактической игры как средства развития свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Мы предположили, что развитие свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста будет происходить эффективнее в том случае, если:
· в процессе обучения будут использоваться дидактические игры, которые смогут повысить целенаправленность, концентрацию, объем и переключение внимания дошкольника,
· обеспечивается целенаправленный отбор этих дидактических игр,
· данные дидактические игры будут систематически включаться в жизнь ребенка.
На первом этапе работы нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было выявление у старшего дошкольника уровня развития свойств внимания. Для этого нами были использованы методики, направленные на развитие свойств внимания (методика Шульте, методика Рея «Переплетенные линии», методика «Найди и вычеркни», методика «Треугольники», методика Бурдона «Корректурная проба»).
Исследование проводилось в Государственном дошкольном образовательном учреждении №13 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников Пушкинского района Санкт – Петербурга.
В исследовании принимали участие 24 ребенка: из них 13 девочек и 11 мальчиков в возрасте 6-7 лет. Исследование проводилось во второй половине дня, в свободное от занятий время, когда дети занимались свободной игровой деятельностью. Исследования проводилось с каждым ребенком индивидуально. Все выбранные методики рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста, т.е. детей 6-7 лет.
Данные, полученные в констатирующем эксперименте, показали следующее распределение детей 6-7 лет по уровням развития свойств внимания:
Ø У большинства исследуемых (40%) дошкольников средний уровень развития объема внимания; высокий уровень показали 24% респондентов, и 36% детей характеризуются низким уровнем развития объема внимания.
Ø Распределение детей по уровням развития продуктивности и устойчивости внимания оказалось одинаковое. У большинства дошкольников средний уровень продуктивности и устойчивости внимания (40%). Высоким уровнем развития указанных свойств внимания характеризуются 30% старших дошкольников исследуемой группы. Столько же детей имеют низкий уровень продуктивности и устойчивости внимания.
Ø Большинство детей имеют средний уровень переключения внимания – 64%, далее, 24% дошкольников характеризуются низким уровнем развития указанного свойства внимания, и всего лишь 12% детей свойственен высокий уровень.
Ø Высокий и средний уровень распределения внимания имеют по 36% старших дошкольников из исследуемой группы, и 28% детей имеют низкий уровень распределения внимания.
Итак, нами был выявлен низкий уровень развития следующих свойств внимания:
Ø объема внимания - у 36% детей;
Ø продуктивности и устойчивости внимания - у 30% старших дошкольников;
Ø переключения внимания – у 24% дошкольников;
Ø распределения внимания – у 28% детей.
Таким образом, у большей части исследуемых дошкольников уровень развития свойств внимания соответствует средневозрастным нормам, вместе с тем, довольно высок процент детей, характеризующихся низким уровнем развития указанных свойств. Преобладает низкий уровень развития объема внимания.
Полученные результаты говорят о необходимости разработки системы психолого-педагогической работы, направленной на развитие у старших дошкольников свойств внимания посредством использования дидактических игр.
Разработка и реализация системы психолого-педагогической работы по развитию у старших дошкольников свойств внимания посредством использования дидактических игр определили сущность второго этапа нашей работы.
Разработанная нами система психолого - педагогической работы рассчитана минимум на три месяца и состоит из трех блоков:
1 блок - работа с воспитателями с целью совершенствования профессиональной подготовки педагогов ДОУ, обеспечивающей развитие свойств внимания старших дошкольников в процессе использования дидактических игр. Формами работы с педагогами явились: теоретический семинар по вопросам развития свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста при использовании дидактической игры, консультация по вопросам использования дидактических игр, консультация по планированию дидактических игр и по индивидуальной работе с детьми.
2 блок - просветительская и консультативная работа с родителями. При реализации этого направления работы был оформлен стенд «Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста». Проведены консультация «Особенности внимания у детей 3-7 лет» и консультация – практикум «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!» с домашним заданием для родителей» (Цель задания: заинтересовать и совместно с ребёнком поиграть в развивающую игру – головоломку «Раскрась по цифрам»).
3 блок - психолого – педагогическая работа с детьми, которая проводилась по двум направлениям: первое - использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение, второе использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.
Игра - это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В игре дети получают новые знания и реализуют свои впечатления. Поэтому мы в своей программе подбирали и применяли различные дидактические игры с учетом возраста и интересов детей, а также использовали игры, предложенные А.А.Осиповой, которые способствуют развитию основных свойств внимания через одновременное развитие и слухового и зрительного восприятия, и памяти, и мышления, и общей моторики.
С детьми было проведено 20 занятий, продолжительностью от 20 до 30 минут. Каждое из них включало дидактические игры, направленные на развитие следующих свойств внимания: объема, устойчивости, продуктивности, переключаемости и распределения. Наша коррекционная программа построена на использовании интересного наглядного материала, чередовании дидактических и подвижных игр, на проведении физкультминуток и упражнений на релаксацию. Игры тщательно отбирались в соответствии с целью работы и возрастом детей, постоянно и систематически использовались в работе с детьми. В процессе этих занятий у детей наблюдался высокий интерес к играм, дети проявляли инициативу и уверенность в своих действиях.
На третьем этапе работы для определения эффективности разработанной нами системы психолого-педагогической работы была проведена повторная диагностика развития свойств внимания.
Результаты контрольного эксперимента показали эффективность использования дидактической игры и позволили сделать выводы о том, что позитивные изменения произошли по всем направлениям работы:
Ø Воспитатели повысили свой уровень психолого – педагогических знаний о возрастных особенностях детей, обогатили знания в применении и использовании дидактических игр. На теоретическом семинаре по вопросам развития свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста при использовании дидактической игры педагоги выслушали выступление экспериментатора, заслушали результаты диагностики развития свойств внимания. Теоретическое выступление экспериментатора вызвало активное обсуждение психологических аспектов, а также возможностей дошкольного возраста в плане развития внимания. В результате обсуждения педагоги все же пришли к выводу о необходимости специальной работы по данному направлению: «Нам необходимо заняться решением этого вопроса, причем не только с детьми, но и с родителями!»
Ø Расширились представления родителей о возрастных особенностях развития свойств внимания, родители познакомились со структурой дидактической игры и её обучающими задачами, повысилась компетентность родителей в вопросе психического развития их детей.
Ø У детей 6-7 лет по окончанию формирующей работы произошли явные положительные изменения в развитии основных свойств внимания: достоверно повысились показатели выполнения методик, направленных на выявление уровня развития свойств внимания. Детям стало легче выполнять задания, в которых требуется переключение и распределение внимания, они тратили меньше времени на их выполнение, допускали меньше ошибок, стали использовать приемы самоконтроля - это и проговаривание шепотом инструкции, и проверка работы, и ориентировка на образец, и др.
Достоверность различий была подтверждена при помощи критерия Стьюдента. Наибольшее влияние специально организованной работы с использованием дидактических игр проявилось в таких свойствах внимания, как концентрация, устойчивость, распределение и переключение.
Таким образом, проанализировав полученные данные можно сделать вывод об эффективности проведенной нами работы и целесообразности использования дидактических игр для развития свойств внимания в старшем дошкольном возрасте.
Анализ научной литературы и проведенные эксперименты подтвердили нашу гипотезу.
Работа над этой проблемой открыла нам много нового в изучении свойств внимания. Она позволила лучше разбираться в методах изучения и развития внимания, а так же наметить дальнейшие пути исследования по проблеме развития свойств внимания с использованием дидактических игр, изучения потенциальных возможностей дидактической игры в развитии других психических процессов: памяти, речи, восприятия, воображения, мышления.
Практическая значимость работы состоит в том, что предложенная нами система дидактических игр может быть применима в любом дошкольном образовательном учреждении в повседневной работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Аннотация В данной работе представлены формы развития речи детей, роль познавательно-речевого развития, дидактические игры, как средство развития речи детей дошкольников. В работе использова...
Дидактическая игра как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста
Методическая статья о развитиии внимания детей старшего дашкольного возраста спомощью дидактической игры....
Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средство...
План работы по самообразованию на 2016-2017уч. год по теме «Дидактическая игра, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».
Цель, задачи и сам план работы по самообразованию по данной теме...
«Дидактические игры как средство развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста».
консультация...
«Дидактическая игра, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».
laquo;Дидактическая игра, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»....