Проект "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста."
проект (средняя группа)
Планирование проектной деятельности, направленной на развитие мелкой моторики у младших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_razvitie_melkoy_motoriki_u_mladshih_doshkolnikov.docx | 27.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №38 Красносельского района г. Санкт-Петербурга
ПРОЕКТ
"Развитие мелкой моторики у младших дошкольников"
Авторы-составители: Груздева Юлия Ивановна, воспитатель
2016-2017 г.
Проект по развитию мелкой моторики у младших дошкольников
"Развитие мелкой моторики у младших дошкольников"
Продолжительность проекта: долгосрочный
Тип проекта: познавательно-игровой
Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы и их родители. Возраст детей: вторая младшая группа.
Актуальность выбранной темы
Мелкая моторика – это скоординированные движения кистей рук и мелких мышц пальцев. Чтобы стимулировать развитие речи у ребенка, важно развивать мелкую моторику или движения пальцев рук. Это необходимо не только для выполнения каких-то повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Изучая деятельность мозга ребенка, психику детей вообще, ученые отмечают большое стимулирующее значение функции руки, и заключают, что речевое развитие проходит эффективнее под влиянием кинестетических импульсов от кончиков пальцев. Развитие у ребенка мелкой моторики важно еще и потому, что ему в дальнейшем потребуется использовать точные скоординированные движения: одеваться и обуваться, рисовать и писать, держать в руках ложку, кисточку или карандаш. Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимо важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), мышление, словарный запас ребенка, координация движений. Именно мелкая моторика на раннем этапе жизни отражает развитие ребенка и его интеллектуальные способности. От того, насколько ребенок сможет управлять своими пальчиками в раннем возрасте, в дальнейшем зависит его развитие и, конечно, качество жизни. Вследствие этого очень важно развивать у ребенка мелкую моторику с раннего возраста.
Цель проекта: Развить мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Задачи:
1. Развивать умение детей работать с различными материалами, в том числе нетрадиционными;
2. Развивать творческие и коммуникативные способности ребенка посредством самовыражения;
3. Вовлекать родителей в педагогический процесс и жизнь группы;
4. Устанавливать эмоциональный контакт между педагогами, родителями, детьми.
Ожидаемый результат: У детей в достаточной степени сформирована мелкая моторика.
Срок реализации проекта: сентябрь - май 2016-2017 года
Возраст детей: 3-4 лет.
Значение развития тонкой моторики рук в раннем и дошкольном возрасте
Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.
Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами. Брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией, ложкой, вилкой, совочком и др. Открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.
Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Основные направления работы с детьми на занятиях.
- Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки,крышки от пластиковых бутылок).
- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
- Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
- Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
- Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками:
- нахождение заданных предметов,
- угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
Список литературы
1. О.А.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
2. Г.Г.Галкина «Пальцы помогают говорить»
3. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006. 4. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т.Решетник, Е.Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011. 5.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007. 6.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. 7.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. 8.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. 9.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 10.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
План реализации проекта.
I этап. Подготовительный
1. Постановка проблемы, определение цели и задач деятельности.
2. Изучение и подбор методической литературы, иллюстрированного материал по данной теме;
3. Подбор игр, пальчиковых игр, упражнений;
4. Подбор материалов для работы с детьми (презентации, стихи, загадки)
II этап. Основной
Месяц | Дети | Педагоги | Родители | Оборудование |
Сентябрь | Игры с "сухим бассейном": - "Лодочка", - "Отгадай, где спрятано"; - "Колобок", - "Напрягаем пальцы", И др. (см. картотеку) | Папка-передвижка «Особенности развития речи младших дошкольников» | Знакомство с темой, целями и задачами проекта. Папка-передвижка «Основы развития речи» (для ознакомления родителей) | "Сухой бассейн" из мелких игрушек киндер-сюрприза, мозаики, фасоли и гороха. |
Октябрь
| Игры с природным материалом. - самомассаж - выкладывание фигурок; - развитие сенсорики; -Пластилиногра-фия «Осеннее дерево» с использованием природного материала. | Создание папки-передвижки "«Что мы можем сделать осенью» | Папка-передвижка «Что мы можем сделать осенью», Консультация для родителей. | Речевой материал, наглядное пособие «Осеннее дерево», фрагменты спиленного дерева, природный материал: шишки, спил дерева, желуди. |
Ноябрь | Игры с пособиями: Палочки Кюизинера: - "Волшебные дорожки" - "Дом с колокольчиками"; Блоки Дьенеша: - "Маленькие логики 2" - "Лепим нелепицы"; Шнуровки: - "Одень мальчика/дев.", | Статья "Мелкая моторика - путь к детскому успеху" Ссылка: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/04/10/statya-melkaya-motorika-put-k-uspehu | Семинар – практикум «Пальчики играют - речь развивают» | Палочки Кьюизинера, Блоки Дьенеша, Шнуровки, мозаика; оборудование для семинара (см.конспект) |
Декабрь | НОД Лепка «Новогодняя Ёлочка.» (на пластине с использованием макаронных изделий) | Конспект занятия по лепке "Новогодняя Ёлочка" | Информационный стенд «Волшебник - пластилин» (для родителей) | Конспект НОД. Макаронные изделия для украшения. |
Январь | Реализация краткосрочного проекта «Пуговицы»: - игры с пуговицами: -«Определи наощупь», - «Выложи узор»; - Конспект (лепка) "Пуговки для кукол"; - раскраски; - эксперименты "Тонет или нет" | Выставка "Весёлая пуговица" | Создание выставки «Весёлая пуговица». | Пуговицы различных форм и величин. |
Февраль |
| Мастер-класс по изготовлению открытки ко Дню Защитника Отечества «Мой папа – самый….» |
| Конспект мероприятия; Стенгазета к празднику 23-го февраля. |
Март | Театрализация «Зайкина Избушка» | Фотоотчет на сайте детского сада. | Папка передвижка «Театр в пальчиках» | Конспект занятия. Костюмы Лиса и Заяц для детей, "избушки" лисы и зайца. |
Апрель | Коллективная работа «Аквариум» | Конспект занятия "Аквариум" | Выполнение элементов к коллективной работе с детьми дома. Создание мини-выставки "Аквариум" | Конспект мероприятия. Подборка картинок об аквариумных рыбках, аквариумах. |
Май | Пальчиковые игры : - «Стихи с движениями», Л. Иванова; - «Тренируем пальчики – развиваем речь», О. И. Крупенчук; - «Расскажи стихи руками», изд-во А\О «Север», Москва, 1992 | Компьютерная презентация "Ум ребёнка в пальчиках" | Папка передвижка «Нетрадиционные способы развития мелкой моторики»» Показ презентации проделанной работы с детьми, вывод. | Конспект мероприятия, музыкальный проигрыватель. Компьютерная презентация о проделанной работе. |
III. Заключительный
Практический выход: компьютерная презентация "Ум ребёнка в пальчиках"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковые игры для детей».
План-конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковые игры для детей»....
План-конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Пальчиковые игры для детей".
План - конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Пальчиковые игры для детей"....
«Развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста». Мастер-класс для родителей и детей
Мастер-класс для родителей и детей «Развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» был разработан с целью ,познакомить родителей и детей с методикой работы с глиной в дома...
консультация (младшая группа) на тему : Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
На страничке представлена консультация консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет...
Планирование кружковой работы во второй младшей группе. «Развитие общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Цель работы кружка: - создание условий для развития общей и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.Задачи:Развивать общую моторику через координацию движений, овладение двигательными...
Программа детского творческого объединения «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».группа раннего возраста
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Конспект интегрированного занятия «Ловкие пальчики» для детей младшей группы
Цель:- развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:Учить детей различным приемам самомассажа;Развивать тактильную чувствительность сложно координ...