Проект "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста."
проект (средняя группа)

Груздева Юлия Ивановна

Планирование проектной деятельности, направленной на развитие мелкой моторики у младших дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvitie_melkoy_motoriki_u_mladshih_doshkolnikov.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                  центр развития ребёнка детский сад №38                                                                                                  Красносельского района  г. Санкт-Петербурга

ПРОЕКТ

"Развитие мелкой моторики у младших дошкольников"

Авторы-составители:                                                                                  Груздева Юлия Ивановна, воспитатель                                                          

2016-2017 г.

Проект по развитию мелкой моторики у младших дошкольников

"Развитие мелкой моторики у младших дошкольников"

Продолжительность проекта: долгосрочный

Тип проекта: познавательно-игровой

Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы и их родители.                            Возраст детей: вторая младшая группа.

Актуальность выбранной темы

    Мелкая моторика – это скоординированные движения кистей рук и мелких мышц пальцев. Чтобы стимулировать развитие речи у ребенка, важно развивать мелкую моторику или движения пальцев рук. Это необходимо не только для выполнения каких-то повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Изучая деятельность мозга ребенка, психику детей вообще, ученые отмечают большое стимулирующее значение функции руки, и заключают, что речевое развитие проходит эффективнее под влиянием кинестетических импульсов от кончиков пальцев.                                   Развитие у ребенка мелкой моторики важно еще и потому, что ему в дальнейшем потребуется использовать точные скоординированные движения: одеваться и обуваться, рисовать и писать, держать в руках ложку, кисточку или карандаш. Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимо важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), мышление, словарный запас ребенка, координация движений. Именно мелкая моторика на раннем этапе жизни отражает развитие ребенка и его интеллектуальные способности. От того, насколько ребенок сможет управлять своими пальчиками в раннем возрасте, в дальнейшем зависит его развитие и, конечно, качество жизни. Вследствие этого очень важно развивать у ребенка мелкую моторику с раннего возраста.

Цель проекта: Развить мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.                                                                                                                                         Задачи:

1. Развивать умение детей  работать с различными материалами, в том числе нетрадиционными;

2. Развивать творческие и коммуникативные способности ребенка посредством самовыражения;

3. Вовлекать родителей в педагогический процесс и жизнь группы;

4. Устанавливать  эмоциональный контакт между педагогами, родителями, детьми.

Ожидаемый результат: У детей  в достаточной степени сформирована мелкая моторика.

Срок реализации проекта: сентябрь - май 2016-2017 года

Возраст детей: 3-4 лет.

Значение развития тонкой моторики рук в раннем и дошкольном возрасте

Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. 
Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами. Брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией, ложкой, вилкой, совочком и др. Открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.
Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

  • Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
  • Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки,крышки от пластиковых бутылок).
  • Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
  • Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
  • Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
  • Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
  • Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками:
  • нахождение заданных предметов,
  • угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

Список литературы

1. О.А.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
2. Г.Г.Галкина «Пальцы помогают говорить»
3. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: 
ООО«ЭКСМО», 2006.                                                             4. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т.Решетник, Е.Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011.                                                                                                                                5.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.                        6.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.                                                                                                                                   7.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.     8.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.                                   9.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.                                 10.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

План реализации проекта.                                                                                              

I этап.  Подготовительный

1. Постановка проблемы, определение цели и задач  деятельности.

2. Изучение и подбор методической литературы, иллюстрированного материал по данной теме;

3. Подбор игр, пальчиковых игр, упражнений;

4. Подбор материалов для работы с детьми (презентации, стихи, загадки)

II этап.  Основной

Месяц

Дети

Педагоги

Родители

Оборудование

Сентябрь

Игры с "сухим бассейном":

- "Лодочка",

- "Отгадай, где спрятано";

- "Колобок",

- "Напрягаем пальцы",

И др. (см. картотеку)

Папка-передвижка «Особенности развития речи младших дошкольников»

Знакомство с темой, целями и задачами проекта.

Папка-передвижка «Основы развития речи» (для ознакомления родителей)

"Сухой бассейн" из мелких игрушек киндер-сюрприза, мозаики, фасоли и гороха.

Октябрь

 

Игры с природным материалом.

- самомассаж

- выкладывание фигурок;

- развитие сенсорики;

-Пластилиногра-фия «Осеннее дерево» с использованием  природного материала.

Создание папки-передвижки "«Что мы можем сделать осенью»

Папка-передвижка «Что мы можем сделать осенью»,

Консультация для родителей.

Речевой материал, наглядное пособие «Осеннее дерево», фрагменты спиленного дерева, природный материал: шишки, спил дерева, желуди.

Ноябрь

Игры с пособиями:

Палочки Кюизинера:

- "Волшебные дорожки"

- "Дом с колокольчиками";

Блоки Дьенеша:

- "Маленькие логики 2"

- "Лепим нелепицы";

Шнуровки:

- "Одень мальчика/дев.",

Статья "Мелкая моторика - путь к детскому успеху" Ссылка: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/04/10/statya-melkaya-motorika-put-k-uspehu

Семинар – практикум «Пальчики играют - речь развивают»

Палочки Кьюизинера, Блоки Дьенеша, Шнуровки, мозаика; оборудование для семинара (см.конспект)

Декабрь

НОД Лепка «Новогодняя Ёлочка.» (на пластине с использованием макаронных изделий) 

Конспект занятия по лепке "Новогодняя Ёлочка"

Информационный стенд «Волшебник - пластилин» (для родителей)

Конспект НОД.

Макаронные изделия для украшения.

Январь

Реализация краткосрочного проекта «Пуговицы»:

- игры с пуговицами:

-«Определи наощупь»,

- «Выложи узор»;

- Конспект (лепка) "Пуговки для кукол";

- раскраски;

- эксперименты "Тонет или нет"

Выставка "Весёлая пуговица"

Создание выставки «Весёлая пуговица».

Пуговицы различных форм и величин.
Д/И "Определи на ощупь";                   раскраски по теме.

Февраль

  • Мастер-класс по изготовлению открытки ко Дню Защитника Отечества «Мой папа – самый….»

Мастер-класс по изготовлению открытки ко Дню Защитника Отечества «Мой папа – самый….»

  • Папка передвижка «23 февраля», участие в мастер-классе родителей.

Конспект мероприятия;

Стенгазета к празднику 23-го февраля.

Март

Театрализация «Зайкина Избушка»

Фотоотчет на сайте детского сада.

Папка передвижка «Театр в пальчиках»

Конспект занятия. Костюмы Лиса  и Заяц для детей, "избушки" лисы и зайца.

Апрель

Коллективная работа «Аквариум»

Конспект занятия "Аквариум"

Выполнение элементов к коллективной работе с детьми дома. Создание мини-выставки "Аквариум"

Конспект мероприятия.

Подборка картинок об аквариумных рыбках, аквариумах.

Май

Пальчиковые игры :

- «Стихи с движениями», Л. Иванова;

- «Тренируем пальчики – развиваем речь», О. И. Крупенчук;

- «Расскажи стихи руками», изд-во А\О «Север», Москва, 1992

Компьютерная презентация "Ум ребёнка в пальчиках"

Папка передвижка «Нетрадиционные способы развития мелкой моторики»»

Показ презентации проделанной работы с детьми, вывод.

Конспект мероприятия, музыкальный проигрыватель.

Компьютерная презентация о проделанной работе.

III. Заключительный

Практический выход: компьютерная презентация "Ум ребёнка в пальчиках"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковые игры для детей».

План-конспект  по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковые игры для детей»....

План-конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Пальчиковые игры для детей".

План - конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Пальчиковые игры для детей"....

«Развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста». Мастер-класс для родителей и детей

Мастер-класс для родителей и детей «Развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» был разработан с целью ,познакомить родителей и детей с методикой работы с глиной в дома...

консультация (младшая группа) на тему : Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

На страничке  представлена консультация консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет...

Планирование кружковой работы во второй младшей группе. «Развитие общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Цель работы кружка: - создание условий для развития общей и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.Задачи:Развивать общую моторику через координацию движений, овладение двигательными...

Программа детского творческого объединения «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».группа раннего возраста

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Конспект интегрированного занятия «Ловкие пальчики» для детей младшей группы

Цель:- развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:Учить детей различным приемам самомассажа;Развивать тактильную чувствительность сложно координ...