Проект по экологии на тему: " Морские обитатели"
проект (подготовительная группа)
Проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mir_morya.docx | 24.92 КБ |
konspekt_morskie_obitateli.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект: «Морские обитатели »
для подготовительной группы.
Тип проекта: познавательно – творческий
Продолжительность проекта: среднесрочный
Предмет исследования: море и его обитатели
По количеству участников: групповой
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители, педагог по доп. образованию.
Актуальность проекта: на сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры.
Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте. Наша страна со всех сторон омывается морями. И что бы сохранить их красоту и богатства, необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует что, они очень мало знают о флоре и фауне морей, о работе морского флота.
С целью осознания уникальности данных природных объектов и воспитания экологически грамотного поведения и был разработан данный проект.
Цель проекта: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Мир моря».
Задачи проекта:
- Сформировать у детей представления о морских обитателях;
- Дать знания о труде моряков на корабле, слаженности в их работе;
- Совершенствовать навыки речевого общения;
- Развивать творчество, воображение, фантазию;
- Формировать желание пользоваться специальной терминологией;
- Формировать навыки поисковой деятельности;
- Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Ожидаемые результаты: - овладение понятиями «морские обитатели», «млекопитающие», «моллюски», «кораллы», «водоросли»;
- имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;
- знают о взаимосвязи с другими обитателями;
- имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
- сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
Формы и методы работы: наблюдения, эксперименты, игры, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц и поговорок, рисование, аппликация, оригами, лепка.
Работа с родителями:
- рекомендации родителям по отдыху с детьми на море.
- совместное творчество по составлению литературных произведений.
Продукт проектной деятельности:
- Оформление мини выставки в группе «Дары моря»
- макет «Подводный мир»
- рисунки «Золотые рыбки», «Мир моря».
- оригами « Золотые рыбки»
Этапы реализации проекта.
I. Организационный:
- Изготовление картотеки игр и наблюдений с детьми;
- Сбор и анализ литературы;
- Подбор материала для познавательной и творческой деятельности с детьми;
- Беседы «Море в опасности», «Морские обитатели», «Рыбы – кто они?», «Морские растения», «Все о ракушках», «Кем быть?».
- Наблюдения «Аквариумные рыбки», «Черепаха»
- Разработка плана реализации проекта
II. Практический:
Познавательные занятия
1. «Моря бывают разные»
Цель: дать детям представление о том, что на земле существует много морей. Каждое море имеет своё название и характерные особенности (тёплое, холодное море). Продолжать знакомить детей с глобусом. Развивать любознательность, речь, память.
2. «Путешествие по глубинам морского царя».
Цель: расширять представления детей о море, его обитателях, их строении и способах защиты от врагов; поощрять стремление задавать познавательные вопросы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение.
3. «Чайка»
Цель: уточнить и расширить знания детей о чайке (внешний вид, сфера обитания, питание, повадки, образ жизни); закрепить умение работать ножницами; развивать мышление, наблюдательность, мелкую моторику; воспитывать экологическое мировоззрение, интерес к природе родного края.
Экспериментирование:
«Окрашивание морской воды».
Материалы и оборудование: 2 стакана, соль, краситель.
Ход эксперимента:
1. В один стакан налить водопроводную воду и добавить 5 чайных ложек соли.
2. Во второй стакан налить водопроводной воды и добавить пищевой краситель.
3. В стакан с соленой водой аккуратно влить пару чайных ложек воды с красителем.
Вывод: Окрашенная вода останется на поверхности, так как соленая вода более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу стакана. А водопроводная вода более легкая – поэтому она на поверхности.
«Научи яйцо плавать»
Цель: при помощи опыта показать детям свойства воды.
Задачи:
1. Приготовить насыщенный солевой раствор.
2. Проследить, как ведет себя яйцо в воде и солевом растворе.
3. Сделать выводы о свойстве морской воды.
Материалы и оборудование: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
«Загадочные кристаллы»
Цель: экспериментальным путем показать, как происходит кристаллизация соли.
Задачи:
1.Приготовить солевой раствор.
2.Проследить за кристаллизацией соли.
3.Сделать выводы о том, как происходит кристаллизация соли в природе.
Материалы и оборудование: стеклянный стакан, соль, чайная ложка, карандаш, краситель, камушек, нитки.
Ход эксперимента:
1.В стакан налить теплой воды и добавить пакетик соли.
2.Размешать воду до полного растворения соли.
3. Добавить краситель
4.Взять камушек, привязанный к карандашу и опустить в раствор.
5.Стакан поставить на солнечное окно.
Вывод: кристаллизация происходит в насыщенном растворе при постепенном испарении жидкости. Весь процесс происходит за 2-3 недели.
Чтение художественной литературы:
Цель: познакомить детей с изображением морских обитателей в литературных произведениях.
Г. Косова «Азбука подводного мира»,
С. Сахарнов «Кто в море живёт?»,
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Г.Х.Андерсен «Русалочка»
П. П. Ершов «Конек – Горбунок»
Чтение и заучивание стихотворений о море и морских обитателях
Цель: обобщать и систематизировать знания детей о море и морских обитателях; учить стихотворение наизусть; развивать внимание, память.
Морской конёк
В море, в зарослях игривых,
Вьется пламя огонька –
Раздувают воды гриву
Норовистого конька.
Видит он любую норку,
За добычей смотрит зорко,
Не зевай, глупыш-рачок:
От врага – один скачок. Г.Р. Лагздынь
Заучивание пословиц и поговорок о море:
Цель: учить детей запоминать пословицы и поговорки, учить понимать смысл пословиц и поговорок, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.
- В море раз побудешь, век не забудешь.
- В море дорог много.
- Море шутить не любит.
- Море кого любит, а кого губит.
- Море любит смелых да умелых.
- Перед морем все равны.
- Учись, матрос,— капитаном будешь.
Рассматривание картин, фотографий и иллюстраций:
Цель: показать красоту моря в творчестве известных художников, развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения
Рассматривание репродукций картин:
- И.К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море»,
- А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе»,
- А. Боголюбов «Парусник в море»;
Дидактические игры:
«Мир моря»
Цель: познакомить детей с богатым животным миром морей и океанов, способствует развитию ассоциативной памяти.
Ход игры: дети должны разложить карточки на игровом поле по среде их обитания.
«Зоологическое лото»
Цель: узнавать морских обитателей, размещать фишки с животными на необходимые окошки своих карточек.
«Отгадай загадку»
Цель: развивать у детей воображение, мышление, умение делать умозаключения, анализировать.
Ход игры: воспитатель или ребенок загадывает загадку, а дети, отгадав ее, должны аргументировать свой ответ.
«Распутай путаницу»
Цель: умение ориентироваться на листе бумаги, находить выход из морского лабиринта.
Ход игры: помочь морским обитателям найти своих детенышей, пройдя через лабиринты.
Подвижные игры:
«Море волнуется»
Цель: развивать фантазию, художественный вкус в придумывании морских фигур.
Ход игры: Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего или отдает фант.
«Водяной»
Цель: развивать умение с закрытыми глазами угадывать своего товарища.
Ход игры: дети стоят в кругу, а ведущий - в центре с завязанными глазами должен определить, кто перед ним стоит.
«Рыбак и рыбки»
Цель: совершенствовать прыжки через скакалку, развивать ловкость и выносливость.
Ход игры: водящий становится в центр круга, образованного остальными участниками. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и описывала круги под ногами играющих. Участники - «рыбки» должны перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся «рыбка» становится «рыбаком».
«Водолаз»
Цель: закрепить название морских обитателей, учиться передавать движениями их внешний вид и способы передвижения.
Ход игры: ведущий загадывает морское животное, а игроки должны изобразить его. Кто интереснее изобразит становиться ведущим.
Сюжетно – ролевая игра:
«Путешествие на корабле»
Цель: дать знания о труде моряков на корабле, слаженности в их работе; совершенствовать навыки речевого общения; развивать творчество, воображение, фантазию; воспитывать интерес и уважение к труду работников морского флота.
Художественное творчество:
«Морской пейзаж»
Цель: учиться при помощи акварельных красок передавать красоту морского пейзажа.
«Золотая рыбка»
Цель: систематизировать знания о внешнем виде рыб, их среде обитания. Учить передавать данные знания в рисунке.
«Аквариумные рыбки»
Цель: Создание макета аквариума с рыбками, на основе полученных знаний о среде обитания морских рыб. Учимся находить сходства и отличия морских и аквариумных рыб.
«Морские обитатели»
Цель: воспитывать любовь к окружающей природе, учить восхищаться этой красотой, учить выражать свои знания в художественно – продуктивной деятельности.
«Необычные рыбки»
Цель: развивать умение вырезать по контуру сложенную пополам бумагу, дорисовывать необходимые детали фломастером.
«Рыбы в аквариуме»
Цель: развивать цветовое восприятие; чувство композиции; умение рассматривать и оценивать созданные изображения; упражнять в подборе разных оттенков цвета; закреплять приемы вырезания и аккуратного наклеивания создавать картину из геометрических фигур.
«Ракушки»
Цель: учить при помощи пластилина передавать внешний вид ракушки, закрепляя знания детей об их внешнем виде.
«Морское дно» (пластилинография)
Цель: формировать у дошкольников представление о морских обитателях, путем интеграции познавательной деятельности, речевого развития и лепки.
III. Заключительный:
- Оформление мини выставки в группе «Дары моря»
- макет «Подводный мир»
- рисунки «Золотые рыбки», «Мир моря».
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе
Образовательная область «Познание»
Тема : «Морские обитатели»
Цели занятия:
Образовательная:
Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде.
Формировать навык полных ответов на вопросы.
Развивающие:
Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.
Развивать мелкую моторику рук
Воспитательные:
Воспитывать интерес к занятиям.
Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.
Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации
Воспитывать дружеские отношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Методы и приемы:
Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств обучения.
Развивающая среда:
Ракушки (в корзинке).
Глобус.
«Морские обитатели» - видеофильм.
Технические средства обучения.
Сухой бассейн.
Рамки для песочной терапии.
Бумага для оригами, ножницы, клей, глазки для рыб.
Бутафорский аквариум.
Ход занятия.
Дети стоят в кругу с воспитателем.
Психологический настрой:
Для начала встанем в круг
Сколько радости вокруг
Дружно за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь
Вы готовы поиграть,
Можем смело начинать?
Воспитатель: Скажите, какого цвета на глобусе больше?
Дети:Голубого
Воспитатель: А что обозначает голубой цвет на глобусе?
Дети:Воду.
Воспитатель:Так какой мы с вами сделаем вывод?
Дети: Воды на Земле больше чем суши.
Воспитатель:Молодцы. А я пришла к вам сегодня не с пустыми руками.
Ребята, посмотрите, что у меня в корзине?
Дети: Ракушки!
Воспитатель: Правильно! Возьмите по одной ракушке, и приложите ее к уху.
Мозговой штурм (вопросы - ответы).
Воспитатель: Что вы слышите?
Дети: Шум моря!
Воспитатель: А что такое море? А какое оно?
Дети: Море – это когда много воды. Оно соленое, глубокое и т. д.
Воспитатель: Ребята, а море обитаемо?
Дети: Да!
Воспитатель: А каких морских обитателей вы знаете?
Дети: Моллюски, водоросли, акулы, киты, дельфины, осьминоги и т. д.
Воспитатель: Ребята, а как вам кажется, ракушки – морские обитатели?
Дети: Да!
Воспитатель: Ну, конечно! Морские ракушки – это твердые наружные оболочки очень живучих улиток, которые обитают в морях и океанах в различной среде и на различной глубине. Их можно найти на морском
берегу пустыми, без мягкого тела, которое когда – то обитало в этой оболочке.
Дети рассматривают ракушки. Затем воспитатель предлагает им положить их в корзину и продолжить беседу.
Воспитатель:
Ребята, сегодня у нас с вами не простой день, а самое настоящее увлекательное путешествие, причем не простое, а « подводное»!
Я знаю волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно, сказать их нужно дружно и громко. Как только мы их произнесем, тут же перенесемся в подводный мир.
Воспитатель:
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился,
Мы отправимся гулять,
Дно морское изучать
Звучит фрагмент музыки( Волшебное превращение).
Открыли глаза, ну вот ребята мы перенеслись с вами в подводный мир, и сейчас мы посмотрим, как живут его обитатели.
Дети встают полукругом перед экраном.
Видеофильм: «Обитатели подводного мира».
Воспитатель: Мы с вами посмотрели, как живут подводные обитатели, а теперь я предлагаю занять места на песчаном дне и продолжить нашу беседу.
Ребята, отгадайте загадку:
Глазастая, зубастая.
Хвостом виляет,
В океане промышляет.
Дети: Акула.
Воспитатель: А что вы знаете про акул?
Ответы детей.
Воспитатель:Ребята, внимание! Кажется, к нам подплывает акула.
Слайд: Акула
Воспитатель: Ребята,а вы знаете, какие рыбы проплыли мимо нас за спиной у акулы? Это маленькие акулята. Они прячутся потому, чтобы мама акуланечаянно их не съела.
Акула всю жизнь находится в движении, даже на минутку она не может остановиться, ведь только двигаясь, акула может дышать. Если она остановиться, то задохнется и погибнет.
У акулы очень хороший слух и острый нюх.
Воспитатель: Ну что ж, мы узнали много интересного , про жизньморских обитателей. А знаете ли вы, из чего появляются рыбы?
Дети: Из икринок.
Воспитатель: Правильно. Жители подводного мира решили с вами поиграть, здесь на морском дне они спрятали свои икринки, и предлагают вам их найти. Икринки, которые вы найдете, нужно будет положить в стеклянные вазочки, рядом с сухими бассейнами.
Ребята, теперь разбейтесь на пары и приступайте к поиску икринок.
Дети ищут икринки (красные и черные бусинки) в сухих бассейнах – камушки, ракушки, песок желтый, цветные стекляшки и
камушки.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Икринки наши на редкость крупные, из них появятся замечательные рыбки!
Ребята, пока мы искали икринки, в подводном мире случилось настоящее бедствие: набежала большая волна и смыла морских обитателей. Никого не осталось: ни морских звездочек, ни рыбок, ни осьминожек. Даже водорослей и тех нет. Что же нам делать, чем им помочь, как вы думаете?
Дети предлагают нарисовать их снова.
Воспитатель: Правильно, а рисовать мы их будем указательным пальчиком.
Звучит тихая мелодия. Песочная терапия.
Воспитатель: Вы у меня – настоящие художники! Всех спасли. Морские жители очень благодарны вам. Ну а теперь мои дорогие, я приглашаю вас на
веселую разминку.
Дети выполняют разминку «Песенка про море».
Кто бывал на море? Я!
Да, конечно вы бывали!
А если были то, наверное, видали,
Что в море очень много разных, всяких жителей
А ну – ка, покажите нам морских любителей!
А рыбы в море плавают вот так,
Волна морская двигается в такт
А волны покоряют высоту,
А мы с тобою видим красоту.
А рыбы в море плавают вот так,
Волна морская двигается в такт
Жемчужина, что в ракушке живет
С нами вместе песенку поет.
Воспитатель:Что ж, мои маленькие рыбки! Мы свами замечательно провели время в подводном мире и нам пора возвращаться в детский сад. Для этого я произнесу волшебные слова, а вы будьте внимательны и выполняйте
мои команды.
Нужно вам закрыть глаза.
Сделать два больших прыжка,
Руки вытянуть вперед,
А затем наоборот.
Как рыбешки покружиться
Чтоб в саду нам очутиться.
Звучит музыка « Волшебное превращение». Дети открывают глаза.
Воспитатель: Ну вот, мы в детском саду.Ребята, где мы с вами были?
Дети: В подводном мире!
Воспитатель: А хотите, мы создадим подводный мир здесь, в детском саду?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда рассаживайтесь за столы и приготовьтесь слушать.
Воспитатель ставит на столы контейнеры с бумагой, клеем, ножницами.
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водою,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотою…
Что это?
Дети: Аквариум!
Воспитатель: Правильно! А вот это наш аквариум, наш маленький подводный мир(воспитатель ставит на стол макет заранее подготовленного аквариума). Сегодня мы сложим с вами рыбку в технике «Оригами».
Но прежде чем мы приступим к работе, я предлагаю разогреть пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Пять маленьких рыбок играли в реке
(волнообразные движения в воздухе)
Лежало большое бревно на воде
(ладони прижаты друг к другу, повороты с боку на бок).
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
(выполняем ныряющее движение)
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!»
(качаем сомкнутыми ладонями- отрицательный жест)
А третья сказала: « Мне хочется спать»
(ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит).
Четвертая стала чуть – чуть замерзать
(быстро качаем ладонями – дрожь)
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!»
( ладони раскрываются и соединяются - рот)
Плывите скорей, чтоб он вас не схватил.
( волнообразные движения сомкнутыми ладонями – рыбки уплывают).
Воспитатель:А теперь я покажу вам, как правильно сложить рыбку.
Квадратный лист бумаги сложить по диагонали ( уголочек к уголочку),разгладить линии сгиба пальчиками. Развернуть и сложитьлист еще раз по диагонали (уголочек к уголочку ) .Снова развернуть лист и согнуть его пополам, от себя.
Сложить лист по линиям сгиба, которые находятся с правой и левой стороны.
(Зеркальный показ). Посмотрим, что у нас получилось. Есть голова, есть плавнички, чего нет у нашей рыбки?
Дети:Хвостика.
Воспитатель: Для того, чтобы вырезать хвостик, нужно сложить треугольник пополам, взять ножницы, сделать небольшой надрез снизу вверх и дальше по косой линии к плавнику.
Развернуть поделку, приклеить рыбке веселые, озорные глазки и поселить ее в аквариум.
Ребята, всем все понятно? Тогда приступаем к работе вместе со мной.
Под тихую музыку дети приступают к работе.
Итог:Ребята, посмотрите, какой чудесный аквариум у нас получился. Как вы думаете, какое настроение у наших рыбок?
Ответы детей:
Воспитатель: А какое настроение у вас?
Ответы детей:
Воспитатель: Я очень рада, что вам понравилось наше путешествие и хочу подарить вам эти ракушки и аквариум на память. До свидания, всего вам доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация на тему " Морские обитатели"
Морские обитатели...
Конспект занятия по теме: Закрепление произношения звука Р в словах и предложениях. Лексическая тема: «Морские обитатели»
конспект логопедического занятияТема: Закрепление произношения звука Р в словах и предложениях. Лексическая тема: «Морские обитатели»подготовила учитель-логопедЗибукова Светлана Виталь...
Методическая разработка краткосрочного проекта тематической недели по лексической теме "Морские обитатели"
Методическая разработка педагогического проекта тематической недели ’’Морские обитатели” в старше-подготовительной группе детского сада...
Информационно - творческий проект на тему: "Морские обитатели"
Цель проекта: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских гллубин....
ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ для детей старшей группы. Тема «МОРСКИЕ ОБИТАТЕЛИ»
Краткосрояный , информационно-творческий проект для детей старшей группы "Морские обитатели". Проект необходимо проводить в преддверии дня защиты морских млекопитающих (день китов) 19 феврал...
Краткосрочный проект во второй младшей группе «Морские обитатели»
Цель проекта: Расширять представления детей о многообразии природного мира; формировать умение называть характерные особенности внешнего вида объекта; расширять представления о жизни в природных услов...
Методическая разработка Проект для детей 5 лет с ОНР по теме: Морские обитатели
Методическая разработка "Проект для детей 5 лет с ОНР по теме: Морские обитатели"...