Методическая разработка краткосрочного проекта тематической недели по лексической теме "Морские обитатели"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Никифорова Мария Анатольевна

Методическая разработка педагогического проекта тематической недели ’’Морские обитатели” в старше-подготовительной группе детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx87.46 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка педагогического проекта
тематической недели ’’Морские тайны”
в старше-подготовительной группе

Проект разработала воспитатель ГБДОУ №33
Василеостровского района г. Санкт-Петербурга
Никифорова Мария Анатольевна

C:\Users\House\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image1.jpeg


Проект тематической недели "Морские тайны"

(старше-подготовительная группа)

Тип, вид проекта: информационно-творческий, фронтальный (с группой детей).

Сроки реализации: краткосрочный.

Возраст: 5-6,5 лет

Актуальность проекта: Дети в недостаточной степени имеют представление о водных ресурсах нашей планеты; об образе жизни, повадках, о питании морских обитателей.

Дети не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предметы.

Цель проекта: создание условий для формирования знаний детей об окружающем мире. Создание условий для развития воображения и художественно-творческих способностей детей в процессе реализации проекта.

Задачи проекта: с помощью разнообразных методов и приёмов оптимизировать работу с детьми старшего дошкольного возраста по формированию знаний об окружающем мире;

обобщить и расширить знания детей о водных ресурсах нашей планеты; развивать у детей любознательность, познавательный интерес, память, речь, творчество, воображение.

В течение всей недели в гости к детям приходит Русалочка (кукла или переодетый взрослый). Русалочка принимает участие в занятиях, играх, беседах и наблюдениях.

Желательно создать в группе, на это время, соответствующую развивающую среду. Например: украсить стены игровой и спальни иллюстрациями о жизни моря; шапочки дежурных по столовой заменить бескозырками, и называть их «дежурный кок», обычным блюдам в детском меню придумать морские названия (омлет - «морская пена»); шкафчики для раздевания и кроватки украсить для каждого ребёнка в определённой морской тематике; сделать подборку или изготовить самостоятельно дидактические игры с соответствующим содержанием и т.д.


Проект

проведения тематической недели

Примечание: развёрнутые конспекты и сценарии бесед, занятий, развлечений см. в

Приложении

Дни недели

Содержание деятельности

Утро

День

Понедельник

Беседа «Моря бывают разные»

Занятие по ознакомлению с природным окружением «Путешествие по морским глубинам»

Вторник

Беседа «Всё о ракушках»

Занятие по рисованию «Морской пейзаж» - с использованием нетрадиционной техники рисования - граттаж.

Среда

Беседа «Сокровища морей»_        

Занятие по ФЭМП «Морская арифметика»

Четверг

Беседа «Морские растения»

Занятие по ознакомлению с художественной литературой «Чтение былины-сказки «Садко»

Пятница

Коллективное оформление стенгазеты «Морские тайны»

Занятие по конструированию из бумаги в технике оригами «Морской пейзаж» - коллективная работа

Приложение № 1

Беседа на тему: «Моря бывают разные»

Цель: дать детям представление о том, что на земле существует много морей. Каждое море имеет своё название и характерные особенности (тёплое или холодное море). Продолжать знакомить детей с глобусом. Развивать любознательность, речь, память.

Ход беседы

В групповую комнату входит Русалочка.

Русалочка: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, я Русалочка из сказки Ганса Христиана Андерсена. Как я рада, что оказалась в детском саду! Я хотела бы у вас немного погостить. Вы не против, ребята? (ответы детей) Думаю, мы подружимся!

Воспитатель: Конечно, Русалочка! Наши дети очень гостеприимны и умеют дружить по- настоящему.

(Русалочка замечает аквариум)

Русалочка: Ой, а у вас тоже есть море! Я так его люблю! Только оно почему-то совсем маленькое?!

Воспитатель: Что ты Русалочка! Это не море. Ребята, скажите, пожалуйста, Русалочке, как называется это «море»? (Аквариум)

Русалочка: Ребята, а что такое - аквариум? (Домик, где живут рыбки)

Русалочка: А, я подумала, что увидела какое-то новое море, которое ещё не знаю. А вы, ребята, какие моря знаете? (Чёрное)

Русалочка: Вы знаете только одно море?! Но на земном шаре существует много других морей! У них очень интересные названия!

Воспитатель: Ребята, а давайте сами попробуем отыскать эти моря на нашем глобусе? А Русалочка нам поможет. (Дети вместе с воспитателем и Русалочкой рассматривают глобус и находят очертания морей и их названия: Чёрное море, Средиземное, Каспийское,

Красное, Японское, Балтийское и т.д. Воспитатель даёт краткое объяснение, почему так называется то или иное море)

Русалочка: Вот как много морей мы с вами нашли! Некоторые из этих морей очень холодные, а некоторые очень тёплые. Например, Красное море, которое находится рядом с Африкой. Ах! Как я люблю плавать в нём! А какие необыкновенно красивые рыбки живут в этих морях!

Воспитатель: Русалочка, ты так много знаешь о морях! А чем же мы будем заниматься с детьми в течение этой морской недели?

Русалочка: Нас ждут увлекательные встречи. Мы познакомимся с морскими обитателями, будем рисовать их, слушать рассказы и сказки о море и, конечно же, играть!

Приложение № 2

Занятие по ознакомлению с природным окружением
«Путешествие по морским глубинам»

Цель: расширять представления детей о море, его обитателях, их строении и способах защиты от врагов; поощрять стремление задавать познавательные вопросы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение.

Методы и приёмы: игровой, словесный (беседа), наглядный

Материал к занятию: Глобус, демонстрационные картины с изображением морских обитателей. Плоскостное изображение глубоководного батискафа

Ход занятия

Вводная часть:

(В группу входит Русалочка, приветствует детей и с заинтересованным видом подходит к глобусу)

Русалочка: Ребята, утром во время нашей беседы, мы искали с вами моря на глобусе. Этот предмет мне не знаком. Объясните, пожалуйста, что такое глобус?

(ответ детей: Это макет нашей планеты - Земля. Огромного земного шара, где мы все живём)

Воспитатель: Верно ребята. Вы хорошо объяснили Русалочке, что такое глобус.

Земной шар - это наш общий большой дом. У нас над головой одна большая крыша. Как вы думаете, что это за крыша? (Это небо)

Воспитатель: Правильно. У нас под ногами - один большой пол. Что это? (Земля)

Воспитатель: У нас на всех одна великанская лампа, она же печка. Что это? (Солнце)

Русалочка: Теперь я очень хорошо поняла, что такое глобус. Ребята, утром я узнала, что голубые пятна на глобусе - это вода, а что обозначают коричневые, жёлтые и зелёные пятна? (это суша)

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на глобус и скажите: каких пятен больше - голубых или коричневых, жёлтых, зелёных? (Больше голубых)

Воспитатель: Правильно. Это означает, что на нашей планете земле, вода занимает больше места, чем суша.

Русалочка: Да воды действительно очень много. Это реки, моря, океаны, озёра и даже болота!

Воспитатель: По воде можно совершить настоящее кругосветное путешествие. Но ещё интереснее путешествовать под водой, например, спуститься на дно моря. Хотите отправиться в такое путешествие?

Русалочка: Подождите! Это опасно! Ведь вы люди, не можете дышать под водой!

Воспитатель: Поэтому, Русалочка, чтобы попасть на дно океана, мы должны с вами, ребята, сначала сесть в специальный глубоководный корабль, который называется батискаф. Ну, что, согласны отправиться в путешествие по морскому дну? Тогда занимайте пассажирские места в нашем батискафе.

Основная часть:

(Дети садятся на стульчики, которые расположены за плоскостным изображением батискафа)

Воспитатель: Мы опустимся на батискафе глубоко под воду и, через его иллюминаторы, будем наблюдать, за обитателями океана. Внимание! Погружаемся!

Как вы думаете, кого мы сейчас встретим под водой? (рыб)

Русалочка: Верно. В основном в море живут рыбы. Только все они разные. Посмотрите, какие красавицы! (рассматривают иллюстрации с морскими рыбами)

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, что есть общего у всех рыб? (голова, туловище, хвост, плавники и т.д.) Правильно, вы очень наблюдательны. А скажите, пожалуйста, чем покрыто туловище рыб? (Чешуёй)

Русалочка, открой нам, пожалуйста, секрет как рыбы могут дышать под водой?

Русалочка: Весь секрет в том, что рыбам в воде помогают дышать жабры. Это такой орган, который расположен рядом с головой рыбы. Ну, жабры для рыбы - это то же самое, что для вас ваш нос!

Воспитатель: Ребята, давайте наденем водолазные принадлежности и совершим прогулку по дну моря. Так мы лучше сможем рассмотреть, где же находятся у рыб жабры и как они дышат. (Имитируют надевание водолазного костюма и подходят к аквариуму, где наблюдают за живыми рыбами)

Воспитатель: Конечно, здесь в море, нас могут подстерегать неприятности. Мы можем встретиться с акулами, (показывает иллюстрации акул) Акулы хищные рыбы и могут напасть на людей. Поэтому лучше нам с ними не встречаться и поскорее вернуться в наш батискаф. Его стены надёжно защитят нас от острых зубов акул и других морских хищников, (возвращаются на стульчики)

Русалочка: Ой, посмотрите! На встречу нашему батискафу плывёт огромная акула. (Показ иллюстрации) Но не бойтесь её. Не смотря на свой огромный размер, эта акула совсем не опасна. Хотя эта акула не поместится даже в самом большом автобусе, питается она маленькой селёдкой и для людей совсем не опасна.

Воспитатель: Посмотрите, совсем рядом с нашим батискафом проплывает необычное животное! И это вовсе не рыба!

Русалочка: Конечно, это не рыба, ведь кроме рыб в морях живёт много других морских обитателей. А чтобы узнать, кто это попробуйте отгадать мою загадку: У кого ноги растут прямо из головы? (осьминог)

Отгадали. Ноги у осьминогов действительно растут прямо из головы. А кто знает, сколько ног у осьминогов? (Восемь ног)

Воспитатель: Хотя это вовсе и не ноги, а скорее руки - щупальца. На конце каждой такой руки, у осьминога расположены присоски, которыми удобно хватать добычу. А в случае опасности осьминог набирает в свой водяной мешок воды, прижимает щупальца друг к другу, выталкивает воду из мешка и плывёт быстро в другую сторону.

Русалочка: Мы русалки, дружим с осьминогами и очень любим, играть с ними в морские догонялки. А вы, ребята, любите играть? Тогда давайте поиграем в мою любимую игру «Зеркало».

Физ. Минутка: игра малой подвижности «Зеркало».

Ребята встают в круг, в центр круга встаёт ведущий (Русалка). Дети должны повторять за ведущим все движения, которые он показывает, (можно изображать волны, рыб и т.д.)

Русалочка: Мы очень весело играли!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, на самом дне лежит ещё один обитатель моря, (показ иллюстрации морской звезды) На что он похож? (на звезду)

Воспитатель: Правильно, это звезда, но только морская. Она живая. Так же как и у осьминога, у морской звезды есть щупальца. Они расположены на лучах морской звезды. А ещё на концах лучей звезды расположены глаза.

Русалочка: А, вот рядом с нами проплывает очень необычное существо! (показ иллюстрации морского конька) Приглядитесь, кого напоминает вам её голова? (голову лошадки)

Воспитатель: Верно, голова у него точно, как у сказочного конька Горбунка.

Русалочка: Вот его и назвали - Морским коньком. Морской конёк очень маленький и многие большие рыбы могут его съесть, поэтому, чтобы легче было спрятаться, морской конёк умеет менять свою окраску. Сядет на зелёную водоросль - позеленеет, сядет на бурую водоросль - станет бурым.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, пока мы с вами рассматривали Морского Конька, совсем близко к нашему батискафу подплыла очень интересная рыбка (показ иллюстрации рыбы - шар). Она круглая как шарик и вся колючая! Вам знакома эта рыбка? Русалочка, что это за рыба?

Русалочка: Называется она рыба-шар. Хотя такой круглой и колючей она бывает не всегда, а только когда чувствует опасность.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему во время опасности эта рыбка превращается в колючий шар? (для защиты)

Верно, так она защищается от своих врагов. Завидев врага, она начинает захватывать много воды в себя и раздувается, как шар. Колючки на её теле начинают торчать в разные стороны, отпугивая врагов.

Заключительная часть:

Воспитатель: Ой, ребята! Мы с вами так засмотрелись на морских обитателей, и я совсем забыла, что нужно следить за уровнем воздуха в нашем батискафе. Нужно срочно посмотреть сколько воздуха осталось у нас в запасе, (проверяет импровизированные приборы) Ну вот, воздуха осталось совсем немного! К сожалению, мы больше не можем с вами задерживаться на дне моря. Нужно срочно всплывать на поверхность. Пожалуйста, займите свои места и приготовьтесь к подъёму. Внимание! Всплываем! Ну, вот мы и вернулись в детский сад! Закончилось наше путешествие по морскому дну.

Русалочка: Понравилось вам наше путешествие? А кого мы с вами повстречали в морских глубинах? (рыба Шар, морской Конёк, акулы, осьминог и т.д.)

Воспитатель: Давайте в следующий раз отправимся с вами путешествовать по рекам планеты Земля. Там тоже можно увидеть много интересного.

Приложение № 3

Беседа на тему: «Всё о ракушках»

В группу входит Русалочка и приносит детям коллекцию ракушек. При рассматривании ракушек проводится беседа.

Ход беседы

Русалочка: Ребята, посмотрите, какая у меня прекрасная коллекция ракушек! Вы обратили внимание, что все ракушки разные? А чем они отличаются? (размером, формой, цветом)

Воспитатель: Ребята, выберите себе каждый одну ракушку, и мы попросим Русалочку рассказать нам о них.

Русалочка: Все ракушки разной формы и разного цвета - потому что они собраны мною в разных морях.

Вот эта, самая большая ракушка с множеством зубцов, нежного молочно-розового цвета, подобрана мною даже не в море, а в Тихом океане.

А эту ракушку - Рапан, вы, наверное, все узнали. Таких ракушек очень много в Чёрном море. А эту пятнистую, продолговатую ракушку, я нашла в Средиземном море.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое ракушка? (в них прячутся рыбки)

Верно. Ракушка - это домик, но не для рыб, а для моллюска - ещё одного морского обитателя! Свой домик Моллюск всегда носит с собой.

Русалочка: А вы, знаете, как появляется этот домик? Домик этот строит сам моллюск, а строит он его из известняка. Это разные осадки, которые оседают на морское дно - мелкий песок, камушки, крошки сломанных ракушек. Домик ракушка очень прочный и моллюск чувствует себя внутри ракушки очень защищённым.

С помощью ракушки можно даже здесь, далеко от моря, услышать, как плещутся морские волны. Хотите послушать? Тогда возьмите ракушку и приложите её отверстием к уху. Слышите? Это песнь моря.

Приложение № 4

Занятие по рисованию «Морской пейзаж»

(использование нетрадиционной техники рисования - граттаж - процарапывание рисунка острым предметом на загрунтованном картоне)

Цель: Закреплять у детей технические навыки рисования. Продолжать учить выстраивать композицию рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире. Развивать у детей воображение, творчество.

Методы и приёмы: игровой, словесный (беседа), наглядный, практический, метод дорисовывания.

Материал к занятию: листы картона А4 специально загрунтованного для выполнения рисунка в технике граттаж (сначала вся поверхность картона тщательно раскрашивается восковыми мелками разного цвета. Затем картон покрывается слоем синий гуаши. После полного высыхания картон готов для выполнения рисунка).

Остро заточенные палочки или зубочистки (лучше использовать не пишущие стержни шариковых ручек, не вынимая их); иллюстрации морских обитателей.

Ход занятия

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, вчера мы с вами совершили интересное путешествие в морские глубины. Вам понравилось? А кого мы с вами там встретили? (Перечисление) Воспитатель: Вы назвали осьминога, морскую звезду и даже Морского Конька, значит, в море живут не только рыбы?

Ребята, а вы заметили какие красивые морские рыбы? А в чем, по-вашему, проявляется их красота? (Яркая окраска, необычные формы)

Воспитатель: Посмотрите, я принесла сегодня фотографии морских обитателей. Давайте ещё раз на них посмотрим (при рассматривании иллюстраций воспитатель обращает внимание детей на форму и окраску морских обитателей, их характерные особенности. Так же обращает внимание детей, что в море есть растения - водоросли и они тоже все разные по форме и окраске)

Основная часть:

Воспитатель: Давайте сегодня попробуем нарисовать, то, что мы увидели с вами во время нашего путешествия в морские глубины.

Как вы думаете, чем лучше всего можно передать всю красоту и необычность морского дна и его обитателей? (красками, цветными карандашами). Верно. Ваши рисунки должны быть красочными. Но я хочу познакомить вас с новым способом рисования - процарапыванием рисунка! Думаю, что этот способ лучше всего сумеет передать всю красоту подводного мира.

Для каждого из вас я подготовила вот такое маленькое море! (загрунтованный картон). Видите, вода в нём уже есть, вам нужно только заселить это море обитателями и растениями.

Для этого мы возьмём палочку, и острым её кончиком будем рисовать рыбку прямо по поверхности нашего моря (показ действия). Смотрите, верхний слой синий краски счистился, и под ним оказались яркие разноцветные пятна. Так ваши морские обитатели станут разноцветными и красивыми. Вам нравится моя рыбка? Тогда давайте, скорее, нарисуем рыбок и других животных на ваших морях!

(Во время выполнения рисунка, воспитатель напоминает детям как лучше разместить на листе рыб и растения. Если ребёнок затрудняется нарисовать какого-либо морского обитателя, то воспитатель прорисовывает основные части - туловище, голову и т.д., а ребёнку предлагает дорисовать остальные детали - хвост, плавники, щупальца т т.д.)

Заключительная часть:

Воспитатель: У вас у всех получились замечательные работы. Посмотрите рисунки своих товарищей и скажите, кто на них изображён? Как вы думаете, мы сумели с вами нарисовать морские глубины? Давайте, соединим все ваши рисунки вместе, и у нас получится одно большое морское дно! (рисунки вывешиваются на стенде)

Приложение № 5

Беседа «Сокровище морей»

Русалочка приносит в группу украшения, сделанные из жемчуга и кораллов.

Русалочка: Здравствуйте ребята! Посмотрите, какие красивые украшения подарил мне мой отец - Морской царь.

Вот это ожерелье сделано из жемчуга, а вот этот браслет из кораллов.

Ребята, а вы знаете, откуда берётся жемчуг? Жемчуг рождается в море, на самом дне! Чтоб стать вот такой красивой горошинкой, жемчугу нужно очень много времени.

Воспитатель: Русалочка, а откуда на дне морском появляется жемчуг?

Русалочка: На самом деле, в самом начале эта жемчужина была всего лишь маленькой песчинкой! Однажды она попала в ракушку. Вы знаете, кто живёт в ракушке? (моллюск) Верно. В ракушке песчинка постепенно, днём за днём обрастала специальным веществом, которое выделяет моллюск - перламутром. И вот однажды песчинка превратилась в жемчужину. Вот и всё!

Воспитатель: Как же жемчуг попадает к людям? Ребята, может быть, вы знаете?

Русалочка: Люди добывают жемчуг, опускаясь на дно моря. Они находят там ракушки, осторожно их открывают и забирают жемчуг.

Воспитатель: Добывать жемчуг оказывается очень трудно!

Русалочка: Да, это трудное и опасное дело. Поэтому настоящего жемчуга не так уж и много. Люди уже давно научились делать искусственный жемчуг.

Воспитатель: Русалочка, а кораллы, из которых сделан твой браслет, тоже растут в ракушках?

Русалочка: Нет, конечно! Кораллы - это морские растения.

Воспитатель: Как растения? Они же на ощупь такие твёрдые, как камни, правда, ребята?! А растения они нежные, живые!

Русалочка: Кораллы тоже живые! Видели бы вы, как они красиво колыхаются в море! Но когда коралл погибает, то он становится твёрдым! В морях встречаются даже коралловые рифы, о которые может разбиться даже самый крепкий корабль!

Приложение № 6

Занятие по ФЭМП «Морская арифметика»

Цель: формировать умение производить арифметические действия в пределах 10; сравнивать числа, расставляя знаки «больше», «меньше» или «равно». Упражнять в деление целого круга на четыре равные части.

Материал к занятию:

Демонстрационный материал - картинка с изображением морского дворца с девятью окнами; картинка с изображением трёх белых и трёх розовых кругов; шесть картинок с изображением Морского конька на каждой; вырезанные из жёлтого и красного картона звёзды с цифрами.

Раздаточный материал - (из расчёта на одного ребёнка) картинка с изображением морского дворца с девятью окнами; счётный материал; числовые карточки; простой карандаш; бумажный круг.

Ход занятия

В группу входит очень грустная Русалочка.

Воспитатель: Здравствуй, Русалочка! Почему ты такая грустная?

Русалочка: Сегодня я должна сдать своему учителю экзамен по Морской арифметике! Сначала я думала, что нужно будет просто сосчитать все ступеньки нашего дворца, написать все цифры до 10 - это так легко! И я вместо того, чтобы учить Арифметику, отправилась путешествовать. Мой отец - Морской царь - страшно рассердился на меня и придумал мне на экзамен очень трудные задания! Я никак не могу в них разобраться. А если я не сдам экзамен по Морской арифметике, то мне будет запрещено подниматься на поверхность моря целых 10 лет!

Воспитатель: Не надо так расстраиваться! Сейчас мы с ребятами, попробуем разобраться в этих заданиях!

Русалочка: Ах, большое спасибо! Я обещаю, что теперь постараюсь внимательно изучать арифметику!

Задание 1

Русалочка выставляет на фланелеграфе картинку с изображением подводного дворца с девятью окнами. (3 окна на первом этаже и 6 окон на втором этаже)

Русалочка: Нужно сосчитать, сколько комнат у нас во дворце, если в каждой комнате по три окна? Ответ нужно записать в кружке, расположенном в правом нижнем углу.

Воспитатель: Русалочка, это не такое уж и сложное задание. Я уверена, наши ребята с ним справятся. Ребята, чтобы вам было удобнее считать, возьмите каждый себе маленькую карточку с изображением подводного дворца.

Дети выполняют задание, используя индивидуальные карточки. Тот, кто справляется с заданием первым, выходит к фланелеграфу и записывает ответ. Остальные проверяют.

Задание 2

Русалочка: Во втором задание мне нужно собрать жемчужное ожерелье из трёх белых и трёх розовых жемчужин.

Воспитатель: Ребята, помогите Русалочке, и скажите, сколько всего жемчужин должно быть в ожерелье.

Воспитатель выставляет на фланелеграф картинку с изображением трёх белых и трёх розовых кружков.

Используя счётный материал, дети составляют математическое выражение.

Задание 3

Русалочка: Морской царь решил прокатиться по своим огромным морским владениям. Нужно сосчитать, сколько Морских коньков запряг в свою повозку Морской царь, если получилось три пары Морских коньков.

Выставляет на фланелеграф шесть картинок с изображением Морского конька на каждой.

Вызванный ребёнок выкладывает три пары картинок с изображением Морских коньков и объясняет свои действия.

Воспитатель: Молодцы, вы справились с этим действительно трудным заданием!

Задание 4

Русалочка: Морской царь заколдовал морских звезд, и они окаменели, а чтобы они вновь ожили, нужно правильно расставить знаки сравнения.

Воспитатель выставляет на фланелеграфе вырезанные из жёлтого и красного картона звёзды. На каждой звезде написана пара цифр: 6и8,7и4, 2и,и т.д. Дети поочерёдно вписывают простым карандашом знаки «больше», «меньше» или «равно» между цифрами.

Задание 5

Русалочка: В честь моего дня рождения Морской царь устраивает бал. На балу гостей будут угощать очень вкусным тортом. Я должна разделить торт на равные части между Морским царём, Морской царицей, рыбкой Флаундером и мной.

Воспитатель: Ребята, сколько частей торта получится? (Четыре) Докажите это.

Дети сгибают бумажные круги пополам, затем ещё раз пополам. Разворачивают круг и объясняют, что получилось четыре равные части.

Воспитатель: Вот мы и решили все задания! Теперь, Русалочка, ты наверняка сможешь сдать экзамен по Морской арифметике. Только пообещай нам с ребятами, что теперь ты будешь очень стараться и выучишь арифметику?!

Русалочка: Спасибо вам, ребята за помощь! Я обещаю, что теперь Морская арифметика будет моим самым любимым предметом!

Приложение № 7

Физкультурный досуг «Морская школа юнг»

Цель: Прививать детям потребность в физической культуре и спорте, способствовать закреплению полученных на занятиях умений.

Воспитывать чувство уважения к профессии моряка.

Формировать волевые качества, целеустремлённость, выдержку; поддерживать в детях желание и умение преодолевать препятствия.

Оформление зала: Стены украшены изображениями кораблей и морскими пейзажами. По залу развешены гирлянды разноцветных флажков.

Критерии оценки конкурсов: За победу в каждом конкурсе команда получает два очка; поражение оценивается в одно очко.

Ход занятия

Под бодрую музыку ребята входят в зал и рассматривают его оформление. Вдруг раздаётся свисток и в зал быстро входит капитан Врунгель. Свистит громко в свисток.

Врунгель: Свистать всех наверх! Это, что за беспорядок на палубе? А ну становись в строй!

Свистит в свисток, дети выстраиваются в одну шеренгу.

Врунгель: Надеюсь, вы меня узнали? Я знаменитый капитан Врунгель! Приветствую вас в моей Морской школе юнг! А вы знаете, кто такой - Юнга? Ответы детей

Врунгель: Запомните: юнга - это ученик матроса и будущий матрос! А вы хотите стать матросами? Тогда вам нужно обязательно пройти обучение в моей Морской школе юнг.

Но в моей школе могут обучаться только очень смелые, ловкие, сильные и выносливые дети! А вы такие? Вот сегодня я и проверю - кого из вас возьму в свою школу. Для этого вы будете сегодня соревноваться в различных спортивных состязаниях! Свистит в свисток.

Слушай мою команду! На первый и второй рассчитайсь!

Дети рассчитываются и делятся на две команды.

Врунгель: Начинаем наши состязания!

Ответьте на вопрос: Что команда корабля должна обязательно сделать, прежде чем отправиться в долгое плавание?

Запомните: это должен знать каждый юнга! Самое главное - запастись пресной водой! В море-то воды много, но пить её нельзя, так как она солёная!

Сейчас вы будете готовить свои корабли к отплытию и запасёте пресную воду.

Конкурс 1

Эстафета с бочонками воды «По извилистой дорожке».

Команды строятся в колонны по одному на линии старта. Перед командами по длине дистанции ставятся 4 кегли в шахматном порядке. На линии финиша находится обруч, в котором лежат «бочонки» с водой (маленькие пластиковые бутылочки). По сигналу ведущего первый игрок начинает движение: обегает каждую кеглю, добегает до обруча,  берёт «бочонок», возвращается в свою команду, кладёт «бочонок» в корзину, которая стоит на линии старта. Следующие игроки повторяют те же действия.

По окончании конкурс оценивается и объявляется результат.

Врунгель: Ну, с первым заданием вы справились! Переходим ко второму испытанию! Запомните, что каждый юнга должен уметь забраться на самую высокую мачту и поставить парус.

Конкурс 2

«Преодолей мачту»

Каждый игрок команды получает цветную широкую ленту. По команде, игрок должен добежать до гимнастической лесенки, подняться до средней перекладины и перекинуть свою ленту на следующую перекладину. Затем спуститься и бегом вернуться в команду. Следующие игроки повторяют те же действия. (Во время данного конкурса, необходима страховка детей взрослыми)

Врунгель: Молодцы! Но вы должны запомнить ещё одно морское правило: сам пропадай, а друга выручай! Свистит в свисток. Свистать всех наверх! Шлюпки на воду! Наш корабль тонет! Есть только две шлюпки (обручи). Вы должны перевезти на берег поочерёдно всех членов своей команды.

Конкурс 3

«Переправа»

Команды строятся в колонны. По сигналу два игрока из каждой команды, стоящие первыми в колонне, бегут в одном обруче до обозначенного места - плывут на берег. К своей команде возвращается только один игрок. Он берёт в лодку следующего участника, перевозит его на берег и остаётся на суше, а второй возвращается назад и т.д.

Врунгель: Справились и с этим заданием! Но вы оказались на необитаемом острове и чтобы вернуться на большую Землю, вам нужно построить плот.

Конкурс 4

«Построй плот»

Команды строятся за линией старта. Около линии старта лежат большие кубики (грань кубика не менее 20 см) По сигналу ведущего первый участник каждой команды берёт кубик и бежит к финишу, поочередно впрыгивая в три обруча; ставит кубик на линии финиша и возвращается обратно. Эстафету продолжают следующие участники. Побеждает команда, быстрее и точнее выполнившая задание.

Врунгель: Свистит в свисток. Свистать всех наверх! Стройся! Проходит вдоль строя и считает детей.

Так! Все благополучно добрались до большой Земли и вернулись в мою Морскую школу юнг. Объявляет результаты состязаний.

Поздравляю! Вы все успешно прошли испытания, и поэтому все будете обучаться в Морской школе юнг. Жду вас осенью! А сейчас мне пора отправляться в моё новое путешествие. До свидания!

Врунгель прощается и уходит.

Воспитатель: Ребята, вы все сегодня были сильными, смелыми, ловкими! И за это вы награждаетесь призами. Раздаёт детям маленькие призы. Дети возвращаются в группу.

Приложение № 8

Беседа: «Морские растения»

Русалочка приходит в гости и приносит с собой альбом «Мир водорослей».

Русалочка: Ребята, у вас в группе так много разных растений! А вы знаете, как они называются? А вы умеете за ними ухаживать?

Воспитатель: Видишь, Русалочка, наши ребята любят растения, ухаживают за ними и поэтому они такие красивые и радуют нас и наших гостей!

Русалочка: Я тоже люблю растения. У меня дома даже есть свой сад! Там, конечно, нет таких ярких цветов и вообще растения не похожи на ваши, но всё равно они очень красивые!

Воспитатель: А что за растения растут у тебя в саду? Как они называются? Ребята, а может быть, вы знаете, что за растения растут в море? (водоросли)

Русалочка: Правильно. Это водоросли! У вас они тоже есть в вашем стеклянном домике для рыб.

Воспитатель: Водоросли все выглядят одинаково?

Русалочка: Конечно, нет! Вот посмотрите, я специально принесла с собой альбом, что бы вы могли увидеть, какими разными и красивыми могут быть морские водоросли.

Водорослей очень много, и они все разные: по цвету, форме, размеру.

Слово «водоросли» обозначает то, что это растения, живущие в воде. Но водоросли могут жить и на коре дерева, и на влажных камнях, и на поверхности разных почв. У водорослей, в отличие от других растений, нет ни листьев, ни корней, ни цветов.

Воспитатель: Но как же они тогда удерживаются в море?

Русалочка: Есть очень, очень маленькие водоросли, которые просто плавают и странствуют по волнам морей и океанов. А есть водоросли, которые прикрепляются ко дну специальными «якорями» и вырастают до 60 м. Иногда водоросли образуют целые леса!

Воспитатель: Русалочка, а водоросли съедобны?

Русалочка: Конечно! Водоросли едят рыбы и другие морские обитатели. Есть даже водоросль, которую любят, есть люди. Она называется «Морская капуста». Она очень полезна для здоровья!

Приложение № 9.

Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие»

Цели и задачи игры:

  1. Создать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре.
  2. Развивать умение детей самостоятельно готовить обстановку для игры: подбирать предметы, атрибуты, выбирать удобное место, использовать строительный материал для постройки корабля.
  3. Совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, действовать в соответствии с общим игровым замыслом.

Развивать активное речевое общение расширять и обогащать словесный запас детей, развивать воображение и фантазию

Предварительная работа

  1. Рассматривание иллюстраций и чтение произведений о море.
  2. Рассказ воспитателя об обязанностях капитана, матросов, о назначении разных кораблей (грузовые, пассажирские, военные и т.д.)
  3. Рисование корабля, на котором дети хотели бы отправиться в морское путешествие.
  4. Знакомство с географическими картами, учить детей определять на карте сушу и море, уметь выделять разные обозначения.
  5. Познакомить детей с компасом и маяком.
  6. Знакомство с морской терминологией «поднять якорь», «полный вперёд» и т. д.

Материал для игры

  • Кубики для постройки корабля.
  • Две стойки низких и одна стойка высокая.
  • Флаг корабля.
  • Флажки, якорь штурвал, спасательные круги 2 шт.
  • Письмо с посланием.
  • Кукольный театр «Курочка Ряба»
  • Для волшебного магазина - весы, волшебные палочки, волшебные овощи, волшебная расческа, туфли и т. д.
  • Большая карта пути.
  • Атлас огромного мира
  • Шары воздушные, спица
  • З шт. пластиковых бутылки 0,5 прозрачных
  • Костюм фокусника, шапочка золотой рыбки.
  • Изображение каждой страны отдельно.
  • Касса, деньги.
  • Бескозырки, капитанская фуражка, тельняшки, бинокли.

Ход игры

Воспитатель: Ребята, давайте отправимся в путешествие. А на чем мы можем поехать? - наши далёкие страны за морем, как же нам к ним добраться?

Дети: На пассажирские корабле.

Воспитатель: Чему нас может море научить?

Воспитатель: Отваге, смелости. Узнаем много интересного...

(звучит запись стихотворения)

Воспитатель: Ребята давайте распределим роли.

(Дети выбирают капитана и двух моряков, кассир. Остальные дети пассажиры.)       Воспитатель: Давайте собираться в дорогу.

(дети собираются вещи в рюкзачки: очки, веера, головные уборы, запасы еды. Капитан и матросы надевают элементы костюмов. Каждому выдаются игровые деньги в сумме 5 рублей).

Воспитатель: Прежде чем сесть на корабль нужно, что сделать?

Дети: Купить билеты!

Воспитатель: Правильно. Подходите к кассе.

(кассир занимает свое место за столом. На столе арка с надписью «касса» и табличка 1 билет стоит 2 рубля. Дети выстраиваются в очередь, покупают билеты и проходят на корабль. Корабль ребята построили заранее из кубиков и стульев. На каждом стуле номер, дети занимают свои места, матросы помогают. Так же заранее детьми придумано название корабля «Солнышко». На корабле флаг с изображение солнышка и спасательные круги с названием корабля, якорь на верёвке, штурвал, мачта и яркие разноцветные флажки. Так же большая карта пути: детский сад -стрелка- Волшебная страна- стрелка- Страна сказок — стрелка — Страна фокусов — стрелка — Страна танцующей золотой рыбки).

Капитан: Внимание, всем занять свои места. Поднять якорь! Задраить люки! Полный вперед! (Звучит запись шум моря).

Воспитатель: Дети обратите внимание на карту.

(дети рассматривают направление пути)

Капитан: Мы плывём в Волшебную страну.

Воспитатель: Пока мы в пути давайте споем! «Капитан, капитан улыбнитесь...»   Воспитатель: Ой, смотрите здесь письмо, давайте прочитаем.

Текст письма: «Дорогие ребята вы отправляетесь в морское путешествие, попадает в Волшебную страну, Страну сказок, Страну фокусов, Страну танцующей золотой рыбки, но там сейчас никого нет. Если вы доплывете и исполните все роли за жителей этих стран, то в каждой стране найдете часть золотого ключа. Соединив части, вы узнаете, где спрятан клад. Счастливого пути! »

Капитан: Стоп машина! Опустить якорь! Мы прибыли в Волшебную страну!

(Дети выходят и ищут Волшебную страну по обозначению как на карте. Дети находят изображение Волшебной страны).

Воспитатель: Смотрите волшебный магазин. Здесь должны быть роли продавца и покупателей. Кто хочет быть продавцом? Продавец занимай свое место, а покупатели становятся в очередь.

(Дети покупают разные волшебные товары. Воспитатель покупает большую книгу карт «Атлас огромного мира»)

Продавец: смотрите я нашла часть ключа.

Капитан: Внимание! Всем занять свои места! Задраить люки! Поднять якорь! Полный вперёд!

Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим волшебную книгу!

(рассматривают, обсуждают).

Воспитатель: Капитан куда мы плывём дальше?

Капитан: Следующая остановка Страна сказок. Стоп машина! Опустить якорь!

(Дети выходят и ищут изображение Страны сказок как на карте. Ребята находят страну. На столе находятся куклы для кукольного театра).

Воспитатель: Дети здесь у нас роли артисты и зрители. Какую сказку можно показать с помощью кукол, которых нам оставили?

Дети: «Курочка ряба»

Воспитатель: Кто хочет быть артистом?

(Зрители садятся на ковер, артисты берут кукол, одевают их на руку и показывают детям сказку «Курочка ряба». Зрители благодарят артистов аплодисментами. Артисты находят часть ключа).

Капитан: Внимание! Все на корабль! Занять свои места! Поднять якорь! Полный вперёд! Воспитатель: Ребята, а что вы видите за бортом?

Дети: чаек, рыб, дельфинов...

Воспитатель: А если грянет буря и будит шторм, что мы будем делать?

Дети: опустим паруса, спрячемся в трюм, будим помогать друг другу...

Капитан: Внимание! Мы прибываем в страну Фокусов. Стоп машина! Опустить якорь! (дети находят Страну Фокусов).

Воспитатель: Кто будет фокусником?

(Зрители занимают места на ковре фокусник показывает фокус. На столе 3 прозрачные пластиковые бутылки 0,5).

Фокусник:  первый фокус - Раз, два, три, четыре, пять Хочу фокус показать.

(фокусник берёт бутылку переворачивает, трясет и вода становиться цветной. На крышку наносится краска).

Второй фокус - Сейчас я проткну воздушный шар острой спицей, а он не лопнет.

(На шарик наклеивается скотч и после протыкается спицей)

(Зрители аплодируют. Фокусник находит часть ключа).

Капитан: Внимание! Все на корабль! Занять свои места! Поднять якорь! Полный вперёд! (капитан на большой карте показывает маршрут) Давайте споем.

Капитан: Внимание! Мы прибываем в страну Танцующей золотой рыбки. Стоп машина! Опустить якорь!

(дети находят страну Танцующей золотой рыбки.

Воспитатель: Кто будет золотой рыбкой?

Золотая рыбка: Я золотая рыбка я очень люблю танцевать и хочу, чтобы вы танцевали со мной. Если вы справитесь, я вас отпущу, а кто не справится, навсегда останется на моем острове. (Звучит весёлая музыка. Дети танцуют, повторяют движения за рыбкой. Золотая рыбка отдаёт часть ключа.)

Капитан: Внимание! Все на корабль! Занять свои места! Поднять якорь! Полный вперёд!

Воспитатель: Капитан куда мы теперь отправляемся?

Капитан: Отправляемся в наш детский сад.

Воспитатель: Пока мы плывем, давайте соберем все части ключа!

 (Дети складывают ключ. Воспитатель читает надпись на ключе)

Надпись на ключе: 

«Клад находится в уголке, который делает нас сильными и ловкими».

Воспитатель: Догадались? Сейчас доплывём до садика и сможем найти клад.

Капитан: Внимание! Мы прибываем в детский сад! Стоп машина! Поднять якорь! Задраить люки!

(Дети выходят и ищут клад.)

Воспитатель: Молодцы вы нашли клад, а что там может быть?

(открывают коробку, а там конфеты)

Воспитатель: Ребята вам понравилась наша игра? Что узнали нового и интересного?

Наше путешествие было долгим, давайте устроим веселый отдых - привал.

(матросы расстилают одеяло) Дети устраиваются, достают свои запасы: печенье, конфеты, соки ...)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка краткосрочный проект "Птицы зимой"

В данной методической разработке представлен краткосрочный проект " Птицы зимой".В этом проекте участвуют педагог, дети и родители.Дети получают первоначальные представления о зимующих птицах и их обр...

Методическая разработка: краткосрочный проект для детей 4-5 лет "В здоровом теле - здоровый дух"

Цель проекта: формирование культуры здоровья у детей 4-5 лет; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни...

Методическая разработка краткосрочного проекта "12 апреля - День космонавтики"

Образовательные задачи:  - Приобретение опыта продуктивной деятельности – творческой.- Развитие познавательной активности детей, повышения интереса к  окружающему миру. - Формиров...

методическая разработка - краткосрочный проект "Социально-коммуникативная игра - моя семья!"

В настоящее время перед Россией остро стоит проблема социальной защиты детей, брошенных родителями, отказавшихся жить в семье, сирот, оставшихся без родительского попечения.В России наблюдается постоя...

Методическая разработка план реализации тематической недели в ДОУ "Чистый двор, зеленый город" для педагогов

Организация просветителькой и природоохранной деятельности на территории дошкольного учреждения...

Методическая разработка плана мероприятий тематической недели "Неделя театра, детской музыки и кино"

Цель: Развитие способностей детей средствами театрального искусства.Задачи:Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.Совершенствовать артистическ...