Дополнительная образовательная программа хореографа
рабочая программа (старшая группа)
Хореография
Дополнительная образовательная программа
для детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma.doc | 183 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на педсоветом МБДОУ «Детский сад Заведующий МБДОУ «Детский сад
«Теремок» с.Краснолесье» «Теремок» с.Краснолесье»
Протокол №___ « »_________2019г. ________ Н.П. Лунина
.
Хореография
Дополнительная образовательная программа
для детей дошкольного возраста
МБДОУ «Детский сад «Теремок» с. Краснолесье»
Симферопольского района Республики Крым
на 2018-2019 учебный год
Педагог дополнительного
образования (хореограф)
Аблязизова Ревие Зиноровна
2019г.
Педагог: Аблязизова Ревие Зиноровна
Дата рождения: 17.06.1987г
Домашний адрес: ул. Центральная д.127
Образование: Среднее
Место работы: МБДОУ «Детский сад «Теремок» с.Краснолесье»
Должность: педагог дополнительного образования
Общий педагогический стаж:
Стаж в ДОУ: 2 года
Квалификационная категория: нет
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
I | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 4 |
1.1 | Пояснительная записка | 4 |
1.2 | Особенности и преимущества дополнительного образования | 5 |
1.3. | Цели и задачи программы | 7 |
1.4. | Условия реализации программы | 8 |
II |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 10 |
2.3. | Возрастные особенности детей лет 5-7 лет | 10 |
2.4. | Формы и Этапы работы педагога дополнительного образования Содержание и Структура занятий хореографии | 12 |
2.5. | Этапы процесса обучения | 14 |
2.6. 2.7 | Преемственность в работе педагога дополнительного образования с семьей | 16-17 |
4.4 | Тематический план занятий | 20 |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет «Хореография» способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость.
Задача педагога - хореографа привить детям любовь к танцу, соразмерно сформировать их танцевальные способности: развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве, воспитать художественный вкус, интересы.
Движение - естественная потребность человека с момента его развития. Дети по природе своей подвижны, восприимчивы к музыке, не скрывают своих эмоций, для них танец - естественное состояние души и тела. Он помогает детям раскрепостить внутренние силы, дает выход спонтанному чувству танцевального движения, позволяет почувствовать свою национальную принадлежность.
Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но и физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога–хореографа – воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.
Как известно, двигательные навыки человека формируются и развиваются с первых дней его жизни: вначале ребенок учится ходить, затем бегать, прыгать и т.д. Любое движение представляет собой рефлекс, и на овладение любым танцевальным движением требуется время. Таким образом, танцевально-двигательный навык вырабатывается не сразу, а постепенно и процесс усвоения материала предполагает поэтапность с учетом возрастных особенностей.
Хореографическая тренировка – это достаточно длительный процесс выработки большого числа все усложняющихся музыкально-двигательных навыков. Позы, положения, движения и их комбинации в различных вариантах – это новые для организма двигательные навыки, новая психологическая и физическая нагрузка. При этом педагогу следует все время помнить, что овладение двигательными навыками всегда должно сопровождаться определенным эмоциональным настроем, что нельзя учить только движениям, а эмоциональную выразительность откладывать на более поздний срок (это самая распространенная ошибка в педагогической практике у начинающих руководителей детских хореографических коллективов).
программы «Логоритмика для малышей» Соловьевой,
программы «Музыка, движение, здоровье» Т.Ф.Кореневой,
программы «Путешествие в страну«Хореографию» А.А.Матяшиной,
типовой программы М. С Боголюбской «Хореографический кружок» (Для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ). М, «Просвещение», 1987.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. «Закон РФ об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008. № 666 (далее – Типовое положение) .
3. Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049 – 13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15. 05. 2013 года №26.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17. 10. 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
5. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности».
1.2. Особенности и преимущества дополнительного
образования (хореографии)
воспитанников ДОУ
Дополнительно образование – приобретение учащимися учебного заведения дополнительных знаний, умений и навыков, не предусмотренных обязательными программами обучения.
В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении предъявляют все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным и всесторонне развитым.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требуют от педагогов дошкольного учреждения реализации следующих задач:
- охраны жизни и укрепления здоровья детей;
- всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
- формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей.
В условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей — это поисковое образование, это иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), стимулирующее процессы личностного саморазвития.
Для решения данных задач разрабатываются основные образовательные программы. Однако, художественно-эстетическое развитие ребенка, по результатам опроса родителей, требует дополнительных подгрупповых занятий с детьми по таким направлениям, как хореография.
Хореография в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Малыши настолько переполнены жизненной энергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и обязательно всем видам деятельности предпочитают ту, где нужно двигаться. Поэтому и урок хореографии в детском саду, который обычно проходит под веселую музыку, кажется малышам заманчивым и привлекательным. Хореография в детском саду имеет довольно обширную программу – ребятишек обучают базовым движениям, развивается пластика, грация, координация движений. Здесь закладываются азы, и если у ребенка есть наклонность к танцам, обычно это видно уже на 1 этапе. Разумеется, кружок хореографии в детском саду не ставит целью превратить детишек в профессиональных танцоров и балерин – программа предполагает только обучить детей базовым движениям, объяснить понятия танцевальных позиций и обучить первичному пониманию сути танца. Именно поэтому хореография в саду не может полностью заместить посещение дополнительных курсов танцев, если ваш ребенок действительно тянется к освоению этого умения. К тому же, детсадовские занятия ни к чему не обязывают и не являются путем к развитию в сфере танцев. Только если вы отдадите ребенка в специализированный кружок хореографии и танцев для детей, ваш сын или дочь смогут действительно отточить какие-либо умения и принимать участие в различных танцевальных соревнованиях и выступлениях. Разумеется, хореография для детей 4 лет еще не предполагает такие перспективы на ближайшее будущее, но приблизительно после семи лет детей из кружков активно привлекают на городские мероприятия. Если же ваш ребенок посещает хореографию для детей 7 лет и не теряет интереса на протяжении нескольких лет, вероятно, в вашей семье растет действительно талантливый танцор, и нужно поддерживать и поощрять его развитие.
Программа «Хореография» ставит своей целью приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыть перед ними его многообразие и красоту, способствовать эстетическому развитию дошкольников, привить им основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее образное содержание.
Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности дошкольника.
Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка.
Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия хореографией помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дадут представление об актерском мастерстве. Эти занятия дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Детям очень нравятся занятия хореографией. Они получают большое удовлетворение, радость, заряд бодрости и настроения, огромное наслаждение от своих выступлений.
Дети успешно усваивают данную программу. Программа может дать положительные результаты в укреплении физического, психического и психологического здоровья детей. Хореографическая деятельность улучшит состояние здоровья детей: снижается количество заболеваний детей. Жизненная емкость легких соответствует норме у 95% детей. Дыхательная выносливость сформирована у 100% детей. У детей формируется адекватная самооценка, уверенность в своих силах и другие положительные личностные качества, высокий уровень познавательных процессов, нравственно-волевых качеств. У детей старшей группы проявились предпосылки таланта в хореографической деятельности и им рекомендовано дальнейшее совершенствование мастерства в профессиональных кружках города. Ежегодно 25% выпускников детского сада продолжают хореографическое обучение в городских студиях дополнительного образования; занимают призовые места в городских и республиканских конкурсах и фестивалях. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. На занятиях разучиваются различные движения под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.
Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими танцевальными качествами, на занятиях по хореографии дети научатся чувствовать себя более раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные качества личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение.
Новизна программы заключается в том, что обучение хореографии на подготовительном этапе начинается с трёхлетнего возраста с постепенным усложнением содержания, значительно превышающим базовую программу. Программа направлена на совершенствование традиционной практики по хореографическому и музыкально-ритмическому обучению детей дошкольного возраста. При разработке программы учитывались возрастные особенности детей дошкольного возраста, специфика дошкольного учебного заведения.
1.3 Цели и задачи программы
Направленность программы - художественно-эстетическая.
Цель программы - приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников; привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту; выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства.
Цель Программы - определение содержания и организации образовательной деятельности по музыкально-танцевальному развитию во всех возрастных группах в МБДОУ «Детский сад «Теремок»» и создание:
- условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности;
- развивающей образовательной среды для позитивной социализации и индивидуализации детей.
Задачами программы является дать обучающимся первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности; способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;
∙ прививать интерес к занятиям ритмикой, любовь к танцам;
∙ гармонически развивать танцевальные и музыкальные способности, память и внимание;
воспитывать умение работать в коллективе;
∙ развивать психические познавательные процессы память, внимание, мышление, воображение;
прививать умение содержательно проводить свой досуг.
∙ научить детей владеть своим телом;
∙ основам актерского мастерства, научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой;
∙ воспитать художественный вкус.
Задачи:
1. обучающая - научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, основам классического, народного и современного танца, музыкальной грамоте и основам актерского мастерства, научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой;
2. развивающая – развитие музыкальных и физических данных детей, образного мышления, фантазии и памяти, формирование творческой активности и развитие интереса к танцевальному искусству;
3. воспитывающая –воспитание эстетически – нравственного восприятия детей и любви к прекрасному, трудолюбия, самостоятельности, аккуратности, целеустремленности в достижении поставленной цели, умение работать в коллективе и в пар.
Задача первого года обучения - научить детей определенным практическим навыкам в области танцевального искусства и развить эстетический вкус, научить детей основам хореографического искусства.
Задача второго и третьего года обучения - научить детей новым танцевальным движениям, ориентироваться в пространстве и научить различать рисунки в танцевальных композициях.
Общие задачи:
- развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений
- обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок
- обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения
развитие художественно-творческих способностей
Поставленные цели и задачи реализуются при создании необходимых условий:
- Наличие зоны для занятий хореографией, наличие музыкальной аппаратуры, аудиодисков, литературы по обучению хореографии;
- разработанное содержание учитывает психофизиологические особенности возраста ребенка, его возможностей;
- выбор методов, форм, средств работы.
В программу был включен компонент ДОУ с целью сотрудничества с родителями воспитанников, так как активная поддержка с их стороны процесса обучения хореографией является залогом успеха.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников обще-учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
1.4. Условия реализации программы
Программа рассчитана на три года обучения и рекомендуется для занятий с детьми с 5 до 6 лет.
В работе с дошкольниками обучение идет по спирали, с постепенным усложнением материала. На следующий год обучения педагог возвращается к пройденному материалу на более высоком уровне, на новом музыкальном материале с учетом возрастных особенностей детей.
Занятия проводятся по группам. Педагог проявляет определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе детей, учитывая при этом состав, физические данные и возможности детей. Количество занятий в неделю – раза.
Целевые ориентиры и показатели эффективности реализации программы дополнительного образования «Хореография» -
∙ умеют прямо и стройно держаться, свободно двигаться под музыку;
∙ знают подготовительные танцевальные движения и рисунки;
∙ знают основные позиции рук и ног классического танца
∙ умеют исполнять простые танцевальные номера;
∙ эстетического направления проявляют творческие способности и способность к самоорганизации,
∙ самостоятельности. знают основы классического танца;
∙ знают основы русского сценического танца;
∙ умеют соединять движения ;
∙ умеют исполнять образные танцевальные номера, основанные на простых движениях; проявляют творческие способности.
∙ свободно двигаются под музыку, соединяя сложные движения, координированы;
∙ знают танцевальные рисунки, ориентируются в пространстве;
∙ исполняют танцевальные этюды
∙ раскрепощены, артистичны;
∙ имеют представление о сюжетной линии танца, о правильности соединения движений;
∙ свободно исполняют танцевальные композиции.
Методологической базой для написания рабочей программы послужили следующие принципы:
- принцип создания непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено;
- принцип последовательности, предусматривающий усложнение поставленных задач;
- принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским и частично с историческим календарем;
- принцип партнерства, благодаря которому группа детей, педагог дополнительного воспитания и воспитатель становятся единым целым;
- принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве
- принцип учета специфики в развитии мальчиков и девочек. Так девочки более успешны в маленьком пространстве, и поэтому им легко удаются мелкие работы в отличие от мальчиков; при восприятии на слух девочки реагируют на то, как это сказано (эмоционально или нет), а мальчики — на смысл; в движении девочки более выразительны, а мальчики — более выносливы и др.
1.5. Форма представления результатов работы
Формами представления результатов работы педагога дополнительного образования в ДОУ являются :
- итоговые занятия;
- показ освоенного материала родителям;
- выступление с танцевальными номерами на праздниках и развлечениях.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Возрастные особенности детей 5-7 лет.
Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам. Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.
Образовательные задачи для детей старшего дошкольного возраста:
- Формирование умения воплощать (на основе слышания музыки) в разнообразных движениях ее общего настроения, темпа, динамики, яркого ритмического рисунка, формы.
- Формирование легкости, пружинности и ловкости основных естественных движений (различных видов шага, бега, прыжков).
- Поддержка индивидуальных творческих проявлений в работе над образными музыкально-двигательными этюдами.
- работать над техникой исполнения основных и танцевальных движений, покомпонентно отрабатывая их сложные варианты;
- проводить разминку с тренировкой мышечных ощущений, «гимнастику жестов», танцевальную гимнастику, включает игровые упражнения и этюды с использованием воображаемых предметов и ситуаций;
- учить воспроизводить в соответствии с музыкой различный характер основных движений: ходьба радостная, спокойная, торжественная, мягкая, пружинистая, осторожная; спортивный шаг, танцевальный шаг и т. д.; бег легкий, сильный, мягкий, острый, осторожный, устремленный и т. д.; прыжки мягкие, легкие, сильные, на одной ноге, на двух ногах, меняя ноги и т. д.; движения рук мягкие и жесткие, плавные и напряженные, широкие и мелкие…
- учить народным и бальным танцам (полька, галоп), работая над эмоциональным общением;
обсуждать с детьми общий замысел и настроение образного музыкально-двигательного этюда, предлагает задачу на его индивидуальную музыкально-двигательную интерпретацию; поддерживает создание групповых композиций из лучших вариантов, отобранных самими детьми.
Музыкально-ритмические движения.
Музыкально-ритмические
движения детей, соответствующие характеру музыки (бодро, энергично
шагать под маршевую музыку, выполнять плавные движения под колыбельную или под музыку вальса)(интеграция с образовательной областью
«Физическое развитие» — раздел «Физическая культура»).
Музыкально-ритмические движения, выполняемые детьми по собственному замыслу в соответствии с музыкальным образом.
Танцевальные движения с использованием элементов национальных исовременных танцев.
Создание различных образов при инсценировании песен, танцев, театральных постановок(интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»).
Разнообразные ритмичные движения под музыку. Различные виды
ходьбы, бега, прыжков, импровизации на тему движений людей, животных
под музыку (интеграция с образовательными областями «Физическое
развитие» — раздел «Физическая культура», «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»).
Упражнения на развитие общей моторики под музыку: ходьба приставными шагами в сторону на носках, приставными шагами с приседанием, переменным шагом, вальсовым шагом в сторону; бег с захлестыванием голени, поднимая вперед прямые ноги; поскоки на месте (одна нога вперед другая назад, ноги скрестно, ноги врозь, с хлопками перед собой, над головой, за спиной) (интеграция с образовательной областью «Физическое
развитие» — раздел «Физическая культура»).
Движения в соответствии с динамическими оттенками музыки, с изменениями темпа.
Упражнения на выстукивание различного ритмического рисунка и метра(интеграция с логопедической работой).
Музыкально-ритмические движения, отражающие метрическую пульсацию (
2/4и 4/4), предполагающую изменение темпа движения(интеграция с образовательной областью «Физическое развитие» — раздел «Физическая культура»).
Танцевальные движения.
Самостоятельное придумывание детьми движений, отражающих содержание песен, вариации плясовых движений с натуральными и воображаемыми предметами.
Образовательные задачи:
- пополнять запас основных и танцевальных движений, продолжать работать над техникой и качеством их исполнения (пружинностью, легкостью, координацией);
- продолжать учить народным и бальным танцам (галоп, вальс), развивать эмоциональное общение в них;
- учить выражать в свободных, естественных пантомимических движения’, динамику развития музыкального образа;
- продолжать работать над развитием ориентировки в пространстве, предлагая детям роли ведущих, организующих передвижение в зале;
развивать музыкально-двигательную импровизацию в сюжетных этюдах стимулировать создание развернутых творческих композиций.
УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И УМЕНИЙ
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.
Основные:∙ ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, "с каблучка",вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением;
∙ бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
∙ прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед,
∙ различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок "легкий" и "сильный" и др.
Общеразвивающие упражнения —∙ на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, «пружинка»); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.
Имитационные движения —∙ различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние,∙ динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды — "в воде", "в воздухе" и т.д.).
Плясовые движения —∙ элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения,∙ включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.
2.2.ФОРМЫ и ЭТАПЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ
Обучение по программе предполагает использование приоритетных форм занятий: репетиции (индивидуальные и коллективные).Программа также включает разные виды занятий:
∙ учебное занятие;
∙ занятие – игра
∙ открытое занятие;
Формы проведения занятий: коллективная, групповая, в которой обучение проводится с группой воспитанников (три и более), имеющих общее задание и взаимодействующих между собой; индивидуальная, используемая для работы с воспитанником по усвоению сложного материала и подготовки к сольному номеру.
Этапы работы и методические рекомендации к организации занятий
На пятом году формируется навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, дети могут самостоятельно менять движения в соответствии с музыкой. Совершенствуются танцевальные движения, умение двигаться в парах по кругу, в танцах и хороводах, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения, подскоки.
На шестом году жизни ребенок физически крепнет, становится более подвижным. Успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Появляются элементы творчества во всех видах детской деятельности.
Дети седьмого года жизни имеют достаточно развитые двигательные навыки: они умеют ритмично ходить и бегать; легко, энергично, а также высоко поднимать ноги в коленях; скакать с ноги на ногу; самостоятельно строить круг, расширяя и уменьшая его; двигаться парами по кругу, сохраняя расстояние между парами; выполнять различные движения с предметами и без них; исполнять отдельные танцевальные движения (выставлять ноги вперед на прыжке, делать приставной шаг, с приседанием, полуприседанием, кружиться, продвигаясь вперед), способны передавать игровые образы различного характера.
Занятия хореографией проводятся, начиная с младшей группы, в каждой возрастной группе 2 раза в неделю.
Деятельность педагога – хореографа
Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний.
Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.
Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Педагогу необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания учащихся, вызовет скуку на занятии. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае дети воспринимают материал подражательно и неосознанно
Педагог – хореограф в планирование занятий включает выполнение следующих заданий:
- музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения;
- пляски: парные народно-тематические;
- игры: сюжетные, несюжетные с пением, музыкально-дидактические;
- хороводы;
- построения, перестроения;
- упражнения с предметам: шарами, лентами, цветами, мячами и пр.;
- задания на танцевальное и игровое творчество.
Одно занятие состоит из трех частей:
I часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.
II часть включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.
III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2-3 минуты.
В работе педагог использует различные методические приемы:
• показ образца выполнения движения без музыкального сопровождения, под счет;
• выразительное исполнение движения под музыку;
• словесное пояснение выполнения движения;
• внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка;
• творческие задания.
Методические приемы варьируются в зависимости от используемого хореографического материала (игра, пляска, упражнение, хоровод и т.д.), его содержания; объема программных умений; этапа разучивания материала; индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все приемы и методы направлены на то, чтобы хореографическая деятельность детей была исполнительской и творческой.
2.3. Содержание и структура занятий
Содержание занятий
1. Вводное занятие.
На данном занятии дети узнают, что такое танец. Откуда идут его истоки? Как овладевают этим искусством? Узнают о том, как зародился танец, какие бывают танцы, в чем их отличие. Знакомятся с тем, что необходимо для занятий танцем (танцевальная форма, обувь). Чем дети будут заниматься на протяжении трех учебных лет.
2. Партерная гимнастика.
Партерная гимнастика или партерный экзерсис. Экзерсис в хореографии является фундаментом танца. Экзерсис бывает партерный, классический, народно-характерный, джазовый и в стиле «модерн». Что такое партерный экзерсис и зачем его надо выполнять? П.э.- это упражнения на полу, которые позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развить гибкость, эластичность стоп. Для этих занятий необходимы мягкие коврики, на которых будет удобно заниматься на полу.
3. Упражнения на ориентировку в пространстве.
Данная тема позволит детям познакомиться с элементарными перестроениями и построениями (такими как: круг, колонна, линия, диагональ, полукруг и др.),научит детей четко ориентироваться в танцевальном зале и находить свое место. В дальнейшем, повторяя и закрепляя этот раздел, дети научатся в хореографических этюдах сменять один рисунок на другой.
4.Упражнения для разминки.
Данный раздел поможет детям подготовиться к началу занятия, разовьет у ребенка чувство ритма, умение двигаться под музыку. Послужит основой для освоения детьми различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по программе.
5. Народный танец.
В данном разделе дети будут знакомиться с элементами народного танца: позициями и положениями рук и ног, с различными танцевальными движениями, познакомятся с танцевальными перестроениями. Каждый учебные год внесет свои изменения в процесс освоения материала. С каждым годом он будет более насыщенный и сложный. После освоения комплекса различных движений дети будут знакомиться с танцевальными комбинациями, построенными на данных движениях. А из этих комбинаций в дальнейшем будут составлены и разучены тренировочные танцевальные этюды. Занятия народным танцем позволят детям познакомиться с основами актерского мастерства, помогут, развить в них более раскрепощенную личность. А из народных комбинаций в дальнейшем будут составлены и разучены тренировочные танцевальные этюды построенными на данных движениях.
6. Классический танец.
Классический танец – основа всей хореографии. Он поможет детям познать свое тело, научиться грамотно, владеть руками и ногами, исполняя тот или иной танцевальный элемент. На занятиях классическим танцем, дети познакомятся с основными позициями рук и ног, различными классическими движениями (battement tendu, demi plie и др.) и с каждым учебным годом к более простым танцевальным движениям будут добавляться более сложные. В финале ознакомления детей с данным разделом им предлагается разучить танцевальные этюды.
7. Современный танец
В современном мире существует многообразие стилей современного танца. С детьми дошкольного возраста педагог дополнительного образования (хореограф) не изучает какой-то конкретный стиль или направление современного танца, а даёт базовые элементы для детей младшего возраста и обучает детей различать музыку и движения народного, классического и современного танца.
Структура занятий
Занятие состоит из подготовительной (вводной), основной и заключительной частей и начинается с поклона.
Вводную часть составляют упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки. Затем следует основная часть, в которой реализуются задачи этапов обучения. Третья часть занятия — музыкально-ритмическая – наиболее динамична. Здесь включены танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции, хороводы, задания на построение и перестроение. В этой части задания дети самостоятельно могут создавать музыкальные образы.
Упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки в основной части занятия: в подготовительной части объединяются упражнения простые по координации, малые по амплитуде и выполняемые в медленном умеренном темпе; постепенное увеличение этих параметров движения и темпа приводит к усилению нагрузки в основной части; в заключительной части нагрузка постепенно снижается.
Музыка на занятии доступна восприятию ребенка. Используются детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения.
Музыкальные стили и темп на протяжении занятия меняются, но основной темп – умеренный.
2.6. Этапы процесса обучения
Целостный процесс обучения танцам можно условно разделить на три этапа:
Начальный этап — обучению упражнению (отдельному движению);
Этап углубленного разучивания упражнения;
Этап закрепления и совершенствования упражнения.
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробывают упражнение, подражая педагогу.
Название упражнений, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей.
Показ упражнения происходит в зеркальном изображении.
При обучении несложным упражнениям (например, основные движения руками, ногами, головой, туловищем, простейшие прыжки и др.) начальный этап обучения может закончиться уже на первых попытках. При обучении сложным движениям (например, разнонаправленные движения руками, ногами, головой в упражнениях танцевального характера) педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представления о технической основе упражнения. Если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применять расчлененный метод. Например: изучить сначала движение только ногами, затем руками, далее соединить эти движения вместе и только после этого продолжить дальнейшее обучение упражнению.
Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.
Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, усовершенствования ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.
Главным условием обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Количество повторений в занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом. На этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Все это способствует развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом.
Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку.
Задача педагога на этом этапе состоит не только в закреплении двигательного навыка у детей, но и в создании условий для формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно было бы использовать в комбинации с другими упражнениями. Этап совершенствования упражнений можно считать завершенным лишь только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее изученными упражнениями, в различных комбинациях, комплексах и танцах.
На занятиях хореографией подбор упражнений соответствует возможности и подготовленности детей. Репертуар к программе подобран для каждого возраста детей.
Главным возбудителем фантазии ребенка является музыка. Поэтому музыкальный материал подбирается особенно тщательно, по следующим принципам:
— соответствие возрасту;
— художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
— моторный характер музыкального произведения, побуждающий к движениям;
— разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки, детских песен, музыки из мультфильмов.
На основе подобранного музыкального материала создается танцевальный репертуар.
2.4. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С СЕМЬЕЙ
В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте" Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.
Взаимодействие семьи и дополнительного образования отличается от взаимодействия с родителями в школе. Отношения между учащимися, родителями и педагогами в дополнительном образовании построены на основе свободы выбора. Но, как правило, большинство родителей не видит необходимости систематически общаться с преподавателями ДО, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. Отношение родителей к занятиям ребенка в системе дополнительного образования нередко носит парадоксальный характер:
• с одной стороны – родители заинтересованы в том, чтобы ребенок занимался «полезным делом;
• с другой стороны, значительная часть родителей проявляет крайне «потребительское отношение» к занятиям и педагогу. Сложным является и понимание родителями содержания деятельности детского объединения, его значения в развитии ребенка – к занятиям относятся как чему-то несерьезному, либо сразу рассматривают их как начальную профессиональную подготовку.
В тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.
Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Основная цель работы с родителями обучающихся, в создании психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды.
Работа с родителями включает в себя комплекс мер – различные формы психологического просвещения, обучения, консультирования, профилактики, - которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном,
2.5. Тематический план занятий с детьми 5-7лет.
Тема 1. Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений
Закрепление и ознакомление с новыми элементами танцевальной азбуки:
- упражнения для головы: наклоны головы вперед, назад, в стороны, по полукругу;
-упражнения для плеч: спокойные или быстрые подъемы плеч вверх и опускания их вниз;
-упражнения для рук, кистей, пальцев. Работа над выразительностью подъема рук в стороны или вверх;
- упражнения с предметами. Развитие полученных навыков игры с мячом.
Постановка корпуса: продолжение работы над подтянутостью спины, постановкой головы.
Выполнение проученных упражнений танцевальной азбуки.
Ознакомление с новыми элементами танцевальных движений:
- равномерный бег с захлёстом голени;
- легкие, равномерные, высокие прыжки;
-перескоки с ноги на ногу;
- простой танцевальный шаг, приставной шаг
-шаги на полупальцах и пятках;
-притопы: удары стопы в пол равномерно и по три;
Выполнение проученных элементов танцевальных движений.
Закрепление танцевальных элементов: полуприседания, повороты на двух ногах, вынос ноги на каблук.
Ознакомление детей с танцевальными рисунками.
Проведение игр для развития ориентации детей в пространстве.
Выполнение проученных рисунков и упражнений по ориентации в пространстве.
Тема 2. Партерная гимнастика (упражнения на полу)
Ознакомление с новыми элементами партерной гимнастики:
-образные движения;
- танцевальные этюды на полу.
Выполнение упражнений партерной гимнастики на растягивания и гибкость.
Тема 3. Танцевальные этюды, игры, танцы.
Сочинение танцевальных элементов в статичном положении или в продвижении.
Слушание музыки, сказок и придумывание музыкальных образов, танцевальных этюдов.
Отгадывание музыкальных загадок.
ТЕМА «Рисунок танца»
Задачи:
1. Приобрести навыки свободного перемещения в пространстве.
2. Изучить простые рисунки танца для использования их в концертных номерах.
3. Привить навык держать равнение в рисунке, соблюдать интервалы.
Содержание:
Движение по линии танца.
Рисунок танца «Круг»:
замкнутый круг;
раскрытый круг (полукруг);
круг в круге;
сплетенный круг (корзиночка);
лицом в круг, лицом из круга;
круг парами,
круг противоходом.
Танцевальные этюды
- «На птичьем дворе» (ход на полупальцах, махи руками) для развития образного мышления.
- «Веселые лошадки» – бег с подъемом коленей.
- Партерный экзерсис – соединение элементов.
- « Спортивный танец»
- «Снежинки» – импровизация.
- «Голуби» – этюд на построение и перестроение.
- «Синеглазка» – соединение танцевального шага с поклоном, позиция рук.
- «Лыжники» – импровизация.
- «Весеннее настроение».
- Под дождем” – с использованием элементов pas польки, гопака, прыжков.
- «Оловянный солдатик» – марш, перестроения.
- Этюд для выработки пластичности и выразительности рук.
- Импровизация на музыку П.И.Чайковского «Времена года».
- «Кукла» – с использованием элементов классического танца.
- «Вальс» – для закрепления изученных движений.
Постановка танцевальный композиций
Постановка:
∙ знакомство с музыкальным материалом постановки;
∙ изучение танцевальных движений;
∙ соединение движений в танцевальные композиции;
∙ разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образ
Репетиция:
∙ отработка элементов;
∙ работа над музыкальностью;
∙ развитие пластичности;
∙ синхронность в исполнении;
∙ работа над техникой танца;
∙ отработка четкости и чистоты в рисунков, построений и перестроений;
∙ выразительность и эмоциональность исполнения.
2.5. Содержание программы.
Первый год обучения.
Раздел | Тема занятий | Программное содержание | Задачи | Методы и приемы |
Вводное занятие | «Давайте познакомимся» | Знакомство с детьми. Что такое танец. Приветствие. Основные правила поведения в танцевальном зале, правила техники безопасности. Постановка корпуса. Положение рук на талии. VI, I свободная позиции ног. Танцевальный шаг с носка. Танец «Топ по паркету» (шаг с носка, хлопки, притопы, прыжки на двух ногах) Игра «Давайте потанцуем» | - Формировать интерес к занятиям. - Формировать общую культуру личности ребенка; - формировать правильную осанку и положение головы, положение рук на талии, позиции ног. - Обучить детей танцевальному шагу с носка. - формировать интерес к занятиям. - Развитие воображения, фантазии. | - беседа - объяснение. - показ. - показ,инструкция. - импровизация. |
Музыкально ритмические движения | «Здравствуй сказка» | |||
«В коробке с карандашами» | ||||
«На птичьем дворе» | Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах, шаг с высоким подниманием колен, приставные шаги с приседанием. Перестроения – круг, диагональ, змейка) Разминка «Ку-ка-ре-ку» (голова – повороты в стороны, наклоны в стороны, полукруг впереди. Плечи, руки – подъем и опускание плеч, движение плечами вперед, назад; поднимание и опускание рук по очереди, и вместе, движение рук вперед, назад. Корпус – наклоны вперед, в стороны, повороты назад. Ноги – поднимание на полу пальцы, поднимание колен, вытягивание прямых ног вперед в пол. Прыжки – на двух ногах, на одной, перескоки с одной ноги на другую.) Топающий шаг. Галоп. Подскоки. Положение рук на поясе, вперед, вверх, вниз. Хлопки, притопы. Хлопки, притопы в паре, кружения в паре. Выпад, выпад с соскоком. Танцевальная композиция «Танец утят» Игра «Цыплята и ворона» Танец-игра «Ку-чи-чи» Партерная гимнастика («Солнышко», «Складочка», «Рыбка», «Русалочка», «Дощечка», «Сидит дед») | - формировать правильное исполнение танцевальных шагов. - Формировать умение ориентироваться в пространстве. - научить перестраиваться из одного рисунка в другой. - Разогреть мышцы. - Учить правильной осанке при исполнении движений. - научить передавать заданный образ. - Развить чувство ритма. - Обучить детей танцевальным движениям. - Учить правильной осанке при исполнении движений. - Развивать координацию движений. - Обучить детей танцевальным движениям. - Формировать пластику, культуру движения, их выразительность. - Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать заданный образ движениями. - Развить музыкальный слух и чувства ритма. - научить импровизировать. - укрепить мышцы спины, живота. - формировать правильную осанку. - повысить гибкость суставов, улучшить элас тичность мышц и связок, нарастить силу мышц. | - инструкция. - пояснение, повтор за педагогом. - показ, объяснение, повтор за педагогом, самостоятельное исполнение. -показ, объяснение. -объяснение. - объяснение, повтор за педагогом, самостоятельное исполнение. -Пояснение. - показ. | |
«Зимняя сказка» | Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах, шаг с высоким подниманием колен, приставные шаги с приседанием, галоп, подскоки. Перестроения – круг, две колонны, два круга, «шторки», круг, колонна, полукруг.) Разминка «Зимние забавы» - (голова – повороты в стороны, наклоны в стороны, полукруг впереди. Плечи, руки – подъем и опускание плеч, движение плечами вперед, назад; поднимание и опускание рук по очереди и вместе, движение рук вперед, назад, движения имитирующие игру в снежки, «греем руки». Корпус – наклоны вперед, в стороны, повороты назад. Ноги – поднимание на полу пальцы, поднимание колен, вытягивание прямых ног вперед в пол, выпады в стороны, вперед. Прыжки – на двух ногах, на одной, перескоки с одной ноги на другую. Бег на месте с высоким подниманием колен.) Шаг с ударом, кружение «лодочкой», галоп, подскоки. Хлопки, притопы. Танцевальная композиция «Тик так – тикают часы» Игра «Круг дружбы» Игра «Домик» Партерная гимнастика («Солнышко», «Складочка», «Рыбка», «Русалочка», «Дощечка», «Сидит дед») | - формировать правильное исполнение танцевальных шагов. - Формировать умение ориентироваться в пространстве. - научить перестраиваться из одного рисунка в другой. - Разогреть мышцы. - Учить правильной осанке при исполнении движений. - научить передавать заданный образ. - Развить чувство ритма. - Обучить детей танцевальным движениям. - Учить правильной осанке при исполнении движений. - Развивать координацию движений. - Обучить детей танцевальным движениям. - Формировать пластику, культуру движения, их выразительность. - Развить чувство ритма. - развить музыкальный слух, умение начинать движение с нужного такта. - Развить музыкальный слух, выделять начало музыкальной фразы. - укрепить мышцы спины, живота. - формировать правильную осанку. - повысить гибкость суставов, улучшить элас тичность мышц и связок, нарастить силу мышц. | - инструкция. - пояснение, повтор за педагогом. - объяснение, показ. - объяснение, показ. - объяснение. - объяснение. - объяснение, показ. | |
Элементы эстрадного танца | «Давайте построим большой хоровод» | Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах, приставной шаг вперед, пружинящий шаг, шаг марша, галоп, подскоки, бег с высоким подниманием колен, перескоки. Перестроения – две шеренги, шторки, круг, четыре колонны, змейка, квадрат.) Разминка «Зарядка» (подъем на полу пальцы, приседания, наклоны, повороты туловища, махи согнутыми ногами, выпады –исполняются совместно с движениями рук, головы.) Танцевальная композиция «Давайте построим большой хоровод». Игра «Домики» Игра «будь внимателен» Игра « А, ну-ка, покажи» Партерная гимнастика (упражнения на растяжку мышц, укрепления мышц спины и живота, для улучшения выворотности ног, профилактики плоскостопия.) | - формировать правильное исполнение танцевальных шагов. - Формировать умение ориентироваться в пространстве. - научить перестраиваться из одного рисунка в другой. - развить координацию движений. - Обучить детей танцевальным движениям. - Формировать пластику, культуру движения, их выразительность. - Развить музыкальный слух, выделять начало музыкальной фразы. - развить внимание, быстроту реакции. - развивать воображение, фантазию. - развить артистизм. - формировать правильную осанку. - повысить гибкость суставов, улучшить элас тичность мышц и связок, нарастить силу мышц. - укрепить здоровье детей. | - инструкция. - показ. - инструкция. - объяснение, показ. - объяснение. - объяснение. - инструкция. - объяснение, показ. |
Список использованной литературы
- Джим Холл «Учимся танцевать. Веселые уроки танцев для дошколят» Астрель,2009г.
- Немова.Г.В.,Малышева,А.Н. Праздники, игры и танцы для докольников,2007
- Барышникова Т. Азбука хореографии. Внимание: дети. Москва 2000г.
- Зарецкая Н.В. Танцы в детском саду .2004г.
- Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста. Москва 2007г.
- Чибрикова - Луговская А.Е. Ритмика. Москва 1998г.
- Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль 2004г.
- Гоголева.М.Ю. «Логоритмика в детском саду». 2006г.
- Васильева Т.К. Секрет танца – СПб., - 1997
- Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. – М., 1972
11. Бондаренко Л.А. Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях. – К: Музычна Украина, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа студии "Хореография"
Актуальность данной комплексной дополнительной образовательной программы «Хореография» состоит в том, что она способна удовлетворить возросший в последние годы интерес к различным жанрам хореографичес...
Дополнительная образовательная программа по хореографии "Грация"
Программа кружка "Грация"...
Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности по хореографии «Танцевальная мозаика» первого года обучения (возраст обучающихся 5-6 лет)
Дополнительная программа 1год обучения...
Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности по хореографии «Танцевальная мозаика» второй год обучения (возраст обучающихся 6-7 лет)
Дополнительная программа по хореографии 2 год обучения...
Дополнительная образовательная программа социально -гуманитарной направленности "Хореография"
Содержание дополнительной общеобразовательнойобщеразвивающей программы составляют два основных раздела. Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:1.1.пояснительная...
Дополнительная образовательная программа кружка «Хореография» для детей средней группы (4 – 5 лет)
Оглавление Введение………………………………………………………&helli...
Творческий отчет по дополнительной образовательной программе кружка «Хореография»
В 2022-2023 учебном году на базе МАДОУ Детский сад № 5 г.Туймазы предоставлялись дополнительные услуги для воспитанников. Танцевальный кружок «Хореография» посещали 40 воспитан...