Доклад на педагогическом совете по теме "Исследовательская деятельность в дошкольном учреждении"
опыты и эксперименты (младшая группа)

Болбат Светлана Александровна

Дети по природе своей исселователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное  состояние ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ       ЦЕНТР      РАЗВИТИЯ  РЕБЕНКА  –

ДЕТСКИЙ  САД №12       «ОРЛЕНОК».

ОКПО      47385496  , ОГРН  1115047016930 ,  ИНН/КПП     5025031881/504701001

МО 141730 г.Лобня, ул.Чкалова,д.8                                                     тел/факс: 577-00-37  

                                                                                                                e-mail: orlenok.12@mail.ru

                       Доклад на педагогический совет

Тема:      « Исследовательская деятельность

             в дошкольном образовательном учреждении».

                                                                               Подготовили: воспитатели

                                                                                           2-ой младшей группы

                                                                                                      Бузрукова Г.У

                                                                                                        Болбат С.А

                                                     2018 г.

         

Исследовательская активность дошкольников

в процессе детского экспериментирования.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т.д. Все это - объекты исследования.

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.

Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

Самое главное соблюдать правила при выборе темы:

1.Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования(ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получит новые знания, умения, навыки.)

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

4.Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, чтобы у детей не пропал интерес и внимание к объекту исследования.

Цель поисково-экспериментальной деятельности – развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально - чувственного опыта.

Задачи:

  1. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
  2.  Учить детей и выделять проблему эксперимента.
  3. Учить принимать и ставит перед собой цель эксперимента.
  4. Учить отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  5. Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность.
  6. Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.

Для реализации поставленных  задач необходимо создать условия в предметно – развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини – лаборатория)

Уголок экспериментирования:

Приборы- помощники: лабораторная посуда, весы, объекты живой и не живой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм.

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спилы и листья деревьев, мох, семена и т.п.

Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки.

Разные виды бумаги, гуашь, акварельные краски.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы(без игл).

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветное и прозрачное стекло, сито, свечи.

Тематическое планирование опытно - исследовательской и экспериментальной деятельности с                                                                                         детьми 3- 4 лет.

Образовательно – воспитательные задачи:

  1. Обеспечивать познание детьми законов природы.
  2. Способствовать умственному и интеллектуальному развитию детей по средства организации  опытно – исследовательской и экспериментальной деятельности.
  3. Обеспечить каждому ребенку возможность реализации его природного стремления к познанию и пониманию окружающей действительности.
  4. Учить детей делать причинно – следственные выводы на основе наблюдаемых действий и процессов.
  5. Обучать использованию в речи доступной научной технологии.
  6. Углублять представления детей о сенсорных эталонах, и учить на их основе описывать предмет (вес, размер, качеств, свойства).
  7. Знакомить детей с различными исследовательскими методами.
  8. Развивать заинтересованность, любознательность, внимание, активность в процессе наблюдений, опытов и экспериментов и умение предвидеть полученный результат.
  9. Воспитывать аккуратность и бережное отношение к окружающей действительности, дружелюбие, взаимную поддержку.

   

                           


Тема

Цель

Содержание

Сентябрь

Игры – эксперименты с сухими влажным песком

Выявить и закрепить свойства песка

В сухую погоду вынести формочки, предложить детям сделать пирожные, построить забор из песка. После неудачных попыток спросить, почему не получилось. Что нужно сделать, чтоб из песка можно было строить? Смочить песок, возобновить попытки строить. Из какого песка получаются постройки?

Опыт с камешками

Развивать в детях любознательность, приучать не боятся грозы.

Наблюдать за грозой. Почему гремит гром? А вы умеете делать грозу? Хотите, научу? В затемненной комнате резко стукнуть камешком о камешек – слышен звук и видны искры. Дать детям камушки.

Октябрь

Игры – эксперименты с листочками

Развивать у детей интерес к экспериментированию и наблюдениям.

Подвесить на веранде листочки на ниточках. Ветер приводит листочки в движение: они то кружатся, то затихают. Почему кружатся листочки? Почему молчат? Провести долговременные наблюдения.

Опыт с воздушным шариком

Дать детям первые представления о воздухе

Внести не надутый воздушный шарик (он мнется, тянется), надуть его. Рассмотреть шарик, поиграть с ним. Рассказать детям, что внутри шарика есть воздух: его не видно, зато можно почувствовать. Воздух выходит из шарика и издает звук. Выпустить воздух из шарика.

Ноябрь

Игры – эксперименты с замерзшими лужами

Дать представления о свойствах льда

Обратить внимание на лед в лужицах , легонько ударить палочкой по льду. Что случилось? Льдинки разлетелись в разные стороны. Лед хрупкий, прозрачный как стекло.

Опыт с водой

Формировать у детей представления о свойствах воды (замерзнет на морозе)

В начале прогулки вынести немного воды в формочках. В конце прогулки отметить, что случилось с водой. Почему она замерзла?

Декабрь

Игры – эксперименты со снегом

Познакомить детей со свойствами снега( легкий, пушистый)

Предложить детям зачерпнуть варежкой пригоршню снега и подбросить вверх. Посмотрите как он красиво кружится! Какой снег?

Опыт со свечой

Дать детям первые представления об огне и его свойствах (дает свет, тепло)

В затемненной комнате зажечь свечу. Как стало в комнате?(Светло.) Протяните руки к огню – что чувствуют ваши ладошки? (Тепло).

Январь

Игры – эксперименты со снегом

Познакомить детей со свойствами снега (в мороз – сыпучий, колючий, в оттепель – липкий).

В морозный день предложить скатать колобок. Почему не получается? Какая сегодня погода? В мороз нег не липкий, он рассыпается. Организовать игры со снегом во время оттепели.

Опыт со снегом

Закрепить знание детей о качествах снега (белый, холодный), познакомить со свойством (тает на ладошке).

 Конце прогулки предложить детям взять немного снега на ладошку. Какой снежок? Что чувствуете? Куда делся снег? Он растаял – боится тепла.

Февраль

Игры-эксперименты мо льдом

Познакомить со свойствами льда (твердый, гладкий, скользкий)

Предложить детям пройти по гладким ледяным дорожкам. Почему вы падаете? Какой лед?

Опыт со снегом

Закрепить знания детей о свойствах снега (в тепле тает)

Занести с прогулки на блюдце немного снега в группу. Через некоторое время рассмотреть, где же наш снежок? Куда подевался? Почему растаял? В группе тепло, а на улице холодно. Снег любит холод, а тепло не любит.

Март

Игры- эксперименты со льдом

Познакомить детей со свойством льда ( в тепле тает).

Рассмотреть ледяные сосульки. Напомнить детям то, как делали ледяные украшения из воды. Мы всю зиму с ними играли. А вы знаете, что водичку можно оживить? Хотите попробовать? Занесем лед в группу. Что с ним стало? Почему ожила водичка?

Опыт с ветками «Весенние чудеса»

Формировать представления детей о том, что растениям нужны тепло и вода.

Занести в группу и поставить в вазу с водой веточки тополя. Провести долговременные наблюдения. Веточки подарили нам чудо – зеленые листочки. У нас в группе тепло, светло, и мы напоили веточки водичкой. А почему на улице, а деревьях нет зеленых листочков?

Апрель

Игры – эксперименты с предметами: тонет-не тонет

Познакомить детей со свойствами некоторых предметов

Игры с ручейками, пускание корабликов из различных материалов. Почему камешки тонут, а бумажные кораблики нет? (камешки тяжелые)

Опыт с водой

Учить детей устанавливать простейшие связи в природе: вода не замерзает, стало тепло

Вспомните, что становится с водой, когда вы выносите ее на мороз, на улицу? Хотите еще заморозить воду? Вынести воду в формочке на улицу. В конце прогулки  отметить, что вода не замерзла. Почему?

Май

Игры- эксперименты: куда исчезает вода?

Дать детям первые элементарные представления о круговороте воды в природе.

Отметить образование луж. Откуда вода в луже? Проводить наблюдения в течение нескольких дней. Воды стало меньше. Кто высушил лужицу? Солнышко забрало водичку на небо. Когда пойдет дождик, водичка снова вернется к нам на землю.

Опыт с чистой и грязной водой

Дать детям представление о том, что чистая вода нужна всем.

Внести да стакана с водой – чистой и грязной. Сравнить, одинаковая ли вода в стаканах. Какую воду моно пить? А можно купаться в грязной воде? А в какой воде захотят жить рыбы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на педагогическом совете "Особенности воспитания детей в дошкольном учреждении с учетом гендерных факторов"

В последнее время проблема воспитания детей с учетом гендерного фактора является очень актуальной. Причинами являются следующие процессы, протекающие в нашем обществе: - унификация полов в обществе, ж...

Доклад на педагогическом совете "Поисково-исследовательская деятельность дошкольников"

Поисково-исследовательская  деятельность дошкольников (из опыта работы)...

Выступление на педагогическом совете "Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения"

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, ...

Доклад на педагогическом совете "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников".

Одним из средств экологического воспитания дошкольников является опытно-экспериментальная деятельность. В данном материале говорится об основных принципах и методах экспериментальной деятельности. При...

Доклад на педагогическом совете "Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста" С. Н. Николаевой

Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и практическим владением методами экологического воспитания. «Концепция экологического воспитания дете...

Доклад к педагогическому совету: «Основы патриотического воспитания в дошкольном учреждении Крыма»

Доклад к педагогическому совету:«Основы патриотического воспитания в дошкольном учреждении Крыма»...