Доклад к педагогическому совету: «Основы патриотического воспитания в дошкольном учреждении Крыма»
статья
Доклад к педагогическому совету:
«Основы патриотического воспитания в дошкольном учреждении Крыма»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_patrioticheskoe_vospitanie.docx | 48.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 «Ромашка» города Алушты
Доклад к педагогическому совету:
«Основы патриотического воспитания
в дошкольном учреждении Крыма»
Воспитатель: Ульянова Т.А.
2021-2022 уч.г.
Содержание:
№ раздела | Название раздела | Страница |
1 | Важность патриотического воспитания дошкольников в современном мире. | 3 |
2 | Цель и задачи патриотического воспитания, основные направления работы с детьми в соответствии с ООП ДО. | 4 |
3 | Программа воспитания, календарный план воспитательной работы, как средство патриотического воспитания дошкольников. | 7 |
4 | Организация взаимодействия с родителями по патриотическому воспитанию. | 10 |
- Важность патриотического воспитания дошкольников
в современном мире.
Любовь к родному краю,
родной культуре, родной речи
начинается с малого –
любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к родной стране,
к ее истории, прошлому и настоящему,
ко всему человечеству.
Д.С. Лихачев
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют их в настоящем и в будущем.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
В силу возрастных особенностей, их воспитание целиком зависит от окружающих ребенка взрослых.
Современные дети мало знают о родном городе, об истории нашей страны, о народных традициях, одна из задач нравственного воспитания – это воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста, которое включает в себя воспитание любви к родной стране, близким людям, к детскому саду, к родному городу. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в истории отечественной педагогики всегда занимала достойное место. Л. С. Макаренко. В.А Сухомлинский, и др. в своих работах подчеркивали необходимость воспитания патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Ценности «Родина» и «природа» лежат в основе патриотического направления воспитания.
Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.
Патриотическое воспитание очень сильно перекликается с нравственным воспитанием дошкольников. Чтобы «патриотическое воспитание» не было просто словами нам очень важно воспитать не эфемерную любовь к Родине, но интерес и уважение к культуре и истории народов Крыма, народов России. Мы не разделяем детей на то, какой они национальности, но мы подчеркиваем, что мы все крымчане, мы все россияне. Этими словами мы объединяем.
2. Цель и задачи патриотического воспитания,
основные направления работы с детьми в соответствии с ООП ДО.
Знакомство дошкольников с культурными истоками родного края становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ этнографической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относятся и гражданско-патриотические чувства. Но прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Патриотическое воспитание сочетает задачи патриотического, интернационального, правового, нравственного, эстетического, трудового, умственного, экологического воспитания. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки патриотических чувств.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – формирование первоначальных представлений о родном крае, уважительного отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности, трудолюбия, приобщение к национальным ценностям, национальным культурным традициям, сопричастности к современным событиям.
Задачи патриотического воспитания:
У детей 3-4 лет:
- формировать первичные представления о малой родине: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; обсуждать с детьми, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр. Воспитывать интерес и любовь к малой родине.
- в дни праздников обращать внимание детей на красочное оформление зала детского сада, воспитывать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, страны.
У детей 4-5 лет:
- воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, любовь и уважение к родителям. Дать детям представление о том, что такое семья (это все, кто живет вместе с ребенком), дать детям первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т.д.). Интересоваться тем, какие обязанности есть у ребенка по дому (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т.п.). Учить детей знать и называть своих ближайших родственников.
- продолжать воспитывать любовь к родному краю; знакомить с названиями улиц, на которых живут дети, рассказывать о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях.
- воспитывать любовь и уважение к нашей Родине — России. Воспитывать уважение к государственным символам, дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.
- рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Знакомить с некоторыми родами войск (морской флот, ракетные войска и т.п.).
У детей 5-6 лет:
- расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.
- расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т.д.). Воспитывать любовь к Родине, гордость за ее достижения, героическое прошлое, уверенность в счастливом будущем.
- формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — большая многонациональная страна, знакомить с народными традициями и обычаями (с учетом региональных особенностей и национальностей детей группы). Рассказывать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна. Показывать Россию на карте, глобусе.
- расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.
У детей 6-7 лет:
- продолжать развивать интерес и любовь к родному краю, расширять представления о малой родине. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Продолжать знакомить с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка).
- на основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Углублять и уточнять представления о нашей Родине — России. Закреплять представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей, воспитывать уважение к людям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям.
- продолжать знакомить с государственными символами, закреплять знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы). Расширять знания о государственных праздниках. Расширять представления о Москве — главном городе, столице России.
- рассказать, что Россия — самая большая страна мира, показать Россию и Москву на карте.
- поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Рассказывать детям о Ю.А. Гагарине и других героях космоса.
- углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать с детьми цветы к обелискам, памятникам и т.д.).
Вариативная часть основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ детский сад № 11 города Алушты предусматривает введение регионального компонента в воспитание дошкольников, а также реализацию задач по патриотическому воспитанию. В частности:
для детей младшего и среднего дошкольного возраста:
- помочь осознать свое я, уметь найти общее и отличительное между собой и другими, понять, что собственное имя указывает на индивидуальность, на половую и национальную принадлежность;
- формировать позитивное отношение к народным играм, расширять тематику и содержание игр, учить налаживать дружеские отношения со сверстниками;
- развивать интерес к незнакомой речи, позитивное эмоциональное реагирование на нее;
- поощрять развитие интереса к многообразию культур окружающего их мира людей;
- приобщать к посильному участию в фольклорных праздниках.
для детей старшего дошкольного возраста:
- создавать условия, способствующие осознанию принадлежности к своему роду, семье, ее традициям и обычаям, помогая ребенку почувствовать гордость за это;
- знакомить детей с конкретными историческими личностями, воспитывать на высоконравственных примерах для подражания защитников народа, родной земли, Отечества;
- совершенствовать и обогащать читательский опыт детей, расширять жизненный опыт, знания о людях Крыма, о Родине;
- обогащать эмоциональный мир детей восприятием музыкального наследия людей, живущих в Крыму, вызывать интерес к народной музыке;
- акцентировать внимание на общности культур людей в Крыму и показывать своеобразие каждой из них в позитивном аспекте;
- формировать убежденность в том, что Крым – наш общий дом и всем вместе надо заботиться о его природе, истории, культуре; жить в мире друг с другом.
Поставленные цели Основной программы, а также её вариативной части региональной парциальной программой по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек» реализуется в таких формах как:
- игровая (познавательные, сюжетно-ролевые, дидактические игры);
- коммуникативная (множество бесед, обсуждений, рассказов, чтение стихотворений и произведений основных народов Республики Крым);
- изобразительная (рисование, аппликация, лепка, оформление патриотических уголков);
- музыкальная (тематические досуги, праздники, развлечения);
- двигательная (знакомство с подвижными играми народов России, Крыма).
Реализация задач по патриотическому воспитанию предусматривает тесное взаимодействие всех участников образовательных отношений: педагогов, детей, родителей воспитанников (законных представителей). Задачи детского сада по патриотическому воспитанию не могут реализовываться без тесного переплетения с семейным воспитанием.
Организация работы между педагогами и детьми происходит непосредственно в детском саду. Между детьми и их родителями - в семье. Между педагогами и родителями в виде консультаций, патриотических акций, интернет акций, конкурсов и т.д. Цели и задачи организации работы с родителями по патриотическому воспитанию мы подробно рассмотрим в пункте 4.
- Программа воспитания, календарный план воспитательной работы,
как средство патриотического воспитания дошкольников.
В связи с возросшей необходимостью усиления работы по патриотическому воспитанию, начиная с 2021 года во всех образовательных учреждениях были разработаны Рабочие программы воспитания, которые включают в себя не только постановку цели, задач и направлений работы с детьми, родителями и педагогами, но и календарный план воспитательной работы на учебный год с конкретными мероприятиями на 36 учебных недель.
Каждая программа предусматривает воплощение национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни.
Так как Рабочая программа воспитания является обязательной составной основной программы воспитания дошкольного образования, то её цели довольно конкретны. Это:
- воспитание и развитие личности Гражданина России является общим делом;
- двойственная природа процесса социализации человека, многофакторность и
- сложность воспитания, развития личности и социально-профессионального
- самоопределения в сетевом мире;
- непрерывность и преемственность процесса воспитания и развития личности;
- направленность результатов воспитания и развития личности в будущее;
- воспитание человека в процессе деятельности;
- единство и целостность процесса воспитания и развития личности;
- центральная роль развития личности в процессе образования;
- контекстный характер процесса воспитания, единство ценностно-смыслового пространства воспитания и развития личности.
В МДОУ детский сад № 11 города Алушты педагог планируют и реализуют задачи по патриотическому воспитанию, которое тесно переплетается с нравственным, экологическим, трудовым:
- готовность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия страны и развитии новых культурных направлений;
- принятие и сохранение традиционных семейных ценностей народов России, Крыма;
- уважение к различным вероисповеданиям, религиям;
- забота о природе, окружающей среде;
- экологическое самосознание и мышление;
- осознание себя частью природы и зависимости своей жизни и здоровья от экологии;
- забота о слабых членах общества, готовность деятельно участвовать в оказании помощи социально-незащищенным гражданам;
- осознание ценности образования всех участников образовательных отношений;
- уважение к педагогу; готовность учиться на протяжении всей жизни;
- стремление к саморазвитию и самосовершенствованию во всех сферах жизни;
- свобода выбора и самостоятельность в принятии решений;
- социальная активность и мобильность; активная гражданская позиция;
- уважение к труду, осознание его ценности для жизни и самореализации; трудовая и экономическая активность
Целью реализации программы является формирование гармонично развитой высоконравственной личности, разделяющей традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.
Так как цель воспитание гармоничной личности, то воспитатели планируют такие задачи как развитие широкого кругозора, а также воспитание интереса, уважения к другой культуре и истории других народов, в частности в нашем регионе Республике Крым. И поэтому мы знакомим детей с песнями и танцами народов Крыма. Мы знакомим с блюдами. Начиная со среднего дошкольного возраста знакомим с элементарными словами и реализуем «детский словарь» (умение поздороваться, попрощаться, сказать «Спасибо», «пожалуйста», как называется наш детский сад и т.д.) на трёх основных государственных языках Республики Крым. Мы это делаем для того, чтобы каждый ребёнок воспринимал это как норму, ведь мы воспитываем уважение не только к человеку, но и к его гражданской позиции. Любовь к Родине не обозначает, что мы любим людей только одной национальности, мы также уважаем культуру другой национальности, мы не разделяем и не выделяем какая из них лучше. Заложив эту основу в ребёнка в совместной работе с родителями, мы воспитываем гармоничную личность с широких кругозором.
Кроме того, что патриотическое воспитание строится на взаимодействии всех участников процесса образовательного процесса (педагоги, дети, родители), невозможно представить решение этих задач без сетевого взаимодействия. В частности с социальными структурами, с которыми у детского сада организована работа (на данный момент, дистанционно, а при отмене режима «повышенная готовность» - очно).
Чтение литературы по формированию любви к Родине и отношение к другим культурам людей реализуется через взаимодействие с Детской библиотекой в пгт Партенит.
Заложенные основы патриотического воспитания получат своё развитие в дальнейшем при поступлении детей в школу (МОУ «Партенитская школа»).
Также наш детский сад сотрудничает с Домом творчества «Подмосковье» г. Алушта. Педагоги, дети и родители активно участвуют в выставках, конкурсах рисунков и поделок, акциях («Белый цветок», «Окна России», «Окна Крыма», «Блокадный хлеб» и т.д.)
На данный момент в виде заочных (дистанционных) мероприятий сотрудничаем с МЧС Пожарная часть пгт Партенит. Это и просмотр видеороликов, мультфильмов, и беседы о правилах безопасного поведения. А также, разъяснение того, что важна жизнь любого человека, не смотря на его национальную принадлежность.
Патриотическое воспитание затрагивает и повышение уровня квалификации педагогов. В большинстве своем наши педагоги проходят КПК в КРИППО г. Симферополя, где большое внимание уделяется данному направлению.
Также тесно сотрудничаем с МБУ «ЦИМСОО» города Алушты, которое ведет методическое сопровождение и дает практические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
Особенность этой работы в том, что дети с ОВЗ не отстраняются от работы по данному направлению. И вне зависимости от их состояния здоровья, все задачи реализуются с детьми с ОВЗ, полностью вовлекая их в такую работу.
Календарный план воспитательной работы МДОУ детский сад № 11 города Алушты составлен, как часть Рабочей программы воспитания, с целью конкретизации форм и видов воспитательных мероприятий, проводимых педагогами в 2021/2022 учебном году.
По патриотическому воспитанию запланированы и проводятся следующие мероприятия:
- Литературная гостиная: «Читаем произведения детских крымских писателей»
- Видео концерт: «Танцы и песни народов Крыма»
- Развлечение: «Дервиза – праздник урожая» Крымско-татарский праздник
- Акция: «Белый цветок»
- Тематический досуг: «День Государственного герба и Государственного флага Республики Крым»
- Музыкальна я шкатулка: «Колыбельные народов Крыма»
- Досуг: «День народного единства»
- Тематическая гостиная: «Вместе мы – одна семья, все народы здесь - друзья!»
- Физкультурный праздник «Мама, папа, я – спортивна я семья!»
- Час мужества «Живая Память», посвящённый Дню Неизвестного Солдата
- Акция: «Минута молчания»
- Развлечение: «Андреевские вечерницы. Праздник Калиты» Украинский праздник
- Тематический досуг: «День Республики Крым»
- Тематический досуг: «Блокадный Ленинград»
- Акция: «Блокадный хлеб»
- Экскурсия в мини-музей «Партенит»
- Праздник «23 февраля»
- Физкультурный праздник «День защитника Отечества»
- Акции: «Наши защитники Отечества», «Армия России», «Военная техника»
- Тематический досуг: «Крымская весна»
- Акции: «Крымская весна», «Крым - Россия – навсегда!»
- Спортивные развлечения: «Игры народов Крыма»
- Тематический досуг: «Наврез – праздник весны!» Крымско - татарский праздник
- Спортивные развлечения: «Мы сильные и смелые, ловкие, умелые!», «Будущие космонавты»
- Час мужества: «Память жива…» ко Дню освобождения Алушты, пгт Партенит от немецко-фашистских захватчиков
- Праздник «День Победы»
- Экскурсия в Парк Победы – возложение цветов
- Акции: «Открытка Ветерану», «Окно Победы»
- Тематический досуг «День России»
- Акции: «Окна России», «Флаг России», «Наша Родина»
- Час мужества «День памяти и скорби»
- Акции: «Свеча памяти»
- Видео экскурсии: «Достопримечательности Крыма»
- Досуг «День Партенита»
4.Организация взаимодействия с родителями по патриотическому воспитанию.
Взаимодействие детского сада и семьи - важнейшее условие эффективной деятельности ДОУ в решении задач нравственно - патриотического воспитания дошкольников.
Основные цели и задачи сотрудничества с родителями в рамках патриотического воспитания детей дошкольного возраста сформулированы следующим образом.
Цель: формирование представления родителей в вопросах воспитания патриотизма у дошкольников.
Задачи:
- привлечь родителей к обсуждению и решению вопросов патриотического воспитания дошкольников;
- познакомить с формами и методами проведения мероприятий, направленных на решение задач патриотического воспитания;
- показать родителям роль семьи в нравственно- патриотическом воспитании;
- выработать согласованные действия педагогов и семьи по вопросам патриотического воспитания.
Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Главная задача на практическом этапе взаимодействия с родителями — это формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в реализации задач патриотического воспитания детей. Это может быть достигнуто при участии педагогов, родителей и детей в различных формах совместной деятельности: экскурсии, участие в выставках и конкурсах, в акциях, открытые просмотры различных видов деятельности детей, тематические досуги и праздники.
Отдельным пунктом в Календарном плане воспитательной работы МДОУ детский сад № 11 города Алушты выделена работа с родителями. На данный момент это дистанционная работа через чаты, социальные сети и на сайте детского сада:
- Консультация: «8 сентября – д/р крымского писателя В. Орлова»
- Памятка на официальном сайте: «9 сентября – день памяти воинов, павших в Крымской войне 1853-1856гг.»
- Консультация в чате: «Танцы и песни народов Крыма»
- Памятка на официальном сайте: «День Государственного герба и Государственного флага Республики Крым»
- Консультация в чате: «День народного единства»
- Консультация на официальном сайте: «Народы Крыма – дружная семья!»
- Консультация в чате: «Живая Память», посвящённый Дню Неизвестного Солдата
- Консультация: «Праздники народов Крыма»
- Консультация на официальном сайте: «День Республики Крым»
- Консультация на официальном сайте: «Блокада Ленинграда: мы помним…»
- Памятка на официальном сайте: «16 марта - день Общекрымского референдума 2014 года»
- Памятка: «18 марта - день воссоединения Крыма с Россией»
- Консультация в чате: «Наврез »
- Памятка: «8 апреля – день начала Крымской наступательной операции 1944г. по освобождению Крыма от фашистских захватчиков»
- Памятка: «11 апреля – день Конституции Республики Крым»
- Памятка: «19 апреля – день издания манифеста Екатерины II о вхождении Крыма в состав России»
- Консультация на официальном сайте: «Никто не забыт! Ничто не забыто!»
- Памятка: «18 мая – день памяти жертв депортации»
- Консультация: «12 июня – День России»
- Консультация: «22 июня – день начала ВОВ»
- Консультация: «Пгт Партенит – наш любимый край!»
Для Реализации поставленных задач по патриотическому воспитания в МДОУ детский сад № 11 города Алушты в 2020 году для более углублённого ознакомления детей с понятием «малая Родина» был создан мини-музей Партенита. Усилиями педагогов, детей и родителей созданы макеты значимых мест посёлка, собраны папки и альбомы, которые в дальнейшем используются при проведении занятий и бесед.
«Зимний сад» украшен работами (картинами) педагогов, детей и родителй, что тоже оказывает положительное влияние на воспитание патриотизма у детей.
В этом году была организована выставка работ из морской гальки «Мой любимый Партенит». Выставка оформлена у центрального входа в детский сад. Возможность наблюдать практическое применение, а именно организованная выставка работ, способствует ещё большему вовлечению родителей в совместную с педагогами работу по патриотическому воспитанию.
Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет создание развивающей среды. В создании её большая роль принадлежит родителям группы. Предметная среда группы насыщена такими материалами и пособиями, чтобы ребенок, выполняя самостоятельную работу, играя, участвуя в совместных мероприятиях, незаметно, постепенно впитывал особенности культуры, быта народов, населяющих наш край, проникался сознанием важности и необходимости трудовых усилий для процветания родного поселка и страны.
Главной же задачей педагога остается не только заложить основы патриотического воспитание через взаимодействие педагог-ребенок-родитель, но и «достучаться» прежде всего до родителей, чтобы объяснить им насколько это нужно и важно воспитать гражданина нашей страны.
Если сегодня не заложить в дошкольников основы патриотического воспитания, если не вовлечь в эту работу родителей, то мы будущее поколение просто «потеряем» и поговорка «Человек без Родины, что соловей без песни», не будет иметь того смысла, который в неё закладывали наши предки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогическом совете на тему: "Воспитание нравственности в семье"
Раскрываются проблемы воспитания гуманного отношения к окружающему....
Сценарий педагогического совета «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Из современного нравственного воспитания дошкольников длительное время фактически были исключены понятия патриотизма, любви к Родине, не воспитывалось ...
Доклад на педагогическом совете "Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников"
Доклад на педагогическом совете «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»...
Педагогический совет «Гражданско-патриотическое воспитание как основа развития личности ребенка - дошкольника»
Педагогический совет «Гражданско-патриотическое воспитание как основа развития личности ребенка - дошкольника»...
Доклад на педагогическом совете "Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста" С. Н. Николаевой
Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и практическим владением методами экологического воспитания. «Концепция экологического воспитания дете...
Доклад на педагогическом совете "Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей»
Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Ведь даже родители гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и умен...
Выступление на педагогическом совете "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста(Выступление на педагогическом совете)...