ТЕМА: «HEВИДИМКА – ВОЗДYХ» (ЭКCПЕРИМЕНТЫ).
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель : обобщить знания детей о воздухе в процессе исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koncpekt_nod_po_poznavatelnomy_razvitiyu_dlya_detey.docx | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНCПЕКТ НОД ПO ПОЗНAВАТЕЛЬНОМY РAЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДOШКОЛЬНОГО ВОЗРAСТА
ТЕМА: «HEВИДИМКА – ВОЗДYХ» (ЭКCПЕРИМЕНТЫ).
ВОСПИТАТЕЛЬ: СТЕПАНОВА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА
Цель : обобщить знания детей о воздухе в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Вид детской деятельности: игровая; коммуникативная; двигательная; познавательно – исследовательская.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.
Предварительная работа:
- наблюдения за ветром;
- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;
- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;
- изготовление вееров.
Взаимодействие с родителями: консультация на тему «Нам нужен чистый воздух»
Методы и приемы: наглядный, практический.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Оборудование:
- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
- стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей);
- мыльные пузыри (по количеству детей);
- игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри);
- 2 подноса;
- мешочек Чебуранки;
- игрушка Чебурашка;
-салфетки бумажные (по количеству детей);
-веера (по количеству детей);
- апельсин;
- вертушка;
- воздушные шары (по количеству детей);
- таблички с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 на столах для опытов
Ход НОД
Воспитатель :
Дети: здравствуйте
Воспитатель : Ребята, а теперь будьте внимательны и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель : Правильно ребята , это воздух!
А что такое воздух?
Дети: это то чем мы дышим.
Воспитатель : игра «Дышит – не дышит»
Я сейчас буду называть явления, предметы, если они дышат то мы с вами хлопаем в ладоши, а если не дышит то мы сидим тихо.
(Дерево, окно, насекомые, игрушки, люди, дети, животные)
Воспитатель : А как вы думаете в группе есть воздух?
(ответы детей)
Воспитатель : а сейчас мы это и проверим, мы превратимся в настоящих ученых и отправимся в лабораторию.
Воспитатель : а как вы думаете что такое лаборатория?
Дети: это то место где проводят опыты. Где все изучают.
Воспитатель : лаборатория – это то место где работаю ученые, исследователи, они проводят там опыты.. вот и мы с вами отправимся в лабораторию чтобы изучить воздух и сделать опыты. Но с начала мы должны вспомнить правила поведения в лаборатории :
- Руками ничего не трогать;
- Громко не разговаривать;
- Выполнять все только после того как я вам все объясню.
Готовы. Тогда одеваем фартуки. А теперь встаем возле своих стульчиков, закрываем глаза и повторяем за мной.
Раз, два, три, вокруг себя три раза обернись
Раз, два, три, вперед немного пройдись
Раз, два, три и в лаборатории окажись
Воспитатель : а посмотрите кто нас встречает в лаборатории?
Дети: Чебурашка
Воспитатель : наш Чебурашка не знает,что такое воздух. И он его никогда не видел?
Скажите а вы видите воздух вокруг себя?
Дети: нет не видим.
Воспитатель : раз мы его не видим, то воздух какой?
Дети: прозрачный, бесцветный, невидимый
Воспитатель : ребята а давайте докажем Чебурашке, что воздух все-таки есть, чтобы воздух увидеть его надо поймать. Хотите я вас научу ловить воздух?
Дети: да
Опыт 1 С полиэтиленовым пакетом
Воспитатель : Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель : Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Почему пакет стал пустым?
Дети: Мы выпустили воздух
Воспитатель : Молодцы, воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.
Воспитатель : Ребята скажите как люди используют такой «запертый воздух» летом.
Дети: надувной матрас, спасательные нарукавники, спасательный круг
Воспитатель : правильно, ведь воздух легче воды. И если внутри матраса воздух, то он, конечно же плавает. Наш Чебурашка подготовил для нас игру « Где спрятался воздух?»
(дети поочерёдно достают из мешочка игрушки и раскладывают на 2 подноса)
Воспитатель : молодцы справились. Теперь мы с вами знаем, что предметы внутри которых есть воздух, будут плавать, а в которых нет воздуха утонут. Но будьте осторожны, если во внутрь попадет вода и вытолкнет воздух, то этот предмет утонет.
Ребята а как вы думаете внутри человека есть воздух
(ответы детей)
Воспитатель : а давайте проверим
Опыт 2 Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Воспитатель : ребята Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что вы там увидели?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель : Вот видите! Вывод: значит вы были правы, внутри человека есть воздух. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?
Дети: Мыльные.
Воспитатель : Давайте и мы попускаем мыльные пузыри .
А из чего сделаны мыльные пузыри?
Дети: из мыла
Воспитатель : а что находится внутри мыльных пузырей?
Дети: воздух
Воспитатель : конечно же внутри каждого пузыря находится воздух. Это мыльная пленка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Легкие наполненные воздухом пузыри парят в воздухе.
Ф/м «воздух»
мы сидели, мы стояли
и немножко мы устали
воздух дружно изучали
а теперь пришла пора
отдохнуть нам детвора
встали дружно, подтянулись
хлопнули в ладоши
и друг к другу повернулись
всем друзьям мы улыбнулись
наклонились : раз и два
чтобы не болела голова
и закончили зарядку
тих-тихо сев за парту
отлично!
Воспитатель : ребята скажите а при помощи каких органов мы с вами дышим?
Дети: нос и рот
Воспитатель : конечно. Все люди дышат через нос. Ребята а давайте покажем Чебурашке, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы его видим его?
Дети: нет
Опыт 3. С салфеткой.
Воспитатель : А теперь возьмите в руки салфетки и подышите на неё опять. Что мы видим?
Дети: салфетка шевелится
Воспитатель : когда мы с вами вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как листик на дереве летом. А мы знаем что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился здесь, сейчас?
Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Опыт 4. С веером.
Воспитатель : давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель : ветер также может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.
Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет?
Дети: нет
Опыт 5. С апельсином
Воспитатель : дети закройте глаза и понюхайте чем пахнет в группе?
Дети: ничем
(Разрезаем апельсин)
Воспитатель : а теперь?
Дети: апельсином
Воспитатель : оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носиков, хотя сам воздух запаха не имеет
Ребята Чебурашка вас благодарит. Он сегодня очень много узнал о воздухе. И в подарок он вам приготовил воздушные шарики , которые мы с вами наполним воздухом.
Ну что ж ребята давайте дружно скажем Чебурашке спасибо, и отправимся обратно в группу. Повторяйте за мной
Раз, два, три, вокруг себя три раза обернись
Раз, два, три, вперед немного ты пройдись
Раз, два, три и в группе окажись
Воспитатель : вот и оказались мы в группе. А давайте вспомним, что мы узнали сегодня в лаборатории:
Дети:
- Что воздух он бесцветный, поэтому мы его не видим.
- Что воздух не имеет запаха, но может передавать запахи.
- Что внутри человека тоже есть воздух.
- Что ветер это движение воздуха.
Воспитатель : Ребята скажите вам понравилось наше путешествие в лабораторию, а что вам понравилось больше.
Дети: ответы
Воспитатель: на этом наше занятие окончено спасибо всем за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашние задания для родителей по лексическим темам. Тема «Транспорт". Тема "Посуда".
Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи, развить внимание, вербальную память, логическое мышление....
Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».
Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата» Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос» Тема: Путешествие в космос. 20.10.2021 г.
Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата»Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос»Тема: Путешествие в космос.Цель: сфо...
АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ЗА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД по теме по теме «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
Еще пару лет назад об эмоциональном интеллекте никто и не говорил. А сегодня в том, что понимание своих и чужих эмоций, целей, желаний - необходимое умение, нет никаких сомнений....