Консультация для воспитаелей "Развитие речи и речевого общения детей 3-4 лет посредством произведений художественной литературы"
консультация

Ялдаева Рина Рифовна

Актуальность: формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации.

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы , мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка.

Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать ,как свои, радости и горести героев. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Например, вместе с героями сказки  дети испытывают чувство страха в напряжённые драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости . Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве

Художественно-речевая деятельность детей – это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их Исполнение,  включающая развитие начальных форм словесного творчества (формирование связной речи, словарная работа и др.).Таким образом, ознакомление детей с литературными произведениями является важной задачей в работе над развитием речи дошкольников.

Перед педагогом стоят задачи:

- воспитывать у детей любовь к книге;

- художественной литературе;

- способность чувствовать художественный образ;

- развивать поэтический слух (способность улавливать звучность,

  музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную

  выразительность речи;

 -воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык

  сказок, рассказов, стихотворений.

Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.

Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем , ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.

Для самостоятельной художественно-речевой и театрально-игровой деятельности в группе создана развивающая среда.

Для работы по развитию речи посредством художественной

литературы, я использую разнообразные методы и приёмы.

Наглядный метод: приёмы-

-показ иллюстраций, картин, игрушек;

-элементы инсценировки;

-просмотр видеофильмов;

Словесный метод: приёмы-

-чтение произведений с просмотром иллюстраций;

-вопросы по содержанию произведений;

-пересказ произведений;

-заучивание наизусть;

-беседа по произведению;

Игровые методы и приёмы реализуются через:

-театрализованные игры , использование разных видов театра;

-игровая деятельность

Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место. Универсальным приёмом закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра. Она используется для решения всех задач развития речи и является практическим методом в работе по развитию речи детей.

                           Словесно-дидактическая игра «Радио»

Цель: воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать

речь детей.

Игровое правило: слушать и не мешать товарищам.

Игровое действие: воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня,

 мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детям нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки  этот герой. Зубки у  неё острые, шубка тёпленькая, рыженькая ,она красивая, хитрая. Кто же это? Какие вы знаете сказки ,в которых героиней была бы лиса?(«Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)

                  Словесно – дидактическая игра «Сказочные клубочки»

Цель: развитие памяти, речи детей.

Игровое действие:

Вариант 1:Воспитатель даёт задание: «Сколько сказок свернулось

в клубок?»:  «Жили-были дед и баба и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко  курочка  Ряба. Положила бабка его на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, потянет, а вытянуть не может» («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».)

Вариант 2:Угадай сказку по трём словам:

1)Коза, козлятки, волк («Волк и семеро козлят»).

2)Алёнушка, козлёнок, колодец («Сестрица Алёнушка и братец

Иванушка»).

 

Словесно - речевая игра «Расскажи сказку по - другому»

Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица сказки или предмета»

Игровое действие: сегодня мы будем рассказывать сказку по другому. Послушайте, я расскажу вам сказку «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я-тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик ... и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

Детям можно предложить рассказать сказку «Рукавичка» от лица рукавички, сказку «Три медведя» от лица Михайло Потапыча и т. д.

                    Словесно -  дидактическая игра “Гуси-лебеди”                               (с элементами мнемотехники)  Цель. Развитие памяти, мышления, внимания, а именно психических процессов, тесно связанных с полноценным развитием речи.

Задачи.

Расширять представление детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием мнемотаблиц. Развивать активную связную речь у детей в игре. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности.

Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Воспитывать любовь к сказке.     Игра состоит из нескольких этапов.

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. После рассматривания таблиц осуществляется пересказ сказки с опорой на образы, т.е. происходит отработка метода запоминания.

С помощью художественной литературы у детей дошкольного

возраста  развивается:

 1.Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним.

 2.Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание.

 3.Слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель

 рассказывает.

 4.Выполнять игровые действия, способствующие тексту  знакомых произведений, сказок.

 5.Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок,

 рассказов, стихотворений.

 6.Рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений

 и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.

 7.Дети узнают произведения и их героев при многократном

 рассказывании.

 8.Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках

 с наглядным сопровождением, а затем без него

 Таким образом, можно отметить, что использование в современной

 речи разного рода художественных произведений определяет

 возможность эффективного и плодотворного развития речи  дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя

 коммуникативную культуру дошкольника.  

                                 Литература во всех ее видах —

                         не что иное, как тень доброй беседы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sovet.docx40.05 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи и речевого общения детей 3-4 лет посредством произведений художественной литературы"

Актуальность: формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации.

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы , мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка.

Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать ,как свои, радости и горести героев. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Например, вместе с героями сказки  дети испытывают чувство страха в напряжённые драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости . Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве

Художественно-речевая деятельность детей – это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их Исполнение,  включающая развитие начальных форм словесного творчества (формирование связной речи, словарная работа и др.).Таким образом, ознакомление детей с литературными произведениями является важной задачей в работе над развитием речи дошкольников.

Перед педагогом стоят задачи:

- воспитывать у детей любовь к книге;

- художественной литературе;

- способность чувствовать художественный образ;

- развивать поэтический слух (способность улавливать звучность,

  музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную

  выразительность речи;

 -воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык

  сказок, рассказов, стихотворений.

Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.

Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем , ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.

Для самостоятельной художественно-речевой и театрально-игровой деятельности в группе создана развивающая среда.

Для работы по развитию речи посредством художественной

литературы, я использую разнообразные методы и приёмы.

Наглядный метод: приёмы-

-показ иллюстраций, картин, игрушек;

-элементы инсценировки;

-просмотр видеофильмов;

Словесный метод: приёмы-

-чтение произведений с просмотром иллюстраций;

-вопросы по содержанию произведений;

-пересказ произведений;

-заучивание наизусть;

-беседа по произведению;

Игровые методы и приёмы реализуются через:

-театрализованные игры , использование разных видов театра;

-игровая деятельность

Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место. Универсальным приёмом закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра. Она используется для решения всех задач развития речи и является практическим методом в работе по развитию речи детей.

                           Словесно-дидактическая игра «Радио»

Цель: воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать

речь детей.

Игровое правило: слушать и не мешать товарищам.

Игровое действие: воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня,

 мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детям нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки  этот герой. Зубки у  неё острые, шубка тёпленькая, рыженькая ,она красивая, хитрая. Кто же это? Какие вы знаете сказки ,в которых героиней была бы лиса?(«Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)

                  Словесно – дидактическая игра «Сказочные клубочки»

Цель: развитие памяти, речи детей.

Игровое действие:

Вариант 1:Воспитатель даёт задание: «Сколько сказок свернулось

в клубок?»:  «Жили-были дед и баба и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко  курочка  Ряба. Положила бабка его на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, потянет, а вытянуть не может» («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».)

Вариант 2:Угадай сказку по трём словам:

1)Коза, козлятки, волк («Волк и семеро козлят»).

2)Алёнушка, козлёнок, колодец («Сестрица Алёнушка и братец

Иванушка»).

Словесно - речевая игра «Расскажи сказку по - другому»

Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица сказки или предмета»

Игровое действие: сегодня мы будем рассказывать сказку по другому. Послушайте, я расскажу вам сказку «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я-тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик ... и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

Детям можно предложить рассказать сказку «Рукавичка» от лица рукавички, сказку «Три медведя» от лица Михайло Потапыча и т. д.

                    Словесно -  дидактическая игра “Гуси-лебеди”                               (с элементами мнемотехники)  Цель. Развитие памяти, мышления, внимания, а именно психических процессов, тесно связанных с полноценным развитием речи.

Задачи.

Расширять представление детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием мнемотаблиц. Развивать активную связную речь у детей в игре. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности.

Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Воспитывать любовь к сказке.     Игра состоит из нескольких этапов.

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. После рассматривания таблиц осуществляется пересказ сказки с опорой на образы, т.е. происходит отработка метода запоминания.

С помощью художественной литературы у детей дошкольного

возраста  развивается:

 1.Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним.

 2.Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание.

 3.Слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель

 рассказывает.

 4.Выполнять игровые действия, способствующие тексту  знакомых произведений, сказок.

 5.Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок,

 рассказов, стихотворений.

 6.Рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений

 и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.

 7.Дети узнают произведения и их героев при многократном

 рассказывании.

 8.Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках

 с наглядным сопровождением, а затем без него

 Таким образом, можно отметить, что использование в современной

 речи разного рода художественных произведений определяет

 возможность эффективного и плодотворного развития речи  дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя

 коммуникативную культуру дошкольника.  

                                 Литература во всех ее видах —

                         не что иное, как тень доброй беседы.

                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 п.Радченко      ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художе...

Тематический контроль «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы» Цель: Выполнение годовой задачи

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №1 п.Радченко         Тематический контроль«Развитие речи и речевого общения детей пос...

Отчет по самообразованию Тема "Развитие речи и речевого общения детей 3-4 лет посредством произведений художественной литературы"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2 «РОМАШКА»              Отчет по самообраз...

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Развитие речи и речевого общения детей посредством художественной литературы»

Согласно годовому плану на 2019-2020 учебный год, на основании приказа № 6 от 28 октября 2019 г.  в МАДОУ детский сад «Тополек» корпус 2 проведен тематический контроль по теме  ...

Речевое развитие детей 6-7 лет посредством детской художественной литературой

Речевое развитие  детей 6-7 лет посредством детской художественной литературой...

Сценарий педагогического совета "Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы"

Сценарий педагогического совета "Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы"...

Мастер-класс для воспитателей на тему «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Мастер-класс для воспитателей на тему«РАЗВИТИЕ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»Цель: дать представление о роле художественной литературы в ...