Консультация для воспитаелей "Развитие речи и речевого общения детей 3-4 лет посредством произведений художественной литературы"
консультация
Актуальность: формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы , мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка.
Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать ,как свои, радости и горести героев. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряжённые драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости . Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве
Художественно-речевая деятельность детей – это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их Исполнение, включающая развитие начальных форм словесного творчества (формирование связной речи, словарная работа и др.).Таким образом, ознакомление детей с литературными произведениями является важной задачей в работе над развитием речи дошкольников.
Перед педагогом стоят задачи:
- воспитывать у детей любовь к книге;
- художественной литературе;
- способность чувствовать художественный образ;
- развивать поэтический слух (способность улавливать звучность,
музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную
выразительность речи;
-воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык
сказок, рассказов, стихотворений.
Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.
Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем , ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.
Для самостоятельной художественно-речевой и театрально-игровой деятельности в группе создана развивающая среда.
Для работы по развитию речи посредством художественной
литературы, я использую разнообразные методы и приёмы.
Наглядный метод: приёмы-
-показ иллюстраций, картин, игрушек;
-элементы инсценировки;
-просмотр видеофильмов;
Словесный метод: приёмы-
-чтение произведений с просмотром иллюстраций;
-вопросы по содержанию произведений;
-пересказ произведений;
-заучивание наизусть;
-беседа по произведению;
Игровые методы и приёмы реализуются через:
-театрализованные игры , использование разных видов театра;
-игровая деятельность
Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место. Универсальным приёмом закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра. Она используется для решения всех задач развития речи и является практическим методом в работе по развитию речи детей.
Словесно-дидактическая игра «Радио»
Цель: воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать
речь детей.
Игровое правило: слушать и не мешать товарищам.
Игровое действие: воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня,
мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детям нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у неё острые, шубка тёпленькая, рыженькая ,она красивая, хитрая. Кто же это? Какие вы знаете сказки ,в которых героиней была бы лиса?(«Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)
Словесно – дидактическая игра «Сказочные клубочки»
Цель: развитие памяти, речи детей.
Игровое действие:
Вариант 1:Воспитатель даёт задание: «Сколько сказок свернулось
в клубок?»: «Жили-были дед и баба и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко курочка Ряба. Положила бабка его на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, потянет, а вытянуть не может» («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».)
Вариант 2:Угадай сказку по трём словам:
1)Коза, козлятки, волк («Волк и семеро козлят»).
2)Алёнушка, козлёнок, колодец («Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка»).
Словесно - речевая игра «Расскажи сказку по - другому»
Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица сказки или предмета»
Игровое действие: сегодня мы будем рассказывать сказку по другому. Послушайте, я расскажу вам сказку «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я-тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик ... и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.
Детям можно предложить рассказать сказку «Рукавичка» от лица рукавички, сказку «Три медведя» от лица Михайло Потапыча и т. д.
Словесно - дидактическая игра “Гуси-лебеди” (с элементами мнемотехники) Цель. Развитие памяти, мышления, внимания, а именно психических процессов, тесно связанных с полноценным развитием речи.
Задачи.
Расширять представление детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием мнемотаблиц. Развивать активную связную речь у детей в игре. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности.
Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Воспитывать любовь к сказке. Игра состоит из нескольких этапов.
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. После рассматривания таблиц осуществляется пересказ сказки с опорой на образы, т.е. происходит отработка метода запоминания.
С помощью художественной литературы у детей дошкольного
возраста развивается:
1.Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним.
2.Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание.
3.Слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель
рассказывает.
4.Выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок.
5.Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок,
рассказов, стихотворений.
6.Рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений
и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.
7.Дети узнают произведения и их героев при многократном
рассказывании.
8.Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках
с наглядным сопровождением, а затем без него
Таким образом, можно отметить, что использование в современной
речи разного рода художественных произведений определяет
возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя
коммуникативную культуру дошкольника.
Литература во всех ее видах —
не что иное, как тень доброй беседы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_sovet.docx | 40.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи и речевого общения детей 3-4 лет посредством произведений художественной литературы"
Актуальность: формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы , мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка.
Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать ,как свои, радости и горести героев. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряжённые драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости . Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве
Художественно-речевая деятельность детей – это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их Исполнение, включающая развитие начальных форм словесного творчества (формирование связной речи, словарная работа и др.).Таким образом, ознакомление детей с литературными произведениями является важной задачей в работе над развитием речи дошкольников.
Перед педагогом стоят задачи:
- воспитывать у детей любовь к книге;
- художественной литературе;
- способность чувствовать художественный образ;
- развивать поэтический слух (способность улавливать звучность,
музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную
выразительность речи;
-воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык
сказок, рассказов, стихотворений.
Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.
Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем , ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.
Для самостоятельной художественно-речевой и театрально-игровой деятельности в группе создана развивающая среда.
Для работы по развитию речи посредством художественной
литературы, я использую разнообразные методы и приёмы.
Наглядный метод: приёмы-
-показ иллюстраций, картин, игрушек;
-элементы инсценировки;
-просмотр видеофильмов;
Словесный метод: приёмы-
-чтение произведений с просмотром иллюстраций;
-вопросы по содержанию произведений;
-пересказ произведений;
-заучивание наизусть;
-беседа по произведению;
Игровые методы и приёмы реализуются через:
-театрализованные игры , использование разных видов театра;
-игровая деятельность
Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место. Универсальным приёмом закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра. Она используется для решения всех задач развития речи и является практическим методом в работе по развитию речи детей.
Словесно-дидактическая игра «Радио»
Цель: воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать
речь детей.
Игровое правило: слушать и не мешать товарищам.
Игровое действие: воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня,
мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детям нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у неё острые, шубка тёпленькая, рыженькая ,она красивая, хитрая. Кто же это? Какие вы знаете сказки ,в которых героиней была бы лиса?(«Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)
Словесно – дидактическая игра «Сказочные клубочки»
Цель: развитие памяти, речи детей.
Игровое действие:
Вариант 1:Воспитатель даёт задание: «Сколько сказок свернулось
в клубок?»: «Жили-были дед и баба и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко курочка Ряба. Положила бабка его на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, потянет, а вытянуть не может» («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».)
Вариант 2:Угадай сказку по трём словам:
1)Коза, козлятки, волк («Волк и семеро козлят»).
2)Алёнушка, козлёнок, колодец («Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка»).
Словесно - речевая игра «Расскажи сказку по - другому»
Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица сказки или предмета»
Игровое действие: сегодня мы будем рассказывать сказку по другому. Послушайте, я расскажу вам сказку «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я-тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик ... и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.
Детям можно предложить рассказать сказку «Рукавичка» от лица рукавички, сказку «Три медведя» от лица Михайло Потапыча и т. д.
Словесно - дидактическая игра “Гуси-лебеди” (с элементами мнемотехники) Цель. Развитие памяти, мышления, внимания, а именно психических процессов, тесно связанных с полноценным развитием речи.
Задачи.
Расширять представление детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием мнемотаблиц. Развивать активную связную речь у детей в игре. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности.
Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Воспитывать любовь к сказке. Игра состоит из нескольких этапов.
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. После рассматривания таблиц осуществляется пересказ сказки с опорой на образы, т.е. происходит отработка метода запоминания.
С помощью художественной литературы у детей дошкольного
возраста развивается:
1.Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним.
2.Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание.
3.Слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель
рассказывает.
4.Выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок.
5.Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок,
рассказов, стихотворений.
6.Рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений
и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.
7.Дети узнают произведения и их героев при многократном
рассказывании.
8.Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках
с наглядным сопровождением, а затем без него
Таким образом, можно отметить, что использование в современной
речи разного рода художественных произведений определяет
возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя
коммуникативную культуру дошкольника.
Литература во всех ее видах —
не что иное, как тень доброй беседы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 п.Радченко ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художе...
Тематический контроль «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы» Цель: Выполнение годовой задачи
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №1 п.Радченко Тематический контроль«Развитие речи и речевого общения детей пос...
Отчет по самообразованию Тема "Развитие речи и речевого общения детей 3-4 лет посредством произведений художественной литературы"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2 «РОМАШКА» Отчет по самообраз...
Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Развитие речи и речевого общения детей посредством художественной литературы»
Согласно годовому плану на 2019-2020 учебный год, на основании приказа № 6 от 28 октября 2019 г. в МАДОУ детский сад «Тополек» корпус 2 проведен тематический контроль по теме ...
Речевое развитие детей 6-7 лет посредством детской художественной литературой
Речевое развитие детей 6-7 лет посредством детской художественной литературой...
Сценарий педагогического совета "Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы"
Сценарий педагогического совета "Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы"...
Мастер-класс для воспитателей на тему «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
Мастер-класс для воспитателей на тему«РАЗВИТИЕ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»Цель: дать представление о роле художественной литературы в ...
- Мне нравится (1)