Речевое развитие детей 6-7 лет посредством детской художественной литературой
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Буркова Алина Михайловна

Речевое развитие  детей 6-7 лет посредством детской художественной литературой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад к презентации «Речевое развитие детей 6-7 лет посредством детской художественной литературы»

1-й слайд. Добрый день, меня зовут Алина Михайловна, и сегодня я хочу затронуть такую тему, как речевое развитие детей 6-7 лет посредством детской художественной литературы.

2-й слайд. Еще Л.Н. Толстой говорил, что нужно обратить свое сердце к книгам, так как именно книги хранят мудрость и доброту всех времен и народов.

3-й слайд. Для чего я выбрала именно эту тему? Для того чтобы показать, что роль художественной литературы в развитии речи ребенка играет немаловажную роль (художественная  литература пополняет словарный запас, помогает преодолеть грамматические нарушения и развитие связной речи, корректирует звукопроизношение).

4-й слайд. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.

Поэтому я поставила перед собой цель: Формирование речи дошкольников посредством использования художественной литературы 

Задачи:

  • Сформировать интерес к художественной литературе.
  • Расширять и активизировать словарный запас детей.
  • Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;
  • Развивать творческие способности у детей.

5-й слайд  При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести такие функции как:

  • Познавательно-нравственная и эстетическая;
  • Развитие и активизация воображения;
  • Приобщение к словесному искусству образного мышления;
  • Собственное словесное творчество;
  • Воспитание культуры чувств;
  • Развитие хорошей разговорной речи.

Т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания: это произведения русского народного творчества и творчества народов мира (загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, сказки),  произведения русской и зарубежной классической литературы, а также современной русской и зарубежной литературы)

6-й слайд.  Для улучшения речи детей мы используем такие формы работы, как: непосредственно образовательная деятельность (занятия), культурно-досуговая деятельность, свободное от занятий время.

Основные направления деятельности для улучшения развития речи: создание предметно-развивающей среды, работа с детьми, работа с родителями.

7-й слайд Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает: создание развивающей предметно-пространственной среды, поэтому в нашей группе был создан центр «Речевичок», где дети могут поиграть в различные дидактические игры, которые связаны именно с художественной литературой, например, найди пару героя из сказки и опиши ее, пазлы по мотивам сказок, закончи предложение и тд.

8-й слайд.  В группе есть также театральный уголок, где дети могут поиграть в сюжетно-ролевые игры, в такие виды театра, как: пальчиковый, плоскостной, куклы-рукавички, а также имеются детские костюмы персонажей сказок.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕЛАЕТ ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСНОЙ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ, ЗНАКОМИТ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ВО ВСЕМ ЕГО МНОГООБРАЗИИ,   А УМЕЛО ПОСТАВЛЕННЫЕ ВОПРОСЫ, ПОБУЖДАЮТ ИХ ДУМАТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ, РАЗВИВАЕТСЯ РЕЧЬ ДЕТЕЙ, ПОЯВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ.

9-й слайд Библиотека и находящиеся в ней книжки служат могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.

10-й слайд Организуем с детьми тематические писательские выставки, где знакомимся с авторами и читаем их произведения. В перерывах от занятия делаем пальчиковую гимнастику, так как она переключает внимание, улучшает мелкую моторику, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.

11-й слайд Непосредственная работа с детьми. С детьми ежедневно читаем художественную и познавательную литературу, после прочтения беседуем с ними, делаем пересказы. При подборе книг стараюсь учитывать интересы детей и комплексно-тематическое планирование. Также с детьми работаем по мнемотаблицам, им очень нравится самим по картинкам воспроизводить сказки.

12-й слайд Смотрим с детьми видеоролики, мультфильмы, снятые по литературным произведениям, стараемся сочинять собственные сказки и создавать к ним иллюстрации.

13-й слайд. Принимаем участие с детьми в литературных конкурсах, как в нашем детском саду, так и вне детского сада, межрегиональный конкурс «О войне, о мире, о победе», республиканский фестиваль «Красный сарафан», региональный конкурс «Живое слово»

14-й слайд. С родителями ежемесячно проводим консультации, на темы:  «Как улучшить речь ребенка», «Развитие связной речи», «Приобщение дошкольника к художественной литературе», беседуем индивидуально, привлекаем родителей к тому, чтобы они совместно с детьми, взялись за изучение художественной литературы, раздаем стихотворения, чтобы мы с детьми учили их не только в детском саду, но и дома.

15-й слайд Результат работы по данной тематике показал, что благодаря детской художественной литературе:

  • у детей улучшилась связная речь, словарный запас стал намного богаче;
  • Повысилась познавательная способность, любознательность, творческое воображение, память, эмоциональное отношение к прочитанному. 
  • Дети научились слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.
  • дети пересказывают тексты, сказки, драматизируют небольшие, знакомые произведения
  • дети умеют работать с мнемотаблицами индивидуально и сообща.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевое развитие детей 6-7 лет посредством детской художественной литературой Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №40 г. Йошкар-Олы «Одуванчик» Буркова Алина Михайловна

Слайд 2

Обратите свое сердце к книгам… «Какое богатство мудрость и доброта рассыпано по книгам всех времен и народов!» Л.Н.Толстой

Слайд 3

Роль художественной литературы в развития речи ребенка коррекция звукопроизношения; пополнение словарного запаса; преодоление грамматических нарушений и развитие связной речи.

Слайд 4

Цель : Формирование речи дошкольников посредством использования художественной литературы Задачи: • Сформировать интерес к художественной литературе. • Расширять и активизировать словарный запас детей. • Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений; • Развивать творческие способности у детей.

Слайд 5

Функции художественной литературы Познавательно- нравственная и эстетическая ; Развитие и активизация воображения ; Приобщение к словесному искусству образного мышления; Собственное словесное творчество; Воспитание культуры чувств; Развитие хорошей разговорной речи.

Слайд 6

Формы работы с детьми по улучшению речи Занятия, НОД Культурно-досуговая деятельность Свободное от занятий время Основные направления деятельности Создание предметно-развивающей среды Работа с детьми Работа с родителями.

Слайд 7

Предметно-развивающая среда Центр « Речевичок »

Слайд 8

Театральная студия

Слайд 9

Уголок книжки Литература

Слайд 10

Тематические писательские выставки Пальчиковая гимнастика с потешками

Слайд 11

Работа с детьми Чтение художественной литературы, беседы, пересказы Мнемотаблицы

Слайд 12

Просмотр видеороликов, мультфильмов, снятых по литературным произведениям Сочинение собственных сказок и создание иллюстраций к ним

Слайд 13

Участие в литературных конкурсах

Слайд 14

Работа с родителями Консультации: К ак преодолеть трудности при обучении ребенка чтению Развитие связной речи Приобщение дошкольника к художественной литературе.

Слайд 15

Результат работы У детей улучшилась связная речь, словарный запас стал намного богаче; Повысилась познавательная способность, любознательность, творческое воображение, память, эмоциональное отношение к прочитанному ; Дети научились слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 п.Радченко      ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художе...

Тематический контроль «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы» Цель: Выполнение годовой задачи

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №1 п.Радченко         Тематический контроль«Развитие речи и речевого общения детей пос...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе « Доброта и отзывчивость», посредством детской художественной литературы.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе « Доброта и отзывчивость», посредством детской художественной литературы.Цель:  Способствовать формирова...

Конспект НОД в старшей группе "Доброта и отзывчивость, посредством детской художественной литературы"

Цель: Способствовать формированию у детей нравственных понятий на основе примеров из произведений художественной литературы.Задачи:Воспитательные:1. Обогащать представления о нравственных качеств...

Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы

В статье затрагивается проблема развития нравственных представлений. Особое внимание уделено особенностям и средствам нравственного воспитания через ознакомление с художественной литературой....

Консультация «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия воспитанников дошкольной образовательной организации посредством детской художественной литературы»

Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким обра...