Семинар для педагогов "Кризис трех лет"
консультация (младшая группа)

Маслова Ксения Вадимовна

В нашем учреждении мы столкнулись с тем, что понятие кризиса 3 лет у педагогов размыто. Для того чтобы освежить и углубить знания о проявлениях кризиса я провела семинар-консультацию, где подробно описала симптомы и пути их сглаживания. По окончанию семинара вомпитателям были даны письменные рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_krizisu_3h_let.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего детства возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты от ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире.

В этом возрасте ребенок стремится к самостоятельности. Это означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. Самостоятельная деятельность становится похожей на деятельность взрослых, ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, ребенок хочет действовать как они. Ребенок, отделяясь от взрослых, устанавливает с ними более глубокие отношения. У разных детей кризис проходит по -разному и сроки прохождения изменчивы: от двух до четырех лет – в этом промежутке обычно начинается и заканчивается кризис. И от успешности прохождения кризиса зависит дальнейшее развитие ребенка.

Кризис трех лет можно распознать по проявлению следующих симптомов:

  1. Негативизм. Если вы наблюдаете, что поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают взрослые, то скорее всего, вы наблюдаете именно негативизм (стремление делать все наоборот и противоречить взрослым, часто и в ущерб собственным интересам). Не путайте это с непослушанием. Непослушным ребенок может быть и в раннем детстве, отказываясь делать то, чего ему не хочется, или продолжая делать то, чего очень хочется. В отличие от этого, негативизм - это реакция не на то, что вы предлагаете, а фактически на вас (на взрослого) - на то, что это именно вы предлагаете.
  2. Упрямство. Если вы чувствуете, что ребенок настаивает на чем-то не потому, что ему это сильно нужно, а просто "из принципа", просто потому, что он этого уже потребовал, то речь идет об упрямстве. Это качество не стоит путать с настойчивостью, которая могла проявляться и раньше. Капризность – это вторая сторона одного и того же нарушения поведения. Понимает, что нельзя, но настаивает.
  3. Строптивость. Это своеобразное детское недовольство, их бесконечные ответы "Да ну!" на любые предложения взрослых. На что направлена эта строптивость? Да на все привычные рамки его детской жизни: от установившихся норм и традиций общения с родителями до игрушек. Ребенок как будто сопротивляется всему, что с ним пытаются сделать взрослые, неважно, требуют ли они чего-то или пробуют развлечь. «Бунт против норм воспитания, установленных ранее для ребенка. Против прежнего образа жизни» (так определял строптивость Л.С. Выготский)
  4. Своеволие. Теперь маленькие девочки и мальчики стремятся все делать сами, причем так, как им кажется правильным. Наверное, это качество меньше огорчало бы родителей, если бы дети этого возраста более реально оценивали свои возможности и брались только за "детские" дела, но, увы, большинство из них хотят делать самостоятельно почти все (что, вообще-то, небезопасно), и часто сами очень переживают разочарование в своих собственных силах.
  5. Протест-бунт. В некоторых случаях этот неприятный симптом кризиса приводит к ощущению постоянных военных действий: трехлетка ссорится с окружающими, находит конфликты "на ровном месте". Может даже возникать ощущение, что он все время запасается недовольством и негативными эмоциями (приводящими к его агрессивному поведению), как гранатами на поле боя.
  6. Обесценивание. Как и в кризисах взрослой жизни, в этом детском кризисе все, что раньше имело ценность для ребенка, может потерять ее. Вдруг теряется привязанность к любимым игрушкам. Взрослые перестают быть авторитетом. Правила поведения, принятые в семье и детском саду, казалось бы, уже усвоенные ребенком, вдруг перестают существовать для него. Как одно из проявлений обесценивания, в речи ребенка появляются плохие слова, ругательства.
  7. Деспотизм.  Ребенок стремится проявлять деспотическую власть над окружающими, пользуясь для этого всевозможными способами и пытаясь стать "хозяином положения" в любой ситуации. В группах детского сада, где детей много, деспотизм чаще проявляется в виде яркой ревности, так как остальные дети воспринимаются как люди, с которыми приходится делить "власть".

Все эти симптомы неизбежно будут присутствовать в поведении ребенка, у одних они могут быть почти незаметны, либо проявляться могут один-два симптома, в то время как другие дети могут сочетать в своем поведении все симптомы, причем достаточно ярко выраженные. Успешное прохождение кризиса – это неотъемлемая часть развития психических процессов и личности ребенка в целом.

А сейчас я хочу предложить способы сглаживания симптоматики кризиса трех лет.

Во-первых – нужно так организовать деятельность детей, чтобы они как можно больше были заняты, проявляли самостоятельность.

Например, научили детей культурно-гигиеническим навыкам: мыть руки, умываться, предложите им делать это самостоятельно, а вы наблюдайте. Предложите ребенку самостоятельно убрать за собой посуду после еды. Назначьте дежурных. В сюжетно-ролевой игре “Дом” ребенок сначала наблюдает за воспитателем, учится действовать с предметами, а затем мы предлагаем ему: “Одень куколку теплее. На улице холодно, она может замерзнуть”. Затем ребенок самостоятельно кормит, готовит обед для куклы и т.д. в таких ситуациях используется обучающий прием и в то же время ребенок проявляет самостоятельность.

Во-вторых, через игры-драматизации можно снять проявление агрессии. На роль отрицательного героя выбираем ребенка, проявляющего признаки агрессии. “Волк очень злой, он громко рычит, хочет испугать козлят (предлагаем ребенку порычать). Сильно стучит в дверь, топает от недовольства ногами”. С помощью этих занятий выгоняем агрессию. Чем сильнее ребенок рычит, стучит ногами, тем эффективнее это упражнение. Привлекаем для участия и других детей в роли других персонажей. Роли распределяются исходя из индивидуальных особенностей детей. Так же эти приемы способствуют развитию актерского мастерства. Если в группе несколько человек проявляют агрессию, то вовлекаем их в игру. “Ребята, к нам в группу пришел Бармалей. Он хочет забрать у нас все игрушки, чтобы мы сидели на стульчиках и плакали. Давайте выгоним его”. Предлагаем “забросать” Бармалея мешочками с песком, комочками из ваты, бумаги. Плохим героем может быть игрушка или картинка. Эффективнее всего использовать эти приемы на занятии физкультурой или на прогулке (метание, топот, крик).

Можно сглаживать негативные проявления через лепку, т.к. это пластичный материал, затем можно слепить другого героя. “Давайте слепим лису, которая выгнала зайку из избушки. Она у нас получилась злая, у нее хитрые глаза, на лапках острые когти. Давайте изменим сюжет сказки, слепим добрую лису. Пусть они живут с зайчиком дружно, вместе. А эту злую лису мы выгоним. Сомнем пластилин, крепко будем на него нажимать, чтобы злая лиса поскорее ушла и появилась добрая”. Старайтесь не отвечать за детей и всегда получать от них отдачу. Например, в конце упражнения задавайте такие вопросы, как: «какая была лиса?», «Как выглядит злая лиса?», «А какая она стала потом?», «Как выглядит добрая лиса?», «Каким нужно быть злым или добрым?», «Хорошо ли быть злым?» и т.д.

Также эффективно помогает сбросить агрессию закрашивание рисунка резкими размашистыми движениями. Для этого понадобиться большой листок с изображением отрицательного героя. “Закрась мишку, который сломал теремок”.

Бороться с упрямством можно путем создания фантастических ситуаций. “Не хочешь кушать, не кушай. Послушай историю. Жила-была девочка Машенька. Она никогда ничего не кушала. Сначала она была пухленькой, у нее были пухленькие щечки. Потом она стала худеть, потому что ничего не кушала, и стала легкой. На улице ей пришлось держаться за маму, т.к. ветер сдувал ее с места. А потом Маша исчезла”. «Жил был мальчик Коля, он никогда ничего не кушал и не рос, все детки, которые хорошо кушали росли, а Коля уменьшался, уменьшался и испарился.» Обычно такие истории имеют обратную реакцию. Можно использовать серию стихов Г. Остера “Вредные советы”.

Никогда не мойте уши,

Шею, руки и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо.

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять.

Так же с проявлением негативного поведения помогает бороться художественная литература.

И. Демьянов “Дразнилки”.

Замарашка рук не мыл,

Месяц в баню не ходил.

Столько грязи, столько ссадин!

Мы на шее лук посадим,

Репу – на ладошках,

На щеках – картошку,

На носу морковь взойдет –

Будет целый огород.

М. Зощенко “Глупая история”;

Русская народная песенка “Бабушкин козлик” и т.д.

Нужно отметить, что кризис может проявляться не только в негативном проявлении, но и в замкнутости, неуверенности в себе. В таких случаях нужны постоянные поощрения. Такого ребенка мы включаем в игру. Сначала в роли ведомого, затем в роли ведущего, но в игре с куклами. Постепенно подводя к роли ведущего в подвижных и сюжетно-ролевых играх с детьми.

Так как эта проблема очень сложная, одному воспитателю с ней не справиться. Нужна помощь родителей. Для них можно провести собрание или раздать памятки по прохождению кризиса. А с теми, кто своим воспитанием обостряет кризис, не замечает его проявлений, путает симптомы кризиса с непослушанием, нужно проводить индивидуальные беседы. Требования воспитателей и родителей к ребенку должны быть едины, иначе добиться результата будет невозможно.

Старайтесь показывать работу, которую проводите с детьми в группе, советуйте почитать литературу. Обращайте внимание на ребенка, на его внутренний мир, старайтесь сблизить ребенка и родителей.

Хочу сделать вывод, чтобы не было места негативным проявлениям, нужно постоянно занимать ребенка интересными для него делами: игры, пение песен, драматизации, чтение, прогулки и т. п. тогда и кризис пройдет более спокойно. Не ждите единовременных результатов, воспитание- это длительный и упорный процесс. Если вы сами заинтересованы, то результат не заставит себя ждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Кризис трех лет. Способы оценки поведения ребенка, или Как устанавливать запреты»

Тематические занятия в клубеСеминар-практикум «Кризис трех лет. Способы оценки поведения ребенка, или Как устанавливать запреты»(для родителей детей раннего возраста)...

Конспект семинара для родителей воспитанников младшей группы "Кризис трех лет"

Конспект образовательно-развивающего семинара для родителей по теме "Кризис трех лет"...

Семинар – практикум для родителей младшей группы (3-4 лет) на тему: «Кризис трех лет»

Здравствуйте! Хочу поделиться с вами своей презентацией на тему: Семинар – практикум для родителей младшей группы (3-4 лет) на тему: «Кризис трех лет». Свою презентацию я делала...

Семинар-практикум для родителей: «Кризис трех лет. Способы оценки поведения ребенка, или как устанавливать запреты»

Цели: познакомить родителей с особенностями «кризиса 3 лет»;со способами оценки деятельности и поведения ребенка; подвести  родителей к выводу о целесообразности устанавливаемых ...

Презентация Семинар-практикум для родителей на тему: «Что важно знать о ребенке двух-трех лет, чтобы лучше понимать его»

laquo;Золотые правила родителя»•  Воспитывают не слова, а поступок, то есть, если хочешь, чтобы твой ребенок стал счастливым, стань счастливым сам. Ребенку нужно показать счастье, а н...