Семинар-практикум для родителей: «Кризис трех лет. Способы оценки поведения ребенка, или как устанавливать запреты»
методическая разработка (младшая группа)
Цели: познакомить родителей с особенностями «кризиса 3 лет»;
со способами оценки деятельности и поведения ребенка; подвести родителей к выводу о целесообразности устанавливаемых запретов, дать представление о способах их предъявления; расширить представления участников семинара - практикума о вариативности способов общения с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum_krizis_3h_let.docx | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Кризис трех лет. Способы оценки
поведения ребенка, или как устанавливать запреты»
Цели: познакомить родителей с особенностями «кризиса 3 лет»;
со способами оценки деятельности и поведения ребенка; подвести родителей к выводу о целесообразности устанавливаемых запретов, дать представление о способах их предъявления; расширить представления участников семинара - практикума о вариативности способов общения с ребенком.
Задачи:
Привлечь родителей к обсуждению различных проблемных ситуаций.
Способствовать развитию педагогического и творческого потенциала родителей.
Наметить способы преодоления возникающих проблем в воспитании детей в период кризисного возраста.
Ход семинара – практикума:
1. Упражнение «Я капризничаю, когда…»
Инструкция. Передавая мяч, каждый участник рассказывает, как и в каких ситуациях капризничает его ребенок. Рассказ начинается от лица ребенка: «Я капризничаю, когда…»
Упражнение дает возможность родителям, с одной стороны, встать на место своих детей и посмотреть на ситуацию их глазами, с другой — проанализировать обстоятельства, при которых ребенок чаще всего закатывает истерики, а также свое поведение до истерики, во время и после.
2. Симптомы кризиса 3х лет.
1. Как угодно лишь бы не так!
В последнее время у вашего ребёнка любимыми словами стали «не хочу» и «не буду». Это негативизм. Именно он вынуждает ребёнка поступать вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Да, малыш отказывается выполнять просьбы других не потому, что его об этом попросили. Взрослый может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдаёт строгий приказ: «Не трогай! Ешь быстро! » Гораздо лучше сказать: «Не люблю, когда трогают мои вещи! Главный мотив, который движет ребёнком, сделать не так, как просят, а наоборот.
2. Я так решил!
Упрямство. Когда ребёнка упрямится, он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Малыш делает наперекор другим из-за того, что он так сказал и не желает менять своего решения. Зачастую родители используют метод «кто кого переупрямит», тем самым усугубляя и закрепляя проявления упрямства и загоняя ребёнка в угол, лишая возможности выйти с достоинством из конфликтной ситуации.
3. Пойди туда не знаю куда.
Строптивость – очень похожа на негативизм, но отличается тем, что не направлена на определённого человека. Это протест против самого образа жизни.
4. Я сам.
Своеволие – оно проявляется в том, что ребёнок хочет всё делать сам, даже если не умеет. Это потребность в самостоятельности - жизненно важная для трёхлетних малышей.
5. Бунт на корабле.
Ваш ребёнок каждый день протестует против чего-то: вермишель не любит, то причесали не той расчёской, то из садика уходить не хочет. Если что-то не по нему, сразу истерика. И родители поддаются.
Протест – бунт – проявляется в том, что поведение ребёнка носит протестующий характер, как будто малыш находится в состоянии войны, постоянном конфликте с окружающими. В результате кроха часто ссорится с родителями.
6. Не нужны мне ваши книжки.
Ваш ребёнок любил рассматривать книжки, любил, когда вы ему читали, учил на память стихи. Но в один момент он как бы потерял ко всему интерес – это обесценивание. Теряются старые привязанности ребёнка к людям, правилам поведения, вещам. Ребёнок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить дома. Иногда малыш позволяет себе грубо обзывать любимых бабушек и дедушек и даже мам.
7. Властелин семьи.
Ваше чадо пытается установить над вами власть: играть так, спать этак; есть вот то; купить естественно всё и сразу – это деспотизм.
3. Мини-лекция «Причины детских капризов»
У каждого поступка есть причина. Детские капризы, как правило, возникают не на пустом месте, у ребенка есть основания вести себя подобным образом:
1) его что-то беспокоит, он болен, но сам этого не понимает;
2) хочет привлечь к себе внимание — он выбрал такой способ общения, потому что ему не хватает вашего общества, вашей любви, поэтому он будет ходить за вами по пятам, «канючить», хватать за руки;
3) хочет добиться чего-то очень желаемого — покупки, разрешения гулять или еще чего-то, что родители запрещают из-за каких-то непонятных ребенку причин;
4) выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным — это вполне естественно, если вы постоянно им руководите: «Туда не ходи!», «Не пачкайся!», «Перестань смотреть по сторонам!». Ребенок должен чувствовать, что его не только опекают и окружают заботой, но и дают ему право самостоятельного выбора, понимают и уважают его. В противном случае он никогда не станет самостоятельным и уверенным в себе. Всегда будет действовать по вашей указке и останется инфантильным;
5) испытывает психоэмоциональное напряжение — ребенок переживает конфликт с самим собой, он не выспался, устал за день, семейные ссоры родителей влияют на его психоэмоциональное состояние.
4. Упражнение «Обратная фраза»
Часто родители употребляют такие фразы:
Пошли скорее, сколько тебя ждать
Ешь быстрее иначе не получишь десерт
Убери за собой
Не мешай
Не капризничай, любимая футболка на стирке. Надевай ту. Которая есть
Ляжешь ты, наконец спать
Ты по попе захотел
Чтобы я никаких «не хочу» не слышала
Сколько раз повторять
Ты руки помыл?
Но эти фразы не желательны, если ваш ребенок переживает кризис 3х лет. Давайте придумаем альтернативу
На старт, внимание …..марш, Побежали!
После того, как исчезнет это маленькая котлетка, к тебе прилетит что – то вкусное
Вот если бы ты был волшебником, и смог бы наколдовать порядок на своем столе
Иди, поиграй немного сам, а когда я освобожусь мы устроим с тобой мини – праздник
Смотри-ка а вот родственница твоей любимой футболки, давай ее наденем?
Показать тебе хитрый способ укрывания одеялом?
Интересно кому это я сейчас уши покусаю?
Ой, смотри, капризка прибежал. Лови, лови его быстрее, пока он нам настроение не испортил.
Раз – два –три передаю секретную информацию….повторите, как слышали?
Спорим, что с твоих рук потечет черная вода?
Таким образом, в основе кризиса 3х лет лежит мечта ребенка о том, чтобы взрослые изменили свое отношение к нему. Уважение и терпение – вот главные помощники в переживании этого трудного периода.
5. Упражнение «Доскажи важные слова»
(Родителям дается лист для ответов и предлагается закончить предложение). 1. Не завышайте …………… к своему ребенку
2. Давайте ребенку …………, но будьте всегда рядом
3. …… никогда не бывает лишней
4. Взрослым необходимо давать ребенку право…
5. Требования к ребенку должны быть……
6. Детские капризы – это результат…
7. Используйте прием авансирования — …
8. Если ребенок капризничает, не слушается Вас – оставьте…
9. Просьбу взрослого ребенок должен выполнить …
10. Отрицательное поведение ребенка может …
6. Просмотр видеоролика «Игры на преодоление кризиса 3х лет»
Формулируйте слова, обращенные к ребенку ясно и четко. Но, не стоит начинать свои фразы с ТРЕХ ЗАПРЕЩЕННЫХ СЛОВ: "если", "ты" и "почему (зачем)". Слово "Если" воспринимается ребенком как угроза, "ты" как сигнал нажима на него, а "почему" требует объяснения своего поступка, что ему пока не под силу. «Только не начинай кричать! Не стони!» говорите Вы, и ребенок кричит в два раза громче? Это распространенная реакция маленьких детей. По своей психологии ребенок скорее отреагирует на Вашу просьбу сделать что- то, чем прислушается к просьбе чего то НЕ делать. Поэтому, если Ваш малыш начинает плакать, переключите его внимание на действия: попросите его подойти к Вам, дайте ему возможность чем то заняться, хорошо, если у Вас будет на этот случай при себе небольшая игрушка. Тогда он более охотно выполнит Вашу просьбу, нежели в первом случае. Этот психологический прием срабатывает!
7. Упражнение «Мусорное ведро»
Родителям предлагается написать на листочках: « Что мешает жить и общаться». Затем предлагается смять, порвать и выбросить в мусорное ведро. Это упражнение, как правило, помогает преодолеть негатив.
8. Просмотр видеоролика « Послание от детей своим родителям»
9. Упражнение «Я горжусь своим ребенком потому, что…»
Цель: осознание собственных эмоций и чувств по отношению в семье.
Все участникам тренинга предлагаются закончить фразу «Я горжусь своим ребенком потому, что …».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кризис трех лет в онтогенетическом развитии ребенка
Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, челов...
Кризис 3х лет. Способы оценки поведения ребенка или как установить запреты.
Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной, и, следовательно, психической зрелости; это период становления ребёнка полноценным членом человеческого общества....
Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка
Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...
Консультация для родителей «Кризис трех лет у ребенка»
Консультация для родителей «Кризис трех лет у ребенка»...
Семинар-практикум «Кризис трех лет. Способы оценки поведения ребенка, или Как устанавливать запреты»
Тематические занятия в клубеСеминар-практикум «Кризис трех лет. Способы оценки поведения ребенка, или Как устанавливать запреты»(для родителей детей раннего возраста)...
Консультация для родителей "Кризис трех лет у ребенка"
Материал полезен для родителей и воспитателей....
Тест по оценке поведения ребенка в период "кризиса 3-х лет"
Тест по оценке поведения ребенка в период «кризиса трех лет».В три года дети сравнивают себя со взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они ожидают от семьи признания своей независ...