Конспект Опытно-эксперементальной деятельности
опыты и эксперименты (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ Д/с №20
Конспект
опытно - экспериментальной деятельности
с детьми старшей группы
на тему: «Секреты «Кока – Колы»
Воспитатель:
Хетчикова Н.Н
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, прививать детям навыки исследовательской деятельности.
Задачи:
- Дать представление о вредном влиянии газированных напитков на организм человека путем проведения опытов с «Кока-Колой»;
- Учить детей обследовать предметы и экспериментировать с ними;
- Развивать у детей умение выдвигать гипотезы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- Активизировать словарь детей, развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ;
- Закрепить знания детей о вредном влиянии некоторых продуктов на организм человека, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Материалы для проведения экспериментов: лупы, бутылки с «Кока-Колой», молоко, прозрачные пластиковые стаканчики и мисочки, пластиковые ложки, д салфетки, ржавые и тусклые металлические предметы (монеты, скрепки, пуговицы), 2 куриных яйца, конфеты «Ментос».
Предварительная работа: опрос детей на тему: «Мой любимый напиток», опыт с яйцом и опыт с горохом .
Ход занятия.
-Ребята, что это? (демонстрация бутылки «Кока-кола»)
Ребята, поднимите руку, кто из вас пробовал «Кока-колу»?
- Вам понравилась она на вкус? Почему?
- Часто родители покупают вам «Колу»? (Ответы детей)
Дидактическая игра: «Состав Кока - колы»
- Ребята, хотите узнать из чего состоит Кока- кола? Для этого вам нужно отгадать загадки.
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я. Кто я такая?
+Вода
- Он с жадностью пьёт – а не чувствует жажды.
Он бел – а купается только однажды.
Он смело ныряет в кипящую воду-
Себе на беду, но на радость народу…
И добрые люди (вот это загадка!)
Не скажут: «Как жалко», а скажут: Как сладко!»
+Сахар
Открой бутылку, и тот час
Наружу выйдет лёгкий…
+Газ
Его содержит лимонад
Попробовав его,
Ты быстро привыкаешь,
А после – плохо засыпаешь
+ Кофеин
Он вызывает аллергию
И зуд на коже – вот беда.
Он не художник, но окрасит воду,
И будет красочной она
+ Краситель
- Скажите, какое влияние на здоровье человека оказывают вещества, входящие в состав этого газированного напитка?
+ Он портит желудок, от газов может заболеть живот, от кофеина плохо засыпаешь, от красителя красится язык и зубы, от большого количества сахара можно заболеть
Хотите узнать, что находится внутри этой красивой баночки? Какие секреты скрывает «Кока-Кола»?
Чтобы ответить на эти вопросы, куда же мы отправимся? Где проводят опыты и изучают свойства разных предметов и веществ? Где создают новые лекарства и совершают научные открытия? (Ответы детей) Правильно, мы направимся в исследовательскую лабораторию, а сами превратимся в ученых и проведем настоящие опыты, чтобы выяснить, как «Кока-Кола» влияет на организм человека.
А что должно быть в настоящей лаборатории для проведения опытов и экспериментов? (Пробирки, колбы, пузырьки, микроскопы, лупы, щипцы и т.д.)
Итак, вот мы в исследовательской лаборатории, а это значит, что сейчас вы – научные сотрудники, а это работа очень серьезная и ответственная. Давайте определим правила поведения в лаборатории. Как вы думаете, чего НЕЛЬЗЯ делать в лаборатории? (Ответы детей).
Запомните эти правила:
- Не вертись, не болтай
И соседу не мешай!
- Ты работу завершил.
Все на место положил?
Итак, коллеги, в начале нашей работы необходимо выяснить, как появилась на свет «Кока-Кола». Внимание …
«Кока-колу» придумал американский аптекарь Джон Пембертон
в 1886 году, то есть ей уже почти 130 лет! (картинка)
Сначала ее продавали только в аптеках, но вскоре она начала быстро приобретать популярность и через 50 лет после ее изобретения стала самым популярным напитком не только в Америке, но и во многих других странах планеты, в том числе и в России.
В 1931 году компания по производству «Кока-Кола» решила превратить Санта Клауса, американского Деда Мороза в рекламный символ этого популярного напитка. (картинка)
Каждый день с экранов телевизоров мы смотрим, как с приятным шипением льется в стакан «Кока-Кола», что сразу так и хочется выпить этого вкусного, освежающего напитка. (картинка)
Так пить Кока-Колу или не пить? Что приносит «Кока-Кола» человеку – вред или пользу? И из чего делают «Кока-Кола?» На эти вопросы мы с вами сможем ответить, если превратим сейчас нашу группу в настоящую лабораторию, а сами станем учеными и будем проводить опыты.
Опыт 1. опыт подготовлен заранее.
Давайте узнаем, правда ли, что «Кока-Кола» опасна для наших зубов? Для этого опыта мы взяли скорлупу куриного яйца. По своему составу она похожа с нашими зубами. За прочность яичной скорлупы, а также наших зубов и костей отвечает вещество – кальций. Чтобы опыт был более точным, мы в один стакан налили «Кока-Колу», а в другой – воду. В оба стакана положили яичную скорлупу. Скорлупа, погруженная в напиток, потемнела, окрасилась в коричневый цвет, появились неровности и шероховатости, она стала хрупкой. А скорлупа, находящаяся в воде, не изменилась.
Возьмите свои лупы и внимательно рассмотрите, как изменилась скорлупа яйца. Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей)
Правильно, от «Кока-Колы» зубы, так же как и яичная скорлупа, могут темнеть и портиться.
Опыт 2 . Подготовлен заранее
В миску с кока- колой и водой положили несколько горошин и оставили на несколько дней. В стаканчики с водой и кока-колой поставили листочек фиалки. Ребята посмотрите, что произошло?(ответы детей) Через неделю фасоль, помещённая в кока – колу, сморщилась, зародыш внутри семени погиб. Фасоль, помещённая в воду, быстро набухла, зародыш напитался питательными веществами и скоро начал бы прорастать. Листочек, который был помещен в кока-колу – стал мягким, липким, начал превращаться в кашицу, а листочек в воде, остался таким же каким был, через некоторое время он начнет прорастать.
Опыт 3.
Для следующего опыта нам понадобятся ржавые или тусклые металлические предметы: выбирайте, тут есть монеты, пуговицы, скрепки. В мисочку с «Кока – Колой» положите ваш предмет. Пока мы ждём проведём следующий опыт.
Опыт 4.
А этот опыт мы проведем с вами вместе. Смотрите, я беру бутылку «Кока-Колы», открываю ее и кладу под крышку три мятные конфеты «Ментос». Немного подожду, затем резко откручу крышку… Ой, что произошло? («Кола» высоким пенным фонтаном брызнула в разные стороны). (Ответы детей)
Теперь попробуйте сами положить в пробирку с «Кока-Колой» полтаблетки «Ментос». Закройте пробкой и хорошенько потрясите. Что получилось? Какой вывод мы сделаем? (Ответы детей)
Да, с некоторыми продуктами «Кока-Кола» не совместима и вступает в химическую реакцию, похожую на маленький взрыв. Только представьте, что этот взрыв может произойти в вашем желудке!
Ребята вернёмся к предыдущему опыту. Теперь, Тимур, вытащи свою монетку и потри ее тряпочкой. Что стало со ржавой монеткой? Посмотри на нее через лупу. (Монетка посветлела, заблестела). А что у тебя произошло с монеткой, Арина? ( стала как новая.) Какой вывод можно сделать после этого опыта? (Ответы детей)
Вы сделали правильный вывод, ведь если «Кока-Кола» с легкостью удаляет ржавчину, то она так же легко может разъедать стенки нашего желудка.
Физминутка.
- Делать научные открытия – дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха
"Мы с тобой"
Для начала мы с тобой крутим только головой.
Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно сможем,
(повороты вправо и влево)
А теперь мы приседаем, мы прекрасно понимаем
-Нужно ноги укреплять, раз, два, три, четыре, пять.
Напоследок потянулись вверх и в стороны, прогнулись.
От разминки раскраснелись и на место все уселись.
Опыт 5. Работа в парах.
Разделитесь на пары: один наливает в прозрачный стаканчик «Колу» до половины, второй – добавляет туда ложку молока. Посмотрите, что происходит? (Ответы детей).
Да, верхний слой жидкости в стакане стал совсем прозрачный, зато внизу образовался мутный, густой осадок, появились хлопья. Почему же это произошло? В «Кока-Коле» есть вещество, которое соприкасаясь с молоком вступает в реакцию, и возникает такой неприятный осадок на дне стакана, какой бывает при скисании молока. Какой вывод сделаем? (Ответы детей)
Да, если пить «Кока-Колу» вместе с молочными продуктами, то такой осадок появится и в нашем желудке.
Ребята, мы провели опыты, которые должны были определить, вредна или полезна Кока – кола? Пить или не пить этот напиток?
Итак, что же такое «Кока-Кола»? Конечно, для многих это любимый напиток, которым невозможно напиться, хочется пить еще и еще. Но из чего же она состоит?
«Кока-Кола» - это сильно газированный напиток, в состав которого входят вещества, которые разъедают наш желудок, приводят к нехватке кальция в костях и зубах. Вещество кофеин, который содержится в «Кока-коле», приводит к раздражительности, плохому сну, затрудняет работу сердца, а большое количество сахара вызывает избыточный вес.
Чтобы быть здоровыми и крепкими надо есть полезные продукты. А чтобы вы
запомнили, какие продукты полезны для нас, а какие приносят непоправимый вред здоровью, мы сейчас поиграем в игру:
Игра «Полезное или вредное»
- На столе лежат картинки различных напитков: молоко, морс, сок, чай, кофе, «Пепси», «Фанта», «Кока-Кола».
- Выберите и разместите на доске, полезные на ваш взгляд напитки.
Дети выбирают картинки.
- Я вижу, вы хорошо знаете, какие напитки полезные.
Рефлексия.
- Уважаемые коллеги! Мне хочется узнать:
-Смогли мы сегодня разрешить спор Кока-кола вредна или полезна?
- Кока-кола очень расстроилась, неужели в ней нет ничего полезного?
- Кока-кола может помочь удалить ржавчину, очистить чайник от накипи. Она может пригодиться в хозяйстве.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Чем будете утолять жажду: водой или кока – колой?
- Дорогие ребята, мне сегодня было приятно побывать с вами в нашей лаборатории и проводить исследования.
Ребята хотите быть здоровыми – не пейте «Колу», пейте натуральные соки, в которых много витаминов для роста и здоровья! Будьте здоровы!
Список используемых источников:
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников Людмила Николаевна Прохорова (Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2008. — 64 с.
- Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: Методическое пособие.-СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 128с.
- «Вред кока-колы». - http://pandia.ru/text/79/205/15215.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по опытно - эксперементальная деятельность "Поиграем с песком" во второй младшей группе
конспект опытно - эксперементальной деятельности во второй младшей группе "Играем с песком"...
Конспект опытно-эксперементальной деятельности в старшей группе"Свойства сухого песка"
Конспект опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства сухого песка»...
Конспект опытно-эксперементальной деятельности с детьми 5-6лет."Волшебный песок"
Тема: "Волшебный песок"....
Конспект занятия по опытно-эксперементальной деятельности
Конспект занятия по опытно-экспереметтальной деятельности...
Конспект ООД "Крахмал" по опытно эксперементальной деятельности
Конспект занятия на тему "Крахмал". Позволяет детям опытным путем выяснить свойства крахмала....
Конспект опытно-эксперементальной деятельности "Веселая радуга"
quot;Веселая радуга"...