Конспект занятия по опытно-эксперементальной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Щемелева Анна Александровна

Конспект занятия по опытно-экспереметтальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_po_opytno-eksperementalnoy_deyatelnosti.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе.

Тема: «Сладкие опыты»

Цель: Развитие у детей познавательной активности, любознательности.
Задачи:

Образовательные:
Расширять знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы.
Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость)   и его значении для человека.
Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое, и наоборот, в твердое, о применении этого свойства в пищевой промышленности.
Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром.

Развивающие:
Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:
Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.
Словарная работа: исследователи, лаборатория.

Оборудование:
У детей на столах баночки с водой, сахар-песок, чайные ложки, тарелочки, лупы.
У воспитателя на столе: спиртовка, штатив, чаша.
Форма организации детей: групповая.

Способы: вопросы к детям, дети самостоятельно проводят эксперименты, развернутая положительная оценка.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, скажите, вы хотите стать исследователями? Тогда, я приглашаю Вас в лабораторию, и сегодня вы станете исследователями. А кто из вас знает, что такое лаборатория?

Ответы детей.
Воспитатель
: Прежде всего, я хочу вас познакомить с правилами поведения в лаборатории:
- без разрешения ничего не трогать;
- слушать очень внимательно и выполнять то, что говорит воспитатель;
Ребята, хотите узнать, что мы сегодня будем исследовать?

Дети: Да.
Воспитатель: у каждого из вас на столе лежит мешочек. Возьмите его в руки. 
Какие мешочки на ощупь? Как вы думаете, что там может быть?

Ответы детей: речной песок, сахар, соль, крупа и т.д. 
Воспитатель: Давайте откроем мешочек и посмотрим, что же там

Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это всем известный сахар. Кто-нибудь из вас знает, из чего получают настоящий сахар?

Предположения детей.
Воспитатель:
 Сахар получают из сахарной свеклы. Но чтобы получить сахарную свеклу, нужно сначала ее семена посадить  в землю. Затем появятся всходы, которые нужно пропалывать от сорняка. Во время роста сахарную свеклу нужно поливать, удобрять. И только к середине осени, когда она становится особенно сладкая, приступают к уборке. Убирают свеклу специальные свеклоуборочные комбайны. Они сразу же очищают клубни от листьев. Клубни ссыпают в грузовые машины, которые везут ее на сахарные заводы. На заводе ее моют, режут на мелкие кусочки и варят в больших чанах. Вначале получается патока – сладкая жидкость. А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются кристаллы сахара. Этот сахар отбеливают и получается настоящий сахар, который мы видим у себя на столе.
- Сегодня мы с вами исследуем некоторые свойства хорошо знакомого вам сахара. Для проведения опытов по исследованию сахара и его свойств, нам понадобится некоторое оборудование. Посмотрите на свои лабораторные столы, они полностью готовы к работе. 
- Ребята, перед вами стоят пустые тарелочки, пересыпьте в них немного сахара. Легко ли сахар пересыпается? Если он легко сыпется, то можно сказать, что он…(ответы детей). Правильно: сыпучий.

- А теперь рассмотрите сахар. Какого он цвета? На что похожи крупинки сахара? Имеет ли сахар запах? Какой он на вкус?

Ответы детей.
Воспитатель
: Представьте себе такую ситуацию: мешочек с сахаром оставили на улице, и вдруг пошел дождь. Как вы думаете, что произойдет с сахаром?

Предположения детей.
Воспитатель
: Давайте проверим это в нашей лаборатории. Перед вами наполненные водой стаканчики, возьмите сухой мерной ложечкой из мешочка сахар, всыпьте в стакан с водой и хорошенько перемешайте. Что произошло с сахаром?

Ответы детей: Сахар в воде растворился.

Воспитатель: Попробуйте воду на вкус. Какой она стала? Изменил сахар вкус воды? Вода изменила свой цвет?

Ответы детей.


Воспитатель:
 Прежде чем мы продолжим опыты с сахаром, давайте отдохнем. Поиграем в игру на внимание. Встанем из-за столов. Я вам буду называть блюда, в которые сахар кладут и те, в которые сахар не кладут. Если вы услышите название блюда, в которое кладут сахар – хлопаете, а если в блюда сахар не кладут – топаете. 
Варенье, чай, борщ, компот, кисель, вареная картошка, мармелад, шоколад, жаренная рыба, винегрет, уха. Молодцы ребята.


Воспитатель: Сегодня мы с вами сахар пересыпали, растворяли, но не нагревали. Как вы думаете, что произойдет с сахаром, если его нагреть? Предположения детей. 
Воспитатель
: Чтобы это проверить, я возьму спиртовку, немного сахара в ложке и буду его нагревать. Выливаю на тарелочку. Что произошло с сахаром?

Ответы детей. 
Воспитатель
: Какой вывод можно сделать?

Дети: Сахар при нагревании тает, становится жидким.

Воспитатель: Ребята, вам нравится быть исследователями? Что вы можете рассказать о свойствах сахара?

Ответы детей.
Воспитатель
: Ребята посмотрите, я вылила жидкий сахар на тарелочку, а каким он стал сейчас? Что с ним произошло? (постучать ложкой по застывшему сахару)

Дети: Сахар застыл.
Воспитатель: Давайте сделаем вывод: расплавленный сахар остывает и становится твердым. Что Вам напоминает твердый сахар?

Дети: Леденцы.

Воспитатель: А хочется вам попробовать его лизнуть? Я так и думала, поэтому дома, специально для вас приготовила леденцы. Ребята вы сегодня были настоящими исследователями. Все опыты провели успешно. Но прежде чем угостить вас леденцами, я хотела бы спросить: понравилось вам занятие? Что вам больше всего запомнилось? О чем вы расскажете сегодня вечером друзьям и родителям?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по опытно эксперементальной деятельности

quot;Вода-водичка"Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.Задачи:• Способствовать обмену информацией о воде, её свойствах. Стимулировать интерес детей к эксп...

Как провести занятие по опытно-эксперементальной деятельности в старшей группе

Детское эксперименттирование, как познавательный и увлекательный приём практического исследования мира детьми....

Конспект занятия по опытно — эксперементальной деятельности «Извержение вулкана»

Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самос...

Конспект занятия по опытно эксперементальной деятельности Тема:«Пейте дети молоко с элементами эксперимента»

Конспект занятия по опытно эксперементальной деятельностиТема:«Пейте дети молоко с элементами эксперимента»Цель:продолжать развивать у детей познавательную активность, любознательности, ин...