«Работа педагогов-психологов в эпоху новых стандартов».
консультация на тему

Брусликова Елена Васильевна

Стандарт определяет особую программу дошкольного образовательного учреждения это психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста, через направления:

- Социально-коммуникативное развитие,

- познавательное развитие,

- речевое развитие,

- художественно-эстетическое развитие,

- физическое развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДС КВ «Брусничка»

Доклад для районного методического объединения педагогов-психологов

по теме: «Работа педагогов-психологов в           эпоху новых стандартов»

 

Подготовила

 педагог-психолог

Е.В. Брусликова

   

г. Тарко - Сале

май 2016 год

Работа педагогов-психологов ДОУ в эпоху новых стандартов

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Новый Закон об образовании, в котором чётко прописано, что дошкольное образование перестало быть падчерицей по отношению к другим структурам образовательной системы, а вошло в стандарт общего образования, т.е. стало являться обязательным уровнем. Таким образом, любое дошкольное образование должно быть обязательным, доступным, качественным. Дошкольники теперь уравнены в праве на образование наравне со школьниками.

Для реализации данного закона был разработан ФГОС.

ФГОС – это совокупность трёх систем требований:

- требований к структуре основной образовательной программы;

- требований к результату освоения основной образовательной программы;

- требований к условиям реализации основной образовательной программы ДОУ.

        Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции РФ, законодательства РФ.

        Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:

  • Полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития;
  • Создание благоприятной социальной ситуации развития для каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром;
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включенность в различные виды деятельности;
  • Возрастная адекватность дошкольного образования;
  • Учёт социальной и этнокультурной ситуации развития детей.

В соответствии со стандартами у ребёнка должны быть развиты все задатки. Любой жизненный путь ребёнка – это отклонение альтернатив и выбор наиболее оптимальных условий развития.

В связи с этим, стандарт определяет особую программу дошкольного образовательного учреждения это психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста, через направления:

- Социально-коммуникативное развитие,

- познавательное развитие,

- речевое развитие,

- художественно-эстетическое развитие,

- физическое развитие.

В связи с этим перед педагогом-психологом ставятся следующие задачи:

- Психологический анализ социальной ситуации развития в ОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения.

- Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности.

- Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ОУ.

- Профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье воспитанников, а также развитии воспитанников.

- Участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.

- Помощь в составлении и написании программ ДОУ, индивидуальных маршрутов детей.

НОВОЕ в квалификационных характеристика по должности «Педагог-психолог» раздел «Должностные обязанности» (1 часть)

- Проводит психологическую диагностику (было добавление: различного профиля и предназначения) используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

- Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и современных информационных технологий.

- Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников, в обеспечении уровня подготовки, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.

- Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развития личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

- Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

НОВОЕ в квалификационных характеристика по должности «Педагог-психолог» раздел «Должен знать» (1 часть)

- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

- методы и приёмы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;

- методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;

- современные педагогические технологии: продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

- основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

- правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

- правила по охране труда и пожарной безопасности.

        

Основанием преемственности дошкольного образования и начального образования являются целевые ориентиры.

Целевые ориентиры – это социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

  • Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
  • Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам другим, стараться разрешать конфликты;
  • Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
  • Творческую способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцев, пении и т.п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимать устную речь и может выражать свои мысли и желания;
  • У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т.п.;
  • Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело;
  • Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
  • Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (Как? Почему? Зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).

Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе и предполагают формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Психопрофилактика подразумевает работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде), просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т.п.

Психологическое просвещение – повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.

Цель и задачи психологической службы ДОУ

Цель психологической службы ДОУ – создание условий для сопровождения и развития как субъектов образовательного процесса, так и учреждения в целом.

Основными задачами психологической службы в ДОУ являются:

  1. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательноно процесса ДОУ.
  2. Проведение индивидуальной работы с детьми с учётом их индивидуально-психологических особенностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семьи.
  3. Содействие развитию образовательного учреждения в целом, психологическая поддержка процесса формирования команды единомышленников.

Функции психологической службы ДОУ

  1. Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.
  2. Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребёнка.
  3. Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.
  4. Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
  5. Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.
  6. Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы в ДОУ.
  7. Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.
  8. Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с детьми.
  9. Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребёнка, в вопросах обучения и воспитания.

Основные направления деятельности психолога ДОУ

        Предлагаемое содержание деятельности педагога-психолога ДОУ конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных. Данное разграничение продиктовано тем обстоятельством, что нагрузка психологов в ДОУ различна (может составлять 0,25 ставки, 0,5 ставки и т.п.) Тем не менее, в ДОУ должен быть обеспечен минимум психологического сопровождения. При наличии запроса со стороны педагогического коллектива, администрации или родителей психолог может осуществлять дополнительные виды работ, либо переадресовывать обратившихся с запросом в соответствующие службу психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специализирующиеся на решении данных проблем. В последнем случае психолог должен представить исчерпывающую информацию о том, где и как можно получить данную консультационную услугу.

  1. Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

        Выбор инструментария проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.

Обязательно:

- Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребёнка.

- Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.

- диагностика воспитанников в рамках психолого-методико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.

- Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Дополнительно:

- По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углублённую диагностику развития ребёнка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

  1. Психопрофилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

        В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

Обязательно:

  • Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной сферы:

- анализ медицинских карт (карта «История развития ребёнка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребёнка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимание психолога;

- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступивших детей;

- информирование педагогов о выявленных особенностях ребёнка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

  • Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путём устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

Дополнительно:

- Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.

- Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.

- Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.

        При введении новшеств в ДОУ психолог может выступать помощником администрации в планировании, организации и преодолении психологического сопровождения инновациям.

  1. Коррекционная и развивающая работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребёнка, коррекция отклонений психического развития.

        Если в коррекционной работе психолог имеет определённый эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребёнка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастными нормы развития для создания таких условий, в которых ребёнок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

        Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учётом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфика детского коллектива, отдельного ребёнка.

        Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работа с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребёнка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т.п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребёнка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов.

Обязательно:

- Выстраивание индивидуальной траектории развития ребёнка в процессе консультирования.

- Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно-важных качеств (с учётом полученных диагностических данных старшей группы).

Дополнительно:

- Проведение занятий с детьми других возрастных групп.

- При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы учреждения (выборе комплексной программы) – участие в экспертной оценке проектируемой социально-образовательной среды.

  1. Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

        Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентируется консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи города.

Обязательно:

- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребёнка.

Дополнительно:

- Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.

- Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

  1. Психологическое просвещение и обучение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

- актуализация и систематизация имеющихся знаний;

- повышение уровня психологических знаний;

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

        Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

Обязательно:

- Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов (возможная тематика – см. «Примерный перечень»).

- Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учётом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей (возможная тематика – см. «Примерный перечень»).

Дополнительно:

- Создание информационных уголков по типу «Советы психолога».

        Каждое из названных направлений должно строиться с учётом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приёмы.

Примерный перечень тем для психологического просвещения:

Педагоги

  1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.
  2. Закономерности развития детского коллектива.
  3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.
  4. Стили педагогического общения.
  5. Психологические основы работы с семьёй.

Родители

  1. Адаптация ребёнка к ДОУ.
  2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.
  3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
  4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребёнка: инфантилизма, демонстративность, вербализма, ухода от деятельности и прочее.
  5. Воспитание произвольности поведения и управляемости.
  6. Психологическая готовность к обучению.
  7. Половое воспитание и развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагогов-психологов ДОУ в эпоху новых стандартов

В данной статье рассказывается о новых ориентирах в работе педагогов-психологов в связи с введением ФГОС...

Работа педагогов-психологов ДОУ в эпоху новых стандартов

Работа педагогов-психологов ДОУ в эпоху новых стандартов        С 1 сентября 2013 года вступил в силу Новый Закон об образовании, в котором четко прописано, что дошк...

«Должностная инструкция педагога-психолога в процессе внедрения профессионального стандарта педагога-психолога»

Методическая разработка предназначена для педагогов-психологов  ДОУ. Разработана в соответствии с профессиональным стандартом педагога-психолога....

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате

Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.Определимся с терминологией.ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные прог...