"Люди разные, а страна одна"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ладайкина Надежда Михайловна

Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности   по формированию представлений о расовых, национальных и культурных различиях людей в  подготовительной группе по теме: « Люди разные, а страна одна»

Цель: Расширение знаний детей о Родине.

Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. Закреплять знания детей о других народах, их обычаях, культуре. Воспитывать любовь и уважение к людям других национальностей, расширяя национальное самосознание до осознания своей общности с другими нациями. Формировать чувства уважения и симпатии к разной национальной культуре, обычаям, играм. Воспитывать толерантность и дружбу между народами. . Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, лаваш, ягушка, малица, унты,

 Оборудование: Карта РФ, мира; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; аудиозапись песни о Родине; видеоролики из мультфильма «Гора самоцветов».

Содержание непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель: Сегодня я вас хочу пригласить в увлекательное путешествие, где речь пойдёт о дружбе, которая начинается в семье, продолжается в детском коллективе, в нашей стране и объединяет всех людей на земле. 

Упражнение «Ручеек дружбы»
Воспитатель: Ребята, а в какой стране вы живете? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, мы живем в России.

- Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)

- Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.

Воспитатель читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну, наш общий дом.

- Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)

Просмотр видеоролика о России

Воспитатель: Ребята, посмотрите ( рассматривание карты мира). Как велика и необъятна наша Родина! Она больше любой другой страны мира. Ни в одной другой стране не живёт так много разных народов, как в нашей стране. Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).                                                                                                                 - Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут.                                                                                                                              - Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

 - Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, и др.)

- Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру,  традиции. Вот мы с вами живем в Чувашии, значит мы (Ответы детей).                                                                                                  Из поколения в поколение передается все это. У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни,сказки,национальныекостюмы.                                                                                               Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Воспитатель:  Для нашего путешествия  нам понадобиться «Маршрутная карта» России, я вам предлагаю составить маршрут нашего путешествия, а поможет нам кубик – рубик. На нашей карте отмечены цифрой место куда мы будем отправляться, также эти цифры есть на конвертах нашего маршрута.

1. Кидается кубик и в соответствии с цифрой берется конверт, где на обратной стороне мужчина и женщина в национальном костюме Народов Кавказа (Чеченцы, чеченский костюм). Детям предлагается посмотреть видеоролик о народах Кавказа.

Воспитатель: В нашем конверте что то  приготовлено для нас, давайте посмотрим ( Достается картинка с изображением  национального кавказского хлеб – лаваш, детям предлагается рассказать способ приготовления ( ответы детей):кавказский хлеб – это лепешка или, как его еще часто называют, лаваш. Он выпекается в специальных печах особым образом – прилепляя сырые лепешки к стенкам печи. На Кавказе существует несколько рецептов выпечки хлеба. Ингредиенты: Пшеничная мука, Сухие дрожжи,
Яйцо 1 шт.Соль по вкусу, Теплая вода сколько возьмет тесто.

Место, где побывали дети отмечается картинкой

2. Мужчина и женщина в национальном костюме народов Севера (Чукчи, чукотский костюм)  Детям предлагается посмотреть видеоролик о народах Севера.

Открывается конверт, там иллюстрации  одежды, детям предлагается рассказать о ней: название, из чего сделана, чем украшали ( ответы детей): – женская верхняя одежда –ягушка, мужская –малица, обувь – унты, сделана из шкуры оленей, украшают кусочками шкур, геометрической формы, бисером.

3.  . Мужчина и женщина в национальном костюме народов Удмуртии ( удмурты, удмуртский костюм). Детям предлагается посмотреть видеоролик о Удмуртах.

Открывается конверт, детям предлагается поиграть в удмуртскую игру «Кечпи но пуныос» «Козлёнок и собаки» По считалке выбирается «козленок». ( Считалка: 5 бород, 6 бород, седьмая – дед с бородой). Остальные дети исполняют роль собак. Козленок в огороде грызет капусту. Собаки его замечают и дружно ругают: «Кечпи, кечпи, малы кубистамес сиид!» («Козленок, козленок, почему ты нашу капусту съел!»). Козленок, испугавшись, выбегает из «огорода». Собаки бегут вдогонку. Если поймают, снова по счету выбирается козленок. Правило игры: «собаки» должны бежать, взявшись за руки, и окружить «козленка», не задевая его.

4. Мужчина и женщина в национальном костюме народов  Бурятии ( буряты, бурятский костюм).

Открывается конверт, предлагается  познакомить с бурятскими пословицами и поговорками:

1.Имея своих детей, не суди чужих

2. Человек доброго нрава 10 раз в гостях переночует, а человек со злым языком в степи переночует.

3. Хоть велик амбар, но наполняется. Хоть мал рот, но не насыщается.

4.Удоброго коня хозяев много, у хорошего человека друзей немало.

5. Дождь перестает, гость уходит, всему есть мера.

6. Характер хорош, когда он умеренный, а воротник хорош, когда он на шубе.

7. Беда и горе приходят через 6 дней, счастье и радость – через сто

8. Лишь оседлав коня узнаешь его нрав, лишь поговорив с человеком поймешь его душу.

9. В лесу бывают деревья высокие и низкие, среди людей бывают хорошие и плохие.

10. Выпадет снег – украшение земли, соберутся старики – украшение праздника.

5. . Мужчина и женщина в национальном костюме народов Татарии   ( татары, татарский  костюм).

Детям предлагается посмотреть видеоролик о Татарах

Открывается конверт, детям предлагается найти среди представленных  рисунков, тарелку с татарским орнаментом ( украшались геометрическими орнаментами, так как ислам запрещает изображать человека и животных.) Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический, растительный орнамент.) Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

6. . Мужчина и женщина в национальном костюме народов Башкирии   ( башкиры, башкирский костюм).

Детям предлагается посмотреть видеоролик о Башкирах

Открывается конверт, детям предлагается  назвать  вежливые слова на башкирском языке: матур – красиво, яхши – хорошо, исенме – здравствуй, сау булл – до свидания,  рехмет – спасибо, гафу ит – извини, чтобы узнать в что за праздник « каргатуй» ( Дети выкладывают картинку, получая за правильный ответ одну деталь) и узнают, что праздник называется - «грачиный праздник»                                                                                      Воспитатель: - У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, удмуртский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.                                                                                                     - Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

1.Имея своих детей, не суди чужих

2. Человек доброго нрава 10 раз в гостях переночует, а человек со злым языком в степи переночует.

3. Хоть велик амбар, но наполняется. Хоть мал рот, но не насыщается.

4.Удоброго коня хозяев много, у хорошего человека друзей немало.

5. Дождь перестает, гость уходит, всему есть мера.

6. Характер хорош, когда он умеренный, а воротник хорош, когда он на шубе.

7. Беда и горе приходят через 6 дней, счастье и радость – через сто

8. Лишь оседлав коня узнаешь его нрав, лишь поговорив с человеком поймешь его душу.

9. В лесу бывают деревья высокие и низкие, среди людей бывают хорошие и плохие.

10. Выпадет снег – украшение земли, соберутся старики – украшение праздника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи с элементами экспериментирования в подготовительной группе комбинированной направленности на тему "Люди разные нужны, люди разные важны»

Тема. Люди разные нужны, люди разные важны.Образовательные задачи:1.    Расширять представление о профессиях: вулканолог, орнитолог, метеоролог.2.    Продолжать учить дет...

Проект " Люди разные - страна одна"

социально-коммуникативное развитие...

Проект "Люди разные - страна одна"

Познавательно-исследовательский проект, способствующий формированию первичных представлений о России как  многонациональной стране....

Люди разные, а страна одна

   Россия многонациональное государство, в последние время в нашей стране происходит много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, межнациональных конфликтов, котор...

"Люди разные - страна одна"

Проект, направленный на формирование представлений о России как едином многонациональном государстве...

Конспект открытого занятия « Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через социально-коммуникативное развитие в рамках реализации проекта « Круг общения» « Разговоры о важном» Тематическая викторина «Людей много, а страна одна!»

Цель: Развивать чувство патриотизма, любовь к родине, гордость за русскую культуру, традиции и народ.Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России;Формировать уважительное отношение к гос...