Проект "Люди разные - страна одна"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Познавательно-исследовательский проект, способствующий формированию первичных представлений о России как  многонациональной стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyudi_raznye_-_strana_odna.docx34.15 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Люди разные – страна одна»

Возраст детей: старшая  группа.

Срок реализации проекта: сентябрь 2015-май 2016 года.

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Разработчик: Максакова Елена Федоровна, воспитатель МАДОУ детского сада № 26 г. Гусева Калининградской области

Г. Гусев

2015г.

Актуальность

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм».  Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

        В условиях нашей страны в понятие «патриотизм» входит непременным условием уважение к культуре разных народов. Изначально  Российская Федерация складывалась как конгломерат различных по культуре, обычаям, традициям народов, которые через века совместной истории, совместных взлетов и падений, составили «сплав», сегодня известный как российский народ. Когда этот монолитный «сплав» начинал распадаться на составляющие, когда страна утрачивала единство, происходили самые большие потрясения в ее истории. И самые большие ее победы – это победы единого народа.

К сожалению, в настоящее время нельзя не отметить рост ксенофобии. Быть не таким, как окружающее большинство становится зачастую опасно, но и  случаи социальной изоляции в этнической общине не способствуют социализации детей. В условиях социальной напряженности окружающие взрослые зачастую акцентируют внимание на этнокультурных  различиях, а ребенок в силу возраста и опыта, под влиянием значимых взрослых  оценивает эти различия по шкалам  «хороший - плохой», «свой - чужой».

В связи с вышеизложенным  считаю особенно актуальным формирование образа Отечества, Родины как страны единой и многонациональной, культура и обычаи каждого народа которой являются общей ценностью, сближающей ее граждан.

Содержание программы:

Цель: сформировать первичные представления о Российской Федерации как о многонациональном, поликультурном государстве.

Задачи:

1. Познакомить с основными этническими группами в РФ, проанализировать простейшие взаимосвязи «природа - традиционные занятия - особенности быта».

2. Познакомить с традиционными народными промыслами, развивать эстетическое восприятие предметов декоративно-прикладного искусства.

3. Формировать представление о базовых ценностях различных народов России, отраженных в народном творчестве.

4. Воспитывать уважение к культуре и традициям народов России.

        Интегративность программы. Реализация программы по нравственно-патриотическому воспитанию предполагает интегрированный подход  включение содержания программы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. При этом использование принципа интеграции позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах деятельности.

Форма проведения: занятия, экскурсии, самостоятельная деятельность детей, музыкальные занятия, работа с родителями, проведения праздника.

Календарно – тематическое планирование

месяц

тема

игровая

деятельность

Познавательно-речевая

деятельность

Художественно-продуктивная

деятельность

Музыкально-театрализованная

деятельность

сентябрь

Россия на карте мира. Государственные символы России.

«Кот и мыши»

«Стадо»

«Горелки»

(русские народные игры)

Рассматривание карты (физической и политической). Рассматривание изображений государственных символов. Беседа  об их истории и значении, сравнение с государственными символами других стран (цель: закрепить зрительный образ)

«Нарисуй настроение»

(Гимн РФ)

Слушание этнической музыки. Просмотр мультфильмов из цикла «Гора самоцветов».

сентябрь - октябрь

Природные зоны России.

«Серый волк»

«Ловишки»

«Хлопушки»

(татарские народные игры)

Рассматривание иллюстраций. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Сравнение климата различных природных зон. Беседа о влиянии природы на образ жизни людей. Просмотр мультфильмов из цикла «Гора самоцветов».

Создание альбома «Природа России».

Слушание этнической музыки. Просмотр мультфильмов из цикла «Гора самоцветов».

ноябрь

Народы России.

«Табун»

«Иголка, нитка, узелок»

«Ищем палочку»

(бурятские народные игры)

Беседа «Россия – родина многих народов». Рассматривание иллюстраций. Определение традиционных мест проживания различных народов на карте России. Просмотр мультфильмов из цикла «Гора самоцветов».

« Моя Россия» (рисование музыки)

Слушание этнической музыки. Просмотр мультфильмов из цикла «Гора самоцветов».

декабрь

Традиционные жилища народов России.  

«Юрта»

«Липкие пеньки»

«Стрелок»

(башкирские народные игры)

Беседа «Такие разные дома». Рассматривание иллюстраций. Взаимосвязь климатических особенностей, образа жизни народа и типы традиционного жилища. Просмотр мультфильмов из цикла «Гора самоцветов».

Коллективная работа «Юрта» (валяние шерсти)

Слушание этнической музыки. Просмотр мультфильмов из цикла «Гора самоцветов».

январь

Традиционные занятия народов России.

«Надень папаху»

«Слепой медведь»

«Подними платок»

(дагестанские народные игры)

Беседа «Чем жили люди?» Рассматривание иллюстраций. Взаимосвязь между окружающей природой и традиционным  занятием народа. (торговля, охота, рыбалка, земледелие, бортничество, скотоводство и др.) Просмотр мультфильмов из цикла «Гора самоцветов».

«Чем жили люди?» (рисование – воин, пахарь, рыбак и т.д.)

Слушание этнической музыки. Просмотр мультфильмов из цикла «Гора самоцветов».

февраль

Традиционные костюмы народов России.

«Журавли-журавли»

«Под буркой»

«Повелитель лунки» (кабардино-балкарские народные игры)

Беседа «О чём нам может рассказать костюм?» Рассматривание иллюстраций. Рассматривание групп костюмов объединённых по месту проживания народа (степь, горы, лес, море…) Просмотр мультфильмов из цикла «Гора самоцветов».

«Украшаем костюм» (детали различных костюмов)

Слушание этнической музыки. Просмотр мультфильмов из цикла «Гора самоцветов».

март

Народные промыслы России.

«Белый шаман» «Ручейки и озёра»

«На новое стойбище»

(игры народов Сибири и Дальнего Востока)

Беседа «Чудеса умелых рук». Рассматривание иллюстраций. Взаимосвязь условий жизни народа и традиционных материалов, используемых в народных промыслах. Просмотр мультфильмов из цикла «Гора самоцветов».

«Мастера моей страны» (рисование изделий декоративно-прикладного искусства)

Слушание этнической музыки. Просмотр мультфильмов из цикла «Гора самоцветов».

апрель

Фольклор народов России.

«Займи место» (татарская народная игра)

«Водяной» (удмуртская народная игра)

«Утушка» (чечено-ингушская народная игра)

Анализ ценностных ориентиров в произведениях фольклора народов России. Просмотр мультфильмов из цикла «Гора самоцветов».

«В гостях у сказки» (рисование по сказкам народов России)

Слушание этнической музыки. Просмотр мультфильмов из цикла «Гора самоцветов».

май

«Хищник в море» (чувашская народная игра)

«Волк и жеребята»

«Сокол и лиса»

(якутские народные игры)

Музыкальный праздник «Люди разные – страна одна».

Слушание этнической музыки. Просмотр мультфильмов из цикла «Гора самоцветов».

Приложение

Народные подвижные игры

Русские народные игры

«Кот и мыши»

 Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход - нору. В одном ряду стоят коты, в другом - мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.

 Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.

«Стадо»

Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные - овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха: Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

 Травка мягкая,

 Роса сладкая,

 Гони стадо в поле,

 Погулять на воле!

         Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

Правила игры. Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Волк овец не ловит, а салит рукой. Пастух может только заслонять овец от волка, но не должен задерживать его руками.

«Горелки»

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий - горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

- Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

 После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.

 Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

Татарские народные игры

«Серый волк»

Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 20--30 м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):

- Вы, друзья, куда спешите?

 - В лес дремучий мы идем.

 - Что вы делать там хотите?

 - Там малины наберем.

 - Вам зачем малина, дети?

 - Мы варенье приготовим.

 - Если волк в лесу вас встретит?

 - Серый волк нас не догонит!

 После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:

Соберу я ягоды и сварю варенье,

 Милой моей бабушке будет угощенье.

 Здесь малины много, всю и не собрать,

 А волков, медведей вовсе не видать!

 После слов не видать серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово - туда, где прятался сам.

Правила игры. Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова не видать. Ловить убегающих можно только до черты дома.

«Ловишки»

По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т. д. они ловят бегающих, пока не поймают всех.

Правила игры. Пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманные ловят всех остальных, только взявшись за руки.

«Хлопушки»

На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20--30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх.

 Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:

Хлоп да хлоп - сигнал такой:

 Я бегу, а ты за мной!

 С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.

Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.

«Займи место»

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу,

 Никого в дом не пущу.

 Как гусыня гогочу,

 Тебя хлопну по плечу -

 Беги!

         Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Правила игры. Круг должен сразу остановиться при слове беги. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

Бурятские народные игры

«Табун»

Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изображают лошадей. В середине круга находятся жеребята. Они изредка издают звуки, подражающие лошадиному ржанью. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от нашествия волков. А два-три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить жеребенка и увести его в свое логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий табун, наводит страх, пугает волков. Если он осалит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит или не перебьет всех волков.

Правила игры. Волк может разрывать круг. Пойманного жеребенка он должен ловко увести к себе в логово.

«Иголка, нитка, узелок»

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

 Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

«Ищем палочку»

Участники игры становятся по обе стороны бревна (скамейки, доски), закрывают глаза. Ведущий берет короткую палочку (10 см) и бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, где упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет ее, незаметно подбежит к бревну и постучит палочкой. Если же другие игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его и запятнать. Тогда палочка переходит к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных.

Правила игры. Осаленный должен быстро передать палочку.

Башкирские народные игры

«Юрта»

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

 На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

«Липкие пеньки»

Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.

Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.

«Стрелок»

 Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10 - 15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок - стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.

Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.

Дагестанские народные игры

«Надень папаху»

Мальчик-джигит сидит на стуле. На восемь - десять шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к джигиту, чтобы водящий сориентировался, где тот сидит. Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом, ют в руку папаху. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть папаху на джигита. Остальные участники игры считают вслух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются другие дети.

Правила игры. Водящий не должен подсматривать; играющие не должны помогать водящему, подсказывать ему.

«Слепой медведь»

Играющие свободно размещаются на ограниченной площадке. У каждого игрока две палочки: одна гладкая, другая с зубцами. Игроки выбирают водящего - медведя, которому завязывают глаза. Они водят гладкой палочкой по палочке с зубцами, возникает звук. Медведь идет на звук, стараясь запятнать кого-нибудь из играющих. Тот, кого медведь запятнает, становится водящим.

 Правила игры. Водящий не должен подглядывать. Убегать за линию площадки игрокам не разрешается. Если медведь долго не может никого запятнать, надо поменять водящего.

«Подними платок»

Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют дагестанскую лезгинку. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.

Правила игры. Нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратится музыка.

Кабардино-балкарские народные игры

«Журавли-журавли»

В  игре вожак журавлиной стаи, которого выбирают считалкой, поет или говорит речитативом следующие слова: «Журавли-журавли, выгнитесь дугой». Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются в виде дуги. Затем вожак, убыстряя темп, продолжает: «Журавли-журавли, сделайтесь веревочкой». Дети быстро, не опуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который все учащает свои шаги по темпу песни. «Журавли-журавли, извивайтесь как змея». Вереница ребят начинает делать плавные зигзаги. Вожак дальше поет: « Змея сворачивается в кольцо», «Змея выпрямляется» и т. д.

Правила игры. Упражнения выполняются всевозрастающем темпе, переходящем в бег до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.

«Под буркой»

Играющие делятся на две команды по пять-восемь человек. По жребию определяют, в какой команде будет бурка (национальный вид одежды). Старший (тамада) садится на землю, укрывшись буркой, а игроки этой команды располагаются вокруг, охраняя его. Другая команда, водящая, отходит от них на 20 - 30 м.

 По указанию тамады от водящих к соперникам идут два игрока. Увидев их, охрана спрашивает: «Кто идет?» Если идущие не отвечают, то вопрос задается повторно с целью заставить их заговорить. Не доходя 2 - 3 м до бурки ходоки останавливаются и по очереди отвечают: «Гости». «Если гости - проходите. Добро пожаловать!» - говорит тамада под буркой. Продвигаясь ближе к бурке, пришедшие говорят: «Мы не гости, мы медведь и волк». После этого тамада, не снимая бурки пытается угадать, кто подошел, и говорит с возмущением: «Так вы не гости, вы Обманщики! Медведь - это... (имя игрока), а волк… (имя игрока)».

         Если пришедших узнали, они сразу убегают а охрана их догоняет. Кого охрана осалит тот становится пленником тамады.

 Далее водящая команда может посылать еще двух игроков к бурке.

 Когда тамада под буркой ошибается, то двое пришедших спокойно забирают двух игроков из его охраны и возвращаются к своим. Если угадывается имя только одного пришедшего, охрана устремляется за ним с целью его пленить, а другой (неузнанный) забирает с собой одного из охранников. Отгаданного охрана преследует до тех пор, пока он не добежит до своей команды, которая, став в круг, имитирует крепость с. одними воротами, образованными при помощи поднятых рук. Когда преследующий уже в кругу, все опускают руки. Если охранники по инерции заскакивают в круг, они становятся пленниками. Пленные обеих команд принимают участие в игре своей новой команды.

 Игра заканчивается, когда одна из групп пленила всех рядовых игроков.

Правила игры. Идущая пара игроков заранее договаривается, кто из них волк, а кто - медведь. Первым на вопросы должен отвечать медведь, а вторым волк; сидящий под буркой тамада соответственно называет сначала имя медведя, затем волка. Подсматривать он не имеет права. Охрана должна стоять на линии рядом с буркой и бросаться в погоню за гостями только тогда, когда те начинают убегать.

«Повелитель лунки»

В центре площадки выкапывают лунку, в которую кладут мяч. Считалкой выбирают повелителя лунки. Повелитель садится на расстоянии 3 - 5 м в стороне от играющих. Игроки становятся вокруг мяча (в радиусе 2 - 4 м) на равном расстоянии друг от друга и от мяча. Когда все готовы, повелитель выкрикивает имя любого из игроков. Тот должен быстро схватить мяч и осалить одного из убегающих, кидая мяч с места (или догоняя игрока). Осаленные выходят из игры. Если названный повелителем игрок промахнулся, то он сам выходит из игры. Остальные снова занимают места по кругу, и игра продолжается. Побеждает тот, кто продержится дольше всех. В следующий раз он становится повелителем лунки.

 Правила игры. До начала игры дети договариваются, как будут салить: с места или догоняя убегающих. Нельзя выбегать за условленную территорию. Определяется расстояние между мячом и игроками, так как от этого зависит степень сложности игры. Салить игрока можно только прямым попаданием мяча, а не с отскоков.

Игры народов Сибири и Дальнего Востока

«Белый шаман»

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

«Ручейки и озёра»

Игроки стоят в пяти - семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала - это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги - озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

«На новое стойбище»

Играющие становятся парами. В паре один - олень, другой - каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новые стойбища». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов-тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построиться в прежней последовательности.

Правила игры. Начинать движения надо в соответствии с сигналом. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала.

Удмуртская народная игра  «Водяной»

Очерчивают круг - это пруд или озеро, река. Выбирается ведущий - водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей-то много». Водяной бегает по кругу (озеру) и ловит играющих, которые подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.

Правила игры. Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному.

Чечено-ингушская народная игра    «Утушка»

Две девочки садятся друг против друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед, носками вверх; носки соединяют - получается мостик. Выбирается утка, остальные дети утята. Утушка зовет своих утят скороговоркой:

Быстрей, быстрей, утятки,

 Быстрей, быстрей, дикие перышки.

         Утята выстраиваются друг за другом вслед за утушкой и перешагивают через мостик, стараясь не задеть его. Тот, кто заденет мостик, выходит из игры, остальные переходят на другой берег. Утушка вновь строит своих утят, и они перешагивают через мостик, но мостик уже повыше (девочки ставят ногу на ногу и соединяют их). Играть могут от десяти до двенадцати человек.

Правила игры. Проходить следует осторожно, высоко поднимая ноги.            

 Чувашская народная игра   «Хищник в море»

В игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные - рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2- 3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.

Правила игры. Задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута.

Якутские народные игры

«Волк и жеребята»

Из группы играющих выбираются волк, две-три лошади, а остальные дети изображают жеребят.

 Лошадки огораживают чертою поле - пастбище, на котором пасутся жеребята. Лошадки охраняют их, чтобы они не ушли далеко от табуна, так как там бродит волк. Определяют (и тоже очерчивают) место волку. Все становятся на свои места, и игра начинается. Пасущиеся лошадки распростертыми руками сгоняют в табун резвящихся и старающихся убежать из пастбища жеребят. Но за линию лошадки не выходят. Волк ловит жеребят, убегающих от табуна за линию. Пойманные волком жеребята выходят из игры и сидят (или стоят) в определенном месте, куда их приведет волк.

Правила игры. Волк ловит жеребят только за пределами пастбища.

«Сокол и лиса»

Выбираются сокол и лиса. Остальные дети - соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

 Правила игры. Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.

Литература:

Анисимов Е.В.

Древняя Русь. - СПб.: «БКК», 2009.

Афонькин С.Ю.

Знакомьтесь: Россия. – СПб.: «БКК», 2009.

Ботякова О.А.

Российский этнографический музей. Путеводитель. – СПб.: АО «Славия», 2009.

Бронштейн М.Н., Жуковская Н.Л., Каракетов М.Д. и др.

Народы России: науч.-поп.изд. / М.М. Бронштейн, Н.Л. Жуковская и др.; Сост. Е.В.Широнина. - М.: РОСМЭН – ПРЕСС, 2012.- (Детская энциклопедия РОСМЭН).

Величко Н.К.

Русская роспись: Техника. Приёмы. Изделия. – М., АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2010.

Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа/ авт.-сост.: Г.А.Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2012.

Голубев А.В. и др.

История России: Энциклопедия. - М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2010.

Детские подвижные игры народов России, стран Балтии и СНГ. / Под ред. Т.И.Осокиной. – АНО «Диалог культур», 2013.

Калинов В.И.

Русские победы.- М.: БЕЛЫЙ ГОРОД, 2010.

Котова И.Н., Котова А.С.

Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2010.

Нерсесов Я.Н., Волков В.М.

Война народная. – М.: БЕЛЫЙ ГОРОД, 2010.

Никишин В.О.

Россия. - М.: РОСМЭН – ПРЕСС, 2012.- (Детская энциклопедия РОСМЭН).

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011.

Маневич И.А., Шахов М.А.

Самые знаменитые чудеса России. – М.: Белый город, 2011.

Маневич И.А., Шахов М.А.

Самые знаменитые чудеса природы. – М.: Белый город, 2011.

Сидорина Т.В.

Воины / Т.В. Сидорина. – М.: РОСМЭН – ПРЕСС, 2012.- (Детская энциклопедия РОСМЭН).

Шокарёв С.Ю.

Города России: Энциклопедия. - М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2010.

Наглядно – дидактический материал:

Ботякова О.А. Традиционный костюм в культуре народов России. Картотека предметных картинок. Часть 1. Часть 2.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2012.

Ботякова О.А. «Этнография для дошкольников».- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011

Вохринцева С. «Жилища».- М.: «Страна Фантазий», 2009

Вохринцева С. «Костюмы народов России». - М.: «Страна Фантазий», 2011

Вохринцева С. «Народное творчество». - М.: «Страна Фантазий», 2010

Вохринцева С. «Москва» - М.: «Страна Фантазий», 2009

Медиа-ресурсы:

«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» - Екатеринбург, ООО «Уральский электронный Завод», 2004.

«Гора Самоцветов» - М.: ООО «Большая анимационная студия Пилот», 2004.

«Мульти-Россия» - М.: ООО «Большая анимационная студия Пилот»,2006-2014.

«Как жили на Руси» - М., «Творческие аттракционы М», 2006.

«Лаковая миниатюра» - Екатеринбург, ООО «Уральский электронный Завод», 2005.

«Московский Кремль» - М.: «Akella», 2003.

«Музыка русского неба» - Ярославль, ООО «Культурный центр «Русский Дом – Ярославль», 2001.

«Праздники Народов Мира» - М., ООО «Меридиан», 2004.

«Природа России»  - М.: ЗАО «Новый Диск», 2004.

«Ростовский звоны» - Ярославль, ООО «Культурный центр «Русский Дом – Ярославль», 2009.

 «Туристический атлас Кирилла и Мефодия» - М., ООО «Кирилл и Мефодий», 1997.

«Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия» - ООО «Кирилл и Мефодий», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Люди разные - страна одна"

социально-коммуникативное развитие...

Тема: Народы разные - страна одна!

Выставку можно условно разделить на две части. Первая рассказывает об истории праздника, народных костюмах, традициях, музыкальных инструментах, играх, орнаментах вышивки. А продолжают ее творческие м...

На свете много разных стран, а Родина одна.

Сценарий утренника предназначен для проведения праздника посвященного дню рождения поселка....

"Люди разные, а страна одна"

Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих....

Люди разные, а страна одна

   Россия многонациональное государство, в последние время в нашей стране происходит много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, межнациональных конфликтов, котор...

Тема недели: «Дикие животные разных стран» Тема НОД: «Гости из разных стран» (заучивание стихотворения С. Маршака «Зебры»)

Помочь детям запомнить стихотворение; развивать умение читать его выразительно; вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Упражнять детей в правильном произношении звуков (в зв...

"Люди разные - страна одна"

Проект, направленный на формирование представлений о России как едином многонациональном государстве...