Проект "Волшебная капелька"
проект (младшая группа) на тему

Емельянова Светлана Викторовна

Проект «Капелька»

Воспитатели: Солодкова И.А.

Емельянова С.В.

Адаптации детей к условиям детского сада в рамках проекта «Капелька»

«Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли, жить нельзя нам без Воды».

В период адаптации главным фактором является их успокаивающие и расслабляющие воздействие: дети могут пускать кораблики по воде, надувать мыльные пузыри, ловить рыбок и т.д. Игры с водой действуют на детей умиротворяюще и обладают большими возможностями. Выбор игр в зависимости от эмоционального состояния ребенка позволит его ободрить, развеселить, успокоить, переключить внимание.

Цель проекта: обеспечение благоприятного процесса адаптации, развитие творческого потенциала детей в играх с водой.

Задачи проекта:

  • преодоление стрессовых состояний у воспитанников в период адаптации ;

  • регулирование их психоэмоционального состояния;

  • снижение импульсивности, тревоги и агрессии;

  • знакомство воспитанников со свойствами воды (вкусом, цветом, запахом);

  • формирование представления о том, для чего нужна вода в жизни человека, в природе;

  • развитие речи, мышления, воображения, внимания, любознательности;

  • воспитание культурно-гигиенических навыков;

  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, их родители, воспитатели.

Сроки проведения проекта: август-ноябрь

В соответствии с планом реализации проекта будут проводиться: чтение художественной литературы по теме проекта, в том числе умывательные частушки; пальчиковые игры; дидактические игры; игры с водой в ходе режимных моментов, проводиться опыты и эксперименты; физкультминутки будут проводиться в рамках проекта режимные моменты. Родителям будут предложены консультации по вопросам адаптации детей к МАДОУ, будут даны рекомендации и советы по проведению игр с водой в домашних условиях.

Актуальность проекта «Капелька»

Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям, сложный и постепенный процесс, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка.

Период младшего возраста эмоционально насыщен для ребенка, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом, как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:

- к соблюдению режим дня;

- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.

Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в другую группу - оставление его одного . Также следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты.

С переходом ребенка в другую группу в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.

В итоге первые дни оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания.

Исходя из этой проблемы, нами был разработан проект «Капелька» .

Этапы реализации проекта.

1-й этап «Подготовительный»

  • Подбор и изучение необходимой литературы;

  • Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период;

  • Составление плана работы и подбор методик;

  • Анкетирование родителей;

  • Предоставление родителям консультации на тему: «Адаптация детей»;

  • Подготовка игротек (дидактические, пальчиковые игры);

2-й этап «Основной»

  • Реализация проекта (см. таблицу).

3-й этап «Заключительный»

  • Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома;

  • Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта).

Презентация проекта:

- выставка фотографий «из жизни детей в детском саду», по адаптации детей в МАДОУ;

- правила поведения в МАДОУ;

- формирование навыков самостоятельности и самообслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план реализации проекта «Капелька»

 

СРОКИ

ФОРМЫ РАБОТЫ

ЦЕЛИ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

АВГУСТ

Наблюдение за водой

«Льется из крана водичка»

Уточнение представления о том, что вода появляется, если открыть кран, вода прозрачная, сквозь нее видны руки, мыло. Вода в кране бывает теплая и холодная.

Воспитатели

Режимные моменты

«Вымой руки»

Формировать

культурно-гигиенические навыки у ребенка

Воспитатели

Родители

Чтение художественной литературы

Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – Я. Тайц

«Послушный дождик»

Воспитатели

Опыты и эксперименты

«Тонет - не тонет»

 

Знакомство со свойствами воды. Формирование о том, что некоторые предметы тонут в воде, а некоторые плавают. Развитие любознательности и усидчивости.

Воспитатели

Дидактические игры:

«Вымой руки», «Водичка, водичка - умоем куклу»

Закрепление привычки к чистоте и опрятности.

Воспитатели

Родители

Консультации для родителей на тему:

«Игры с водой дома»

Расширение знаний родителей об использовании воды в играх с детьми дома.

 

Воспитатели

СЕНТЯБРЬ

Утро радостных встреч

«В стране мыльных пузырей»

 

Создание благоприятного и радостного настроения, ловкости.

 

Родители

Воспитатели

Опыты и эксперименты «Узнай, какая вода»

Выявление свойств воды (прозрачная, без запаха, растворяет некоторые вещества, имеет вес)

Воспитатели

Самостоятельная деятельность в воде

«Тонет - не тонет»

Создание благоприятной адаптации, развитие творческого потенциала детей в игре с водой

Воспитатели

Опыты и эксперименты

«Мыльные перчатки»

Знакомство со свойствами мыла при смешивании с водой

Воспитатели

Режимные моменты

«Будем пить»

Формирование представления о том, что вода не имеет вкуса, запаха

Воспитатели

Опыты и эксперименты

«Теплая-холодная-горячая»

Формирование представлений о том, что вода может быть теплой, холодной, горячей

Воспитатели

Пальчиковая гимнастика:

«Водичка и дождик», «Лодочка», «Рыбки весело резвятся»

Закрепление представлений о чистоте и опрятности.

Воспитатели

Родители

Опыты и эксперименты

«Прятки»

Формирование представления о том, что вода может быть прозрачной и мутной

Воспитатели

Подвижная игра

«Солнышко и дождик»

Развитие у детей ловкости и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу

Воспитатели

Консультации для родителей по теме «Адаптация детей»

 

Расширение знаний родителей об адаптационном периоде (советы, рекомендации – групповые и индивидуальные)

Воспитатели

Режимные моменты

«Водичка - умывалочка»

Закрепить формирование культурно-гигиенических навыков у ребенка

Воспитатель

 

Чтение художественной литературы

Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – В. Сутеев «Кораблик»

Воспитатели

ОКТЯБРЬ

Утро радостных встреч

«Игры-забавы с мыльными пузырями» 

Развитие ловкости

Воспитатели

Родители

Режимные моменты «Помощники»

Формирование представления о том, что предметы станут чище, если их помыть

Воспитатели

Родители

Чтение художественной литературы

Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – К.Чуковский «Мойдодыр»

Воспитатели

Дидактическая игра:

«Водичка, водичка, умой мое личико»

Закрепление представлений о чистоте и опрятности, формирование у ребенка стремления научить умываться и мыться

Родители

Воспитатели

Опыты и эксперименты

«Воздух и вода»

Формирование представлений о том, что в воде нет воздуха

Воспитатели

Самостоятельная деятельность в воде

«Ловля рыбок»

Совершенствование умения пользования предметами по назначению

Воспитатели

Физкультминутка

«Тихо плещется вода»

Создание у детей хорошего, радостного настроения

Воспитатели

Опыты и эксперименты

«Вкусная водичка»

Формирование представления о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус (сахар, соль, аскорбинка)

Воспитатели

Дидактическая игра

«Помоем посуду»

Закрепление привычки к чистоте и опрятности, формирование у ребенка культурно-гигиенических навыков

Родители

Воспитатели

Подвижная игра

«Пузырь»

Развитие у детей ловкости и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу

Воспитатели

Опыты и эксперименты

«Экологическая сказка»

Исследование влияния на воду природного материала

Воспитатели

Воспитатели

Пальчиковая гимнастика: «Кораблик», «Стираем белье», «Моем посуду»

Развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование положительных эмоций

 

Родители

Воспитатели

НОЯБРЬ

Наблюдение на прогулке за тучками, дождем

Обсуждение с детьми о природных явлениях.

 

Воспитатели

Утро радостных встреч

«Игры-забавы с водой»

Развитие творческого потенциала у детей, создание благоприятной адаптации

Родители

Воспитатели

Пальчиковая гимнастика:

«Куда бежишь водичка», «Моем руки», «Стираем белье»

Развитие мелкой моторики пальцев рук, кисти.

Воспитатели

Опыты и эксперименты

«Экологическая сказка»

Исследование причины загрязнения воды

Воспитатели

Режимные моменты

«Помоем ручки»

Закрепление представлений о культурно-гигиенических навыках ребенка

Воспитатели

Чтение частушек по теме проекта:

«Шла купаться черепаха», «Кран откройся, нос умойся», «Буль, буль, буль»

Знакомство с частушками по теме проекта, расширение словарного запаса

Воспитатели

Дидактическая игра

«Капельки и тучки»

Развитие у детей внимания и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу

Воспитатели

Чтение художественной литературы

Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – Н. Калинкина «Как Вася ловил рыбу»

Родители

Воспитатели

Опыты и эксперименты

«Вода - жидкая, течет»

Знакомство со свойствами воды, почему она жидкая и течет.

Воспитатели

Физкультминутка:

«Тихо плещется вода», «Речка»

Создание у детей хорошего, радостного настроения

Воспитатели

Дидактическая игра

«Тучка»

Сенсорное развитие.

Развитие речи, активация словаря

 

Воспитатели

 

 

 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kapelka_solodkova-emelyanova.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Капелька»

Воспитатели: Солодкова И.А.

Емельянова С.В.

Адаптации детей к условиям детского сада в рамках проекта «Капелька»

«Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли, жить нельзя нам без Воды».

В период адаптации главным фактором является их успокаивающие и расслабляющие воздействие: дети могут пускать кораблики по воде, надувать мыльные пузыри, ловить рыбок и т.д. Игры с водой действуют на детей умиротворяюще и обладают большими возможностями. Выбор игр в зависимости от эмоционального состояния ребенка позволит его ободрить, развеселить, успокоить, переключить внимание.

Цель проекта: обеспечение благоприятного процесса адаптации, развитие творческого потенциала детей в играх с водой.

Задачи проекта:

  • преодоление стрессовых состояний у воспитанников в период адаптации ;
  • регулирование их психоэмоционального состояния;
  • снижение импульсивности, тревоги и агрессии;
  • знакомство воспитанников со свойствами воды (вкусом, цветом, запахом);
  • формирование представления о том, для чего нужна вода в жизни человека, в природе;
  • развитие речи, мышления, воображения, внимания, любознательности;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, их родители, воспитатели.

Сроки проведения проекта: август-ноябрь

В соответствии с планом реализации проекта будут проводиться: чтение художественной литературы по теме проекта, в том числе умывательные частушки; пальчиковые игры; дидактические игры; игры с водой в ходе режимных моментов, проводиться опыты и эксперименты; физкультминутки будут проводиться в рамках проекта режимные моменты. Родителям будут предложены консультации по вопросам адаптации детей к МАДОУ, будут даны рекомендации и советы по проведению игр с водой в домашних условиях.

Актуальность проекта «Капелька»

Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям, сложный и постепенный процесс, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка.

Период  младшего возраста эмоционально насыщен для ребенка, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом, как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:

- к соблюдению режим дня;

- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.

Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в другую группу - оставление его одного . Также следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты.

С переходом ребенка в другую группу в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.

В итоге первые дни  оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания.

Исходя из этой проблемы, нами  был разработан проект «Капелька» .

Этапы реализации проекта.

1-й этап «Подготовительный»

  • Подбор и изучение необходимой литературы;
  • Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период;
  • Составление плана работы и подбор методик;
  • Анкетирование родителей;
  • Предоставление родителям консультации на тему: «Адаптация детей»;
  • Подготовка игротек (дидактические, пальчиковые игры);

2-й этап «Основной»

  • Реализация проекта (см. таблицу).

3-й этап «Заключительный»

  • Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома;
  • Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта).

Презентация проекта:

- выставка фотографий «из жизни детей в детском саду», по адаптации детей в МАДОУ;

- правила поведения в МАДОУ;

- формирование навыков самостоятельности и самообслуживания.

 

Перспективный план реализации проекта «Капелька»

 

СРОКИ

ФОРМЫ РАБОТЫ

ЦЕЛИ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

АВГУСТ

Наблюдение за водой

«Льется из крана водичка»

Уточнение представления о том, что вода появляется, если открыть кран, вода прозрачная, сквозь нее видны руки, мыло. Вода в кране бывает теплая и холодная.

Воспитатели

Режимные моменты

«Вымой руки»

Формировать

культурно-гигиенические навыки у ребенка

Воспитатели

Родители

Чтение художественной литературы

Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – Я. Тайц

«Послушный дождик»

Воспитатели

Опыты и эксперименты

«Тонет - не тонет»

 

Знакомство со свойствами воды. Формирование о том, что некоторые предметы тонут в воде, а некоторые плавают. Развитие любознательности и усидчивости.

Воспитатели

Дидактические игры:

«Вымой руки», «Водичка, водичка - умоем куклу»

Закрепление привычки к чистоте и опрятности.

Воспитатели

Родители

Консультации для родителей на тему:

«Игры с водой дома»

Расширение знаний родителей об использовании воды в играх с детьми дома.

 

Воспитатели

СЕНТЯБРЬ

Утро радостных встреч

«В стране мыльных пузырей»

 

Создание благоприятного и радостного настроения, ловкости.

 

Родители

Воспитатели

Опыты и эксперименты «Узнай, какая вода»

Выявление свойств воды (прозрачная, без запаха, растворяет некоторые вещества, имеет вес)

Воспитатели

Самостоятельная деятельность в воде

«Тонет - не тонет»

Создание благоприятной адаптации, развитие творческого потенциала детей в игре с водой

Воспитатели

Опыты и эксперименты

«Мыльные перчатки»

Знакомство со свойствами мыла при смешивании с водой

Воспитатели

Режимные моменты

«Будем пить»

Формирование представления о том, что вода не имеет вкуса, запаха

Воспитатели

Опыты и эксперименты

«Теплая-холодная-горячая»

Формирование представлений о том, что вода может быть теплой, холодной, горячей

Воспитатели

Пальчиковая гимнастика:

«Водичка и дождик», «Лодочка», «Рыбки весело резвятся»

Закрепление представлений о чистоте и опрятности.

Воспитатели

Родители

Опыты и эксперименты

«Прятки»

Формирование представления о том, что вода может быть прозрачной и мутной

Воспитатели

Подвижная игра

«Солнышко и дождик»

Развитие у детей ловкости и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу

Воспитатели

Консультации для родителей по теме «Адаптация детей»

Расширение знаний родителей об адаптационном периоде (советы, рекомендации – групповые и индивидуальные)

Воспитатели

Режимные моменты

«Водичка - умывалочка»

Закрепить формирование культурно-гигиенических навыков у ребенка

Воспитатель

 

Чтение художественной литературы

Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – В. Сутеев «Кораблик»

Воспитатели

ОКТЯБРЬ

Утро радостных встреч

«Игры-забавы с мыльными пузырями» 

Развитие ловкости

Воспитатели

Родители

Режимные моменты «Помощники»

Формирование представления о том, что предметы станут чище, если их помыть

Воспитатели

Родители

Чтение художественной литературы

Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – К.Чуковский «Мойдодыр»

Воспитатели

Дидактическая игра:

«Водичка, водичка, умой мое личико»

Закрепление представлений о чистоте и опрятности, формирование у ребенка стремления научить умываться и мыться

Родители

Воспитатели

Опыты и эксперименты

«Воздух и вода»

Формирование представлений о том, что в воде нет воздуха

Воспитатели

Самостоятельная деятельность в воде

«Ловля рыбок»

Совершенствование умения пользования предметами по назначению

Воспитатели

Физкультминутка

«Тихо плещется вода»

Создание у детей хорошего, радостного настроения

Воспитатели

Опыты и эксперименты

«Вкусная водичка»

Формирование представления о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус (сахар, соль, аскорбинка)

Воспитатели

Дидактическая игра

«Помоем посуду»

Закрепление привычки к чистоте и опрятности, формирование у ребенка культурно-гигиенических навыков

Родители

Воспитатели

Подвижная игра

«Пузырь»

Развитие у детей ловкости и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу

Воспитатели

Опыты и эксперименты

«Экологическая сказка»

Исследование влияния на воду природного материала

Воспитатели

Воспитатели

Пальчиковая гимнастика: «Кораблик», «Стираем белье», «Моем посуду»

Развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование положительных эмоций

 

Родители

Воспитатели

НОЯБРЬ

Наблюдение на прогулке за тучками, дождем

Обсуждение с детьми о природных явлениях.

 

Воспитатели

Утро радостных встреч

«Игры-забавы с водой»

Развитие творческого потенциала у детей, создание благоприятной адаптации

Родители

Воспитатели

Пальчиковая гимнастика:

«Куда бежишь водичка», «Моем руки», «Стираем белье»

Развитие мелкой моторики пальцев рук, кисти.

Воспитатели

Опыты и эксперименты

«Экологическая сказка»

Исследование причины загрязнения воды

Воспитатели

Режимные моменты

«Помоем ручки»

Закрепление представлений о культурно-гигиенических навыках ребенка

Воспитатели

Чтение частушек по теме проекта:

«Шла купаться черепаха», «Кран откройся, нос умойся», «Буль, буль, буль»

Знакомство с частушками по теме проекта, расширение словарного запаса

Воспитатели

Дидактическая игра

«Капельки и тучки»

Развитие у детей внимания и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу

Воспитатели

Чтение художественной литературы

Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – Н. Калинкина «Как Вася ловил рыбу»

Родители

Воспитатели

Опыты и эксперименты

«Вода - жидкая, течет»

Знакомство со свойствами воды, почему она жидкая и течет.

Воспитатели

Физкультминутка:

«Тихо плещется вода», «Речка»

Создание у детей хорошего, радостного настроения

Воспитатели

Дидактическая игра

«Тучка»

Сенсорное развитие.

Развитие речи, активация словаря

Воспитатели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Проект «Капелька за капелькой»

Формирование представлений детей о воде и её свойствах, подвести к пониманию важности воды для всех живых организмов и необходимости её беречь....

Проект "Капелька за капелькой"

Прект в младшей группе "Капелька за капелькой"...

Сказка про капельку "Путешествие капельки"

Сказку "Путешествие капельки" можно использовать при проведении тематической недели "Праздник воды и земли" в средней группе по речевому развитию .Цель:  формировать  нач...

Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе: «Путешествие с капелькой» Тема: «Путешествие с капелькой»

В дошкольном возрасте закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. ...

Капелька за капелькой

Проект  в средней группе...