Проект "Капелька за капелькой"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад с приоритетным осуществлением художественно – эстетического
направления развития воспитанников №24»
Младшая группа «Капелька»
воспитатель высшей квалификационной категории
Титова Анна Дмитриевна
Ставропольский край
Новоселицкий район
Село Журавское
2018-2019год
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети младшей группы (возраст 3-4 года), воспитатель данной группы, родители.
Срок реализации проекта: краткосрочный (две недели).
Место для проведения проекта: Групповая комната. Деятельность осуществляется в ходе режимных моментов, во время совместной деятельности педагога с детьми.
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие» Физическое развитие.
Актуальность проекта.
Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека. К воде необходимо относиться очень бережно, поэтому, важно познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды, с её свойствами в процессе образовательной и экспериментальной деятельности.
Цель проекта: формирование представлений детей о воде и её свойствах, подвести к пониманию важности воды для всех живых организмов и необходимости её беречь.
Задачи проекта:
- Расширить знания детей о воде и её свойствах через опыты и эксперименты.
- Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
- Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
- Развивать творческое мышление детей.
- Познакомить опытным путем со свойствами воды. Убедиться в процессе экспериментирования.
- Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании).
- Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
- Развивать познавательную активность детей.
- Обогатить запас знаний родителей о влиянии экспериментирования на развитие мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.
Проблемы, на решение которых направлен проект:
- дети не знают свойства и качества воды;
- дети не знают о значении воды в жизни человека и природы;
- дети не могут составить рассказ о воде;
- дети не активны в потребности узнать новое, интересное в окружающем мире.
Планируемые результаты
В ходе реализации задач предполагается, что дети:
- Расширят знания о свойствах воды, о ее формах и видах (родники, реки, моря, озера, океаны).
- Пополнят свои знания о роли воды в жизни человека и живых организмов.
- Узнают, что такое круговорот воды в природе.
- Узнают о том, что воду загрязняют и о мероприятиях по предотвращению загрязнения.
- Узнают, кто живет в воде, будут понимать взаимосвязь воды и всего живого на Земле.
- Осознают важность воды и будут бережно относиться к воде.
Методы и приемы:
- Словесный – рассказ воспитателя, беседы с детьми, вопросы.
- Наглядный – показ демонстрационного материала, показ образцов, выставка созданных работ.
- Практический – проведение экспериментов по теме проекта.
Этапы проекта:
- Подготовительный этап.
- Основной этап.
- Заключительный этап.
1. Подготовительный этап
- Определение темы, цели, задач проекта.
- Определение участников проекта.
- Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.
- Оформление картотеки загадок, потешек, стихов для детей и родителей по теме.
- Подготовка необходимого оборудования.
- Поиск, изучение имеющийся литературы по теме проекта.
- Определение объема знаний детей о воде, в соответствии с возрастом детей группы, учитывая требования по ФГОС.
Взаимодействие с родителями.
- Подготовка консультаций по теме «Вода важна для организма».
- Привлечение родителей к оформлению уголка по теме проекта.
- Подготовка информационного материала на тему: «Экспериментируем дома» - активизировать совместную деятельность детей и родителей.
2. Основной этап
Проведение непосредственно образовательной деятельности во всех областях по теме проекта.
3. Заключительный этап
- Показ открытого итогового занятия по ознакомлению с окружающим: «Путешествие капельки ».
- Выставка детских работ по проекту «Капелька за капелькой».
- Оформление презентации по теме проекта.
Методы и формы реализации проекта
Раздел программы | Виды детской и совместной деятельности детей, воспитателей и родителей |
Познавательное развитие- расширить кругозор, формировать потребность делиться знаниями, развивать интерес к воде, роли воды в жизни человека и живых организмов. | Беседы: - «Без воды нам жить нельзя» - «Вода и её свойства» - «Кто живёт в воде?» - «Где можно встретить воду?» НОД по ФЦКМ «Вода вокруг нас» - Познакомить с правилами безопасного обращения с материалами, инструментами и оборудованием в процессе проведения опытов, экспериментов. НОД «Чистая вода – основа здоровой жизни!» |
Опытно- экспериментальная деятельность
| Опыты: - «Прозрачная вода» - выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). - «Тонет – не тонет» - способствовать развитию наблюдательности, мелкой моторики, освоению навыков классифицирования предметов. - «Окрашивание воды» - выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свою окраску. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. - «У воды нет запаха и вкуса» - познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета) и выяснить имеет ли вкус и запах вода. - «Почему растаял снег?» - познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. |
Социально-коммуникативное
| - Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, при выполнении парных и коллективных творческих работ по изодеятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща. Ситуативные разговоры: - «Нужно ли беречь воду?» - «Для чего нужна вода?» - Развивать речь, усложняя формы речевого общения: монологи (описательно-повествовательные), диалоги (вопросно-ответные), полилоги (коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов). - Формировать трудовые навыки в ходе организации опытов: подготовить и убрать рабочее место. |
Физическое развитие: здоровье | - Формировать культурно-гигиенические навыки: привычку мыть руки, умываться. |
Художественно-эстетическое развитие творчество
| Рисование: - «Дождевая туча» Лепка: - Пластилинография «Тучка-тучка» Аппликация: - «Берегите воду!» Конструирование из бумаги: - «Зонтик» |
Речевое развитие. Чтение художественной литературы | - Чтение и заучивание наизусть потешек «Ах, вода, вода, вода будем чистыми всегда», «Водичка-водичка». - Песенки, потешки, прибаутки. - Отгадывание загадок о воде. - Чтение стихотворений С.Я. Маршака «Кошкин дом», К. Чуковский «Мойдодыр». |
|
|
Музыка
| - Познакомить со звуками природы, связанными с водой: шум дождя, моря и т.п. - Разучить детские песни о дожде, реке, море. |
Совместная работа с родителями
|
2. Пополнение библиотеки группы книгами об экспериментах, научных открытиях. 3. Наглядная печатная информация для родителей: «Экспериментируем дома». 4. Фотоотчёт «Юные исследователи» по результатам проекта. |
Итоговое мероприятие | - Выставка детских работ «Капелька за капелькой». - Открытое итоговое занятие по ознакомлению с окружающим: «ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ» |
Полученные результаты:
Дети:
- Пополняли и расширили знания о свойствах воды, о ее формах и видах.
- Расширили знания о роли воды в жизни человека и живых организмов.
- Узнали, что такое круговорот воды в природе.
- Узнали о взаимосвязи воды и всего живого на Земле
- Осознали о важности воды и бережном отношении к ней.
Родители:
1. Привлечение родителей к жизни детского сада.
2. Родители получили информацию о важности экспериментальной деятельности в развитии ребенка.
3. Познакомились со знаниями и мнениями специалистов по данному вопросу.
Используемая литература:
1. С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005 г.
2. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». – Санкт-Петербург «Детство – Пресс», 2007 г.
3. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» Авторы -составители Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011 г.
4. Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Проект «Капелька за капелькой»
Формирование представлений детей о воде и её свойствах, подвести к пониманию важности воды для всех живых организмов и необходимости её беречь....
Сказка про капельку "Путешествие капельки"
Сказку "Путешествие капельки" можно использовать при проведении тематической недели "Праздник воды и земли" в средней группе по речевому развитию .Цель: формировать нач...
"Капелька за капелькой"
Проект...
Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе: «Путешествие с капелькой» Тема: «Путешествие с капелькой»
В дошкольном возрасте закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. ...
Капелька за капелькой
Проект в средней группе...
Проект «Капелька за капелькой» Игры с водой для детей раннего возраста в период адаптации
Актуальность: в соответствии с ФГОС ДО, одним из направлений развития и образования детей является познавательное развитие, через игровую (различные виды) деятельность. Все дети в группе раннего возра...