Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительное рядом»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Детское экспериментирование является одним из актуальных методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_eksperementalnoy_deyatelnosti.docx | 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ детский сад №5 общеразвивающего вида городского округа г.Нововоронеж
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе
«Удивительное рядом»
Выполнила:
Воспитатель Кораблина А.В.
2019
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать желание исследовать окружающий мир всеми доступными способами.
- воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
Развивающие
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к миру;
- Развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей;
- Развивать воображение, любознательность, уверенность в своих силах;
- Развивать познавательные интересы детей в процессе изобретательной
деятельности;
- развивать умение обобщать,
Обучающие
- Формировать представление о соли, как о продукте, необходимом для человека;
- Учить наблюдать причинно- следственные связи, делать выводы;
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Материал и оборудование: мешочки с разными наполнителями, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, куриные яйца (сырой картофель), грязные ложечки, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, сухие красители, баночка для декорирования, подносы с солью для рисования.
Ход занятия:
Приветствие
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Улыбнёмся, подмигнём.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Воспитатель. Ребята, посмотрите, я приготовила для вас волшебный шкатулка. А что находится в шкатулке вы узнаете если отгадаете загадку.
Что за странный порошок,
С виду неприметный.
Но любое блюдо он,
Делает отменным. (Соль)
Но в моей волшебной шкатулке находятся мешочки не только соль, как нам узнать в каком мешочке соль?
Предположительные ответы детей: (потрогать мешочек руками).
Выходит, один ребенок и находит мешочек с солью. После этого мешочек передают всем детям чтобы убедится согласны они с первым ребенком или нет.
Воспитатель: Откройте мешочек. Что там? (Соль)
Что такое соль?
Предположительные ответы детей: (соль — это минеральное вещество, полезное ископаемое, природный элемент)
Откуда соль взяла свое название?
Предположения детей.
происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь;
Воспитатель: ребята, а как вы думаете соль бывает разная или нет?
Предположительные ответы детей: (Соль бывает каменная, морская и поваренная).
Воспитатель: кто знает, как добывается соль?
Предположения детей.
Воспитатель: один из способов добычи соли Выжигание - раньше папуасы собирали в море куски дерева, пропитанные соленой водой, сжигали их и ели соленую золу. Похожим способом сейчас получают черную соль.
Добыча «каменной» соли – это добыча соли в подземных соляных шахтах. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагонетки и на специальных поездах вывозят наверх.
Соль добывают через специальные соляные скважины
Соль добывают и другим способом. На морском берегу строят неглубокие бассейны — соляные прессы. В них напускают морскую воду. Солнце нагревает воду, и она испаряется, а соль остается в бассейне. Этот способ называется- естественное испарение.
Воспитатель: где мы можем использовать соль?
Предположительные ответы детей: (В медицине, на кухне,).
Показать презентацию «Как добывают соль»
Воспитатель: Соль, один из важнейших минералов на земле. Поваренная соль-это пищевой продукт. На первый взгляд может показаться, что это обычная приправа к нашей еде. Но, не так. Когда-то, несколько сотен лет назад соль была очень дорогим товаром. Цена соли была настолько велика, что она играла роль денег. За соль можно было купить все что угодно: одежду, продукты, лошадь и даже дом. Соль подавали на стол в дорогих солонках, ее берегли, экономили, хвастались ею: наличие соли на столе было признаком достатка и благополучия. Соль-это символ дружбы. Беречь хлеб и соль-значит, дружить. Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение. Хотите узнать больше о соли? Я предлагаю вам стать учёными и провести исследование.
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью:
1. Не трогать руками глаза.
2- Соблюдать тишину
3- Не толкать соседа во время работы
4- Сначала посмотри, а потом повтори
5- Выполнил и положи на место
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
Если мы с вами посмотрим на соль. Что вы можете сказать о её внешнем виде?
Предположительные ответы детей: соль похожа на порошок
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
«Соль сыпучая, без запаха»
Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов
Опыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?
Предположительные ответы детей: (мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день).
Вывод: Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт № 3: «Соль поглощает воду»
Воспитатель: Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
Предположительные ответы детей: (соль поглощает воду).
Вывод: соль может поглотить небольшое количество воды.
Опыт№4. «Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»
-Воспитатель: Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете?
Ответы детей: в одном стакане вода холодная, а в другом тёплая
- Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.
В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?
Ответы детей: в тёплой воде соль растворилась быстрее.
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.
Опыт № 5. «Соль – чистящее средство».
Воспитатель: Посмотрите у нас на столе лежат грязные ложки. Возьмите эти ложки и возьмите губку аккуратно намочите губку в воде насыпьте на неё немного соли и потрите ложечки, что мы с вами видим. Ложки становятся чистыми. Какой вывод мы можем сделать?
Ответы детей: с помощью соли можно мыть посуду.
Опыт № 6. «Плавающее яйцо».
Воспитатель: переход к следующему опыту. Перед вами стоят стаканы с водой возьмите аккуратно яйцо и опустите его в скан с водой. Что случилось с яйцом?
Ответы детей: оно опустилось на дно.
Воспитатель: а теперь давайте насыпаем в стакан четыре ложки соли, аккуратно ложечкой перемешиваем чтобы соль растворилась. Что случилось с яйцом?
Ответ детей: яйцо всплыло.
Вывод: соленая вода может выталкивать предметы на поверхность)
Физминутка.
Улыбнись.
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
Мы размяться все успели и переходим с вами к творческой работе.
Воспитатель: а сейчас я хочу показать для чего еще люди, используют соль.
Творческая работа.
Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли
-Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:
«Появился во дворе он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)
(дети пальчиками рисуют снеговика на соли).
«Ежик на неё похож,
листьев вовсе не найдёшь,
как красавица стройна,
и на новый год важна (елка)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт? (солнышко)
Воспитатель: молодцы ребята, понравилось вам на соли рисовать? Еще соль может поднимать настроение. Давайте мы с вами сейчас сделаем баночку «хорошего настроения».
Насыпьте в тарелочку по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами - цветная соль.
Теперь давайте аккуратно по очереди высыпаем нашу соль в стеклянную банку. Посмотрите, что у нас получилось. Теперь, когда у кого-то будет плохое настроение, он посмотрит на нашу баночку и его настроение сразу станет лучше.
Подведение итогов.
Воспитатель: с чем вы сегодня познакомились?
Ответы детей: с солью.
Воспитатель: давайте еще вспомним что такое соль?
Ответы детей.
Воспитатель: что вы узнали сегодня о соли нового?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете ребята Соль полезна или вредна?
Ответы детей.
Воспитатель: соль полезна, так как соль содержит минеральное вещество- ЙОД
Что нового вы узнали о соли? Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?
Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?
Ой, ребята, а в сундучке, что, то есть еще. Открывает, а там угощение за хорошую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»
С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха в жизни людей. ...
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха
Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения. Дать детям элементарные представления об источниках з...
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Цель:Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и п...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"
Занятие направлено на ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами воздуха и способами его обнаружения....
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»
Сформировать представления детей о свойствах воздуха и способе его обнаружения; подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас; дать представление о том, что он занимает место и облада...
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе«Удивительные свойства воздуха»...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...