Моя родная Тува
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Цели: 1.Ознакомить детей с историей Тувы; расширить кругозор детей о Туве.
2. Развивать интерес к изучению родного края;
3. Воспитывать гражданина-патриота.
4. Беседа на тему «Моя родная Тува», наглядные материалы- государственные символы РТ (гимн, флаг, герб), Показ -национальные костюмы, запись гимна РТ.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Итак, сегодня у нас на занятии, посвященный нашему родному краю- Республике Тыва, о национальном костюме тувинцев .
В: Граждане республики всех национальностей составляют народ РТ, т.е. независимо кто мы здесь родились и живем, значит должны знать прошлое, настоящее и думать о будущем родины.
2. Беседа о государственных символах.
В. У каждого государства имеются символы(отличительные знаки).
Какие это символы, ребята?
- Гимн, флаг, герб.
Звучит гос. Гимн РТ.
В:Прозвучала музыка гос. Гимна РТ. Какое чувство вас переполняло, когда вы слушали его?
Д: Чувство гордости, торжественности, свободы и т.п.
В: Сейчас я прочитаю слова этого гимна.(Читает слова гимна)
В: О чем говорится в этой песне?
Д: Прославляется богатства Тувы, прославляют тувинский народ.
В: А теперь следующий гос. символ-флаг. Флаг тоже олицетворяет Туву. (Показ рисунка флага).
- Голубой цвет что означает?
Д: Голубое небо, голубые реки, голубую тайгу нашего края.
В: Что означает желтый цвет?
Д: Цвет буддизма-религии тувинцев.
В: Что означают белые полоски?
Д: Белые полоски означают то, что Пий-Хем и Каа-Хем сливаются и образуют- Енисей.
В: Молодцы! Я вижу, что вы хорошо запомнили то, что мы с вами говорили раньше.
В: Следующий гос. Символ- Герб. (Показ рисунка). Герб имеет какую форму?
Д: Форту цветка.
В: Как вы думаете, почему?
Д: Потому, что наша республика молодая и цветущая.
В: Что изображено на гербе?
Д: На голубом фоне всадник в тыва национальном одежде, скачущий навстречу лучам восходящего солнца. В основании герба на традиционной ленте «кадак» , надпись» Тыва».
В: Правильно, молодцы! А гос. праздниками РТ являются День РТ и День Конституции РТ.
Вывод: Итак, мы поговорили о гос. символах РТ. Они являются как бы лицом нашей республики, отличительными знаками.
3.Беседа о тувинском национальном костюме.
В: Давайте, теперь откроем страницы истории нашего края, а именно поговорим о тувинском национальном костюме. (На доске рисунки национального халата, обуви, головного убора).
Это национальный халат или тон. Сразу хочу отметить, очень много разновидностей национальной одежды. Одежда являлась портретом человека, говорила о его положении в обществе. Об этом говорили определенные детали- цвет, знаки. Различаются детский, девичий, юношеский, невесты, жениха, женщины, мужчины, пожилых и старых людей. Национальный халат шился из шелка. Характерными признаками является: стоячий воротник, фигурный и более закрытый вырез с запахом, что говорит о строгости и скромности, пуговицы, длина халата ниже колен. Халат завязывали поясом. Когда завязывали пояс на уровне груди создавалось пространство за пазухой, куда можно было класть нужные вещи.
Обувь( показ рисунка)- бывает «кадыг идик»- жесткие сапоги и мягкие сапоги-«чымчак идик». Расшивались узорами. Носок обуви загнут к верху. Как вы думаете, почему?
Д: Такая обувь дольше носится и бережное отношение к Земле-матери, чтобы не ранить ее. Головные уборы были разнообразными: в зависимости от положения, возраста, времени года. Зимнюю шапку шили из шкур лисы, волка, рыси, а летнюю- из тканей. В основном бывают остроконечные шапки.
Цвета символизировали что-то, например, белый- чистота, богатство; красный- радость, благополучие, желтый- святость, божественность.
Вывод: тувинский национальный костюм- в настоящее время носим, в основном, во время праздников; костюм имеет историю и символику.
4. Беседа о празднике «Шагаа».
В: Шагаа- тувинский Новый год по лунному календарю, встреча весны.
По лунному календарю каждый год носит название определенного животного: Мышь, Корова, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака, Кабан.
- Сейчас какой год?
Д: Год Петуха
В: Шагаа точно определенного дня не имеет. К этому празднику тщательно готовились, потому, что хорошо проведенный праздник вселял в сердца людей надежду на счастье в наступающем году. За два дня до Шагаа в каждом юрте тщательно убирались, очищали все вокруг. В предпраздничную ночь никто не спал. Готовили самую лучшую пищу. Каждый день праздника начинается играми. Старики-сказители в течение нескольких ночей рассказывали сказки. Молодые соревновались кто остроумнее, кто больше знает пословиц, поговорок.
5.Дети читают тувинские пословицы и загадывают загадки.
Тувинские пословицы.
- Золото- в земле найдешь
Знания – в книгах почерпнешь.
- За плохое не цепляйся
От доброго не открывайся.
- Над упавшим не смеются.
- Слово отцово- запоминай
Слово матери- уважай.
В: Отгадайте загадки:
- Небо- отец, земля-мать.( Растение).
- В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)
- В землю, небо упирающаяся семицветная лента. (Радуга).
Д: Стихотворение «Тожу ыр» Л.Чадамба.
В: А теперь, к вашему вниманию, тувинский танец.
Вывод: Итак, мы поговорили о нашей республике Тува.
8.Итог занятия.
- О чем мы сегодня говорили?
- Что нового вы узнали?
- На этом занятие окончено. Спасибо всем !
Литература
- С.М. Орус-оол, Р.С. Чакар
Матпаадыр: Сборник. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2010. 320 с.
- Интернет ресурсы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Моя родная тува | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Мишутка»
Утверждено Согласовано
Ст. вос-ль МБДОУ д/с «Мишутка» Заместителем зав по ВМР
____________/Монгуш С.К./ _____________/./ Саая А. К.
от « »_________2017 год от « »__________2017 года
Беседа с детьми
Подготовила воспитатель: Сарыглар С.Б.
Ак-Довурак 2017 г
Цели: 1.Ознакомить детей с историей Тувы; расширить кругозор детей о Туве.
2. Развивать интерес к изучению родного края;
3. Воспитывать гражданина-патриота.
4. Беседа на тему «Моя родная Тува», наглядные материалы- государственные символы РТ (гимн, флаг, герб), Показ -национальные костюмы, запись гимна РТ.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Итак, сегодня у нас на занятии, посвященный нашему родному краю- Республике Тыва, о национальном костюме тувинцев .
В: Граждане республики всех национальностей составляют народ РТ, т.е. независимо кто мы здесь родились и живем, значит должны знать прошлое, настоящее и думать о будущем родины.
2. Беседа о государственных символах.
В. У каждого государства имеются символы(отличительные знаки).
Какие это символы, ребята?
- Гимн, флаг, герб.
Звучит гос. Гимн РТ.
В:Прозвучала музыка гос. Гимна РТ. Какое чувство вас переполняло, когда вы слушали его?
Д: Чувство гордости, торжественности, свободы и т.п.
В: Сейчас я прочитаю слова этого гимна.(Читает слова гимна)
В: О чем говорится в этой песне?
Д: Прославляется богатства Тувы, прославляют тувинский народ.
В: А теперь следующий гос. символ-флаг. Флаг тоже олицетворяет Туву. (Показ рисунка флага).
- Голубой цвет что означает?
Д: Голубое небо, голубые реки, голубую тайгу нашего края.
В: Что означает желтый цвет?
Д: Цвет буддизма-религии тувинцев.
В: Что означают белые полоски?
Д: Белые полоски означают то, что Пий-Хем и Каа-Хем сливаются и образуют- Енисей.
В: Молодцы! Я вижу, что вы хорошо запомнили то, что мы с вами говорили раньше.
В: Следующий гос. Символ- Герб. (Показ рисунка). Герб имеет какую форму?
Д: Форту цветка.
В: Как вы думаете, почему?
Д: Потому, что наша республика молодая и цветущая.
В: Что изображено на гербе?
Д: На голубом фоне всадник в тыва национальном одежде, скачущий навстречу лучам восходящего солнца. В основании герба на традиционной ленте «кадак» , надпись» Тыва».
В: Правильно, молодцы! А гос. праздниками РТ являются День РТ и День Конституции РТ.
Вывод: Итак, мы поговорили о гос. символах РТ. Они являются как бы лицом нашей республики, отличительными знаками.
3.Беседа о тувинском национальном костюме.
В: Давайте, теперь откроем страницы истории нашего края, а именно поговорим о тувинском национальном костюме. (На доске рисунки национального халата, обуви, головного убора).
Это национальный халат или тон. Сразу хочу отметить, очень много разновидностей национальной одежды. Одежда являлась портретом человека, говорила о его положении в обществе. Об этом говорили определенные детали- цвет, знаки. Различаются детский, девичий, юношеский, невесты, жениха, женщины, мужчины, пожилых и старых людей. Национальный халат шился из шелка. Характерными признаками является: стоячий воротник, фигурный и более закрытый вырез с запахом, что говорит о строгости и скромности, пуговицы, длина халата ниже колен. Халат завязывали поясом. Когда завязывали пояс на уровне груди создавалось пространство за пазухой, куда можно было класть нужные вещи.
Обувь( показ рисунка)- бывает «кадыг идик»- жесткие сапоги и мягкие сапоги-«чымчак идик». Расшивались узорами. Носок обуви загнут к верху. Как вы думаете, почему?
Д: Такая обувь дольше носится и бережное отношение к Земле-матери, чтобы не ранить ее. Головные уборы были разнообразными: в зависимости от положения, возраста, времени года. Зимнюю шапку шили из шкур лисы, волка, рыси, а летнюю- из тканей. В основном бывают остроконечные шапки.
Цвета символизировали что-то, например, белый- чистота, богатство; красный- радость, благополучие, желтый- святость, божественность.
Вывод: тувинский национальный костюм- в настоящее время носим, в основном, во время праздников; костюм имеет историю и символику.
4. Беседа о празднике «Шагаа».
В: Шагаа- тувинский Новый год по лунному календарю, встреча весны.
По лунному календарю каждый год носит название определенного животного: Мышь, Корова, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака, Кабан.
- Сейчас какой год?
Д: Год Петуха
В: Шагаа точно определенного дня не имеет. К этому празднику тщательно готовились, потому, что хорошо проведенный праздник вселял в сердца людей надежду на счастье в наступающем году. За два дня до Шагаа в каждом юрте тщательно убирались, очищали все вокруг. В предпраздничную ночь никто не спал. Готовили самую лучшую пищу. Каждый день праздника начинается играми. Старики-сказители в течение нескольких ночей рассказывали сказки. Молодые соревновались кто остроумнее, кто больше знает пословиц, поговорок.
5.Дети читают тувинские пословицы и загадывают загадки.
Тувинские пословицы.
- Золото- в земле найдешь
Знания – в книгах почерпнешь.
- За плохое не цепляйся
От доброго не открывайся.
- Над упавшим не смеются.
- Слово отцово- запоминай
Слово матери- уважай.
В: Отгадайте загадки:
- Небо- отец, земля-мать.( Растение).
- В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)
- В землю, небо упирающаяся семицветная лента. (Радуга).
Д: Стихотворение «Тожу ыр» Л.Чадамба.
В: А теперь, к вашему вниманию, тувинский танец.
Вывод: Итак, мы поговорили о нашей республике Тува.
8.Итог занятия.
- О чем мы сегодня говорили?
- Что нового вы узнали?
- На этом занятие окончено. Спасибо всем !
Литература
- С.М. Орус-оол, Р.С. Чакар
Матпаадыр: Сборник. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2010. 320 с.
- Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заучивание стихотворения "Овощи" Ю.Тувим.
Образовательные области:познание,чтение,коммуникация,продуктивная деятельность.Цели:помочь заучить стихотворение,ориентируясь на мнемотаблицу, развивать интонационную выразительность речи,закрепить на...
Разучивание стихотворений с детьми : "Про насекомых"; "Продукты" ; "Овощи" (Ю.Тувим); "Компот" (Н.Нищева)
Использование мнемотаблиц, созданных в программе Microsoft Power Point, в работе с детьми старшего дошкольного возраста по разучиванию стихотворений....
Сценарий праздничного утренника посвящённого 100-летию города Кызыла, вхождению Тувы в состав России.
Праздничный утренник составлен в связи со столетним юбилея города Кызыла и вхождение Тувы в состав России,в сценарии был включен региональный компонент ,песни о Туве,о городе Кызыле,тувинские национал...
Технологическая карта организованной учебной деятельности в средней группе Ю.Тувим "Овощи"
Конспект занятие для детей средней группы по ознакомлению с художественным текстом с использованием приемов "синквейна"- составление пятистишья, верно-неверно, собери картинку, "шесть шляп мышле...
Год русского языка в Туве.
В современных условиях развития общества русский язык становится обязательным компонентом обучения не только в школе, но и в национальных дошкольных образовательных учреждени...
Презентация - Заучивание стихотворения Ю. Тувим Овощи
презентация по развитию речи учит детей с помощью мнемотехники заучивать стихотворение...
Сценарий конкурса юных чтецов, посвященный Дню родного языка в Туве (старшая, подготовительная группа)
Сценарий конкурса юных чтецов, посвященный Дню родного языка в Туве (старшая, подготовительная группа)...