Моя родная Тува
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

 Сарыглар Саглаш Борисовна

Цели:   1.Ознакомить детей с историей Тувы; расширить кругозор детей о Туве.

              2. Развивать интерес к изучению родного края;

              3. Воспитывать гражданина-патриота.

              4. Беседа  на тему «Моя родная Тува»,  наглядные материалы- государственные символы РТ (гимн, флаг, герб), Показ -национальные костюмы, запись гимна РТ.

Ход занятия:   

  1. Организационный момент.

   - Итак, сегодня у нас на занятии, посвященный нашему родному краю- Республике Тыва, о национальном костюме тувинцев .

     В:   Граждане республики всех национальностей составляют народ РТ, т.е. независимо кто мы здесь родились и живем, значит должны знать прошлое, настоящее и думать о будущем родины.

2. Беседа о государственных символах.

В. У каждого государства имеются символы(отличительные знаки).

Какие это символы, ребята?

- Гимн, флаг, герб.

Звучит гос. Гимн РТ.

В:Прозвучала музыка гос. Гимна РТ. Какое чувство вас переполняло, когда вы слушали его?

Д: Чувство гордости, торжественности, свободы и т.п.

В: Сейчас я прочитаю слова этого гимна.(Читает слова гимна)

       В: О чем говорится в этой песне?

Д: Прославляется богатства Тувы, прославляют тувинский народ.

В: А теперь следующий гос. символ-флаг. Флаг тоже олицетворяет Туву. (Показ рисунка флага).

- Голубой цвет что означает?

Д: Голубое небо, голубые реки, голубую тайгу нашего края.

В: Что означает желтый цвет?

Д: Цвет буддизма-религии тувинцев.

В: Что означают белые полоски?

Д:  Белые полоски означают то, что Пий-Хем и Каа-Хем сливаются и образуют- Енисей.

В: Молодцы! Я вижу, что вы хорошо запомнили то, что мы с вами говорили раньше.

В: Следующий гос. Символ- Герб. (Показ рисунка). Герб имеет какую форму?

Д: Форту цветка.

В: Как вы думаете, почему?

Д: Потому, что наша республика молодая и цветущая.

В: Что изображено на гербе?

Д: На голубом фоне всадник в тыва национальном одежде, скачущий навстречу лучам восходящего солнца. В основании герба на традиционной ленте «кадак» , надпись» Тыва».

В: Правильно, молодцы! А гос. праздниками РТ являются День РТ и День Конституции РТ.

Вывод: Итак, мы поговорили о гос. символах РТ. Они являются как бы лицом нашей республики, отличительными знаками.

3.Беседа о тувинском национальном костюме.

В: Давайте, теперь откроем страницы истории нашего края, а именно поговорим о тувинском национальном костюме. (На доске рисунки национального халата, обуви, головного убора).

Это национальный халат или тон. Сразу хочу отметить, очень много разновидностей национальной одежды. Одежда являлась портретом человека, говорила о его положении в обществе. Об этом говорили определенные детали- цвет, знаки. Различаются детский, девичий, юношеский, невесты, жениха, женщины, мужчины, пожилых и старых людей. Национальный халат шился из шелка. Характерными признаками является: стоячий воротник, фигурный и более закрытый вырез с запахом, что говорит о строгости и скромности, пуговицы, длина халата ниже колен. Халат завязывали поясом. Когда завязывали пояс на уровне груди создавалось пространство за пазухой, куда можно было класть нужные вещи.

Обувь( показ рисунка)- бывает «кадыг идик»- жесткие сапоги и мягкие сапоги-«чымчак идик». Расшивались узорами. Носок обуви загнут к верху. Как вы думаете, почему?

Д: Такая обувь дольше носится и бережное отношение к Земле-матери, чтобы не ранить ее. Головные уборы были разнообразными: в зависимости от положения, возраста, времени года. Зимнюю шапку шили из шкур лисы, волка, рыси, а летнюю- из тканей. В основном бывают остроконечные шапки.

Цвета символизировали что-то, например, белый- чистота, богатство; красный- радость, благополучие, желтый- святость, божественность.

Вывод: тувинский национальный костюм- в настоящее время носим, в основном, во время праздников; костюм имеет историю и символику.

4. Беседа о празднике «Шагаа».

В: Шагаа- тувинский Новый год по лунному календарю, встреча весны.

По лунному календарю каждый год носит название определенного животного: Мышь, Корова, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака, Кабан.

- Сейчас  какой год?

Д: Год Петуха

В: Шагаа точно определенного дня не имеет.  К этому празднику тщательно готовились, потому, что хорошо проведенный праздник вселял в сердца людей надежду на счастье в наступающем году. За два дня до Шагаа в каждом юрте тщательно убирались, очищали все вокруг. В предпраздничную ночь никто не спал. Готовили самую лучшую пищу. Каждый день праздника начинается играми. Старики-сказители в течение нескольких ночей рассказывали сказки. Молодые соревновались кто остроумнее, кто больше знает пословиц, поговорок.

5.Дети читают тувинские пословицы и загадывают загадки.

              Тувинские пословицы.

 

  1. Золото- в земле найдешь

Знания – в книгах почерпнешь.

  1. За плохое не цепляйся

От доброго не открывайся.

  1. Над упавшим не смеются.
  2. Слово отцово- запоминай

Слово матери- уважай.

 

В: Отгадайте загадки:

  1. Небо- отец, земля-мать.( Растение).
  2. В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)
  3. В землю, небо упирающаяся семицветная лента. (Радуга).

Д: Стихотворение «Тожу ыр» Л.Чадамба.

В: А теперь, к вашему вниманию, тувинский танец.

Вывод: Итак, мы поговорили о нашей республике Тува.

8.Итог занятия.

- О чем мы сегодня говорили?

- Что нового вы узнали?

- На этом занятие окончено. Спасибо всем !

 

Литература

  1. С.М. Орус-оол, Р.С. Чакар

Матпаадыр: Сборник. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2010. 320 с.

  1. Интернет ресурсы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Моя родная тува22.69 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Мишутка»

Утверждено                                                                                                                                                                                                                     Согласовано

Ст. вос-ль МБДОУ д/с «Мишутка»                                                                                                                                            Заместителем зав по ВМР

____________/Монгуш С.К./                                                                                                                                                         _____________/./ Саая А. К.                                                  

от  «     »_________2017 год                                                                                                                                                       от  «      »__________2017 года

Беседа с детьми

     

                                                                                            Подготовила воспитатель: Сарыглар С.Б.

Ак-Довурак 2017 г

Цели:   1.Ознакомить детей с историей Тувы; расширить кругозор детей о Туве.

              2. Развивать интерес к изучению родного края;

              3. Воспитывать гражданина-патриота.

              4. Беседа  на тему «Моя родная Тува»,  наглядные материалы- государственные символы РТ (гимн, флаг, герб), Показ -национальные костюмы, запись гимна РТ.

Ход занятия:    

  1. Организационный момент.

   - Итак, сегодня у нас на занятии, посвященный нашему родному краю- Республике Тыва, о национальном костюме тувинцев .

     В:   Граждане республики всех национальностей составляют народ РТ, т.е. независимо кто мы здесь родились и живем, значит должны знать прошлое, настоящее и думать о будущем родины.

2. Беседа о государственных символах.

В. У каждого государства имеются символы(отличительные знаки).

Какие это символы, ребята?

- Гимн, флаг, герб.

Звучит гос. Гимн РТ.

В:Прозвучала музыка гос. Гимна РТ. Какое чувство вас переполняло, когда вы слушали его?

Д: Чувство гордости, торжественности, свободы и т.п.

В: Сейчас я прочитаю слова этого гимна.(Читает слова гимна)

       В: О чем говорится в этой песне?

Д: Прославляется богатства Тувы, прославляют тувинский народ.

В: А теперь следующий гос. символ-флаг. Флаг тоже олицетворяет Туву. (Показ рисунка флага).

- Голубой цвет что означает?

Д: Голубое небо, голубые реки, голубую тайгу нашего края.

В: Что означает желтый цвет?

Д: Цвет буддизма-религии тувинцев.

В: Что означают белые полоски?

Д:  Белые полоски означают то, что Пий-Хем и Каа-Хем сливаются и образуют- Енисей.

В: Молодцы! Я вижу, что вы хорошо запомнили то, что мы с вами говорили раньше.

В: Следующий гос. Символ- Герб. (Показ рисунка). Герб имеет какую форму?

Д: Форту цветка.

В: Как вы думаете, почему?

Д: Потому, что наша республика молодая и цветущая.

В: Что изображено на гербе?

Д: На голубом фоне всадник в тыва национальном одежде, скачущий навстречу лучам восходящего солнца. В основании герба на традиционной ленте «кадак» , надпись» Тыва».

В: Правильно, молодцы! А гос. праздниками РТ являются День РТ и День Конституции РТ.

Вывод: Итак, мы поговорили о гос. символах РТ. Они являются как бы лицом нашей республики, отличительными знаками.

3.Беседа о тувинском национальном костюме.

В: Давайте, теперь откроем страницы истории нашего края, а именно поговорим о тувинском национальном костюме. (На доске рисунки национального халата, обуви, головного убора).

Это национальный халат или тон. Сразу хочу отметить, очень много разновидностей национальной одежды. Одежда являлась портретом человека, говорила о его положении в обществе. Об этом говорили определенные детали- цвет, знаки. Различаются детский, девичий, юношеский, невесты, жениха, женщины, мужчины, пожилых и старых людей. Национальный халат шился из шелка. Характерными признаками является: стоячий воротник, фигурный и более закрытый вырез с запахом, что говорит о строгости и скромности, пуговицы, длина халата ниже колен. Халат завязывали поясом. Когда завязывали пояс на уровне груди создавалось пространство за пазухой, куда можно было класть нужные вещи.

Обувь( показ рисунка)- бывает «кадыг идик»- жесткие сапоги и мягкие сапоги-«чымчак идик». Расшивались узорами. Носок обуви загнут к верху. Как вы думаете, почему?

Д: Такая обувь дольше носится и бережное отношение к Земле-матери, чтобы не ранить ее. Головные уборы были разнообразными: в зависимости от положения, возраста, времени года. Зимнюю шапку шили из шкур лисы, волка, рыси, а летнюю- из тканей. В основном бывают остроконечные шапки.

Цвета символизировали что-то, например, белый- чистота, богатство; красный- радость, благополучие, желтый- святость, божественность.

Вывод: тувинский национальный костюм- в настоящее время носим, в основном, во время праздников; костюм имеет историю и символику.

4. Беседа о празднике «Шагаа».

В: Шагаа- тувинский Новый год по лунному календарю, встреча весны.

По лунному календарю каждый год носит название определенного животного: Мышь, Корова, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака, Кабан.

- Сейчас  какой год?

Д: Год Петуха

В: Шагаа точно определенного дня не имеет.  К этому празднику тщательно готовились, потому, что хорошо проведенный праздник вселял в сердца людей надежду на счастье в наступающем году. За два дня до Шагаа в каждом юрте тщательно убирались, очищали все вокруг. В предпраздничную ночь никто не спал. Готовили самую лучшую пищу. Каждый день праздника начинается играми. Старики-сказители в течение нескольких ночей рассказывали сказки. Молодые соревновались кто остроумнее, кто больше знает пословиц, поговорок.

5.Дети читают тувинские пословицы и загадывают загадки.

              Тувинские пословицы.

  1. Золото- в земле найдешь

Знания – в книгах почерпнешь.

  1. За плохое не цепляйся

От доброго не открывайся.

  1. Над упавшим не смеются.
  2. Слово отцово- запоминай

Слово матери- уважай.

В: Отгадайте загадки:

  1. Небо- отец, земля-мать.( Растение).
  2. В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)
  3. В землю, небо упирающаяся семицветная лента. (Радуга).

Д: Стихотворение «Тожу ыр» Л.Чадамба.

В: А теперь, к вашему вниманию, тувинский танец.

Вывод: Итак, мы поговорили о нашей республике Тува.

8.Итог занятия.

- О чем мы сегодня говорили?

- Что нового вы узнали?

- На этом занятие окончено. Спасибо всем !

Литература

  1. С.М. Орус-оол, Р.С. Чакар

Матпаадыр: Сборник. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2010. 320 с.

  1. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заучивание стихотворения "Овощи" Ю.Тувим.

Образовательные области:познание,чтение,коммуникация,продуктивная деятельность.Цели:помочь заучить стихотворение,ориентируясь на мнемотаблицу, развивать интонационную выразительность речи,закрепить на...

Разучивание стихотворений с детьми : "Про насекомых"; "Продукты" ; "Овощи" (Ю.Тувим); "Компот" (Н.Нищева)

Использование мнемотаблиц, созданных в программе Microsoft Power Point, в работе с детьми старшего дошкольного возраста по разучиванию стихотворений....

Сценарий праздничного утренника посвящённого 100-летию города Кызыла, вхождению Тувы в состав России.

Праздничный утренник составлен в связи со столетним юбилея города Кызыла и вхождение Тувы в состав России,в сценарии был включен региональный компонент ,песни о Туве,о городе Кызыле,тувинские национал...

Технологическая карта организованной учебной деятельности в средней группе Ю.Тувим "Овощи"

Конспект занятие для детей средней группы по ознакомлению с художественным текстом  с использованием приемов "синквейна"- составление пятистишья, верно-неверно, собери картинку, "шесть шляп мышле...

Год русского языка в Туве.

   В современных условиях развития общества русский язык становится обязательным компонентом обучения не только в школе, но и в национальных дошкольных  образовательных учреждени...

Презентация - Заучивание стихотворения Ю. Тувим Овощи

презентация по развитию речи учит детей с помощью мнемотехники  заучивать стихотворение...

Сценарий конкурса юных чтецов, посвященный Дню родного языка в Туве (старшая, подготовительная группа)

Сценарий     конкурса  юных чтецов, посвященный Дню родного языка в Туве (старшая, подготовительная группа)...