Методическая разработка
методическая разработка на тему
Волшебный ммир книги
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_volshebnyy_mir_knigi.docx | 35.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Воронежский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Кафедра теории и методики дошкольного образования
Фрагмент рабочей программы воспитателя ДОО
Методическая разработка
Образовательная область : Речевое развитие.
Тема недели : «Волшебный мир книги»
Выполнила :
слушатель курсов повышения квалификации
воспитатель
МКДОУ Богучарский д/с к/в «Солнышко»
Циркунова Вера Ивановна
первая квалификационная категория
г. Богучар 2014 г.
Пояснительная записка.
Настоящая образовательная программа разработанна на основе примерной общеобразовательной программы « От рождения до школы» (Под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т. С. Комаровой) и образовательной программы МКДОУ «Солнышко», а так же с учетом требований нормативных документов:
- ФГОС ДО от 01.01.2014г.
- ФЗ -№273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.
- Конвенция о правах ребенка от 13.06.1990 № 1550-1.
- СанПиН от 15.05.2013 г.
В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства в четвертом издании базовой программы на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности. Авторы-составители базовой программы основывались на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и научном положении Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. При этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках данного варианта программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей.
С учетом обозначенных подходов, а также того, что детский сад «Солнышко» – образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным направлением социально-личностного развития воспитанников, разработана образовательная программа, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития детей старшего дошкольного возраста.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы , и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей. Приоритетным направлением деятельности является обеспечение равных стартовых возможностей (для детей старшего дошкольного возраств).
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
- Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
- Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
- Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.
- Развитие витие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству, к новой социальной позиции школьника; создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
- Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
- Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
- Самостоятельная деятельность детей.
Данная программа предусматривает также работу по парциальным программам:
Ельцова О.М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. – Волгоград: Учитель, 2009 – Речевое развитие
Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: Совершенство, 1998г.
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической культуры детей. – М.: Новая школа, 1999. – познавательное развитие
Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М. ТЦ Сфера, 2007
Козлова С.А. Я – человек: Программа социально-личностного развития детей. – М.: МГПУ, 1997. - Социально-коммуникативное развитие
Образовательная область – Речевое развити
Содержание образовательной области «Речевое развитие » направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих
задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Среди важнейших задач развития детей дошкольного возраста обучение родному языку – одна из главных. Эта общая задача включает такие, как обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, совершенствование грамматически правильной речи, развитие связной речи. В содержание блока «Подготовка к обучению грамоте» входит совершенствование фонематического слуха, формирование представления о предложении, обучение делению предложения на слова, слова – на слоги и звуки, составление предложений из 2-3 слов и слов из 2-3 слогов.
Возрастная характеристика детей 6-7 лет.
К 7 годам скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения — один из важнейших показателей психологической готовности к школе. Происходит активное развитие диалогической речи. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В изобразительной деятельности детей 6-7 лет рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.
День недели | Понедельник (физическое развитие) Цель: Формирование начальных представлений о хоккее на основании отрывка из произведения А. Тарасова «Детям о хоккее» Задачи: Закрепить знания детей о спортивной командной игре – хоккей. Показать фотографии знаменитых хоккеистов. Воспитывать интерес к данной игре. |
Приоритетные виды детской деятельности | Двигательная в интеграции с игровой деятельности. |
Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы | Чтение произведения « Детям о хоккее» А. Тарасов. Беседа «Что мы знаем о спортивных играх?» Рисование «Мой любимый вид спорта» |
Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности | Утренняя гимнастика. Заучивание с детьми пословиц и поговорок о спорте. П/игра: «Футбол» |
Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей(виды деятельности и соответствующие формы работы) | Рассматривание книг о спорте, об Олимпийских играх, с целью обогащения активного словаря. Знакомство с новыми словами: олимпийский, параолимпийский |
Проектированиеп редметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы | Организация выставки в книжном уголке « Книги о спорте» |
Взаимод. с род. / социал. партнерами | Папка-передвижка «Роль книги в воспитании ребенка» |
День недели | Вторник (социально-коммуникативное развитие) Цель: Овладеть социальным и эмоциональным интеллектом, эмоциональной отзывчивости, сопереживанием при чтении Русской народной сказки «Гуси – Лебеди». Задачи: Развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения. Воспитание читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям сказки. |
Приоритетные виды детской деятельности | социально-коммуникативная деятельность в интеграции с игровой. |
Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы | Экскурсия в библиотеку. Знакомство с профессией «Библиотекарь» |
Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности | Знакомство с русскими народными сказками. Чтение и пересказ сказки «Гуси – Лебеди». П/игра: «Гуси - Лебеди» |
Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей(виды деятельности и соответствующие формы работы) | Работа с подгруппой детей по совершенствованию умений передавать в рисунках образы персонажей из сказок. |
Проектированиеп редметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы | Самостоятельная деятельность детей в «Уголке ряжения» (Костюмы для детей, атрибуты к сказкам и т.д) |
Взаимод. с род. / социал. партнерами | Предложить родителям посетить с детьми районную детскую библиотеку. |
День недели | Среда (Познавательное развитие) Цель: Формирование представлений о первых книгах, о происхождении бумаги Задачи: Дать представление о том, как появляется бумага. Развивать представление о разнообразии книг, рукописей. Воспитывать интерес к литературному чтению, бережное отношение к книгам. |
Приоритетные виды детской деятельности | познавательно-исследовательской деятельности в интеграции с художественной. |
Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы | Просмотр презентации «Откуда пришла бумага» Беседа: «Какими бывают книги?» Рисование на различных видах бумаги( Меллованная, гофрированная, бумага для акварели, салфетка) на свободную тему. |
Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности | Чтение книги Н.Носова «Огурцы». Обсуждение по прочитанному. Д/И «Четвертый лишний». П/И «Совушка» |
Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей(виды деятельности и соответствующие формы работы) | Формирование у детей элементарное представление о аккуратности. Помощь детям при рисовании на бумаге. Труд: С подгруппой детей приводим книги в порядок (подклеиваем, складываем) |
Проектированиеп редметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы | Пополнение книжного уголка любимыми книгами детей, принесенными из домашней библиотеки |
Взаимод. с род. / социал. партнерами | Вместе с детьми и родителями оформить выставку работ: «Мои любимые герои книг» |
День недели | Четверг (Речевое развитие) Цель: Познакомить детей с книжной культурой, детской литературой, понимать на слух тексты различных жанров детской литературы, на основании чтения Русского фольклора. Задачи: Продолжать знакомить детей с фольклорным жанром. Формирование умения объяснять основные различия между литературными жанрами Воспитывать интерес к Русскому фольклору. |
Приоритетные виды детской деятельности | Социально-коммуникативная в интеграции с художественно-эстетической деятельностью. |
Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы | Ситуативный разговор «Если тебе подарят книгу….» «Знакомство с Русским фольклором» Лепка «Герои русского фольклора» |
Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности | Ознакомление с малыми фольклорными формами. Значение потешек, поговорок, небылиц. Д/ И «Закончи пословицу; Д/И «Скажи наоборот» П/И «Гори, гори ясно!» |
Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей(виды деятельности и соответствующие формы работы) | Помощи детям при лепке героев фольклора. Продолжаем воспитывать опрятность, следим за эстетическим видом группы. |
Проектированиеп редметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы | Книжный уголок. В него входят сказки и рассказы российских и зарубежных писателей, сборники стихотворений, загадок. |
Взаимод. с род. / социал. партнерами | Предложить родителям организовать благотворительную акции для детей сирот «Подари книгу детям». |
День недели | Пятница (художественно-эстетическое развитие) Цель: Развить предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства на основании стихотворения Я. Акима «Апрель» Задачи: Заучить стихотворение Я. Акима «Апрель». Знакомство с произведениями живописи. И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели». Воспитывать умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы. |
Приоритетные виды детской деятельности | художественно – эстетическое восприятие при интеграции с коммуникативной деятельностью. |
Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы | Заучивание стихотворения Я. Акима «Апрель»( знакомство с картинами художников И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели» Знакомство с известными иллюстраторами детских книг Ю. Васнецовым, И. Билибиным, В. Конашевичем, В. Лебедевым, Т. Мавриной, Е. Чарушиным. |
Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности | Ознакомление с авторскими сказками Братьев Гримм, Ш. Перро. Лепка из пластилина по сказке А.Александровой «Голубая птица» П/И «Гори, гори ясно!». «Лапта» Инсценировка сказки к.И Чуковского «Муха-Цокотуха» |
Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей(виды деятельности и соответствующие формы работы) | Беседа с детьми о любимых книгах русских и зарубежных писателей Труд: Изготовление «Книжек-малышек» с детьми, которые изъявили желание. |
Проектированиеп редметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы | Выставка иллюстраций « По мотивам Русских Народных сказок» |
Взаимод. с род. / социал. партнерами | Пригласить родителей на инсценировку сказки «Муха-Цокотуха» |
Итоговое мероприятие по сказке К.И Чуковского
«Муха-Цокотуха»
Поле: дерево, цветы.
Дом мухи: столики, самовар, диванчики, лавочки, чашки, блюдца.
Автор воспитатель:
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Мухо по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.
(Муха идет , находит денежку и покупает самовар, сервирует стол)
Муха: «Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
Тараканы: Мы – тараканы-рыжие!
Слышали, что нас приглашали,
К тебе в гости поспешали.(Пьют чай)
Автор: Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали.
Выходят букашки:
(Хором): Мы, букашки,
Пьём мы чая по три чашки,
С молоком и крендельком
Нынче Муха-Цокотуха именинница!(пьют чай)
Автор: Приходили к мухе блошки,
Блошки: Здравствуй муха,
Мы-блошки принесли тебе сапожки,
А сапожки не простые
В них застежки золотые!
Нынче Муха-Цокотуха именинница!(пью чай)
Автор: Прилетела к Мухе Бабушка – пчела:
Бабушка – Пчела: Тебе Муха-Цокотуха,
Я мёду принесла! (подает мёд, пьет чай)
Прилетает бабочка , скачет кузнечик, садятся за стол.
Бабочка: Я принесла тебе варенье,
Кушайте варенье,
Или вам не нравится мое угощенье? (пьют чай)
(Появляется паук с веревкой, крадется, берет муху за руку, и тащит, муха вырывается)
Автор: Вдруг какой-то старичок, паучок
Нашу муху в уголок поволок,
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить.
Муха: Дорогие гости помогите!
Паука злодея - погубите.
И поила я вас, и кормила я вас,
Не покиньте меня в мой последний час!
Автор: Но жуки, червяки испугались,
По углам по щелям разбежались.
Тараканы: ползем под те диваны!
Бабочка: Спрячусь я под лавочку!
Блошки: Побежим под ту кровать,
Не желаем воевать!
Автор: И никто даже с места не двинется,
Пропадай, погибай именинница!
А кузнечик, а кузнечик,
Ну совсем как человечек, скок, скок
По кусток, под мосток и молчок! (кузнечик прячется)
Автор: А паук то не шутит,
Руки, ноги он мухе веревками крутит
Муха криком кричит – надрывается,
А злодей мочит, ухмыляется
Автор: Вдруг откуда - то летит,
Маленький комарик,
И в руке его горит, маленький фонарик.
Комар: Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!
(сражается с пауком , ранит паука, забирает веревку, распутывает муху, паук убегает раненый)
Комар: Я злодея погубил, я тебя освободил,
И теперь душа – девица на тебе хочу жениться!
(Все вылезают из под лавочек, диванчиков и тд.)
Букашки: Слава, слава комару! Победителю!
Кузнечик: Веселится народ, Муха замуж идет,
За лихого, удалого, молодого комара!
Тара-ра, тара-ра,
Заплясала мошкара.
Сапоги скрипят,
Каблуки стучат,-
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха- Цокотуха
Именинница!
Все насекомые танцуют танец «Полька».
Библиография:
1.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г, № 1155
2. От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
3. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи», 2010
4 О.С.Ушакова,А.Г.Арушанова,А.И.Максаков,Е.М.Струнина,Т.М.Юртайкина «Занятия по развитию речи в детском саду», 1998
5.Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», М: Гуманитар. Издат. Центр ВЛАДОС, 2006г –
6. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», М: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА». 2009г – 208с.
7. Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников», М,: АСТ: Астрель, 2007г – 58с.
8. Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада» Воронеж: ИП Лакоценин С.С. 2009. – 666с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....