Методическая разработка
методическая разработка на тему

Циркунова Вера Ивановна

Волшебный ммир книги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_volshebnyy_mir_knigi.docx35.05 КБ

Предварительный просмотр:

Воронежский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Кафедра теории и методики дошкольного образования

                                                                                                             

Фрагмент рабочей программы воспитателя ДОО

Методическая разработка

Образовательная область : Речевое развитие.

Тема недели : «Волшебный мир книги»

Выполнила :

слушатель курсов повышения квалификации

воспитатель

 МКДОУ Богучарский д/с  к/в «Солнышко»

Циркунова Вера  Ивановна

первая квалификационная категория

 

г. Богучар 2014 г.

Пояснительная записка.

Настоящая образовательная программа разработанна на основе примерной общеобразовательной программы « От рождения до школы» (Под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т. С. Комаровой) и образовательной программы  МКДОУ  «Солнышко», а так же с учетом требований нормативных документов:

  1. ФГОС ДО от 01.01.2014г.
  2. ФЗ -№273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.
  3. Конвенция о правах ребенка от 13.06.1990 № 1550-1.
  4. СанПиН от 15.05.2013 г.

В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства в четвертом издании базовой программы  на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности. Авторы-составители базовой программы основывались на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и научном положении Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. При этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках данного варианта программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей.

С учетом обозначенных подходов, а также того, что детский сад «Солнышко» – образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным направлением социально-личностного развития воспитанников, разработана образовательная программа, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития детей старшего дошкольного возраста.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей  подготовительной к школе группы , и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей. Приоритетным направлением деятельности является обеспечение равных стартовых возможностей (для  детей старшего дошкольного возраств). 

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

  • Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
  • Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
  • Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.
  • Развитие витие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству, к новой социальной позиции школьника; создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

  • Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
  • Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
  • Самостоятельная деятельность детей.

Данная программа предусматривает также  работу по парциальным программам:

Ельцова О.М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. – Волгоград: Учитель, 2009 – Речевое развитие

Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: Совершенство, 1998г.

Николаева С.Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической культуры детей. – М.: Новая школа, 1999. – познавательное развитие

Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М. ТЦ Сфера, 2007

Козлова С.А.  Я – человек: Программа социально-личностного развития детей.  – М.: МГПУ, 1997. - Социально-коммуникативное развитие

Образовательная область – Речевое развити

Содержание образовательной области «Речевое развитие » направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих

задач:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Среди важнейших задач развития детей дошкольного возраста обучение родному языку – одна из главных. Эта общая задача включает такие, как обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, совершенствование грамматически правильной речи, развитие связной речи. В содержание блока «Подготовка к обучению грамоте» входит совершенствование фонематического слуха, формирование представления о предложении, обучение делению предложения на слова, слова – на слоги и звуки, составление предложений из 2-3 слов и слов из 2-3 слогов.

Возрастная  характеристика  детей  6-7 лет.

      К  7   годам  скелет  ребенка  становится  более  крепким,  поэтому  он  может  выполнять  различные  движения,  которые  требуют гибкости,  упругости, силы. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения — один из важнейших показателей психологической готовности к школе.      Происходит  активное  развитие  диалогической  речи.  Развивается  связная  речь.  В  высказываниях  детей  отражаются  как  расширяющийся  словарь,  так  и  характер  обобщений,  формирующихся  в  этом  возрасте.  Дети  начинают активно употреблять  обобщающие  существительные,  синонимы,  антонимы,  прилагательные  и  т.д.  В  изобразительной  деятельности  детей  6-7 лет  рисунки  приобретают   более  детализированный  характер,  обогащается их  цветовая  гамма. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.

День

недели

Понедельник

(физическое развитие)

Цель: Формирование начальных представлений о хоккее на основании отрывка из  произведения А. Тарасова «Детям о хоккее»

Задачи: Закрепить знания детей о спортивной командной игре – хоккей.

Показать фотографии знаменитых  хоккеистов.

Воспитывать интерес к данной игре.

Приоритетные виды детской деятельности

 Двигательная в интеграции с игровой деятельности.

Непосредственно образовательная

деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы

Чтение произведения «  Детям о хоккее» А. Тарасов.  

Беседа «Что мы знаем о спортивных играх?»

Рисование «Мой любимый вид спорта»

Образовательная деятельность в режимных моментах

по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Утренняя гимнастика.

Заучивание с детьми пословиц и поговорок о спорте.

П/игра: «Футбол»

Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей(виды деятельности и соответствующие формы работы)

Рассматривание книг о спорте, об Олимпийских играх, с целью обогащения активного словаря. Знакомство с новыми словами: олимпийский, параолимпийский

Проектированиеп редметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы

Организация выставки в книжном уголке « Книги о спорте»

Взаимод.

с род. /

социал.

партнерами

Папка-передвижка «Роль книги в воспитании ребенка»

День

недели

Вторник

(социально-коммуникативное развитие)

Цель: Овладеть социальным и эмоциональным интеллектом, эмоциональной отзывчивости, сопереживанием при чтении Русской народной сказки «Гуси – Лебеди».

Задачи: Развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения. Воспитание читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям сказки.

Приоритетные виды детской деятельности

социально-коммуникативная   деятельность в интеграции с игровой.

Непосредственно образовательная

деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы

Экскурсия в библиотеку. Знакомство с профессией «Библиотекарь»

Образовательная деятельность в режимных моментах

по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Знакомство с русскими народными сказками. Чтение и пересказ сказки «Гуси – Лебеди».

П/игра: «Гуси - Лебеди»

Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей(виды деятельности и соответствующие формы работы)

Работа с подгруппой детей по совершенствованию умений передавать в рисунках образы персонажей из сказок.

Проектированиеп редметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы

Самостоятельная деятельность детей в «Уголке ряжения»

(Костюмы для детей, атрибуты к сказкам и т.д)

Взаимод.

с род. /

социал.

партнерами

Предложить родителям посетить с детьми районную детскую библиотеку.

День

недели

Среда

(Познавательное  развитие)

Цель: Формирование  представлений о первых книгах, о происхождении бумаги

Задачи: Дать представление о том, как появляется бумага.

Развивать представление о разнообразии книг, рукописей.

Воспитывать интерес к литературному чтению, бережное отношение к книгам.

Приоритетные виды детской деятельности

 познавательно-исследовательской деятельности в интеграции с художественной.

Непосредственно образовательная

деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы

Просмотр презентации «Откуда пришла бумага»

Беседа: «Какими бывают книги?»

Рисование на различных видах бумаги( Меллованная, гофрированная, бумага для акварели, салфетка) на свободную тему.

Образовательная деятельность в режимных моментах

по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Чтение книги Н.Носова «Огурцы». Обсуждение по прочитанному.

Д/И «Четвертый лишний».

П/И «Совушка»

Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей(виды деятельности и соответствующие формы работы)

Формирование у детей элементарное представление о аккуратности. Помощь детям при рисовании на бумаге.

Труд: С подгруппой детей приводим книги в порядок (подклеиваем, складываем)

Проектированиеп редметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы

Пополнение книжного уголка любимыми книгами детей, принесенными из домашней библиотеки

Взаимод.

с род. /

социал.

партнерами

Вместе с детьми и родителями оформить выставку работ: «Мои любимые  герои книг»

День

недели

Четверг

(Речевое  развитие)

Цель: Познакомить детей с книжной культурой, детской литературой, понимать на слух тексты различных жанров детской литературы, на основании чтения Русского фольклора.

Задачи: Продолжать знакомить детей с фольклорным жанром. Формирование умения объяснять основные различия между литературными жанрами

Воспитывать интерес к Русскому фольклору.

Приоритетные виды детской деятельности

Социально-коммуникативная в интеграции с художественно-эстетической деятельностью.

Непосредственно образовательная

деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы

Ситуативный разговор «Если тебе подарят книгу….»

«Знакомство с Русским фольклором»

Лепка «Герои русского фольклора»

Образовательная деятельность в режимных моментах

по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Ознакомление с малыми фольклорными формами. Значение потешек, поговорок, небылиц.

Д/ И «Закончи пословицу;  Д/И «Скажи наоборот»

П/И «Гори, гори ясно!»

Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей(виды деятельности и соответствующие формы работы)

Помощи детям при лепке героев фольклора.

Продолжаем воспитывать опрятность, следим за эстетическим видом группы.

Проектированиеп редметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы

Книжный уголок. В него входят сказки и рассказы российских и зарубежных писателей, сборники стихотворений, загадок.

Взаимод.

с род. /

социал.

партнерами

Предложить родителям организовать благотворительную акции для детей сирот «Подари книгу детям».

День

недели

Пятница

(художественно-эстетическое   развитие)

Цель: Развить предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства на основании стихотворения Я. Акима «Апрель»

Задачи: Заучить стихотворение Я. Акима «Апрель». Знакомство  с произведениями живописи. И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели». Воспитывать умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы.

Приоритетные виды детской деятельности

 художественно – эстетическое восприятие при интеграции с коммуникативной деятельностью.

Непосредственно образовательная

деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы

Заучивание стихотворения Я. Акима «Апрель»( знакомство с картинами художников И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели»

Знакомство с известными иллюстраторами детских книг

Ю. Васнецовым, И. Билибиным, В. Конашевичем, В. Лебедевым, Т. Мавриной, Е. Чарушиным.

Образовательная деятельность в режимных моментах

по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Ознакомление с авторскими сказками Братьев Гримм, Ш. Перро. Лепка из пластилина по сказке А.Александровой «Голубая птица»

П/И «Гори, гори ясно!». «Лапта»

Инсценировка  сказки к.И Чуковского «Муха-Цокотуха»

Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей(виды деятельности и соответствующие формы работы)

Беседа с детьми о любимых книгах русских и зарубежных писателей

Труд: Изготовление «Книжек-малышек» с детьми, которые изъявили желание.

Проектированиеп редметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы

Выставка иллюстраций « По мотивам Русских Народных сказок»

Взаимод.

с род. /

социал.

партнерами

Пригласить родителей на инсценировку сказки «Муха-Цокотуха»

Итоговое мероприятие по сказке К.И Чуковского

«Муха-Цокотуха»

Поле: дерево, цветы.

Дом мухи:  столики, самовар, диванчики, лавочки, чашки, блюдца.

Автор воспитатель:

 Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Мухо по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила самовар.

(Муха идет , находит денежку и покупает самовар, сервирует стол)

Муха: «Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!»

Тараканы: Мы – тараканы-рыжие!

Слышали, что нас приглашали,

К тебе в гости поспешали.(Пьют чай)

Автор: Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали.

Выходят  букашки:

(Хором):  Мы, букашки,

Пьём мы чая по три чашки,

С молоком и крендельком

Нынче Муха-Цокотуха именинница!(пьют чай)

Автор: Приходили к мухе блошки,

Блошки: Здравствуй муха,

Мы-блошки принесли тебе сапожки,

А сапожки не простые

В них застежки золотые!

Нынче Муха-Цокотуха именинница!(пью чай)

Автор: Прилетела к Мухе Бабушка – пчела:

Бабушка – Пчела: Тебе Муха-Цокотуха,

Я мёду принесла! (подает мёд, пьет чай)

Прилетает  бабочка , скачет кузнечик, садятся за стол.

Бабочка: Я принесла тебе варенье,

Кушайте варенье,

Или вам не нравится мое угощенье? (пьют чай)

(Появляется паук  с веревкой, крадется, берет муху за руку, и тащит, муха вырывается)

Автор: Вдруг какой-то старичок, паучок

Нашу муху в уголок поволок,

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить.

Муха: Дорогие гости помогите!

Паука злодея - погубите.

И поила я вас, и кормила я вас,

Не покиньте меня в мой последний час!

Автор: Но жуки, червяки испугались,

По углам по щелям разбежались.

Тараканы: ползем под те диваны!

Бабочка: Спрячусь я под лавочку!

Блошки: Побежим под ту кровать,

Не желаем воевать!

Автор: И никто даже с места не двинется,

Пропадай, погибай именинница!

А кузнечик, а кузнечик,

Ну совсем как человечек, скок, скок

По кусток, под мосток и молчок! (кузнечик прячется)

Автор: А паук то не шутит,

Руки, ноги он мухе веревками крутит

Муха криком кричит – надрывается,

А злодей мочит, ухмыляется

Автор: Вдруг откуда - то летит,

Маленький комарик,

И в руке его горит, маленький фонарик.

Комар: Где убийца? Где злодей?

Не боюсь его когтей!

(сражается с пауком ,  ранит паука, забирает  веревку, распутывает муху, паук убегает  раненый)

Комар: Я злодея погубил, я тебя освободил,

И теперь душа – девица на тебе хочу жениться!

(Все вылезают из под лавочек, диванчиков и тд.)

Букашки: Слава, слава комару! Победителю!

Кузнечик: Веселится народ, Муха замуж идет,

За лихого, удалого, молодого комара!

Тара-ра, тара-ра,

Заплясала мошкара.

Сапоги скрипят,

Каблуки стучат,-

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра:
Нынче Муха- Цокотуха

Именинница!

Все насекомые танцуют танец «Полька».

Библиография:

1.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г, № 1155

 2. От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

 3.    В.В.Гербова «Занятия по развитию речи», 2010

 4  О.С.Ушакова,А.Г.Арушанова,А.И.Максаков,Е.М.Струнина,Т.М.Юртайкина «Занятия по развитию речи в детском саду», 1998

5.Швайко Г.С.  «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», М: Гуманитар. Издат. Центр ВЛАДОС, 2006г –

6.  Лыкова И.А.   «Изобразительная деятельность в детском саду», М: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА». 2009г – 208с.

7.  Анищенкова Е.С.  «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»,  М,: АСТ: Астрель, 2007г – 58с.

8. Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада»   Воронеж: ИП Лакоценин С.С. 2009. – 666с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...