«Игра – важнейшее средство успешного развития познавательных процессов обучающихся»
консультация (младшая группа) по теме

Лапшина Татьяна Викторовна82

"Дидактичкские игра в развитии познавательных способностей" в ходе заседания Педагогического совета "Игра - важнейшее средство успешного развития позновательных процессов обучающихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_vystupleniya_na_pedbsovetah.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

                 Дидактические игры

  • способствуют развитию познавательных и умственных способностей;
  • получению новых знаний, их обобщению и закреплению,
  • расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных;
  • развитию памяти, внимания, наблюдательности;
  • развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

   Виды дидактических игр:

1.Игры с предметами (игрушками).

2.Настольно-печатные игры.

3.Словесные игры.

Игры с предметами - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.

Особое место в воспитании и развитии дошкольников имеет игра с предметами – заместителями, которая развивает воображение, фантазию, предпосылки логического мышления, а также умение находить атрибуты к игре и при необходимости их заменять на похожие по внешнему облику или предназначению. Предлагаю вам сейчас поучаствовать в игре – разминке, которая называется «Волшебный мешочек».

Суть игры заключается в том, что под музыку вы передаете мешочек. Когда музыка останавливается, тот, у кого в руках мешочек окажется, достает из него любой предмет и обозначает, какую роль в игре может выполнять этот предмет - заместитель.

(«Волшебный мешочек»)

Настольно - печатные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам «Лото», «Домино», «Парные картинки». С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия предметов. Например, в группе раннего возраста возможно проведение игр:

«Угадай по описанию», «Скажи , какой»

И снова предлагаю поиграть. Словесная игра для вас, уважаемые коллеги будет естественно сложнее. Приглашаю самых смелых выбрать карточку. На каждой карточке написана русская народная пословица или поговорка. Но они записаны

словами - синонимами. Каждый участник должен представить нам первоначальный образ этой пословицы или поговорки.

1. Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее.

(Баба с воза — кобыле легче)

2. Детская философия

(Устами младенца глаголет истина)

3. Без старания нет награды

(Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)

4. Чувства неподвластны разуму        

(Любовь зла — полюбишь и козла)

5. Непрерывное воспроизведение себе подобных

(Яблочко от яблони не далеко падает)

6. Безделье от страха

(Волков бояться — в лес не ходить)

7. Кого Бог спонсирует?  

(Кто рано встает, тому Бог подает)

8. Первый из них всегда обречен

(Первый блин комом)

Дидактические игры по своей сути очень разнообразны, но использование их часто ограничивается возрастными особенностями. Так, дидактические игры – путешествия являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей и ориентировкой  в пространстве. Их можно использовать как с детьми младшего возраста, так и с детьми старшего возраста. А дидактическая игра в опытнической деятельности, способствующая формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивающая основные психические процессы, наблюдательность, мышление, предназначена для детей более старшего возраста.

Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее.

Детская философия

Без старания нет награды

Чувства неподвластны разуму        

Непрерывное воспроизведение себе подобных

Безделье от страха

Кого Бог спонсирует?  

Первый из них всегда обречен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра – как важнейшее средство успешного развития познавательной сферы дошкольников

Данная консультация разработана для воспитателей детей раннего возраста.Рассмотрены различные дидактические игры,которые являются успешным средством  для познавательной сферы развития личности де...

Статья "Влияние мультимедийных средств на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста"

Влияние мультимедийных средств на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста - это  актуальная задача...

Консультация Дидактическая игра - важное средство интеллектуального развития детей.

Игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир людей и развивается. Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности ребенка, и прежде всего...

Конструирование как средство сенсорного развития познавательных процессов у детей раннего возраста

Конструирование как средство сенсорного развития познавательных процессов у детей раннего возраста...