Консультация Дидактическая игра - важное средство интеллектуального развития детей.
статья

Игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир людей и развивается. Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности ребенка, и прежде всего, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности. Н.К. Крупская писала: "Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения… изучает растения, животных".

Дидактическая игра – игровая форма упражнений, без которых нельзя обойтись в обучении. Чтобы дети приобрели знания, умения, навыки, их надо упражнять в этом. Упражнение, проводимое в игровой форме, совсем по-другому воспринимается детьми. Они с интересом повторяют нужные действия, слова. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

А. С. Макаренко характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…».

Дидактическая задача, заинтересована в игровой форме, решается ребёнком более успешно, так как его внимание направлено на развёртывание игрового действия и выполнения правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Классификация дидактических игр:

  • с игрушками и предметами;
  • настольно – печатные;
  • словесные.

При отборе дидактической игры педагог должен четко представлять себе требования, которым она должна придерживаться:

  • дидактическая игра должна отражать реальную картину окружающего мира и быть доступной детям;
  • обеспечивать возможность играть как одному ребенку, так и не большой группе детей;
  • позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания;
  • материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать эстетическим нормам.

Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, игровыми правилами,
  •  игровыми действиями, дидактическим материалом;
  • развитие у детей игрового настроения, желания играть;
  • показ игровых действий;
  • подведение итогов игры.

В работе дошкольного учреждения в каждой возрастной группе должны использоваться разнообразные дидактические игры для интеллектуального развития детей.

Игры с игрушками и предметами используются в основном в младших группах. Они развивают способность подражать взрослому, умение спокойно заниматься в течение некоторого времени.

Игра «Весёлые медвежата». Для игры понадобятся медвежата и машинки, вырезанные из цветного картона. Педагог предлагает ребёнку посадить каждого медвежонка в подходящую по цвету машинку.

Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в пространстве, умение предвидеть результаты своего хода.  Настольные игры -  предметное лото, домино; тематические игры ("Где что растет", "Когда это бывает"). Игры - мозаики.

Словесные дидактические игры. С большим интересом проходят игры – беседы. Дети являются отличными собеседниками в данных играх. Часто ребята сами подсказывают тему для беседы: «Почему солнце горячее?», «Почему нет сейчас динозавров?», «Почему болит зуб?».

Игры – предположения «Что было бы, если бы пошёл снежный дождь?», «Что было бы, если бы не было электричества?», такие игры учат детей возможности думать, рассуждать, высказывать своё мнение, исходя из своего опыта.

Огромную роль в интеллектуальном развитии играет математика, в работе с дошкольниками педагог должен использовать следующие дидактические игры по формированию математических представлений:

- игры с числами и цифрами,

- игры – путешествия во времени,

- игры с геометрическими фигурами,

- игры на логическое мышление

Игра «Составь картинку»

Детям предлагается в индивидуальной или коллективной игре составить картинку по разделенному, контурному образцу, без образца, по замыслу.

Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей. Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности.

Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится вовремя, отведенного в режиме на непосредственную образовательную деятельность. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе.

       Дидактические игры представляют большую ценность в развитии интеллектуальных способностей дошкольников. Интеллектуальные способности ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является на данном возрастном этапе ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра - важное средство интеллектуального развития детей.

         Игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир людей и развивается. Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности ребенка, и прежде всего, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности. Н.К. Крупская писала: "Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения… изучает растения, животных".

Дидактическая игра – игровая форма упражнений, без которых нельзя обойтись в обучении. Чтобы дети приобрели знания, умения, навыки, их надо упражнять в этом. Упражнение, проводимое в игровой форме, совсем по-другому воспринимается детьми. Они с интересом повторяют нужные действия, слова. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

А. С. Макаренко характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…».

Дидактическая задача, заинтересована в игровой форме, решается ребёнком более успешно, так как его внимание направлено на развёртывание игрового действия и выполнения правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Классификация дидактических игр:

  • с игрушками и предметами;
  • настольно – печатные;
  • словесные.

При отборе дидактической игры педагог должен четко представлять себе требования, которым она должна придерживаться:

  • дидактическая игра должна отражать реальную картину окружающего мира и быть доступной детям;
  • обеспечивать возможность играть как одному ребенку, так и не большой группе детей;
  • позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания;
  • материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать эстетическим нормам.

Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, игровыми правилами,
  •  игровыми действиями, дидактическим материалом;
  • развитие у детей игрового настроения, желания играть;
  • показ игровых действий;
  • подведение итогов игры.

В работе дошкольного учреждения в каждой возрастной группе должны использоваться разнообразные дидактические игры для интеллектуального развития детей.

Игры с игрушками и предметами используются в основном в младших группах. Они развивают способность подражать взрослому, умение спокойно заниматься в течение некоторого времени.

Игра «Весёлые медвежата». Для игры понадобятся медвежата и машинки, вырезанные из цветного картона. Педагог предлагает ребёнку посадить каждого медвежонка в подходящую по цвету машинку.

Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в пространстве, умение предвидеть результаты своего хода.  Настольные игры -  предметное лото, домино; тематические игры ("Где что растет", "Когда это бывает"). Игры - мозаики.

Словесные дидактические игры. С большим интересом проходят игры – беседы. Дети являются отличными собеседниками в данных играх. Часто ребята сами подсказывают тему для беседы: «Почему солнце горячее?», «Почему нет сейчас динозавров?», «Почему болит зуб?».

Игры – предположения «Что было бы, если бы пошёл снежный дождь?», «Что было бы, если бы не было электричества?», такие игры учат детей возможности думать, рассуждать, высказывать своё мнение, исходя из своего опыта.

Огромную роль в интеллектуальном развитии играет математика, в работе с дошкольниками педагог должен использовать следующие дидактические игры по формированию математических представлений:

- игры с числами и цифрами,

- игры – путешествия во времени,

- игры с геометрическими фигурами,

- игры на логическое мышление

Игра «Составь картинку»

Детям предлагается в индивидуальной или коллективной игре составить картинку по разделенному, контурному образцу, без образца, по замыслу.

Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей. Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности.

Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится вовремя, отведенного в режиме на непосредственную образовательную деятельность. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе.

       Дидактические игры представляют большую ценность в развитии интеллектуальных способностей дошкольников. Интеллектуальные способности ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является на данном возрастном этапе ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство интеллектуального развития ребенка

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями...

Дидактическая игра как средство интеллектуального развития

Одним из наиболее эффективных методов познавательного развития детей дошкольного возраста является игра как ведущий вид деятельности в дошкольный период. Наибольшим обучающим потенциалом обладает дида...

Использование дидактических игр, как средства интеллектуального развития детей дошкольного возраста

laquo;Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности»...

Презентация "Дидактическая игра как средство интеллектуального развития"

Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей.Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме....

"Дидактическая игра - как средство интеллектуального развития дошкольников"

Вступивший в силу 1 января 2014 года ФГОС дошкольного образования не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка...

Дидактические игры – важное средство умственного развития детей

laquo;Игра - это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности»....