Рабочая программа реализации образовательной программы дошкольного образования МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Радуга» группы кратковременного пребывания детей 1,5-2 лет
рабочая программа
Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста. Помимо того, что период раннего детства — один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов, в настоящее время наблюдается заметная акселерация развития, которая отражается на результатах развития детей раннего возраста. Многие дети имеют более высокие показатели уже к моменту рождения, раньше начинаются процессы прорезывания зубов, хождения, говорения. Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, адаптация к поступлению в дошкольное учреждение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_gruppy_kratkovremennogo_prebyvaniya_detey.docx | 100.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Радуга»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»
ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ 1,5-2 ЛЕТ
Составитель: Чуркина Н.В. старший воспитатель
г. Югорск
Содержание
I. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | ||
1.1. | Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………. | 3 | |
1.2. | Цели и задачи реализации образовательной программы……………………………………………………………. | 4 | |
1.3 | Основные принципы и подходы формирования программы………………………………………………………… | 5 | |
1.4 | Значимые характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности контингента детей………. | 6 | |
1.5 | Планируемые результаты освоения Программы ……………………………………………………………………... | 8 | |
II. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | ||
2.1. | Описание образовательной деятельности в образовательных областях……………………………………………. | 13 | |
2.1.1 | Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»………………………………………………. | 13 | |
2.1.2 | Образовательная область «Познавательное развитие» ……………………………………………………………… | 18 | |
2.1.3 | Образовательная область «Речевое развитие»………………………………………………………………………... | 20 | |
2.1.4 | Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» ………………………………………………. | 22 | |
2.1.5 | Образовательная область «Физическое развитие» …………………………………………………………………... | 24 | |
2.2 | Особенности ОД разных видов и культурных практик ……………………………………………………………… | 25 | |
2.3 | Способы и направления поддержки детской инициативы…………………………………………………………… | 27 | |
2.4. | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников…………………………… | 29 | |
III. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | ||
3.1. | Материально-техническое обеспечение………………………………………………………………………………. | 32 | |
3.2. | Обеспечение методическими материалами и средствами обучения………………………………………………… | 33 | |
3.3. | Организация развивающей предметно-пространственной среды…………………………………………………… | 35 | |
3.4. | Режим дня……………………………………………………………………………………………………………….. | 37 | |
3.5. | Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий………………………………………………….. | 40 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ | |||
Комплексно-тематическое планирование в группе кратковременного пребывания |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа является приложением к основной образовательной программе дошкольного образования МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Радуга» (далее – Программа), является нормативным документом и рассчитана на один год образовательной работы с воспитанниками.
Данная Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 21.10.2014)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» с изменениями и дополнениями от 20 июля, 27 августа 2015г. (далее – СанПиН).
- Основной образовательной программой МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга».
- Образовательная программа дошкольного образования для детей от двух месяцев до трех лет «Теремок» И. Лыкова, Е. Касаткина
Группа работает 2 раза в неделю, оптимальное время пребывания ребенка в группе составляет 3 часа в день с 10.00 до 13.00. Дети находятся со своими сверстниками. С ними постоянно работает воспитатель, педагог-психолог и учитель-логопед, музыкальный руководитель.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяются в соответствии ФГОС дошкольного образования, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, адаптация к поступлению в дошкольное учреждение.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
3.Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
4. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
5. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
6. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
7. Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей, оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития воспитанников.
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями ХМАО-Югра. Работа по данному направлению предусматривает развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
1.3. Основные принципы и подходы формирования образовательной программы
Программа является современной интегративной программой, реализующей деятельности подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования. Основополагающими принципами построения Программы являются:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости, опирающихся на основные положения возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- полноценное проживание ребенком этапа раннего детства, обогащение детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- принципу соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности, что позволяет решать поставленные в ДОУ цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»;
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принцип целостности и интеграции образовательного процесса;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
- возрастные особенности развития детей.
В данной учебной рабочей программе (далее – программе) запланирована работа, проводимая с детьми 1,5-2 лет.
1.4 Значимые характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста. Помимо того, что период раннего детства — один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов, в настоящее время наблюдается заметная акселерация развития, которая отражается на результатах развития детей раннего возраста. Многие дети имеют более высокие показатели уже к моменту рождения, раньше начинаются процессы прорезывания зубов, хождения, говорения.
Опережающим отмечается и социальное развитие, значительно раньше отмечается кризис трех лет. Повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов и систем (быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагоприятном фоне — при незрелости психофизиологических функций организма, а это повышает ранимость). Малыши в большей степени подвержены заболеваниям из-за несовершенства деятельности внутренних органов, высокого уровня утомляемости, им трудно переключиться с одной деятельности на другую, соответственно, доминантой становится процесс возбуждения и как следствие — неустойчивое эмоциональное состояние. Взаимосвязь физического и психического развития — это общая закономерность, присущая любому возрасту, но в раннем детстве она проявляется особенно ярко, потому что в этот период происходит становление всех функций организма. Именно в раннем детстве учеными отмечается наиболее прочная связь и зависимость умственного и социального развития от физического состояния и настроения ребенка (ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему; снижается восприимчивость, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные умения: речевые, двигательные, социальные). Яркая специфика психофизиологических и индивидуальных различий (особенно в раннем возрасте важно учитывать индивидуальные, психофизиологические различия — уровень активности, регулярность биоритмов, степень комфортности при адаптации любого вида; настроение, интенсивность реакций, порог чувствительности, отвлекаемость, упорство и внимание). Этому возрасту свойственно удовлетворение ребенком естественных психофизиологических потребностей: — сенсомоторной потребности; — потребности в эмоциональном контакте; — потребности во взаимодействии и общении со взрослыми (контактное общение в 2—3 месяца; познавательное общение в 3—10 месяцев; вербально-невербальное общение в 10 месяцев—1,5 года; игровое и деловое общение в 1,5—3 года). Специфичностью проявления нервных процессов у ребенка являются: — легкость выработки условных рефлексов, но при этом же — сложность их изменения; — повышенная эмоциональная возбудимость; — сложность переключения процессов возбуждения и торможения; — повышенная эмоциональная утомляемость. Развитие детей раннего возраста имеет свою неповторимую специфику, что выражается в тесной взаимосвязи физиологических и психологических компонентов. На третьем году жизни ребенок вырастает в среднем на 7—8см, прибавка в весе составляет 2—2,5 кг. Дети активно овладевают разнообразными движениями. Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий. Но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать свои движения. Поэтому воспитателю необходимо проявлять повышенное внимание к действиям детей, оберегать их от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению в среде сверстников.
Организм младших дошкольников недостаточно окреп. Дети легко подвергаются инфекциям. Особенно часто страдают их верхние дыхательные пути, так как объем легких ребенка пока небольшой, и малыш вынужден делать частые вдохи и выдохи. Эти особенности детей воспитателю надо постоянно иметь в виду: следить за чистотой воздуха в помещении, за правильным дыханием детей (через нос, а не ртом) на прогулке, во время ходьбы и подвижных игр. В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность. На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова, придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет быстрое освоение грамматических форм. Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников. Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования в младенческом и раннем возрасте относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте (от 1,5 – 2 лет):
- ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
- эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности;
- соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их;
- владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
- появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами;
- проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- с пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх;
- проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
- у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанья, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей
(ч.2 ст.11 ФЗ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников (ч.2 ст.64 ФЗ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Промежуточные результаты освоения программы на основе программы «Радуга»
1,5 – 2 лет
Образовательные области | Достижения детей |
Познавательное развитие | Ребенок с интересом и удовольствием действует со взрослым и самостоятельно с предметами, дидактическими игрушками и материалами. Успешно выделяет и учитывает цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий. Проявляет активность и интересуется животными ближайшего природного окружения, замечает цветущие растения, явления природы. Сенсорное развитие Различает не менее 3 цветов, помнить их названия, сортировать предметы по заданному образцу цвета. Анализирует размеры при помощи минимум трѐх определений (большой, средний, маленький). Без затруднений собирать пирамидку. Минимальное количество элементов в этом возрасте 5–8 колец. Собирает целую картинку из разрезанных элементов. Оптимальное количество элементов в этом возрасте 4-6-8. Оперирует представлениями о форме предметов. Различает понятия «куб», «шар», «кирпичик». Сортирует одинаковые предметы по общим признакам: цвету, форме, размеру. |
Физическое развитие | Умеет ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. Интересуется разнообразными физическими упражнениями, действиями с физкультурными пособиями (погремушками, ленточками, кубиками, мячами и др.). При выполнении упражнений демонстрирует достаточную координацию движений, быстро реагирует на сигналы. С большим желанием вступает в общение с воспитателем и другими детьми при выполнении игровых физических упражнений и в подвижных играх. Стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по отношению к некоторым двигательным действиям. Переносит освоенные простые новые движения в самостоятельную двигательную деятельность. Подвижные игры. Проявляет активность в играх с мячами, платочком, погремушкой и т. д. Умеет выполнять действия по сигналу. |
Социально-коммуникативное развитие | Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Общается и взаимодействует с взрослыми и сверстниками, эмоционально отзывчив, уважительно и доброжелательно относится к окружающим. Умеет участвовать в совместной деятельности. Ребенок положительно настроен, охотно посещает детский сад, относится с доверием к воспитателям, общается, участвует в совместных действиях с воспитателем, переносит показанные игровые действия в самостоятельные игры. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу. Дружелюбен, доброжелателен к сверстникам, с интересом участвует в общих играх и делах совместно с воспитателем и детьми. Строит сюжет из нескольких связанных по смыслу действий, принимает (иногда называет) свою игровую роль, выполняет игровые действия в соответствии с ролью. Охотно общается с воспитателем и с детьми, вступает в игровое взаимодействие. Малыш активен в выполнении действий самообслуживания, стремится к оказанию помощи другим детям. Культурно-гигиенические навыки. Проявляет опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Способен самостоятельно умываться, мыть руки. Умеет пользоваться расческой, носовым платком. Самообслуживание. Умеет самостоятельно одевать носочки, колготки, раздеваться. Умеет с помощью взрослого складывать и вешать одежду. Проявляет интерес к профессиям родителей. Безопасность собственной жизнедеятельности. Знаком с правилами безопасного поведения во время игр. |
Речевое развитие | Ребенок активен и инициативен в речевых контактах с воспитателем и детьми. Проявляет интерес и доброжелательность в общении со сверстниками. Легко понимает речь взрослого на наглядной основе и без наглядности, использует в разговоре форму простого предложения из 4-х и более слов, правильно оформляет его. Самостоятельно использует форму приветствия, прощания, просьбы и благодарности. Художественная литература Способен слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию. Проявляет внимание и интерес к слову в литературном произведении. Проявляет интерес к книге, с удовольствием рассматривает иллюстрированные издания знакомых произведений. |
Художественно-эстетическое развитие | Знает, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать. Различает красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета. Умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать от большого комка глины маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу. Лепит несложные предметы; аккуратно пользуется глиной. Различает основные формы деталей строительного материала. С помощью взрослого сооружает разнообразные постройки, используя большинство форм. Разворачивает игру вокруг собственной постройки. Узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий — низкий). Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы. Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки. Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук. Называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен. Подыгрывание на детских ударных музыкальных инструментах народные мелодии. Умеет подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне. |
Педагогическая диагностика
При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей (п.3.2.3. ФГОС ДО). Оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Используются формы и методы педагогической диагностики:
1. опрос матери (при приеме ребенка в д/с и в дальнейшем по ходу развития ребенка)
2. наблюдение за поведением
- игра и упражнения;
- создания ситуаций;
- наблюдения и анализ наблюдений.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Описание образовательной деятельности в образовательных областях:
Программа, ориентированная на ребенка, создает комплексные возможности для развития детей дошкольного возраста во всех образовательных областях, указанных в п. 2.7. ФГОС ДО, а именно в:
- социально-коммуникативном развитии;
- познавательном развитии;
- речевом развитии;
- художественно-эстетическом развитии;
- физическом развитии.
Подбор материалов, методы образования, способы взаимодействия педагогов с детьми в группе организованы в соответствии с принципами позитивной социализации и индивидуализации ребенка. Работа в каждом из центров активности способствует комплексному развитию детей во всех образовательных областях, обеспечивающемуся в контексте сотрудничества и содействия детей и педагогов. В Программе приведены примеры возможных способов такой работы и описание их влияния на детское развитие.
2.1.1Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Содержание образовательной области „Социально-коммуникативное развитие " направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу».
Формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его рели в обществе и жизни каждого человека»".
Содержание образовательной области направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Развитие игровой деятельности
Сюжетно-ролевые игры
Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников.
Помогать играть рядом, не мешая друг другу.
Развивать умение играть вместе со сверстниками.
Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой.
Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы - заместители.
Подводить детей к пониманию роли в игре.
Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.
Подвижные игры
Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием.
Приучать к совместным играм небольшими группами.
Поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание).
Театрализованные игры
Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор).
Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и нет живой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм).
Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.
Создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).
Дидактические игры
Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей.
Учить собирать пирамидку (башенку) из 5-8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (крут, треугольник, квадрат, прямоугольник); составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина).
Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т.п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т.п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый —холодный», «Легкий —тяжелый» и т.п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т.д.).
Приобщение к элементарным общепринятым нормами правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)
Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.
Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
Продолжать формировать умение здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого); излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».
Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям.
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
Образ Я. Закреплять умение называть свое имя.
Семья. Развивать умение называть имена членов своей семьи.
Детский сад. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.). Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.
Развитие трудовой деятельности
Обучать детей порядку одевания и раздевания; формировать умение складывать в определенном порядке снятую одежду. Приучать к опрятности. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей.
Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека
Воспитывать интерес к труду взрослых.
Расширять круг наблюдений детей за трудом взрослых. Обращать их внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия. Поддерживать желание помогать взрослым.
В помещении и на участке привлекать внимание детей к тому, как взрослый ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит).
Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца и т. д.).
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности
Знакомить с элементарными правилами поведения в детском саду: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; уходить из детского сада только с родителями; не разговаривать и не брать предметы и угощение у незнакомых людей и т.д.
Объяснять детям, что нельзя брать в рот несъедобные предметы, никакие предметы нельзя засовывать в ухо или в нос —это опасно!
Учить детей правилам безопасного передвижения в помещении: быть осторожными при спуске и подъеме по лестнице; держаться за перила.
С помощью художественных и фольклорных произведений знакомить с правилами безопасного для человека и окружающего мира поведения.
О правилах безопасности дорожного движения. Дать детям элементарные представления о правилах дорожного движения: автомобили ездят по дороге (проезжей части); светофор регулирует движение транспорта и пешеходов; на красный свет светофора нужно стоять, на зеленый—двигаться; переходить улицу можно только со взрослым, крепко держась за руку.
Рассказать детям, что по дороге ездят различные автомобили. Ведет автомобиль водитель. В автобусах люди едут на работу, в магазин, в детский сад.
Объяснять элементарные правила поведения детей в автобусе (в автобусе дети могут ездить только со взрослыми; разговаривать, нужно спокойно не мешая другим; слушаться взрослых и т. д.).
Читать детям рассказы, стихи, сказки по теме «Дорожное движение».
Формирование предпосылок экологического сознания
Формировать элементарные представления о правильных способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых.
Объяснять детям, что рвать любые растения и есть их нельзя.
2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие»:
В сфере познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
– ознакомления детей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями;
– развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей.
В сфере ознакомления с окружающим миром.
Взрослый знакомит детей с назначением и свойствами окружающих предметов и явлений в группе, на прогулке, в ходе игр и занятий; помогает освоить действия с игрушками-орудиями (совочком, лопаткой и пр.).
В сфере развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей.
Взрослый поощряет любознательность и исследовательскую деятельность детей, создавая для этого насыщенную предметно-развивающую среду, наполняя ее соответствующими предметами. Для этого можно использовать предметы быта – кастрюли, кружки, корзинки, пластмассовые банки, бутылки, а также грецкие орехи, каштаны, песок и воду. Взрослый с вниманием относится к проявлению интереса детей к окружающему природному миру, к детским вопросам, не спешит давать готовые ответы, разделяя удивление и детский интерес.
Сенсорное развитие.
Создавать условия для восприятия объектов разными анализаторами отдельно и в комплексе (зрением, слухом, обонянием, осязанием).
Инициировать разнообразные действия с предметами с целью «открытия» их постоянных и переменных свойств (форма, цвет, величина, вкус, запах слухом, обонянием, осязанием).
Разнообразить действия с предметами, дидактическими и образными игрушками: находить части и собирать целый предмет или его изображение (вырезные картинки)» мозаику и простые пазлы.
Собирать пирамидку разными способами (нанизывать кольца в убывающем и возрастающем порядке), нанизывать бусы из крупных элементов, играть в лото и домино, перебирать мелкие предметы, надевать прищепки, конструировать из кубиков вертикальные и горизонтальные постройки, называя, что получилось.
Давать для экспериментирования различные материалы (бытовые, природные, художественные). Проводить игры-занятия с игрушками, имитирующими орудия труда (молоточком заколачиваем, гаечным ключом закручивать).
Знакомить с природными объектами, которые ребенок может видеть дома и на картинках: животные (рыбы, звери, птицы, насекомые), растения (зеленая кие кусты, большие деревья); природные явления (солнышко, тучки, дождь, снег и др.). Учить различать по характерным (наиболее ярким) признакам небольшое количество объектов растительного и животного мира и явлений неживой природы. Развивать сенсорные способности в процессе восприятия и обследования объектов природы.
Побуждать находить в природе интересные материалы для игровых занятий и творчества (шишки, палочки, желуди, кору, хвою, листья).
Знакомить с книгой: слушать, понимать содержание, называть и описывать персонажей, обыгрывать эпизоды. Создавать условия для игры в воображаемом плане: делаем вид, что мы кошечки, что у нас в миске молоко; кладем в воображаемую корзинку воображаемые грибы.
Поддерживать любознательность, давать ответы на вопросы, рассказывать о том, что ребенка заинтересовало.
Учить действовать по словесной просьбе, поручению, инструкции. Начинать знакомить с правилами поведения дома, в детском саду, общественных местах. При этом четко формулировать правила и запреты, лаконично, в доступной форме, наглядно пояснять причины и следствия. Все, что не угрожает жизни, а потом объяснить ему, как нужно вести себя в подобных ситуациях, чтобы полученный опыт был описан словесно и закрепился в памяти.
Поощрять самостоятельность. Поддерживать становление свободной игры, отражающей разные представления о мире и накопленный опыт (3-5 действий, которые повторяются в разных вариациях). Постепенно расширять игровой репертуар на основе новых впечатлений об окружающем (например, появление в семье малыша, наблюдение за радугой, поездка на поезде, посещение врача).
- Образовательная область «Речевое развитие»:
Возраст от 1,5-2 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Характерной особенностью поведения ребенка этого возраста является большая потребность в частом общении со взрослыми и высокая обучаемость. Ранний возраст – это начало. Ребенок только входит в мир отношений, он неопытен и очень доверчив.
Наша задача – помочь ему сохранить эту доверчивость, полюбить тех, кто неустанно заботится о нем; создать бодрое, жизнерадостное настроение – все это необходимо для всестороннего и гармоничного развития в последующие годы. Детей приучают слушать, следить за тем, что делает и что показывает взрослый, побуждать его словам и действиям, выполнять задания воспитателя. Научить пользоваться внеречевыми средствами (мимикой, жестами, действиями) для достижения речевых целей, чтобы в последствии он мог перейти к речевому общению. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи между предметами и явлениями: временные, пространственные, количественные, простейшие причинно-следственные. Необходимость отражения этих отношений и связей в речи побуждает детей к активному освоению грамматических форм (окончаний, суффиксов, приставок). Расширение социальных контактов заставляет правильно воспринимать слова, стремиться точнее их произносить, чтобы быть понятным слушателями.
Задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста: помочь им в освоении разговорной речи. Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, использую речевые средства. Представления, навыки, умения.
Понимание речи
Расширять запас понимаемых слов, обозначающих части тела ребенка и его лица. Называть детям цвет предметов, размер, форму (кубик, кирпичик, крыша – призма), состояние (чистый, грязный), а также место нахождения предмета (здесь, там), временные (сейчас) и количественные (один и много) отношения. Закреплять умение детей с помощью взрослого подбирать знакомые предметы по цвету. Развивать умение понимать слова, обозначающие способы передвижения животных (летает, бегает), способы питания (клюет, лакает и т.п.), голосовые реакции (лает, мяукает и т.п.); способы передвижения человека (идет, бегает и т.п.). Развивать умение понимать предложения с предлогами в, на. Развивать умение узнавать и показывать знакомые предметы независимо от их размера и цвета и соотносить одно и то же действие с несколькими предметами (кормить куклу, мишку и т.п.). Содействовать пониманию сюжетов небольших инсценировок с игрушками, спектаклей кукольного театра о событиях, знакомых детям по личному опыту.
Активная речь
Поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо ав-ав – собака и т.п.).
Предлагать образцы правильного произношения слов, побуждать детей к подражанию.
Продолжать расширять и обогащать словарный запас:
- существительными, обозначающими названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств;
- глаголами, обозначающими бытовые (есть, умываться и т.п.), игровые (катать, строить и т.п.) действия, действия противоположные по значению (открывать – закрывать и т.п.);
- прилагательными, обозначающими цвет, величину предметов;
- наречия (высоко, низко, тихо).
Формировать умение детей составлять фразы из 2-3 слов, правильно употреблять грамматические формы;
- согласовывать существительные и местоимения с глаголами; употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени; использовать предлоги (в, на, за, к, с).
Предлагать образцы употребления вопросительных слов (кто, что, куда, где).
Способствовать формированию интонационной выразительности.
Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи.
Подсказывать им поводы для обращения к взрослым и сверстникам (попроси; поблагодари; предложи; посмотри, кто пришел, и скажи нам и т.д.).
Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Под ее влиянием изменяется характер восприятия ребенка. Начав понимать словесное обозначение и смысловое значение слов, он по-иному воспринимает окружающие явления. С развитием понимания и самостоятельной речи ребенка все окружающее становится для него более понятным, осмысленным, взаимосвязанным. Второй год жизни ребенка – период интенсивного формирования всех сторон речи. На втором году жизни поведение ребенка начинает регулироваться словом. После 1г6мес он понимает смысл сказанного без наглядного подкрепления, т.е. показа. Малыш учится действовать по представлению. С ним можно говорить не только о настоящем, но и о недавнем прошлом, обращаясь к его опыту в памяти. В первом полугодии второго года жизни важнейшей задачей является развитие у детей понимания речи взрослого. В становлении активной речи большую роль играет формирование способности подражать. Во втором полугодии задача совершенствования понимания речи остается, но главным является развитие активной речи. К 2 годам активный словарь увеличивается до 300 слов. У малышей появляются 2-3 словные предложения. Продолжает развиваться умение обобщать предметы по существенным признакам. Появляются вопросы: что? где? К концу 2 года продолжает развиваться подражание, речь становится более выразительной
2.1.4 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Задачи: Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение,
доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы.
Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.
Знакомить с народными игрушками: матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей.
Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная), их форму, цветовое оформление.
Изобразительная деятельность.
Рисование. Развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.
Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора.
Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (ворсом кисти). Учить следить за движением карандаша по бумаге.
Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов, линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.
Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить детей различать цвета карандашей, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.
Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш.
Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде.
Учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш — тремя пальцами выше отточенного конца, кисть — чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.
Лепка. Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином. Учить аккуратно пользоваться материалами.
Учить дошкольников отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).
Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик. Приучать детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.
Конструктивно-модельная деятельность.
В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик,), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.
Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.
Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.)
По окончании игры приучать убирать все на место.
Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.
Учить совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины.
Поддерживать желание детей строить самостоятельно.
В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки).
- Образовательная область «Физическое развитие»:
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения. Выделены 2 компонента двигательной активности – самостоятельная (игры) и организованная (гимнастика, игры-занятия, закаливание). После 1г 6 мес движения становятся более точными: дети начинают ходить по ограниченной поверхности, спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила. Некоторые начинают бегать. Развиваются координированные движения рук.
Задачи воспитания:
Продолжать укреплять здоровье детей
Закаливать их организм
Развивать основные виды движений
Создавать условия, способствующие развитию двигательной активности, поддерживающие бодрое состояние детей, предупреждать утомлений детей.
Содействовать развитию основных движений
Учить ходить в прямом направлении, сохраняя равновесие и постоянно включая движения рук
Подлезать, перелизать
Отталкивать предметы при бросании и катании
Выполнять движения совместно с другими детьми.
Результаты усвоения программы
Ходьба стойкой в прямом направлении, ходьба по доске
Перешагивание через веревку или палку, приподнятую от пола на 1218 см
Перелезать через бревно (d – 15-20), подлезать под веревку (h – 35-40),
пролезать в обруч (d 20-25)
Катать мяч (d – 20-25) в паре со взрослым, катать по скату и переносить мяч к скату.
Бросать мяч (d – 6-8см) правой и левой рукой на расстояниях 50-70 см.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
«Художественная литература», - где используются элементы произведений физической направленности;
«Музыкальное воспитание» - где используются элементы музыкального сопровождения на физкультурных занятиях.
2.2. Особенности ОД разных видов и культурных практик
Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В тоже время, освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для её осуществления.
Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка. В сетке непосредственно образовательной деятельности игровая деятельность не выделяется в качестве отдельного вида деятельности, так как она является основой для организации всех других видов детской деятельности.
Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные, коммуникативные игры, пр. При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием непосредственно организованной образовательной деятельности.
Организация сюжетно-ролевых, театрализованных игр осуществляется преимущественно в режимных моментах.
Речевое развитие направлено на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности и т.д. Включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы.
Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, развитие способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть организовано как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух, и как прослушивание аудиозаписи.
Конструирование и изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности Художественно-творческая деятельность неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.
Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем в специально оборудованном помещении (музыкальном зале).
Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической культурой в соответствии с положениями действующего СанПин.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости, дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.
Культурные практики
• совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, строительно-конструктивные, настольно-печатные игры и др) направлена на обогащение содержания игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
• ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов) и имитационно-игровыми. Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.
• художественно-творческая деятельность детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
• сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры.
• Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха.
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом возрасте является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
- предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
- отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
- не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
- формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
- побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);
- поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
- устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;
- проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и потарапливания детей;
- для поддержания инициативы в продуктивной деятельности по указанию ребенка создавать для него изображения или поделку;
- содержать в доступном месте все игрушки и материалы;
- поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Взаимопознание и взаимоинформирование.
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений.
Такое информирование происходит при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях,) либо опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, газет, журналов (рукописных, электронных), разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов управления образованием), а также переписки (в том числе электронной).
Совместная деятельность педагогов, родителей, детей
Для родителей проводятся лекции-семинары или индивидуальные консультации по вопросам воспитания и обучения детей. Основное содержание психолого-педагогической помощи семье – это формирование адекватных способов взаимодействия родителей и их ребенка. В некоторых случаях родители приглашаются на занятия, чтобы снизить нервно-психическое напряжение ребенка, в других – специалист взаимодействует с ребенком через родителей.
Присутствуя на занятиях, родители перенимают некоторые методы и приемы работы с ребенком, что помогает научиться организовать свое общение с ним дома. Для родителей и детей из обычных групп и групп кратковременного пребывания проводятся совместные праздники. Такая форма работы способствует социализации и индивидуализации ребенка. Совместное воспитание и обучение дает основу для их социальной адаптации.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:
1. Познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей раннего возраста и адаптации их к условиям ДОО.
2. Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.
3. Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном развитии дошкольников, Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка ко взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.
4. Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.
5. Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
6. Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.
Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги-родители-дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.
План работы с родителями (законными представителями) воспитанников группы кратковременного пребывания
Месяц | Тема, формы работы | |||
Беседы | Консультации | В уголке для родителей (папки-передвижки, памятки, рекомендации)) | Родительские собрания Анкетирование | |
Сентябрь | «Режим дня»; «Как приучить ребенка к горшку?» «О прохождении адаптации детей». | «Какие игрушки нужны малышу в раннем возрасте» «Адаптация детей, что это такое?» | «Первый раз в детский сад»; родителям при поступлении детей в детский сад?» «Особенности развития ребенка третьего года жизни» | Анкетирование «Анкета – знакомство» |
Октябрь | «Любимые игрушки» «Вредные привычки» | «Игрушка в жизни ребенка» «Как уберечь ребенка от опасностей в быту» | «Прогулки с детьми осенью» «Совместные игры детей и родителей» | Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к ДОУ» |
Ноябрь | «Игры с детьми в выходные дни» | «Привитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» «Домашние животные и дети» | «Если ребенок мечтает о домашнем животном» | |
Декабрь | «Как сделать утро ребенка добрым?» | «Что и как подарить ребенку на новый год?» «Профилактика ОРЗ и гриппа» | «Наблюдения с детьми зимой» | |
Январь | «Если ваш ребенок не хочет убирать за собой игрушки» | «Как организовать детский досуг в зимнее время» | «Первые подвижные игры малышей» «Родителям маленьких детей об основах безопасности жизни?» | Родительское собрание «Растем, играя» |
Февраль | «О плаксах» | «Как выбрать книгу для малыша» «От игры в кубики к конструированию» | «23 февраля – день защитника Отечества» «Сенсорный мир ребенка» | |
Март | «Если ребенок упрямится» | «Говорящие пальчики» «Можно ли добиться послушания детей» | «8 марта-международный женский день» «Осторожно – сосульки» «Весенние прогулки с родителями» | |
Апрель | «Для чего нужны пальчиковые игры?» «О любимых игрушках «Об активных детях» | «Воспитание сказкой» «Игрушка в жизни ребенка» | «Как выбрать книгу для малыша?» «Какие игрушки нужны малышу?» «Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки» | |
Май | «Игры детей на природе» | «Весенние прогулки с малышом» «Правила безопасного поведения детей на дороге» | «Основы нравственных отношений в семье» «Знакомимся с транспортом» | Родительское собрание «Подведем итоги года» |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Группа имеет необходимую материально — техническую базу для создания комфортных условий и гармоничного развития детей. Группа оснащена магнитной доской, магнитофоном. Средствами ТСО: проектор, экран, ноутбук.
Для реализации Программы ДОУ имеет:
– музыкальный зал - обеспечение художественно-эстетического развития дошкольников, развития творческих способностей;
– физкультурный зал - обеспечение физического развития;
- изостудия - обеспечение художественно-эстетического развития дошкольников;
- кабинет психолога, сенсорная комната– обеспечение психолого- педагогической коррекции; социально-психологическое обеспечение развивающей среды, обеспечение квалифицированной коррекции;
– медицинский кабинет – обеспечение оздоровления;
- процедурный кабинет - обеспечение оздоровления и профилактических мероприятий;
– спортивно-игровая площадка на участке - обеспечение физического развития, двигательной активности воспитанников.
- Центры активизации в группах - создание условий, обеспечивающих полноценное развитие ребенка:
Помещение | Вид деятельности, процесс | Оснащение |
Раздевалка | Информационно – просветительская работа с родителями Самообслуживание | Информационный уголок Выставки детского творчества Наглядно – информационный материал |
Групповая комната | Сенсорное развитие Развитие речи Ознакомление с окружающим миром Ознакомление с художественной литературой и художественно – прикладным творчеством Развитие элементарных математических представлений Сюжетно – ролевые игры Самообслуживание Трудовая деятельность Самостоятельная творческая деятельность Ознакомление с природой, труд в природе Игровая деятельность | Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения Дидактические материалы по сенсорике, развитию речи Муляжи овощей и фруктов Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением животных, птиц, насекомых, обитателей морей, рептилий Аудиозаписи Детская мебель для практической деятельности Книжный уголок Уголок для изобразительной детской деятельности Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», Конструкторы различных видов Мозаики, пазлы, настольные игры, лото. Развивающие игры по математике, логике Различные виды театров Физкультурное оборудование для гимнастики: ребристая дорожка, массажные коврики и мячи, скакалки, обручи, кубики. Для прогулки используется «Корзина со спортинвентарем» |
3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения
Образовательная деятельность организуется с учетом используемых в ДОУ программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию Программы по образовательным областям.
Образовательные области/ тематический модуль | Комплексная программа | |
Программно-методическое обеспечение | ||
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | Проект примерной программы воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада «Радуга» под редакцией Е.В Соловьёвой Теремок. Образовательная программа дошкольного образования для детей от двух месяцев до трех лет Ирина Лыкова, Елена Касаткина, Татьяна Волосовец, Иван Кириллов, Оксана Ушакова, 2018 | |
Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) и сенсорное развитие | Соловьёва Е.В. Формирование математических представлений детей 2-7 лет. Познание окружающего мира в раннем детстве (ФГОС) Екатерина Юрьевна Протасова, Наталья Михайловна Родина, 2018 | |
Познавательное | Гризик Т.Н. Познавательное развитие детей 2-8 лет: Мир природы и мир человека. М.: Просвещение, 2015 Познание окружающего мира в раннем детстве (ФГОС) Екатерина Юрьевна Протасова, Наталья Михайловна Родина, 2018 | |
Конструктивно-модельная деятельность (конструирование) | Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. -2010.-90 с. | |
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | Проект примерной программы воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада «Радуга» под редакцией Е.В Соловьёвой | |
Развитие речи | Гризик Т.И. Речевое развитие детей 3-4 лет. М., Просвещение, 2014 Речевое развитие детей третьего года жизни (ФГОС) Оксана Семеновна Ушакова, 2018, | |
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | Проект примерной программы воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада «Радуга» под редакцией Е.В Соловьёвой Лайзане С.Я. Физкультура для малышей. - М.: Просвещение, 1987. | |
Физическая культура | ||
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Рисование и приобщение к художественному творчеству Лепка | Проект примерной программы воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада «Радуга» под редакцией Е.В Соловьёвой Лыкова И.А. Программа художественного воспитатния, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» | |
Конструктивно-модельная деятельность (аппликация) | Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. -2010.-90 с. | |
Музыкальное развитие | Галянт И.Г. Музыкальное развитие детей 2–8 лет | Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Каплунова И., Новоскольцева И., Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки», 2010 |
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ (реализуется в процессе интеграции со всеми образовательными областями) | Проект примерной программы воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада «Радуга» под редакцией Е.В Соловьёвой Адаптационные игры для детей раннего возраста. Методическое пособие Кривенко Е. Е., 2018, |
3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
- Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
- Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
- Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
- Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.
Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Группа оснащена материалами и оборудованием для полноценного развития детей в разных образовательных областях.
Материально-техническое обеспечение предметной среды в группах детей дошкольного возраста включает:
- игровой центр (игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых: наборы образных (объёмных и плоскостных) игрушек небольшого размера (герои мультфильмов и книг),
- игровое оборудование (мебель, посуда);
- литературный центр (сказки, иллюстрации и т.д.);
- центр речевого творчества (игры);
- центр театра (различные вида театра, уголок ряженья и т.д.);
- центр экспериментирования (предметы и оборудование для проведения экспериментирования и элементарных опытов);
- центр конструирования (игры и материалы для строительно-конструктивных игр);
- центр сенсорного развития (игры и игрушки для сенсорного развития детей);
-центр изобразительного искусства (предметы, оборудование, материалы для развития изобразительного творчества);
- центр физической культуры (спортивный уголок, материалы для игр);
3.4. Режим дня группы кратковременного пребывания
Режимные процессы | Время проведения режимных процессов | |
Прием детей | 10.00 - 10.15 | 15 |
Организация совместной деятельности со взрослым самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика | 10.15 - 10.45 | 30 |
1. Непосредственно образовательная деятельность (НОД) (интервал между непосредственно образовательной деятельностью 10 минут) | 10.45 - 10.55 | 10 |
Организация совместной деятельности со взрослым самостоятельная деятельность, индивидуальная работа | 10.55 - 11.25 | 30 |
2. Непосредственно образовательная деятельность (НОД) интервал между непосредственно образовательной деятельностью 10 минут) | 11.25 - 11.35 | 10 |
Организация совместной деятельности со взрослым самостоятельная деятельность, артикуляционная гимнастика, пальчиковая игры, процессуальные игры/занятия специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед)) | 11.35 - 12.10 | 35 |
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой | 12.10 - 13.00 | 50 |
Педагогическая гостиная (консультация специалистов) (специалист+родитель) по запросу |
Педагоги работают с детьми индивидуально, фронтально и малыми подгруппами (2-3 ребенка). Право выбора формы работы принадлежит педагогам и зависит от индивидуальных особенностей детей, целей, которые ставит специалист. Общее планирование образовательного процесса строится практически по той же схеме, что и во всем учреждении. В сетке занятий предусмотрены музыкально-ритмические упражнения, совместная игровая деятельность со взрослыми и развитие самостоятельных игровых навыков, детско-взрослые сообщества. Проводятся занятия по физическому воспитанию и продуктивной деятельности, индивидуальные и подгрупповые занятия на развитие сенсомоторной, познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер. Предусмотрена смена видов деятельности, между которыми планируются минуты отдыха и психологической разгрузки; физкультурные паузы, разные виды специальной гимнастики, релаксационные упражнения и др. В группе создана эмоционально- насыщенная атмосфера: содержание занятий и других форм обучения наполнены сказочными и игровыми сюжетами, собственными импровизациями. Дети чувствуют себя эмоционально комфортно, раскрепощены, проявляют инициативу в общении со взрослыми и сверстниками.
Циклограмма образовательного процесса в
группе кратковременного пребывания
Содержание работы | Понедельник | время | Среда | время |
ВСТРЕЧА ДЕТЕЙ | ||||
Встреча детей /Работа с родителями | 10.00-10.15 | 15 | 10.00-10.15 | 15 |
Утро радостных встреч | 10.15 - 10.25 | 10 | 10.15 - 10.25 | 10 |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ||||
Гимнастика | 10.25 - 10.30 | 5мин | 10.25 - 10.30 | 5мин |
Сюжетно-ролевая игра | 10.30-10.45 | 15 мин | 10.30-10.45 | 15 мин |
НОД | Интегрированное занятие Познавательно развитие + Художественно-эстетическое развитие (рисование/лепка) 10.45 - 10.55 | 10 мин | Речевое развитие 10.45 - 10.55 | 10 мин |
Индивидуальная работа по образовательным областям | 10.55-11.05 | 10 мин | 10.55-11.05 | 10 мин |
Народная игра | 11.05-11.15 | 10 мин. | 11.05-11.15 | 10 мин. |
Пальчиковая игра | 11.15-11.20 | 5 мин | 11.15-11.20 | 5 мин |
Формирование КГН | 11.20-11.25 | 5 мин | 11.20-11.25 | 5 мин |
НОД | Интегрированное занятие Математические представления аппликация/конструирование 11.25 - 11.35 | 10 мин | Интегрированное занятие Музыкальное развитие+ Физическое развитие 11.25 - 11.35 | 10 мин |
Хороводная игра | 11.35-11.40 | 5 мин | ||
Артикуляционная гимнастика | 11.45-11.47 | 2 мин | 11.45-11.47 | 2 мин |
Чтение художественной литературы | 11.47-11.52 | 5 мин | ||
Спортивная игра | 11.47-11.52 | 5 мин | ||
Театрализованная игра | 11.35-11.40 | 5 мин | ||
Экспериментирование | 11.52-11.57 | 5 мин | ||
Слушание музыки | 11.52-11.57 | 5 мин | ||
Формирование навыков самообслуживания | 11.57-12.10 | 13мин | 11.57-12.10 | 13мин |
Дневная прогулка | ||||
Прогулка | 12.10-13.00 | 50мин | 12.10-13.00 | 50мин |
Наблюдение | 12.10-12.15 | 5мин | 12.10-12.15 | 5мин |
Подвижная игра | 12.15-12.25 | 10мин | 12.15-12.25 | 10мин |
Самостоятельная игровая деятельность | 12.25-13.00 | 30 мин | 12.25-13.00 | 30 мин |
Работа с родителями | ||||
Время реализации образовательной программы | 137 | 137 | ||
Итого | ||||
76% |
3.5. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Одним из важных условий психологического комфорта является наличие понятных и единых для всех правил жизни группы. Модель коллективного поведения в группе определяется и формируется взрослым. Важно заложить традиции взаимного уважения, терпимости и доброжелательности, сочувствия и поддержки друг друга. Приоритетная сфера проявления детской инициативы в среднем возрасте - познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.
Традиция | Методика |
«Обживание» группы – новоселье | Традиция проходит в начале учебного года. Дети вместе с педагогом знакомятся с групповой комнатой, местоположением игрушек и материалов, оборудования и т.д. также в этот момент присваивается ребенку шкаф, место за столом, кровать. Оговариваются правила поведения в группе: обращение и хранение игрушек игр и материалов; отношения между детьми и между детьми и взрослым. |
Утро радостных встреч | Встреча после выходных дней с обменом впечатлениями о новом и интересном, что было; обсуждение предстоящих на неделе событий и дел; получение небольших сувениров или сюрпризов |
Дни рождения | Чествование именинника может проводиться как в групповом помещении, так и в музыкальном зале. Каждая возрастная группа определяет самостоятельно наполнение мероприятиями данного события. |
Праздники | Традиционными общими праздниками являются: три сезонных праздника на основе народных традиций и фольклорного материала: осенний праздник урожая, праздник встречи или проводов зимы, праздник встречи весны; общегражданские праздники — Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАРЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 - 5 ЛЕТ НА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАРЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 -6 ЛЕТ НА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАРЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»...
Рабочая программа реализации основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ "Детский сад комбинированного вида "Радуга" в средней группе для детей 4-5 лет
Составитель: Разумова Наталья Ивановна...
Рабочая программа реализации основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ "Детский сад комбинированного вида "Радуга" в старшей группе для детей 5-6 лет
Составитель: Разумова наталья Ивановна...
Рабочая программа реализации основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ "Детский сад комбинированного вида "Радуга" в подготовительной группе для детей 6-7 лет
Составитель: Разумова Наталья Ивановна...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМАДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД...