Педагогический проект Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа) на тему
Важным показателем функциональной готовности ребенка к школе, обеспечивающим освоение им основ современного правописания, является развитие координированных движений, в том числе мелкой моторики руки. Основными двигательными компонентами письма являются исполнительный орган, кинестетические ощущения, координированные движения руки определенного уровня и направленности, специальные двигательные и графические умения. Недостаточный уровень сформированности перечисленных компонентов создает ребенку, поступающему в школу, трудности в освоении навыков письма: небрежный неразборчивый почерк, описки, пропуски и «зеркальное» написание букв, быстрая утомляемость руки, слабая фиксация рабочей строки. У ребенка развивается тревожное состояние в школе. Отмеченные трудности в овладении письмом требуют пристального внимания к организации подготовительной работы с детьми до школы с целью формирования двигательных предпосылок письма.
Сложные двигательные навыки (в том числе и графические) усваиваются путем целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений . В результате многократных повторений способ выполнения графического действия совершенствуется, вырабатываются и автоматизируются более рациональные его способы. Стремление написать красиво и четко важно и актуально.
В своей практической работе увидела проблему у детей в недостаточном формировании графических навыков. Поэтому для более эффективного овладения начальными навыками письма разработана рабочая программа, которую разделила на 3 направления: «Развитие руки», «Формирование графических навыков», «Продуктивная деятельность». Каждое направление имеет свои задачи и содержание. Все направления взаимодополняют друг друга, объединяются в единый целостный педагогический процесс. Интегрированные занятия позволяют избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_graf_navykam.docx | 89.21 КБ |
prezentatsiya_na_graficheskie_navyki.pptx | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Теремок» с.Красная Башкирия
Педагогический проект
Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста
Подготовил воспитатель: Камалова Линара Радиковна
2018год
Пояснительная записка.
Важным показателем функциональной готовности ребенка к школе, обеспечивающим освоение им основ современного правописания, является развитие координированных движений, в том числе мелкой моторики руки. Основными двигательными компонентами письма являются исполнительный орган, кинестетические ощущения, координированные движения руки определенного уровня и направленности, специальные двигательные и графические умения. Недостаточный уровень сформированности перечисленных компонентов создает ребенку, поступающему в школу, трудности в освоении навыков письма: небрежный неразборчивый почерк, описки, пропуски и «зеркальное» написание букв, быстрая утомляемость руки, слабая фиксация рабочей строки. У ребенка развивается тревожное состояние в школе. Отмеченные трудности в овладении письмом требуют пристального внимания к организации подготовительной работы с детьми до школы с целью формирования двигательных предпосылок письма.
Сложные двигательные навыки (в том числе и графические) усваиваются путем целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений . В результате многократных повторений способ выполнения графического действия совершенствуется, вырабатываются и автоматизируются более рациональные его способы. Стремление написать красиво и четко важно и актуально.
В своей практической работе увидела проблему у детей в недостаточном формировании графических навыков. Поэтому для более эффективного овладения начальными навыками письма разработана рабочая программа, которую разделила на 3 направления: «Развитие руки», «Формирование графических навыков», «Продуктивная деятельность». Каждое направление имеет свои задачи и содержание. Все направления взаимодополняют друг друга, объединяются в единый целостный педагогический процесс. Интегрированные занятия позволяют избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника.
Цель проекта:
Повысить эффективность развивающей работы с детьми по подготовке руки для освоения письма в школе.
Задачи проекта:
1.Создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма.
2.Развивать умение производить точные движение кистью и пальцами рук, стимулировать тактильные ощущения детей.
3.Формировать поэтапно графические навыки у детей.
4.Формировать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
5.Воспитывать волевые качества ребенка и уважительное отношение к своему и чужому труду.
Решение задач требует соблюдения следующих принципов:
Принцип системности и последовательности.
Принцип от простого к сложному.
Принцип интеграции детской деятельности.
Тип, вид и преемственность программы.
Данная рабочая программа позволяет сформировать необходимую базу для полноценного и лёгкого овладения графических навыков письма в период дошкольного обучения.
Методологической основой программы являются следующие положения:
Ориентация содержания - практическая.
Характер освоения – развивающий, обучающий.
Возраст обучающихся – 4 - 6 лет.
Условия реализации программы - в ходе совместной, образовательной и самостоятельной деятельности детей в индивидуальной, подгрупповой и групповой форме.
Сроки освоения программы – долговременные.
Материально-техническое оснащение:
- специальные канцелярские принадлежности;
- набор предметов для самомассажа пальцев и кистей рук;
- магнитная доска.
Набор для художественного творчества.
1 направление «Развитие руки».
Задачи:
1.Упражнять в разных действиях: сжатие, расслабление, стимуляции тактильных ощущений, растяжение мышц рук.
2.Совершенствовать точные согласованные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.
3.Развитие зрительно-пространственных представлений, зрительно-моторной координации движений.
4.Воспитывать умение слушать, понимать и выполнять словесные установки воспитателя.
2 направление «Формирование графических навыков».
Задачи:
1.Познакомить детей с соблюдением элементарных гигиенических правил при письме (правильной посадке при работе с тетрадью, положение листа, кистей руки, пишущегося инструмента).
2.Развивать графические навыки детей в написании прямых, наклонных, округлых линий, овалов, соотнося их со строкой.
3.Развивать пространственную ориентировку.
4.Умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданием и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи.
5.Воспитывать пытливость, инициативу, любознательность.
3 направление «Продуктивная деятельность».
1.Способствовать развитию мускулатуры руки, координации движений.
2.Развивает свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).
3.Стимулировать сотворчество детей со сверстниками и взрослыми в продуктивной деятельности.
Ожидаемый результат:
У детей совершенствуется ручная умелость. Они умеют производить точные движение кистью и пальцами рук. Умеют ориентироваться на листе бумаги. Точно и правильно проводить вертикальные линии сверху вниз, горизонтальные - слева направо, овалы. Соблюдают гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради, карандаша). С помощью продуктивной деятельности у детей формируются творческие способности, рука и глаз ребенка подготавливаются к процессу письма, учатся видеть форму и воспроизводить ее.
Информационно – методические рекомендации.
Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, в том числе особенности зрительного восприятия особое внимание уделяю упражнениям на развитие зрительного и пространственного восприятия. Они помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Занятия в основном провожу в тетрадях с крупной и мелкой клеткой. Клетка дает большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микро пространстве.
Существует несколько мнений по поводу того, какую тетрадь брать для занятий, в крупную или мелкую клетку. Я практикую так. На первых занятиях, когда дети учатся ориентироваться в тетради и на рабочей строке, даю детям тетради в крупную клетку. А потом мы работаем карандашом в тетради в мелкую клетку. Сначала вместе с детьми рассматриваем страницу, обращаем внимание, что на ней начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты – клетки. Показываем нижнюю часть тетрадного листа, верхнюю, правую, левую сторону. На листе тетради - четыре угла: два верхних, два нижних. Соответственно – верхний правый угол, нижний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол. Рабочая строка состоит из ряда клеток, расположенных слева направо, и имеет верхнюю и нижнюю границы. Длительность графических операций на начальном этапе не должна превышать 5-7минут. Следует отметить, что не нужно торопить детей. У каждого ребёнка свой темп письма.
Необходимо формировать графический навык поэтапно для успешной подготовки руки к письму. Графические упражнения разнообразны: штриховка, обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений в цвете, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам (точкам, палочкам) и без них.
Параллельно на том же самом материале у детей развивается внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания (способность концентрироваться на нескольких воспринимаемых объектах), функции контроля как неотъемлемые компоненты графомоторной деятельности. Выполняя графические упражнения, ребенок учится точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения, что особенно важно при его подготовке к обучению в школе.
Механизм оценивания полученных результатов: по итогам изучения раздела проводится оценочное тестирование, по итогам которого проводится оценка в виде графических изображений (звездочка красного цвета – задание выполнено полностью и правильно, флажок красного цвета – имеются недочеты в работе). Далее дети вносят исправления в тестовые задания.
Актуальность проекта:
Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
На земном шаре нет таких родителей которые не мечтали, о том чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всесторонне развитым ребенком. Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии заинтересованы все взрослые.
ФГОС ДО предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями , формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника.
Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что лучше всего интеллект ребенка развивается в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Этот факт учитываю в своей работе, но стараюсь не переусердствовать, не погасить в ребенке познавательный интерес. Чтобы эффективно стимулировать интеллектуальное развитие ребенка в игре, предлагаю ему варианты продолжения игры, начатой ребенком по собственной инициативе. Предлагаю детям новые интересные занятия, поддерживаю их живейший интерес ко всем новым предметам и явлениям, но их предпочтения остаются главным фактором при выборе развивающих игр и упражнений.
Отмечая каждое достижение ребенка, поощряя его добрыми словами и лаской, мы тем самым повышаем его уверенность в собственных силах и стремление к новым результатам, а эти качества просто необходимы для интеллектуального развития ребенка и его успешности в будущем.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: Повысить эффективность развивающей работы с детьми по подготовке руки для освоения письма в школе.
Задачи проекта: 1.Создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма. 2.Развивать умение производить точные движение кистью и пальцами рук, стимулировать тактильные ощущения детей. 3.Формировать поэтапно графические навыки у детей. 4.Формировать творческую активность, пространственное мышление, фантазию. 5.Воспитывать волевые качества ребенка и уважительное отношение к своему и чужому труду.
Решение задач требует соблюдения следующих принципов: Принцип системности и последовательности. Принцип от простого к сложному. Принцип интеграции детской деятельности. Тип, вид и преемственность программы. Данная рабочая программа позволяет сформировать необходимую базу для полноценного и лёгкого овладения графических навыков письма в период дошкольного обучения.
Актуальность проекта Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития детей дошкольного возраста. ФГОС ДО предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями , формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника . Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов : умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу.
Графический навык предполагает : - умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные). - легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона; - устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка; - выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.
2 - 4 года • Игры с крупой, песком, бусинками, пуговицами. • Занятия с пластилином. • Занятие с конструкторами. • Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов. • Рисование различными материалами – фломастерами, цветными карандашами. • Шнуровка. • Складывание пазлов . • Графические упражнения.
Шнуровка
Графические упражнения
Овладение детьми графических навыков требует многократных постепенно усложняющихся упражнений . Длительность графических операций на начальном этапе не должна превышать 5-7минут. Следует отметить, что не нужно торопить детей. У каждого ребёнка свой темп письма. Необходимо формировать графический навык поэтапно для успешной подготовки руки к письму . Графические упражнения разнообразны : штриховка, обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений в цвете, воспроизведение графических узоров по клеточкам и д.р .
Проводим прямые горизонтальные, волнистые, ломанные линии
5-7 лет Для формирования у детей старшего дошкольного возраста графических умений, мы использовали в работе следующие приёмы: ш триховку ; обведение ; д орисовывание ; р исование орнаментов и узоров; р аскрашивание картинок; г рафические задания ; р абота с клеточкой; рисование по цифрам (счет до 10 ).
Штриховка
Обведение
Дорисовывание
Рисование орнаментов и узоров
Графические задания
Чему научит клеточка: точка ; п алочка ; г еометрическая фигура ; д уга ; п редметная фигура ; угадай-ка ; сопровождение .
Крупная клетка: Выстрой кубики в ряд Лить осенний дождик рад — продолжай дождинок ряд. Чтобы не прокрался вор, вокруг сада строй забор.
Забавные стихи, чтобы заинтересовать детей
Пластилиновое рисование( пластилинография ) Предлагали детям обвести контур рисунка пластилиновыми колбасками-веревочками. После того как дети освоят подобное задание, то предлагали сделать узор на отдельном листе картона, только глядя на образец
Рисование на песке « Солнышко » Утром солнышко проснулось, Осторожно улыбнулось, Лучикам пора вставать – Раз, два, три, четыре, пять… « Флажок» Горит на солнышке флажок, Как будто я огонь зажег.
Рисование шариками
Рисование на гречке
По итогам изучения раздела можно сделать следующий вывод: у детей развивается внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания (способность концентрироваться на нескольких воспринимаемых объектах). Выполняя графические упражнения, ребенок учится точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения, что особенно важно при его подготовке к обучению в школе.
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Сообщение из опыта работы...
"Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей старших дошкольников...
Проект: «Влияние здоровьесберегающих технологий на формирование графического навыка у детей старшего дошкольного возраста»
Проект «Влияние здоровьесберегающих технологий на формирование графического навыка у детей старшего дошкольного возраста» разработан на основании ФГОС в области дошкольного воспитания.При разраб...
Рабочая программа по формированию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Данная программа позволяет повысить эффективность развивающей работы с детьми по подготовке руки для освоения письма в школе....
Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Я, Забабурина Юлия Владимировна, работаю учителем – дефектологом в МКДОУ д/с № 484 3г 10мес. В дошкольном учреждении функционирует 2 группы для детей с ЗПР. В последние годы наряду с ЗПР в...
ГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ.
Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, испытывают большие трудности при овладении графическими навыками, и это значительно осложняет начальный этап их о...
Консультация для воспитателей "Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей...