Консультация для воспитателей "Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Детский сад «Теремок» с.Шаран муниципального района
Шаранский район Республики Башкортостан
Консультация для воспитателей
Формирование графических навыков у старших дошкольников.
Подготовила: воспитатель
Матросова Е.Н.
Одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть развитие графомоторного навыка. Графомоторный навык – это определённые привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы чётко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графомоторный навык создаёт комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп.
У дошкольников, формирование графомоторного навыка затруднено. Это связано с низким уровнем развития мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью пространственно-временной ориентировки и самоконтроля. Не сформированность данного навыка может оказывать негативное влияние на дальнейшее усвоение орфографических навыков и самостоятельную письменно-речевую деятельность в целом
Организуя различные виды деятельности в этом периоде, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь положительных результатов в развитии и совершенствовании графомоторных навыков у детей.
Предпосылки графической деятельности:
- развитая мелкая моторика – способность брать мелкие предметы и оперировать с ними, достаточная сила, подвижность, точность и дифференцированность движений кисти и пальцев;
- развитая зрительно-моторная координация – способность согласовывать движение руки и взгляда, например, ловить летящие предметы, дотягиваться до предметов точным движением, тянуться за движущимся предметом;
- сформированное чувство ритма – ритмичное движение под музыку, счёт, способность подражать чужому ритму и поддерживать свой собственный ритм;
- общая моторная зрелость – необходима для формирования усидчивости, способности поддерживать статичную позу;
- развитые зрительное восприятие и зрительное внимание – умение воспринимать изображение в целом, зрительно анализировать изображение, выделяя значимые детали, распределять и переключать внимание;
- сформированные зрительно-пространственные представления – чувство композиции, формы, умение располагать рисунок на листе, отражать пространственное расположение, ориентацию и взаимосвязь отдельных его элементов, а также их размер и пропорции.
Значительная часть предпосылок графической деятельности формируется во время занятий физкультурой, на музыкальных занятиях, а также в ходе подвижных игр и повседневной двигательной активности детей. Способности, связанные со зрительным восприятием и вниманием, а также пространственные представления складываются в процессе предметной деятельности, конструирования, собирания пазлов и разрезных картинок, работы с мозаикой, геометрическим материалом, а также в ходе самой графической деятельности.
Непосредственно графические навыки рекомендуется осваивать в три стадии. На первой стадии дети должны научиться рисовать фигуры, состоящие из прямых линий, аккуратно заштриховать их вертикальными и горизонтальными линиями. На второй – письму наклонных линий, штриховке фигур косыми линиями. На третьей – рисовать круги, полуовалы, овалы, петельки.
Графомоторные навыки включают в себя:
1. Мелкая мускулатура пальцев
- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.
2. Зрительный анализ и синтез
- Упражнения на определение правых и левых частей тела.
- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
- Задания с условиями по выбору нужных направлений.
3. Рисование
- Занятия по штриховке по контуру, обводка.
- Срисовывание геометрических фигур.
- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
- дорисовывание незаконченных рисунков;
- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);
- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.
- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
4. Графическая символика
- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).
Организуя работу по развитию графических навыков, важно следовать принципу «от простого к сложному». Для этого необходимо определить начальный уровень владения ребёнком карандашом, а также выявить у него умение выполнять разные виды графических заданий. С учётом полученных данных педагог может постепенно предлагать воспитаннику более сложные задания, с поэтапной отработкой каждого вида графических заданий.
При этом важно помнить, что пропуски этапов могут сделать всю дальнейшую работу малоэффективной. Например, почти бесполезно учить ребёнка аккуратно закрашивать рисунок или выполнять штриховку в контуре, если он до этого не научился обращать внимания на контуры, не может обвести контур нарисованного предмета пальцем или карандашом.
Любое задание необходимо предлагать ребенку в игровой форме, которая не только вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать работоспособности в целом.
Подготовку детей к обучению каллиграфии необходимо проводить в нескольких направлениях:
а) гимнастика пальцев и кистей рук;
б) ориентировка на листе бумаги;
в) формирование элементарных графических навыков.
Одновременно с подготовкой к обучению технике письма необходимо самым тщательным образом развивать речевой слух ребенка: умение слышать и вычленять из слов отдельные звуки, формировать действие последовательного выделения звуков из слова. Подготовку к обучению письму целесообразно вести во всех направлениях. Гимнастика для пальцев и кистей рук проводится 2 - 3 минуты вначале и в середине каждого занятия по подготовке к обучению грамоте. Упражнения по ориентировке на листе бумаги, как правило, целесообразно проводить в конце занятия.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что процесс овладения графомоторной деятельностью является трудоёмким для ребёнка, поэтому необходимо проводить коррекционную работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, чтобы в школе это не переросло в ошибки на письме, что в свою очередь приведёт к снижению успеваемости.
Задача педагога состоит в том, чтобы развить графомоторные навыки с помощью разнообразных методов и приемов обучения, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно всестороннее развитие личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Сообщение из опыта работы...
Система упражнений по развитию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Комплексно-тематическое планирование упражнений по развитию графических навыков у дошкольников....
"Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей старших дошкольников...
ГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ.
Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, испытывают большие трудности при овладении графическими навыками, и это значительно осложняет начальный этап их о...
Консультация для родителей на тему: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей на тему: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста»...
Консультация для родителей«Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Развитие графических навыков у детей старшего дошкоьного возраста»...
Консультация для родителей «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста».
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие нити, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее р...