Консультация для воспитателей "Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)

Матросова Елена Николаевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Детский сад «Теремок» с.Шаран муниципального района

Шаранский район Республики Башкортостан

Консультация для воспитателей

Формирование графических  навыков у старших дошкольников.

                                          Подготовила: воспитатель

                                                                   Матросова Е.Н.                                                      

Одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть развитие графомоторного навыка. Графомоторный навык – это определённые привычные  положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы чётко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графомоторный навык создаёт комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп.

У дошкольников,  формирование графомоторного навыка затруднено. Это связано с низким уровнем развития мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью пространственно-временной ориентировки и самоконтроля. Не сформированность данного навыка может оказывать негативное влияние на дальнейшее усвоение орфографических навыков и самостоятельную письменно-речевую деятельность в целом

Организуя различные виды деятельности в этом периоде, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь положительных результатов в развитии и совершенствовании графомоторных навыков у детей.

Предпосылки графической деятельности:

- развитая мелкая моторика – способность брать мелкие предметы и оперировать с ними, достаточная сила, подвижность, точность и дифференцированность движений кисти и пальцев;

- развитая зрительно-моторная координация – способность согласовывать движение руки и взгляда, например, ловить летящие предметы, дотягиваться до предметов точным движением, тянуться за движущимся предметом;

- сформированное чувство ритма – ритмичное движение под музыку, счёт, способность подражать чужому ритму и поддерживать свой собственный ритм;

- общая моторная зрелость – необходима для формирования усидчивости, способности поддерживать статичную позу;

- развитые зрительное восприятие и зрительное внимание – умение воспринимать изображение в целом, зрительно анализировать изображение, выделяя значимые детали, распределять и переключать внимание;

- сформированные зрительно-пространственные представления – чувство композиции, формы, умение располагать рисунок на листе, отражать пространственное расположение, ориентацию и взаимосвязь отдельных его элементов, а также их размер и пропорции.

        Значительная часть предпосылок графической деятельности формируется во время занятий физкультурой, на музыкальных занятиях, а также в ходе подвижных игр и повседневной двигательной активности детей. Способности, связанные со зрительным восприятием и вниманием, а также пространственные представления складываются в процессе предметной деятельности, конструирования, собирания пазлов и разрезных картинок, работы с мозаикой, геометрическим материалом, а также в ходе самой графической деятельности.

Непосредственно графические навыки рекомендуется осваивать в три стадии. На первой стадии дети должны научиться рисовать фигуры, состоящие из прямых линий, аккуратно заштриховать их вертикальными и горизонтальными линиями. На второй – письму наклонных линий, штриховке фигур косыми линиями. На третьей – рисовать круги, полуовалы, овалы, петельки.

Графомоторные навыки включают в себя:

1.        Мелкая мускулатура пальцев

-   Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

2.        Зрительный анализ и синтез

-   Упражнения на определение правых и левых частей тела.

-   Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.

-   Задания с условиями по выбору нужных направлений.

3.        Рисование

-   Занятия по штриховке по контуру, обводка.

-   Срисовывание геометрических фигур.

-   Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

  - дорисовывание незаконченных рисунков;

  - дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);

  - упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

-   Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4.        Графическая символика

-   Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).   

Организуя работу по развитию графических навыков, важно следовать принципу «от простого к сложному». Для этого необходимо определить начальный уровень владения ребёнком карандашом, а также выявить у него умение выполнять разные виды графических заданий. С учётом полученных данных педагог может постепенно предлагать воспитаннику более сложные задания, с поэтапной отработкой каждого вида графических заданий.

        При этом важно помнить, что пропуски этапов могут сделать всю дальнейшую работу малоэффективной. Например, почти бесполезно учить ребёнка аккуратно закрашивать рисунок или выполнять штриховку в контуре, если он до этого не научился обращать внимания на контуры, не может обвести контур нарисованного предмета пальцем или карандашом.

Любое задание необходимо предлагать ребенку в игровой форме, которая не только вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать работоспособности в целом.

Подготовку детей к обучению каллиграфии необходимо проводить в нескольких направлениях:

     а) гимнастика пальцев и кистей рук;

     б) ориентировка на листе бумаги;

     в) формирование элементарных графических навыков.

     Одновременно с подготовкой к обучению технике письма необходимо самым тщательным образом развивать речевой слух ребенка: умение слышать и вычленять из слов отдельные звуки, формировать действие последовательного выделения звуков из слова. Подготовку к обучению письму целесообразно вести во всех направлениях. Гимнастика для пальцев и кистей рук проводится 2 - 3 минуты вначале и в середине каждого занятия по подготовке к обучению грамоте. Упражнения по ориентировке на листе бумаги, как правило, целесообразно проводить в конце занятия.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что процесс овладения графомоторной деятельностью является трудоёмким для ребёнка, поэтому необходимо проводить коррекционную работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, чтобы в школе это не переросло в ошибки на письме, что в свою очередь приведёт к снижению успеваемости.

Задача педагога состоит в том, чтобы развить графомоторные навыки с помощью разнообразных методов и приемов обучения, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно всестороннее развитие личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по развитию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Комплексно-тематическое планирование упражнений по развитию графических навыков у дошкольников....

"Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей старших дошкольников...

ГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ.

Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, испытывают  большие  трудности  при  овладении графическими навыками, и  это  значительно осложняет начальный этап их о...

Консультация для родителей на тему: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей«Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Развитие графических навыков у детей старшего дошкоьного возраста»...

Консультация для родителей «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста».

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие нити, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее р...