Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Я, Забабурина Юлия Владимировна, работаю учителем – дефектологом в МКДОУ д/с № 484 3г 10мес. В дошкольном учреждении функционирует 2 группы для детей с ЗПР. В последние годы наряду с ЗПР в наших группах находятся и дети с нарушением интеллектуальной сферы (с-м Дауна, умственная отсталость легкой степени), нарушением ЭВС (аутизм, аутоподобное поведение, смешанные расстройства поведения и эмоций), и нарушением поведения (СДВГ, гиперактивность, депрессивное расстройство поведения).
С древних времен считается, что выдающийся талант – это прежде всего наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу на латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, он же гений».
Однако подробный анализ ранних лет жизни Моцарта и Милла говорит о том, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развивался максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.
Современный человек прекрасно понимает мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения.
Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы и помогает решить изобразительная деятельность, один из самых простых, увлекательных и доступных способов развития ребенка [№ 6, стр. 4].
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (форма, строение, величина, цвет, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма (компонентов эстетического чувства), психических процессов, воображения, фантазии. Что, в свою очередь, развивает творческие способности.
Рисование – это естественная потребность ребенка. Оно не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи, мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире [№ 5, стр. 10].
Именно поэтому, по мнению многих педагогов (Н.В Квач, М.А.Касицына, М.М.Безруких, О.С.Жукова и др.), рисовать ребенку так же необходимо, как и говорить. Ведь под рукой наших детей возникают самые разнообразные рисунки: и большеголовые друзья, и синие деревья, и красные горы, и оранжевые верблюды, и неописуемые животные. Малышам в это время не хватает жизненного опыта, но они интуитивно, то есть повинуясь внутренней подсказке, личному впечатлению, отражают в рисунке свой мир, осознают себя в нем. Нарисовав событие, им потом легче рассказать о нем.
Поскольку дошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития ребенка, то именно в этот период у него формируются те качества, навыки и умения, которые служат основой его нормального физического и психического развития, а также служат базисом для его дальнейшего развития и обучения.
Согласно исследованиям многих известных педагогов (Л.С.Выготский, О.В. Защеринская, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, Н.Ю. Борякова, Е.А. Стребелева и др.) в настоящее время у многих детей дошкольного возраста наблюдаются отклонения в здоровье, психомоторном и психическом развитии. Наиболее частым проявлением этих отклонений является задержка психического развития. Подобное нарушение Лебединский В.В. характеризует отставанием в развитии эмоционально – волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением у ребенка знаний и представлений об окружающем мире.
Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития. Иными словами ЗПР – это нестойкое обратимое нарушение психического развития или замедление его темпа, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний у детей, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов [№ 2, стр. 120].
Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста.
Термин «задержка» подчеркивает несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребенка. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.
Среди причин ЗПР выделяют следующие (по классификации этиологии возникновения ЗПР В.В.Лебединского):
· Слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном состоянии, при родовом или раннем периоде жизни ребенка.
· Генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы (ЦНС).
· Интоксикации, инфекции, травмы, обменно-трофические расстройства.
· Неблагоприятные социальные факторы (условия воспитания, депривация и т.д.) [№ 3, стр. 15].
Согласно классификации форм ЗПР, которую дала К.С. Лебединская, существуют 4 формы ЗПР. Но в своей работе я чаще всего встречаюсь лишь с двумя формами задержки психического развития [№ 4, стр.155]. А именно:
· ЗПР соматогенного генеза, обусловленная наличием у ребенка соматических заболеваний. Дети с такой формой задержки очень часто болеют и их развитие идет крайне медленно.
· ЗПР церебрально-органического генеза, обусловленная органическим повреждением головного мозга ребенка. Дети с такой формой задержки очень трудно усваивают новую информацию и их развитие идет тоже медленными темпами.
По мнению О.В. Защеринской дети с задержкой психического развития обладают следующими специфическими особенностями развития:
· Нарушение формирования общезначимых школьных навыков;
· Незрелость ЭВС;
· Своеобразное поведение;
· Системное нарушение всех сторон речевой деятельности;
· Недоразвитие ВПФ;
· Недостаточная сформированность познавательной деятельности [№ 2, стр. 220].
И эти особенности развития затрудняют формирование изобразительной деятельности и элементарного письма у детей с задержкой психического развития. Работая с такими детьми и постоянно наблюдая за ними я обнаружила, что изобразительная деятельность детей с ЗПР также обладает рядом специфических закономерностей. Среди таких закономерностей можно выделить:
-качественно-динамическое своеобразие гностических процессов (замедление приема и переработки сенсорной информации) и недоразвитие зрительно-пространственной функции;
-некоторые особенности психомоторного развития (импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость и истощаемость);
-недостаточность сенсорной интеграции и координации затрудняет узнавание предметов и соединение отдельных деталей рисунка в единый смысловой образ;
-отставание в двигательном развитии из-за проблем мышечного тонуса, несформированности техники движений, недостаточности двигательных качеств, нарушение регуляции произвольных движений;
-снижение объема кратковременной и долговременной памяти;
-недостатки произвольной сферы (трудности сосредоточения, переключения внимания);
-общее снижение мотивации деятельности.
Как уже было сказано ранее, все эти специфические закономерности отрицательно влияют на формирование изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития. Что, в свою очередь, нарушает познание ребенком окружающего мира и приводит к нарушению формирования полноценной личности ребенка. Таким образом, развитие графических умений является одной из важнейших задач обучения детей с задержкой психического развития, так как графические умения являются важной составляющей при обучении детей рисованию и письму. Именно поэтому меня и заинтересовала данная тема.
Перед началом работы мною было проведено диагностическое обследование уровня развития графических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данное обследование проводилось по 5 методикам: «Нарисуй целое», «Домик», «Графический диктант», «Корректурная проба», «Варежка» (описание методик отражено в приложении 1).
Из результатов данного обследования видно, что у детей грубо нарушена точность движения рук и зрительно-моторная координация. При выполнении графических заданий они не могли провести прямые, волнистые и ломаные линии, не удерживали карандаши, кисточки. Они не были заинтересованы в результате своей работы и не могли сдерживать свои непосредственные побуждения самостоятельно.
И наиболее хорошо это видно из диаграммы уровня развития графических навыков.
Далее мною были определены цель и задачи моей работы.
Цель: формирование графических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
1) Формирование базы предметно-практических образов, отражающих разнообразные явления действительности.
2) Развитие навыка рисования вертикальных и горизонтальных линий.
3) Развитие навыка рисования прямых линий в разных направлениях.
4) Развитие навыка рисования кривых и спиралеобразных линий.
5) Развитие навыка рисования ритмичных циклических линий: ломаных, волнистых, дугообразных и петлевидных линий.
6) Развитие навыка рисования параллельных линий.
7) Формирование умения наносить штриховку в разных направлениях.
8) Развитие ориентирования на листе бумаги.
9) Развитие тонкой моторики кисти руки и зрительно-двигательной координации.
10)Формирование у детей интереса к рисованию.
11)Развитие творческих способностей.
12)Воспитание усидчивости, желание доводить дело до логического конца.
Перед началом работы были разработаны уровни сформированности графических умений и навыков у детей с ЗПР.
Низкий уровень: У детей грубо нарушена точность движения рук и зрительно-моторная координация. Они не могут удержать карандаш, фломастер, восковой мелок, кисточку; не могут провести прямые, косые и циклические линии. При выполнении графических заданий не заинтересованы в результате. Не способны сдерживать свои непосредственные побуждения без внешнего контроля, самостоятельно регулировать силу нажима. Значительно нарушен мышечный тонус кисти (1 балл).
Средний уровень: Незначительно нарушена точность движения рук и согласованность движений обеих рук. Снижена зрительно-моторная координация. Испытывают затруднения при пользовании карандашом, кисточкой, фломастером. Владеют умением рисовать прямые, косые и циклические линии. Для сдерживания непосредственных побуждений и выполнения графических заданий требуется внешний контроль и стимуляция. При выполнении графических заданий наблюдается неустойчивая заинтересованность в результате своей работы. Испытывают затруднения при регуляции силы нажима. Наблюдаются слабые навыки самоконтроля. Незначительно нарушен мышечный тонус кисти (2 балла).
Высокий уровень: Сформирована точность движения рук и согласованность движений обеих рук. Достаточно хорошо развита зрительно-моторная координация. Нормальный мышечный тонус кисти. Умеют правильно держать карандаш, кисточку, фломастер, восковой мелок, ручку. Владеет умением проводить прямые, косые и цикличные линии, раскручивающиеся и закручивающиеся спирали. Умеют самостоятельно сдерживать свои непосредственные побуждения. При выполнении графических заданий стремятся к достижению результата, преодолению трудностей, могут самостоятельно регулировать силу нажима. Владеют самоконтролем (3 балла).
Далее мною были разработаны методические рекомендации для воспитателей по обучению графическим умениям и навыкам детей с ЗПР:
-перед выполнением графического задания у детей необходимо сформировать положительное эмоциональное отношение к деятельности.
-перед выполнением графического задания необходимо провести пальчиковую гимнастику и дидактические игры для активизации внимания.
- при выполнении графических заданий необходимо следить за тем, чтобы дети соблюдали правильную позу, сидя за столами, положение рук, правильный захват карандаша.
-при выполнении графического задания необходимо следить за правильным движением руки, кисти и пальцев.
-длительность графического упражнения не должна превышать 4-5 минут.
-при формировании нового графического навыка нужно соблюдать определенную последовательность действий (мотивация, пассивные движения, имитационные движения в воздухе, самостоятельное выполнение графического упражнения, беседа по результатам работы).
-после выполнения графического упражнения необходимо провести физминутку, дыхательную гимнастику и релаксационное упражнение.
Затем я разработала и апробировала систему коррекционно-педагогической работы по формированию графических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данная система была организована с учетом следующих принципов коррекционно-образовательной работы:
1) Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей.
2) Принцип систематичности и последовательности.
3) Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.
4) Построение обучения с учетом интересов, способностей и потребностей детей.
5) Принцип от простого к сложному.
И проходила в три этапа:
-подготовительный (01.09.20011 – 30.09.2011г)
-основной (01.10.2011 – 30.04.2013г)
-заключительный (01.05.2013 – 31.05.2013г)
На подготовительном этапе решались следующие задачи:
-изучить теоретическую литературу по проблеме.
- подобрать методики для проведения изучения графических навыков у детей с ЗПР.
-изучить уровень развития графических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
-разработать систему коррекционно-педагогической работы по формированию графических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
На основном этапе была апробирована система коррекционно-педагогической работы по формированию графических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Данная система была апробирована в условиях специализированной группы комбинированного ДОУ для детей с ЗПР.
И решались следующие задачи:
13)Формирование базы предметно-практических образов, отражающих разнообразные явления действительности.
14)Развитие навыка рисования вертикальных и горизонтальных линий.
15)Развитие навыка рисования прямых линий в разных направлениях.
16)Развитие навыка рисования кривых и спиралеобразных линий.
17)Развитие навыка рисования ритмичных циклических линий: ломаных, волнистых, дугообразных и петлевидных линий.
18)Развитие навыка рисования параллельных линий.
19)Формирование умения наносить штриховку в разных направлениях.
20)Развитие ориентирования на листе бумаги.
21)Развитие тонкой моторики кисти руки и зрительно-двигательной координации.
22)Формирование у детей интереса к рисованию.
23)Развитие творческих способностей.
24)Воспитание усидчивости, желание доводить дело до логического конца.
На заключительном этапе было проведено повторное диагностическое обследование с целью выявить уровень сформированности графических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и определить успешность апробации данной системы КПР.
Перед началом работы была создана коррекционная развивающая среда (она отражена в приложении 2)
Система коррекционно-педагогической работы по формированию графических умений и навыков состоит из трех блоков:
1) Специально организованные коррекционные занятия по развитию графических навыков и умений.
2) Комплекс графических упражнений, используемых воспитателями на общеразвивающих занятиях и в свободной деятельности.
3) Комплекс графических упражнений для родителей.
В первый блок вошел комплекс занятий (32 занятия), включающий в себя игры и упражнения на формирование графических навыков. Занятия проводились один раз в неделю. Продолжительность одного занятия от 25 до 30 минут. Форма работы: индивидуальная. Комплекс занятий отражен в приложении 2. Все игры и упражнения подобраны так, чтобы формировать у детей графические навыки и психические процессы. Занятия проводились в первой половине дня в 900. Каждое занятие состоит из вводной части, основной и заключительной части. При проведении занятий учитывались возрастные и индивидуальные возможности детей, рекомендации к организации рабочего места Л.А.Григорян и Б.К.Тупоногова: мебель была подобрана по росту и размерам детей; общая освещенность рабочего места составляла 1000 Лк.
В связи с тем, что у наших детей среди сопутствующих диагнозов наблюдались нарушения зрения (гиперметропический астигматизм, ангиопатия сетчатки и др.), то при подборе графических заданий учитывались следующие требования к проведению занятий:
-допустимая продолжительность непрерывной зрительной нагрузки при проведении занятия должна составлять не более 10 минут.
-при организации занятия необходима частая смена видов деятельности.
-иллюстрационный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму.
-после проведения занятий необходимо провести зрительную гимнастику (индивидуальный маршрут по формированию графических навыков для детей на год отражен в приложении 4).
Во второй блок вошел комплекс графических упражнений (32 занятия), созданный для воспитателей (он отражен в приложении 5). Данный комплекс состоит из трех этапов. На первом этапе дети учились:
-проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии по опорным точкам.
-рисовать уголков и квадратов по опорным точкам.
-штриховать прямыми и косыми линиями.
-рисовать дуг, кругов, овалов по опорным точкам.
На втором этапе дети учились:
-рисовать узоры из горизонтальных и вертикальных линий.
-штриховать.
-обводить.
-ориентироваться на листе бумаги.
На третьем этапе дети учились:
-рисовать круги, полуовалы, овалы, петли, спирали.
В третий блок вошел комплекс графических упражнений (32 занятия), разработанный для родителей (он отражен в приложении 6). В данный комплекс вошли следующие графические задания:
-рисование горизонтальных и вертикальных линий.
-рисование пересеченных линий.
-рисование наклонных линий.
-рисование волнистых линий.
-рисование петлевидных, параллельных и спиралеобразных линий.
-рисование ломаных линий.
-рисование кругов и овалов.
-рисование треугольников, квадратов, прямоугольников и ромбов.
-обведение по контуру, штрихование.
-рисование по точкам и цифрам.
-рисование по клеточкам.
После двух лет работы по данной системе коррекционно-педагогической работы снова было проведено диагностическое обследование уровня развития графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Из данных диагностики видно, что у детей сформировалась база предметно-практических образов, зрительно-моторная координация, они научились правильно держать карандаш, кисточку и ручку, овладели умением проводить прямые, косые, цикличные и петлевидные линии, круги, овалы и спирали. Научились самостоятельно сдерживать свои непосредственные побуждения, овладели навыками самоконтроля. При выполнении графических заданий научились самостоятельно регулировать силу нажима на карандаш, преодолевать трудности и отмечать результат выполненной работы. Дети также научились достаточно хорошо ориентироваться на листе бумаги. У них сформировался интерес к рисованию и стали развиваться творческие способности.
Результаты работы.
Таким образом, апробация данной системы коррекционно-педагогической работы по формированию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития прошла успешно.
У детей появились значительные результаты:
-они научились рисовать разнообразные линии и штриховать в разных направлениях.
-у них сформировалась база предметно-практических образов, отражающих разнообразные явления действительности.
-у них значительно улучшилась тонкая моторика кисти руки и зрительно-моторная координация.
-они стали более усидчивыми, внимательными, научились доводить работу до логического конца.
-у них стали развиваться творческие способности.
Поэтому на будущий год я планирую продолжать работу по данному направлению. И в связи с тем, что в наших группах появились дети с другими диагнозами, обучающиеся у нас инклюзивно, я планирую включить их в данную систему работы.
Список литературы:
1) Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Психолого-педагогическое обследование детей с ЗПР в условиях специального детского сада//Журнал «Коррекционная педагогика», 2003 - № 2.
2) Защеринская О.В. Психология детей с ЗПР.- М.: Академия, 2006.
3) Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Академия, 2002.
4) Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2001.
5) Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5 – 7 лет. – М.: Владос, 2001.
6) Безруких М.М. 10 простых шагов к красивому и правильному письму. – Екатеринбург, 2010.
7) Голубь В.Т. Графические диктанты. – М.: Вако, 2009.
8) Жукова О.С. Готовим руку к письму. – М.: Астрель, 2010.
9) Давыдова Т. Тренируем руку и пальчики. М.: Стрекоза, 2009.
10)Меньшикова И.А. Пропись – штриховка. М.: Адонис, 2004.
11)Новиковская О.А. Готовим руку к письму. Веселые точки. – М.: Астрель, 2011.
12)Ходжер Л.И., Усова Е.М. Штриховка № 1. – М.: Белый ветер, 2001.
13)Квартник Т.А. Готовим руку к письму.
14)Жукова О.С. Тренируем пальчики. – М.: Астрель, 2010.
15)Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С. Раксрась по цифрам. – М.: Академия развития, 2007.
16)Вахтин В.Л. Готовим руку к письму. – М.: Омега, 2010.
17)Вахтин В.Л. Цифры: пишем и считаем. – М.: Омега, 2010.
18)Татаринкова Л.Ю. Готовим руку к письму. Штриховка – дорисовка. СПб: Литера, 2013.
19)Бурдина С.В. Готовимся к письму. Часть 1, часть 2. – Киров: Вятка, 2010.
20)Немирова Е. Прописи. Штриховка – дорисовка. М.: Стрекоза, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытия...
« ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
Эта статья поможет в работе с детьми имеющими проблемы в формировании изо деятельности....
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
В статье представлена структура работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...
Тематическое планирование по программе формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
В этой программе использованны элементы коррекционной нейропсихологической методики «Метод замещающего онтогенеза» А. В. Семенович...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами театрализованной дея...
Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» (из опыта работы)
Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»(из опыта работы)...
Диагностика уровня сформированности игровых навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
( Инструментарий: Калинина Р.Р. «Психолого-педагогическая диагностика в детском саду». – СПб: Речь, 2003 г.))...