Организация работы по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте
консультация на тему
Любой ребенок по своей природе — исследователь, а экспериментирование — один из важнейших видов детской деятельности, который играет огромную роль в развитии дошкольника.
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, образовательные области, прогулки.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, важно воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_eksperementirovaniya.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ детский сад №5 общеразвивающего вида городского округа г.Нововоронеж
Организация работы по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте
Подготовила: воспитатель Кораблина А.В.
2019
Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность педагога с детьми, специально организованное обучение. Целью опытно-экспериментального занятия является моделирование природного или физического явления, наглядная демонстрация процесса его возникновения и свойств взаимодействующих объектов, что позволяет ребёнку в результате собственных наблюдений и размышлений прийти к самостоятельным выводам.
Задачи экспериментальной деятельности воспитанников старшей группы:
- формировать опыт соблюдения правил безопасного поведения в процессе экспериментирования;
- знакомить с природой физических явлений (преломление света, магнетизм, отражение);
- формировать конкретные представления о свойствах песка, воды, глины, воздуха, других природных и искусственных материалов (дерево, кожа, резина, пенопласт, пластмасса);
- познакомить с некоторыми свойствами химических веществ: сода, краситель, уксусная кислота;
- учить прослеживать элементарные причинно-следственные связи в мире природы;
- стимулировать познавательную деятельность;
- познакомить с правилами безопасного поведения с бытовой химией (стиральные порошки, мыло, шампуни);
- воспитывать бережное отношение к окружающему природному миру;
- развивать любознательность, логическое мышление, память и внимание.
Виды экспериментирование в старшей группе:
- знакомство со свойствами песка и глины;
- воздух, его свойства и значение;
- изучение свойств воды;
- проведение опытов снег и тепло;
- формирование знаний о теле человека;
- природные и искусственные материалы, их существенные признаки и свойства;
- наблюдение за явлением магнетизма;
- почва, её свойства и влияние на жизнь и рост растений.
- Рассматривание семян разных растений, наблюдать за появлением ростков.
- Посадка семян с ростками и без ростков, наблюдение за их ростом.
- Наблюдения растения и вода, растения и свет, растения и тепло.
- Изучение рукотворного и нерукотворного мира сквозь увеличительное стекло (лупу).
Приёмы, которые используются на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности:
- Наблюдение — способствует формированию знаний о свойствах и качествах предметов, а также помогает отслеживать преобразование объектов.
- Игра (игра-эксперимент, дидактическая, подвижная) — применяется в комплексе с пояснениями, показом, уточняющими и наводящими вопросами. Пример дидактических игр:
- «Определи на вкус»;
- «Определи по запаху»;
- «Узнай по голосу»;
- «Оденем куклу на прогулку»;
- «Где живёт вода»
- Опыт — преобразование объекта с целью выявления скрытых свойств и установлению причинно-следственных связей. Правила проведения опыта:
- установить цель (для чего проводится опыт);
- подготовить материал и оборудование;
- продумать поэтапную инструкцию;
- подвести итоги;
- доступными для ребёнка словами объяснить, почему произошло то или иное явление.
- Прогулка — наблюдение за растениями и природными явлениями, проведение игр-экспериментов в природных условиях.
Оборудование, которое можно использовать в старшем дошкольном возрасте.
- Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов.
- Серии картин с изображением природных сообществ.
- Книги познавательного характера, атласы.
- Тематические альбомы.
- Коллекции: мини-музей (тематика различна, например, «Часы бывают разные», «Изделия из камня».
- Материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина».
- Природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
- Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
- Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
- Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл и прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
- Сито, воронки- половинки мыльниц, формы для льда.
- Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.
- Карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя».
Опытно-экспериментальное занятие в старшей группе
Занятие по экспериментированию в старшей группе длится 25–30 минут имеет свою логическую структуру:
- Организационный этап — мотивирующее начало в игровой форме (до пяти минут).
- Основной этап — наиболее активная практическая часть занятия, которая включает:
- проведение опытов;
- дидактические игры;
- физкультминутка, пальчиковая или гимнастика, которые помогут расслабиться, отдохнуть, снять физическое и интеллектуальное утомление.
- Заключительный, итоговый этап (до пяти минут) — выводы, уборка рабочих мест.
Активизировать познавательный интерес, стимулировать поисковую деятельность и внимание своих маленьких воспитанников помогут разнообразные мотивирующие средства и педагогические приёмы:
- сюрпризный момент — введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие.
- видеообращение сказочного или вымышленного героя;
- стихотворения и загадки;
- познавательный рассказ;
- диалог с детьми;
- проблемная ситуация;
музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрация презентаций, видео или мультипликационных фильмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
Из опыта работы Епифановой Татьяны Сергеевны, воспитателя МДОУ детский сад №36 г. Кунгура...
Методическая разработка "Организация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством"
В методической разработке говорится о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, описаны направления работы, цели, задачи и примерный тематический план....
Организация работы по знакомству детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом
В статье представлены основные направления работы с детьми старшего дошкольного возраста по знакомству с родным городом, показана взаимосвязь работы по этому направлению с различными видами деятельнос...
Организация работы с одарёнными детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
В данном материале раскрыты такие понятия как "одарённость", "одарённый ребёнок", прописаны виды одарённости детей ( по В. В. Щорсу). Представлена система работы с одарёнными...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В УГОЛКЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ».
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В УГОЛКЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»....
Организация работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к спорту в рамках проведения Дней здоровья
В работе отражены основные формы и методы работы по приобщению к спорту детей в саршей группе....
Организация работы по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте
Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период до...