Организация работы по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте
учебно-методический материал (старшая группа)

Дряницына Наталья Юрьевна

Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_po_eksperimentirovaniyu.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы по экспериментированию

в старшем дошкольном возрасте

Дряницына Н.Ю.

МБДОУ «Детский сад

 комбинированного вида №8» г.Иваново

Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Экспериментирование может быть организованов трех основных направлениях:

1)самостоятельная деятельность детей,

  1. совместная деятельность педагога с детьми,
  2. специально организованное обучение.

 Целью опытно -экспериментального занятия является моделирование природного или физического явления, наглядная демонстрация процесса его возникновения и свойств взаимодействующих объектов, что позволяет ребёнку в результате собственных наблюдений и размышлений прийти к самостоятельным выводам.

Задачи экспериментальной деятельности воспитанников старшей группы:

формировать опыт соблюдения правил безопасного поведения в процессе экспериментирования;

знакомить с природой физических явлений (преломление света, магнетизм, отражение);

формировать конкретные представления о свойствах песка, воды, глины, воздуха, других природных и искусственных материалов (дерево, кожа, резина, пенопласт, пластмасса);

познакомить с некоторыми свойствами химических веществ: сода, краситель, уксусная кислота;

учить прослеживать элементарные причинно-следственные связи в мире природы;

стимулировать познавательную деятельность;

познакомить с правилами безопасного поведения с бытовой химией (стиральные порошки, мыло, шампуни);

воспитывать бережное отношение к окружающему природному миру;

развивать любознательность, логическое мышление, память и внимание.

Виды экспериментирование в старшей группе:

знакомство со свойствами песка и глины;

воздух, его свойства и значение;

изучение свойств воды;

проведение опытов снег и тепло;

формирование знаний о теле человека;

природные и искусственные материалы, их существенные признаки и свойства;

наблюдение за явлением магнетизма;

почва, её свойства и влияние на жизнь и рост растений.

Рассматривание семян разных растений, наблюдать за появлением ростков.

Посадка семян с ростками и без ростков, наблюдение за их ростом.

Наблюдения растения и вода, растения и свет, растения и тепло.

Изучение рукотворного и нерукотворного мира сквозь увеличительное стекло (лупу).

Приёмы, которые используются на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности:

Наблюдение — способствует формированию знаний о свойствах и качествах предметов, а также помогает отслеживать преобразование объектов.

Игра (игра-эксперимент, дидактическая, подвижная) — применяется в комплексе с пояснениями, показом, уточняющими и наводящими вопросами.

Опыт — преобразование объекта с целью выявления скрытых свойств и установлению причинно-следственных связей.

Правила проведения опыта:

• установить цель (для чего проводится опыт);

• подготовить материал и оборудование;

• продумать поэтапную инструкцию;

• подвести итоги;

• доступными для ребёнка словами объяснить, почему произошло то или иное явление.

Прогулка — наблюдение за растениями и природными явлениями, проведение игр-экспериментов в природных условиях.

Оборудование, которое можно использовать в старшем дошкольном возрасте.

Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов.

Серии картин с изображением природных сообществ.

Книги познавательного характера, атласы.

Тематические альбомы.

Коллекции: мини-музей (тематика различна, например, «Часы бывают разные»«Изделия из камня».

Материалы распределены по разделам«Песок, глина, вода»«Звук»«Магниты»«Бумага»«Свет»«Стекло»«Резина».

Природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.

Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши,шприцы без игл и прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

Сито, воронки- половинки мыльниц, формы для льда.

Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.

Карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя».

Опытно-экспериментальное занятие в старшей группе

Занятие по экспериментированию в старшей группе длится 25–30 минут имеет свою логическую структуру:

Активизировать познавательный интерес, стимулировать поисковую деятельность и внимание своих маленьких воспитанников помогут разнообразные мотивирующие средства и педагогические приёмы:

сюрпризный момент — введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие.

видеообращение сказочного или вымышленного героя;

стихотворения и загадки;

познавательный рассказ;

диалог с детьми;

проблемная ситуация;

музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрация презентаций, видео или мультипликационных фильмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника (НТШОП)»

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми,  имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника /НТШОП/ в условиях специализированной группы дошкольного образовательног...

Опыт работы по теме «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи»

Опыт работы по теме «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи»Содержание:1.     Пояснительная записка2.     Перспективное план...

Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста на экологический тропе.

Данный материал надпомнит воспитателям формы и методы работы с детьми на экологической тропе, а также взаимодействие с родителями по данному направлению...

Консультация для родителей в старшей группе «Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»

   повышение компетентности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях семьи...

Консультация для педагогов: «Особенности организации работы с детьми старшего дошкольного возраста с палочками Кюизенера» (из опыта работы)»

laquo;Игра - не пустая забава, она необходима для счастья детей, для их правильного развития». Д. В. Менджерицкая....

Организация словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы).

Развитие словаря особенно значимо в дошкольном возрасте, потому что в этом возрасте идёт процесс целенаправленного формирования знаний и умение пользоваться полученными знаниями....