Организация работы по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте
учебно-методический материал (старшая группа)
Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_po_eksperimentirovaniyu.docx | 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы по экспериментированию
в старшем дошкольном возрасте
Дряницына Н.Ю.
МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида №8» г.Иваново
Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Экспериментирование может быть организованов трех основных направлениях:
1)самостоятельная деятельность детей,
- совместная деятельность педагога с детьми,
- специально организованное обучение.
Целью опытно -экспериментального занятия является моделирование природного или физического явления, наглядная демонстрация процесса его возникновения и свойств взаимодействующих объектов, что позволяет ребёнку в результате собственных наблюдений и размышлений прийти к самостоятельным выводам.
Задачи экспериментальной деятельности воспитанников старшей группы:
формировать опыт соблюдения правил безопасного поведения в процессе экспериментирования;
знакомить с природой физических явлений (преломление света, магнетизм, отражение);
формировать конкретные представления о свойствах песка, воды, глины, воздуха, других природных и искусственных материалов (дерево, кожа, резина, пенопласт, пластмасса);
познакомить с некоторыми свойствами химических веществ: сода, краситель, уксусная кислота;
учить прослеживать элементарные причинно-следственные связи в мире природы;
стимулировать познавательную деятельность;
познакомить с правилами безопасного поведения с бытовой химией (стиральные порошки, мыло, шампуни);
воспитывать бережное отношение к окружающему природному миру;
развивать любознательность, логическое мышление, память и внимание.
Виды экспериментирование в старшей группе:
знакомство со свойствами песка и глины;
воздух, его свойства и значение;
изучение свойств воды;
проведение опытов снег и тепло;
формирование знаний о теле человека;
природные и искусственные материалы, их существенные признаки и свойства;
наблюдение за явлением магнетизма;
почва, её свойства и влияние на жизнь и рост растений.
Рассматривание семян разных растений, наблюдать за появлением ростков.
Посадка семян с ростками и без ростков, наблюдение за их ростом.
Наблюдения растения и вода, растения и свет, растения и тепло.
Изучение рукотворного и нерукотворного мира сквозь увеличительное стекло (лупу).
Приёмы, которые используются на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности:
Наблюдение — способствует формированию знаний о свойствах и качествах предметов, а также помогает отслеживать преобразование объектов.
Игра (игра-эксперимент, дидактическая, подвижная) — применяется в комплексе с пояснениями, показом, уточняющими и наводящими вопросами.
Опыт — преобразование объекта с целью выявления скрытых свойств и установлению причинно-следственных связей.
Правила проведения опыта:
• установить цель (для чего проводится опыт);
• подготовить материал и оборудование;
• продумать поэтапную инструкцию;
• подвести итоги;
• доступными для ребёнка словами объяснить, почему произошло то или иное явление.
Прогулка — наблюдение за растениями и природными явлениями, проведение игр-экспериментов в природных условиях.
Оборудование, которое можно использовать в старшем дошкольном возрасте.
Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов.
Серии картин с изображением природных сообществ.
Книги познавательного характера, атласы.
Тематические альбомы.
Коллекции: мини-музей (тематика различна, например, «Часы бывают разные», «Изделия из камня».
Материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина».
Природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.
Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.
Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши,шприцы без игл и прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
Сито, воронки- половинки мыльниц, формы для льда.
Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.
Карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя».
Опытно-экспериментальное занятие в старшей группе
Занятие по экспериментированию в старшей группе длится 25–30 минут имеет свою логическую структуру:
Активизировать познавательный интерес, стимулировать поисковую деятельность и внимание своих маленьких воспитанников помогут разнообразные мотивирующие средства и педагогические приёмы:
сюрпризный момент — введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие.
видеообращение сказочного или вымышленного героя;
стихотворения и загадки;
познавательный рассказ;
диалог с детьми;
проблемная ситуация;
музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрация презентаций, видео или мультипликационных фильмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника (НТШОП)»
Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми, имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника /НТШОП/ в условиях специализированной группы дошкольного образовательног...
Тематический контроль«Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по физическому воспитанию»
Приказы и план тематического контроля...
Опыт работы по теме «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи»
Опыт работы по теме «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи»Содержание:1. Пояснительная записка2. Перспективное план...
Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста на экологический тропе.
Данный материал надпомнит воспитателям формы и методы работы с детьми на экологической тропе, а также взаимодействие с родителями по данному направлению...
Консультация для родителей в старшей группе «Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»
повышение компетентности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях семьи...
Консультация для педагогов: «Особенности организации работы с детьми старшего дошкольного возраста с палочками Кюизенера» (из опыта работы)»
laquo;Игра - не пустая забава, она необходима для счастья детей, для их правильного развития». Д. В. Менджерицкая....
Организация словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы).
Развитие словаря особенно значимо в дошкольном возрасте, потому что в этом возрасте идёт процесс целенаправленного формирования знаний и умение пользоваться полученными знаниями....