Статья на тему "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"
статья по музыке (старшая группа)

Пение - основной вид музыкальной деятельности ребенка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать свое внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный отклик, который созвучен с передаваемым настроением исполнителя. Песня учит и воспитывает человека. И крылатые слова А.В. Гоголя «Под песню пеленается, женится и хоронится русский человек» тому вечное подтверждение, так как песня сопровождает человека всю жизнь. Многие дети в наше время страдают эмоциональной глухотой, часто бывают жестокими и равнодушными, оглушенными средствами массовой информации, несущими бездуховность и низкую культуру. Именно песне принадлежит роль душевного катализатора «… в песне есть нечто воспитывающее душу и, в особенности, чувство», - говорил К.Д. Ушинский.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Пение - основной вид музыкальной деятельности ребенка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать свое внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный отклик, который созвучен с передаваемым настроением исполнителя. Песня учит и воспитывает человека. И крылатые слова А.В. Гоголя «Под песню пеленается, женится и хоронится русский человек» тому вечное подтверждение, так как песня сопровождает человека всю жизнь. Многие дети в наше время страдают эмоциональной глухотой, часто бывают жестокими и равнодушными, оглушенными средствами массовой информации, несущими бездуховность и низкую культуру. Именно песне принадлежит роль душевного катализатора «… в песне есть нечто воспитывающее душу и, в особенности, чувство», - говорил К.Д. Ушинский.


Н.А. Метлов в своих работах сформулировал аспекты охраны детского голоса, выработал рекомендации по овладению вокальными навыками: звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонирования, слаженность пения.

Петь - это значит проявлять эмоции и жестом, и словом. Хороший певец - это мим. Без мимики певческое искусство невозможно. Выразительность должна быть постоянной необходимостью. Внесение игровых моментов создает у детей соответствующее настроение, вызывает желание петь и, что очень важно для развития слуха, раскрепощает детей, снимает напряжение, стеснительность, зажим, исчезает проблема неэмоционального исполнения, ребенок чувствует себя частью творческого коллектива.

Деятельность музыкального руководителя детского сада связана с воспитанием детей средствами музыки, приобщением их к миру прекрасного, формированием у них основ музыкальной культуры. Д. Б. Кабалевский писал: «Значение музыки далеко выходит за пределы искусства. Так же как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования, является могучим средством формирования духовного мира ребенка».

Хочется отметить опыт знаменитого венгерского композитора педагога Золтана Кодая и его последователей. Он придавал особое важное значение хоровому пению во всей системе образования-в детском саду, в школе, в высшем учебном заведение.

Человеческий голос считает Кодай,- это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент, а пение создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры. Так же Кодай считает пение необходимым видом деятельности, поскольку разучивание мелодий «путем их вокального воспроизведения развивает способность музыкального слухового восприятия»

Песня - яркая и образная форма углубленного представления об окружающей действительности.

Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и, порой, убеждает его сильней чем информация, полученная другим путем. Но в старшем возрасте интерес к песне и желание ее спеть не только на занятии, но и в повседневной жизни носит более осознанный характер. Нередко на прогулках и в группе дети играют в «концерт по заявкам», поют песни, разученные не только на музыкальном занятии, но и услышанные по радио и телевидению, звучащие в быту. Детям, известно, свойственно подражание взрослым. И они подражают: солистам, исполняя песни по одному; ансамблям, собираясь в группы, а, подключая свою игровую деятельность, с удовольствием инсценируют песню, заранее распределив роли.



Доктор Е.И. Алмазов, изучающий природу детского голоса, в своих исследованиях отмечал, что общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности, оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппрата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый, он усиливается резонаторми. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Действительно, дети этого возраста могут петь уже в более широком диапазоне (ре первой - до второй октавы). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, т.е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными (примерными) звуками для детей 5-6 лет чаще всего являются (ми) фа - си первой октавы. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное. Звук до первой октавы звучит тяжело, напряженно, поэтому его надо избегать.

Уровень общего музыкального развития, в частности, уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста очень разнороден. Некоторые из них могут правильно интонировать мелодию в пределах 3-4 звуков, но есть еще и те, кто поет монотонно, низко или высоко, но фальшиво. Это говорит о том, что у ребенка еще не сформирована координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения. Исследование взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учеными. Тот же доктор Е.И. Алмазов подчеркивает особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации. Анализируя несовершенное качество детского пения, он называет причины плохого интонирования (дефекты слуха, больное горло, отсутствие связи между слухом и голосом) и говорит о необходимости своевременных врачебных осмотров и лечения различных заболеваний.

Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев, характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения, прежде всего учета и изучения певческого диапазона звучания детского голоса.

Певческий диапазон - это объем звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

Таблица диапазонов детского голоса

2 - 3 года -ми - ля первой октавы

- 4 года -ре - ля первой октавы

- 5 лет -ре - си первой октавы

- 6 лет -ре - си (до) первой октавы

- 7 лет -(до) ре первой октавы - до второй октавы.

Голосовые связи требуют к себе бережного отношения, поэтому нельзя допускать, чтобы дети кричали, напрягали и не берегли голос. Охране детского голоса необходимо уделять достаточное внимание. Певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться, и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной. Детям вредит громкое пение, крик, шёпот, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе. Музыкальные занятия следует проводить в проветренных, не душных помещениях. Нежелательно заниматься с детьми в раннее время, когда голос ещё «спит», или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна. При заболеваниях голосового аппарата занятия проводить не рекомендуется, т.к. можно навредить здоровью ребёнка. Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых певческих навыков, громкого, форсированного звучания, которых пока ещё нет у дошкольников в силу их возрастных особенностей.

Музыкальному руководителю, а также воспитателям необходимо наблюдать за тем, чтобы дети не перегружали голос, связки, не форсировали звук во время пения, следили за плавным голосоведением, не говорили громко в группе. Крик, шум портит голос детей, притупляет слух и отрицательно влияет на их нервную систему. Проводить соответствующую работу с родителями. Показывать им песни, которые они могут разучить с детьми дома, объяснять им вред крикливого пения, громкого разговора детей и взрослых, особенно на улице в холодную, сырую погоду.

Не следует поощрять пение детьми песен для взрослых с большим диапазоном, которые они слышат дома по радио, телевизору, аудио- и видеозаписях. Пение таких песен (особенно громкое их исполнение) наносит вред слабым голосовым связкам ребенка. Воспитателям и родителям надо знать, что диапазон у детей формируется с возрастом, что к старшему дошкольному возрасту у детей певческий диапазон расширен только от ре первой октавы и до второй октавы, а рабочий диапазон, где дети достигают наиболее легкого звучания, ограничен звуками ми - си первой октавы.

Для защиты певческих голосов на занятиях можно использовать некоторые оздоровительные упражнения: прежде всего разнообразные дыхательные упражнения, сочетание пения и пассивного движения, чтение нараспев, ритмическое чтение - чередование коротких и длинных слогов по руке («в лесу роди-и-и-лась елочка», «в лесу родила-а-а-сь е-е-елочка»), сочетание речевой интонации с музыкальной и т.д. Это очень помогает детям со слабыми речевыми данными.

В простой доступной форме детям объясняется как нужно беречь голос, как дышать. На занятиях можно проводить дыхательную гимнастику, делать специальные упражнения для голосовых связок, гортани, подбирать интересные стихи и песни, содержание которых отражают значение для ребенка правильного дыхания.

В Российской системе дошкольного образования произошли определенные положительные перемены в плане обновления содержания образования и воспитания детей. Наряду с типовой программой воспитания детей в детском саду, появились новые комплексные образовательные программы: «Развитие», «Радуга», «Детство» и многие другие, где разделы музыкального воспитания получили обновленное содержательно-методическое обеспечение. В содержание выше указанных программ входят конкретные рекомендации в основном для воспитателей по организации познавательной деятельности детей в рамках личностно-ориентированного взаимодействия их с детьми. В разделе музыкального воспитания даны общие направления в зависимости от той или иной программы, но несмотря на это, прослеживается связь с типовой программой воспитания. Основные требования в разделе «Пение» остаются неизменными, а именно:

формировать у детей певческие умения, способствующие выразительному исполнению.

учить петь детей самостоятельно и с помощью воспитателя.

развивать музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.

развивать голос, формирующий естественное детское звучание.

расширять певческий диапазон и т. д.

В развитии вокальных навыков, выразительности исполнения очень важным является умение слушать песню. Для этого прежде всего надо собрать внимание детей и вызвать у них интерес к песне (беседой, сообщением о новом песенном материале, о названии, содержании, настроении, композиторе, чтением теста песни, объяснением непонятных слов и выражений). Затем создать определенный настрой, подготовить детей к целенаправленному слушанию («послушайте и скажите…»). Затем выразительное исполнение песни музыкальным работником, вопросы к детям (по содержанию песни, по характеру…) и ответы детей. И в заключении раздела слушания - подпевание песни детьми.

В период разучивания песни можно использовать следующие методические приемы: проигрывать трудные мелодические обороты, пропевать их без музыкального сопровождения, предлагать прохлопать сложные в ритмическом отношении места (пунктирный ритм), одновременно помогать детям осваивать текст и мелодию. На первых этапах разучивания песни можно не использовать аккомпанемент, играть только мелодию или предлагать ее запомнить с голоса взрослого. А в дальнейшем чередовать игру мелодии без фортепианного сопровождения с сопровождением.

Полезно не разучивать текст хором, иначе дети будут плохо интонировать, а петь речитативом, скандировать. По этой же причине не поручать воспитателям разучивать текст песен в свободное от занятий время. Для того, чтобы закрепить слова песни, предлагать повторять их по одному, цепочкой, отдельными предложениями и фразами. Полезен прием тихого пения. Это активизирует внимание детей.

Работая над чистотой интонации, использовать такие методические приемы: пение в полголоса, пение подгруппами, по одному, пение закрытым ртом (мм...), слогами (ду-ду, ла-ла), вокализируя мелодию (а-а-а...), по строчкам, по фразам, по рядам, «мальчики - девочки», по сигналу, слушаем первый звук, затем повторяем его, поем, как «в одну дудочку играем», первый куплет поем вслух, второй - про себя, пение стоя, сидя, с движениями (прихлопы, притопы), пение на игру воображения («кошечка болеет», «собачка лает», «коровка на лугу пасется»). Такие задания нравятся детям. Они становятся более внимательными и более точными в интонировании мелодии, лучше себя слышат.

Для активизации интереса к песни и закрепления мелодии предлагать детям спеть мотив дуэтом, причем один ребенок должен быть хорошо поющим. Даются разные здания, в которых слабо слышащий ребенок должен подтянуть свой голос до хорошо поющего («помоги другу»).

Нечисто поющим детям необходимо уделять особое внимание. Считается, что размещать их на музыкальном занятии лучше так, чтобы они сидели ближе к музыкальному руководителю.

Звукообразование предполагает прежде всего качество звука. Дети должны петь высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Для обучения детей напевному звучания использовать песни в медленном и умеренном темпе и добиваться протяжного звучания в первую очередь на конце фразы («По малину в сад пойде-е-ем»). Протяженность в пении зависит от преобладания гласных в тексте песни, от правильно взятого дыхания.

Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных - дикция. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении. Четкость дикции характеризуется хорошей артикуляцией (положение губ, языка, гортани) при излечении звуков: внятное произношение согласных (р,з,с,т,н…), нижняя челюсть подвижная (это заметно на гласных звуках - широко раскрывается рот). В обучении детей правильному звукопроизношению, необходимо опираться на основные правила речевой дикции. В пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют свой риторический акцент (в лесу, в декабре, ручьем). Безударные гласные тоже не изменяются. Особенностью пропевания гласных является увеличение их звучания во времени (протяженность звука). Поэтому беглая в речи «о" звучит в пении как «а» («карова», «актября»), звук «я» микшируется и произносится как «е» ( в октябре - в октебре). На безударных гласных дети часто делают ошибки: неправильно произносят «е», заменяя ее на «и» (питушок, дикабре, рибят), а букву «я» заменяют на «и» (в октибре, маслина головушка).

Согласные же выговариваются быстро и четко. Поэтому необходимо следить, чтобы как можно меньше было препятствий звучанию гласных (нельзя петь: сссеренькая). И стараться добиваться, чтобы согласные, стоящие на конце слова, пропевались в начале следующего («Бе-жи-тру-чье-мво-да»).

Большую роль в работе над дикцией играют скороговорки, развивающие у ребенка скорость чередования различных звуков, регулирующие темп артикуляционного движения мышц (подвижность губ, языка, щек), они улучшают звукопроизношение отдельных букв, выправляют речь. Например:

«Курочка чернопестра - уточка с носка плоска»,

«Сенька-везенька, вези меня на палке, сам пешком, перевертышком»,

«Наш Полкан попал в капкан»,

«Бубнит барабан, что побит барабан, труба трубит: Хорошо, что побит».

Хочется подчеркнуть, что методов и приемов для формирования певческих навыков дошкольников достаточно много, но организуя работу в данном направлении, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей.


Библиографический список

Ватнова А.Д. "Развитие чистоты интонации в пении дошкольников". М. 1960 г.

Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. М.: 1991, 50 с.

Ветлугина Н.А. "Музыкальное развитие ребенка" М. 1967 г.

Ветлугина Н.А. "Музыкальное воспитание в детском саду". М. 1981 г.

5.Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., изд. РОУ, 1996.

Метлов Н.А. "Песни для сада". М. 1958 г.

Орлова Т.М. "Учите детей петь". М. 1987 г.- 147 с.

Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. // Дошк. восп. 1992. №9-10. 39-42 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Инновационные методы развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных занятий и кружковой работы

Статья «Инновационные методы развития певческих навыкову детей дошкольного возраста по средством музыкальных занятий и кружковой работы»...

Статья на тему «Использование современных игровых технологий для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

В статье представлены методы и приемы, используемые в работе по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, на основе современных игровых технологий....

Статья "Проблема формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением методики Т.Э. Тютюнниковой "Доноткино сольфеджио"

В статье поднимается проблема развития певческих сопособностей старших дошкольников. Автор отмечает эффективность в формировании вокальных навыков дошкольников методики Т.Э. Тютюнниковой "Донотки...

Статья на тему: «Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»

В статье представлен материал по организации образовательного процесса по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Статья «РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В статье раскрывается опыт, как развить певческие навыки у детей старшего дошкольного возраста посредством  игровых методик ....

Статья на тему «Музыкально-театрализованная деятельность – как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Музыкально-театрализованная деятельность – как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»«Ни одно из искусств не обладаеттакой действенной восп...