Роль воспитателя в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста
консультация
В консультации раскрыты некоторые стороны связи музыканта и воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_vospitatelya_v_razvitii_pevcheskih_navykov.docx | 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль воспитателя в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста
Один из любимых детьми видов музыкальной деятельности – это пение.
Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. А так же, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
Современный деятель в области музыкального образования и воспитания, доктор педагогических наук, Ветлугина Н.А. считает, что ''пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально–сенсорные и, особенно, музыкально–слуховые представления звуковысотных отношений''.
Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. Эту особенность необходимо знать и помнить любому воспитателю дошкольного образовательного учреждения, использовать в своей работе. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.
Обращаю внимание, что и очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Этот факт необходимо учитывать логопеду дошкольного образовательного учреждения в своей работе. Видный советский педагог-музыкант, кандидат педагогических наук, один их основоположников общественного дошкольного воспитания в нашей стране, Метлов Н.А. в своей книге ''Музыка детям'' пишет об основных качествах детского голоса, о том, что ''голосовой аппарат очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка…
Работу по постановке голоса необходимо начинать только с детьми
трехлетнего возраста, в таком возрасте дети уже посещают детский сад. Особое внимание уделять нужно звукообразованию: учить петь протяжно, естественным, светлым звуком без напряжения и крика.
В средней, старшей и подготовительной группах работа над певческими навыками продолжается. Более углубленная работа в этом направлении ведется на занятиях вокального кружка, который посещают дети 5-7-летнего возраста.
В основе занятий воспитателя лежат неотъемлемой частью идеи поддержки и продолжения детского музыкального воспитания.
Работа музыкального руководителя тесно связана с работой воспитателя, а также логопеда:
1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В. (г.Москва, Россия, доцент, консультант по управлению голосом и развитию голосового аппарата, педагог, кандидат педагогических наук, исследователь, автор обучающей программы «Фонопедический метод развития голоса»). Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели на каждом занятии проводить необходимо разминку – артикуляционную гимнастику. Упражнения будут не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.
В артикуляционную гимнастику входит:
работа с языком (пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, рекомендуется проводить их в игровой форме.
Вот упражнение «Обезьянки»:
«Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Решили почистить зубы. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы), а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. Потом они увидели ёжика и стали дышать как он. Ёжик подарил им по цветку и они захотели его понюхать. Тут подъехал крот на автомобиле и предложил им покататься. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг. Обезьянки стали пускать мыльные пузыри. Потом обезьянки стали качаться на качелях (голосом глиссандо) и раскачали старый баобаб (покряхтеть голосом).»
Игра – любимый вид деятельности ребенка, это знает и применяет каждый воспитатель дошкольного образовательного учреждения. В игре ребенок самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции.
Интонационно–фонетические упражнения помогают преодолеть дефекты речи, выравнивают гласные и согласные звуки. При пении упражнений из ряда гласных с целью их выравнивания один гласный звук следует как бы вливать в другой плавно, без толчка (уууаааооо).
Музыкальный руководитель дошкольного образовательного учреждения в практической (артикуляционной) работе с детьми стремиться, чтобы голосовые связки работали в более тонком режиме, голос звучал легко, светло, способствует нахождению близкой вокальной позиции, которая характеризует правильное звукообразование.
2. Дыхательная гимнастика по системе А. Стрельниковой. Помогает укрепить здоровье и развить вокальные данные ребенка.
3. Работа с руками – обязательное условие на занятиях. Руки “отвечают” за определенные участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми (на эту особенность необходимо уделить внимание).
На музыкальных занятиях рекомендуется использовать такой прием, как выразительное чтение стихотворения, воспитателю необходимо знать и проводить такую работу в группах. Работа над стихами на музыкальном занятии: группа читает стихотворение под дирижирование (как будто музыкальное произведение). Каждый ребенок повторяет движения, которые предлагают несколько вариантов контрастных образов (добрый, злой, плаксивый, радостный и т.д.). Для занятий возможно лучше подбирать стихи, содержащие яркий игровой образ или диалог.
Красивые, пластичные движения рук, качественное дирижирование, активные, широкие движения, положительные эмоции – все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.
Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на занятиях вокального кружка. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание.
4. Большое значение для закрепления певческих навыков имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.
Можно предложить детям поиграть в музыкальные вопросы и ответы. Вопросно-ответная форма упражнения или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы.
Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения – эту задачу решаю все участники воспитательного процесса.
Таким образом, использование единой системы воспитательного и образовательного процессов, системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная и кружковая работа с детьми – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Музыка прочно войдет в быт детей. Они будут петь в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.
В тесной взаимосвязи дошкольного образовательного учреждения и семьи будет положительно и результативно решена задача: воспитание детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"
Консультация для музыкальных руководителей. Этапы работы на музыкальном занятии над развитием слуха, голоса и ритма....
"Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"
опыт работы музыкального руководителя по развитию у дошкольников певческих навыков...
Опыт работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...
Опыт работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...
Статья на тему: «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста и их роль в устранении проблемы заикания».
Статья об одном из важных и интересных элементов музыкального занятия - развитии певческих навыков. Из каких этапов состоит разучивание песни. Какой основной целью является развития певческого навыка....
Семинар - практикум для воспитателей "Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"
Нужно относиться очень бережно к детскому голосу....
Консультация для воспитателей "Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста".
С консультацией для воспитателей "Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста" выступила на педагогическом совете №4 на тему:"Экологическое воспитание детей посредством худо...