Педагогический проект «Народные игры»
проект (старшая группа) на тему
Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей. Дети не имеют представления о играх, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_narodnye_igry.docx | 263.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Народные игры»
Пояснительная записка. Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей старшего дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор. Народные игры отражают культурно-историческое развитие народа; содержат национально-ценностные ориентиры по отношению к социальному окружению, предметному миру; объединяют национальные и общечеловеческие моменты. Подвижные, хороводные, досуговые все разновидности народных игр помогают решению задач физического, художественного, эмоционального развития детей, национального и общечеловеческого воспитания. Актуальность проекта. Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребёнок живёт в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва и т. д. Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей. Дети не имеют представления о играх, жизни другого народа, доступное их возрасту. Участники проекта: воспитатель, дети, родители, музыкальный руководитель. Основная цель проекта. Познакомить детей с подвижными играми народов Поволжья. Задачи проекта. 1. Дать элементарные знания об особенностях национальностей Поволжья, посредством ознакомления с народными п/и, предметами быта, показать сходство между традициями и обычаями наших народов. 2. Познакомить и разучить подвижные игры татарского, русского, мордовского и чувашского народов (с музыкальным сопровождением, с музыкальными хороводами). 3. Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции. 4. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья. 5. Способствовать активному участию родителей в организации досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей с подвижными играми народов Поволжья. 6. Приобщать детей и родителей к народным играм.
Инновационная направленность проекта. Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проект позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к народным играм.
Реализация проекта:
1. Подготовительный этап
- выявить основные проблемы, сформировать идеи по их решению. С целью расширения теоретических знаний детей подобрать специальную литературу; - выбор темы изучения в соответствии с интересами и возможностями, совместное обсуждение с детьми; - составление плана мероприятий.
2. Основной этап – этап реализации
Совместно с родителями и детьми изучаем выбранную тему через:
- подбор информации в книгах, журналах;
- рассказы бабушек и дедушек об играх их детства;
- рассказы воспитателя и музыкального руководителя;
Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
Рассматривание иллюстраций альбома «Русские народные подвижные игры»
Познавательное занятие «Игры наших бабушек и дедушек»
Разучивание правил народных игр Поволжья
Разучивание русских народных считалок.
Выставка детских рисунков «Играем в бабушкины игры»
Конкурс «Кто больше знает народных игр? »
Спортивное развлечение «Играем вместе»
Музыкальный праздник «Масленица»
Итоговое музыкально- спортивное развлечение «Ярмарка народных игр»
Работа с родителями:
Родители могут активно участвовать в значимом для них процессе.
Памятка «Роль народной игры в воспитании детей» (воспитатели старшей группы)
Выставка семейных рисунков «Играю вместе с семьей» (родители, дети)
Консультация «Роль русских игр в жизни детей»
Беседа «Организация подвижной игры на воздухе»
Круглый стол. Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта
Досуг «Играем вместе» (инструктор по физкультуре, воспитатели, дети, родители)
«Народная игра – это школа воспитания» - папка-раскладушка
Музыкальный праздник «Масленица»
Спортивно – музыкальный праздник «Ярмарка народных игр »
3. Заключительный этап
-провести анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными целями;
- оформление презентации
- итоговое мероприятие.
4. Продукт Спортивно – музыкальный праздник «Ярмарка народных игр » Картотека народных игр
Ожидаемый результат: Проект разрешил проблему, реализовал поставленные задачи. Дети научились играть в народные игры, самостоятельно выбирать игру, самостоятельно контролировать выполнение правил игры. У детей развился интерес к народным играм. Родители с огромным желанием приняли участие в беседах, досуге и праздниках.
Список литературы
1. Дыбина О. В., Сидякина Е. А., Киреева Т. И. Люби и знай свой отчий край. /Под ред. О. В. Дыбиной. Тольятти. : Издательство ТФСамГПУ, 2001. 157 с.
2.. Захарова Л. М. Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике (вторая пол. XIX в. в.) : Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1998. 17 с.
3. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР - Москва: Просвещение, 1988 - с. 239
4. Корнеева Е. И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников (средний дошкольный возраста) : Дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. 181 с.
5. Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. М. : Линка-Пресс, 2000. 224 с.
6. Панкеев И. А. Русские народные праздники. М. : Яуза, 1998. 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект « Народный фольклор вокруг нас»
Познакомить детей с устным народным творчеством и некоторыми видами прикладного народного творчества, приобщение ребят к важной части духовной культуры народа. Научить находить элементы народного фоль...
Педагогический проект "Народная игрушка"
Практический материал для ознакомления детей раннего возраста с народной игрушкой...
Педагогический проект "Народные культура и традиции"
Творческий,нравственно- патриотический проект...
Проект педагогический Тема « Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Тип проект: педагогический Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочныйПо продолжительности: - долгосрочный Участники: дети старшей группыУчастники проекта: ...
Педагогический проект "Народные подвижные детские игры"
Окунаясь в историческое прошлое русского народа можно выделить ряд игр и развлечений, в которые играли наши прабабушки и дедушкии в которые могут сейчас играть дети....
Педагогический проект "Народные подвижные игры"
В нашем мире жизненные ценности сменились в сторону материального благополучия, Мало уделяется внимание духовно - нравственным вопросам. Мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. Мой ...
педагогический проект "Народные игры"
Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому за...
- Мне нравится (1)