Открытое занятие по ФЦКМ подготовительной группе на тему "Осетинский национальный костюм"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Цораева Валентина Изатбековна

Для знакомства  детей с историей осетинского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_ftskm.docx72.87 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по ФЦКМ

в подготовительной группе

на тему: «Осетинский национальный

костюм»https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=216e2edadd6720345a245dc6c44cbaa3-srl&n=13


Открытое занятие по ФЦКМ на тему: «Осетинский костюм»

Цель: Познакомить детей с историей осетинского костюма.

Задачи:

Образовательные: Дать понятие о национальной одежде, обучать детей названиям элементов женского костюма, закреплять навыки правильного расположения и аккуратного наклеивания орнамента на заготовки, обогащения словаря, развитие речи.

Развивающие: развивать художественно - эстетический вкус, формировать умения рассматривать и обследовать предметы, развивать знания истории костюма осетин.

Воспитательные: воспитывать в детях любовь к национальной культуре.

Предварительная работа: экскурсия в музей осетинской культуры, рассматривание альбома, иллюстраций, просмотр презентации национально? одежды и орнамента.

Материалы: клей, салфетки, плоскостные бумажные формы осетинского и мужского платья из бумаги, клеенка.

Ход занятия

Дети заходят в группу под осетинскую музыку. Здороваются с гостями

Воспитатель: Дети сегодня мы с вами познакомились с историей осетинского женского и мужского костюма. Все вы выдели как выглядят женский и мужской костюм, но мало кто знает его историю.

Рассказ об истории осетинского костюма.

Мужской костюм Одним из главнейших предметов мужской одежды была папаха ("уаглдзарм худ") - высокая шапка из шкурки барашка. С ней у осетиь связано много афоризмов, например: "Лэег лаегыл нымад уымаен у, аемзе худ дары" ("Мужчина потому и считается мужчиной, что носит шапку"); "Худ дарынген лагг хъагуы" (Чтобы шапку носить, нужен мужчина") и др. Традиционным головным убором был башлык, восходящий к скифскому прообразу. Башлыки изготовляли из козьего пуха и верблюжьей шерсти, их


носили и мужчины, и женщины. Являясь престижным видом одежды, башлык считался едва ли не лучшим подарком, который невеста могла преподнести родственникам жениха. Башлык и бурка были обязательными подарками жениху от матери невесты.Летом осетины носили войлочные шляпы ("нымаетхуд'), обычно белого, серого или черного цвета, с широкими полями.

Нательное белье. На тело надевалась туникообразная рубашка (хадон) с широкими рукавами, прямым разрезом на груди и без воротника. Ее шили в горах из привозного холста, реже из белого тонкого домотканого сукна. В XIX в. она делалась исключительно из ситца. Подол рубашки заправляли в шаровары (шалбар).

Шаровары. Шаровары отличались большим сходством по покрою и способу ношения со старинным типом штанов соседних горцев и русских. Пожилые часто носили зимой, особенно в горах, штаны из обработанных овечьих шку| (цартай шалбар). Штаны шили у равнинных осетин из черной фабричной ткани, а в горах и из домотканого сукна. К верхней части штанов пришивалась обычно другая материя (комдал) для вздержки шнурка; штаны делали суживающимися книзу. Мужчины среднего достатка заправляли их в матерчатые или сафьяновые ноговицы (зангайта), обшивавшиеся сверху галунами из шелковой, реже серебряной нитки, а более богатые — в сапоги. До сих пор в домашних условиях и на работе нередко осетины заправляют штаны в носки.

Бешмет. Поверх рубашки надевали бешмет (курат) длиной ниже колен, плотно облегавший тело до поясницы, а ниже поясницы спускавшийся свободными складками. По бокам и на левой стороне груди в бешмете делались карманы. К бешмету пришивался стоячий воротник. На концах рукавов и спереди до пояса бешмет застегивался мелкими пуговицами из тесьмы и петлями из нее же. Бешмет шили преимущественно из черной или белой ткани на подкладке, аналогичной по цвету черкеске. В некоторых местах большим шиком считался белый бешмет с серой черкеской, но мужчине, которому исполнилось 50 лет, не полагалось более показываться в белом бешмете. Бешмет для повседневного ношения делали обычно из более простого материала: в горах — из домотканого сукна, а на равнине — из темной фабричной ткани.

Черкеска. Черкеску шили из местного сукна различных цветов (черного, белого, серого, коричневого и даже красного), из которых наиболее распространенными были серый (цъах) и черно-коричневый (мора). Высоко


ценилось для черкески также сукно, изготовлявшееся в горах из козьего пухе а в ряде равнинных сел, в частности Моздокского уезда,— из верблюжьей шерсти. Во второй половине XIX в. черкески шились и из привозного фабричного сукна. Степень достатка горца нередко определялась по его черкеске из дорогого фабричного сукна (скалад цухъхъа} и имевшимся на ней богатым украшением. Черкеска бедного шилась обычно из грубой серой домашней ткани (цъах цухъхъа). По покрою осетинская черкеска почти ничем не отличалась от покроя черкески соседних народов Кавказа. Она шилась в талию с цельной спинкой, со вставными боковыми клиньями, без воротника, имела подкладку до поясницы и в рукавах до локтя из сатиновой или шелковой материи. Рукава черкески делались широкими, прямыми, намного длиннее кисти руки, так что их приходилось отворачивать (только во время танцев рукава спускали во всю длину). Длина черкески зависела от вкуса ее владельца и от ее назначения. Для верховой езды черкеска делалас более короткой. На каждой стороне груди черкеска имела от шести до десятр газырей (барцыта) в зависимости от социального положения ее владельца. Появление черкески относится к тому периоду, когда горцы уже располагалр огнестрельным оружием.

Бурка. Верхней одеждой осетин была также бурка (уаладаран нымат) накидка с широкими плечами, часто длинная, до пят; на шее она завя-'зывалась или застегивалась на пуговицы. Большим спросом у южных осетин, как и у грузин, пользовались андийские бурки, а у северных — кабардинские, отличавшиеся лучшим качеством. С буркой осетин не расставался круглый год. Она защищала его от дождя, холода и жары, а для пастуха служила также постелью.

Шуба.К древним типам костюма осетин относится и шуба (карц), служивша* зимней верхней одеждой. Ее шили двух видов: овчинный тулуп (уагъд карц) считавшийся в основном принадлежностью небогатых людей пожилого возраста, и барашковая шуба (уалдзарм карц), которую носили более состоятельные люди. Последняя шилась по фигуре со сборами в талии, с меховым отложным воротником, покрывалась сверху домашней или фабричной тканью.

Обувь. Парадная обувь мужчин делалась из мягкого черного сафьяна; она состояла из чувяк, скроенных из цельного куска, и ноговиц или же из мягких сапог того же покроя, что и чувяки. Обувь эта украшалась национальным орнаментом, вышитым золотой или серебряной ниткой, а иногда аппликацией из кожи. Ноговицы подвязывали специальными ремешками


имевшими у богатых золотые или серебряные украшения. Такую обувь шил! обычно на глаз с расчетом, что сафьян растягивается, и надевали ее на голую ногу, причем перед этим обувь внутри смачивали водой и смазывали мылом Сафьяновая обувь была красива, изящна и удобна для верховой езды, но для ходьбы непригодна, так как быстро изнашивалась. Обычно к ней пришивали подошвы из коровьей или телячьей кожи.

Женский

Осетинский традиционный женский костюм ничем существенно н отличается по своему покрою от мужского. Отличие проявлялось в болынег количестве украшений на женских головных уборах.

Верхней одеждой женщин был длинный бешмет без воротника, со вшитым суживающимися рукавами. Он был покрыт сверху желтой шелково материей, простеган вручную сверху донизу полосами. Бешмет име подкладку из фабричной ткани того же цвета. Он застегивался на груди д пояса семью пуговицами (агънаджыта) из черной шелковой тесьмы. Конщ рукавов имели прямые разрезы, которые застегивались такими ж пуговицами. Бешмет сшит, подобно черкеске, по фигуре со сборами и талии.

Под бешметом надето платье, не отличающееся от него по покрою, сшит оно из менее качественной фабричной материи на подкладке, по длин бешмета, также без воротника. Платье это, представляющее собой один и типов распашной одежды, застегивается четырьмя пуговицами из шелково тесьмы. Под ним надета нательная рубашка из красной фабричной материи круглым вырезом на шее, прямым небольшим разрезом на груди и длинным рукавами. Ворот, разрез и края рукавов ее обшиты полосой из шелково материи другого цвета.

Необходимой принадлежностью праздничного костюма девушки и молодо женщины (до рождения первого ребенка) была невысокая круглая бархатна или шелковая шапочка на картонном каркасе, расшитая золотым ил серебряным галуном. Шапочка эта известна также адыгам и очен напоминает древний аланский женский головной убор Головной убор осетинки менялся с ее возрастом. Девушка дома и на двор могла ходить без головного убора; собираясь на танцы или в путь, он накидывала легкую шаль, под которую обычно надевала шапочку или белу* вязаную шелковую косынку. После выхода замуж она уже нигде не имел права появляться без головного убора.

Украшения осетинок не отличались особым богатством . Женщины из боле состоятельных семей носили золотые и серебряные кольца, серьги, ожерель и дорогие бусы. Надевали украшения, придерживаясь определенно традиции. Бусы, например, надевали на девочку через год после рождения, кольца — когда она выходила первый раз на танцы. Со стремлением придат

фигуре девушки более стройный и изящный вид было связано и ношение ек начиная с 10 — 11 лет и до дня свадьбы, особого нагрудника-корсет (калынкарц) из сафьяна или фабричного полотна.

  1. Физ.минутка

Иу эгртае, дыууаг, аертге- Сабыргай, сындагггай У ары, уары - кьгеп-къаеп-къэеп- Уары дон агртаехгай Фемаехст уарын: саех -сагх -сагх,

Саби,раевдз дэехи аембагхс!

  1. Аппликация Украшение костюмов орнаментом
  1. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие для детей подготовительной группы «Моя семья»

Занятие для детей подготовительной группы. Его я проводила в рамках конкурса "Педагогические надежды". Детям  занятие понравилось, особенно цветы, которые мы изготовили в конце занятия....

тема: «Путешествие по родному краю» занятие по ФЦКМ подготовительная группа

тема: «Путешествие по родному краю»   Программные задачи:    Продолжать учить пользоваться как  краткой, как распространенной формой ответа, в зависимости от харак...

Конспект по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе "Кукла в национальном костюме"

Конспект по рисованию  с использованием двух художественных средств: акварель и восковые мелки....

Открытое занятие для детей подготовительной группы Тема занятия «Путешествие в прошлое русского человека»

Тема занятия: «Путешествие в прошлое русского человека»Возрастная группа: 6-7 летЦель занятия: приобщение детей к изучению русских народных традиций  через исследовательскую игру.Зада...

Знакомство детей подготовительной группы с мордовским национальным костюмом.

Закрепить знания о родном крае, дать представление о предметах быта мордвы, мордовской национальной одежде...

Конспект по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе "Кукла в национальном костюме"

Цель: развитие интереса к художественному творчеству; развитие познавательного интереса у детей к окружающему миру. Задачи:- развивать восприятие образа человека.- -упражнять в изображе...