Знакомство детей подготовительной группы с мордовским национальным костюмом.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Закрепить знания о родном крае, дать представление о предметах быта мордвы, мордовской национальной одежде

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство детей подготовительной группы с мордовским национальным костюмом.

Задачи: 

Обучающие: 

  • закрепить знания о родном крае;
  • дать представление о предметах быта мордвы, мордовской национальной одежде;
  • учить и правильно называть новые слова (панар, пулай, панго);
  • закрепить знание основных цветов, использованных в мордовском орнаменте, умение составлять узор из уже знакомых элементов мордовской вышивки;
  • учить проявлять интерес к выполнению различных творческих работ;
  • формировать у детей потребность в двигательной активности.

Развивающие: 

  • развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность;
  • расширять словарный запас детей; развивать интерес к мордовскому национальному костюму;
  • развивать навыки работы в коллективе;
  • развивать мелкую моторику рук через продуктивную деятельность.

Воспитательные: 

  • воспитывать чувство патриотизма и любовь к родному краю;
  • уважительное отношение к прошлому и культуре своего народа.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная.

Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые, практические.

Материалы и оборудование: предметы быта старины: прялка, веретено, коврик, лапти, ступа, кувшин, сундук, берестяная шкатулка; национальный костюм народов Мордовии, украшения; соль цветная; шаблон рубашки с узором; клей ПВА, кисточки для клея, подставки для кисточек, пиалы для клея, салфетки, подносы, клеенка.

Предварительная работа: чтение художественной литературы; знакомство с мордовскими национальным костюмом; рассматривание книг – альбомов и слайдов: «Мой край», «Мы – мордва», «Здравствуй, Мордовия», «Древняя мордва»; рассматривание картин одежды на репродукциях известных художников; занятия по художественному творчеству – отображение в детских работах элементов национального орнамента и узоров, экскурсия по селу Б. Елховка, название улиц (в честь кого названы), концерт «Шумбрат Мордовия».

Словарная работа: «орнамент», «панар», «панго», «пулай», «сапоня», « сюлган», дизайнер.

Планируемые результаты: закрепление детей знаний о национальном мордовском костюме его элементах и орнамент.

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

I.Организационный момент.

Дети с воспитателем становятся в круг.

Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Стук в дверь. Открываем, прислали письмо.

Воспитатель: Ребята давайте посмотрим от кого письмо и прочитаем его!

Ответы детей: Да

Здравствуйте ребята! Пишет вам Куйгорож! Скоро концерт «Шумбрат Мордовия!» и наш ансамбль « Моро» пригласили выступать на этом концерте. Но случилась, беда на всех наших рубахах исчезли мордовские узоры. Вы сможете мне помочь украсить рубашки? Один я не справлюсь.

Воспитатель: Ребята посмотрите, Куйгорож прислал нам белые рубашки! Поможем ему?

Ответы детей: Да

II. Основная часть

Воспитатель: Ребята, я хочу вас познакомить с национальным костюмом Мордовского народа нашей Республики.

Мордовский национальный костюм наряден и удобен. Глядя на него, сразу можно понять, какой в представлении народа была красота. Искусством, передававшимся из поколения в поколение, было умение надевать и носить костюм.

Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских, но со своими особенностями. Основой являлась рубаха - панар и штаны - понкст.

Женская праздничная одежда мордвы была сложной и состояла из многих элементов

Туникообразная рубаха без воротника, панар, была основой костюма. Ее богато вышивали и подпоясывали шерстяным поясом с кисточками на концах (пулай)

Поверх рубахи женщины надевали передник (сапоня)

Другим элементом костюма была верхняя распашная одежда из холста (руця, или панар - у эрзи). Также поверх рубах носили черные безрукавки выше колена, приталенные и с большим количеством оборок сзади.

Весной и осенью верхней одеждой служила сумань, такая же, какую носили мужчины; зимой надевали овчинные шубы.

Головные уборы мордовских женщин отражали их возраст, семейное и социальное положение. Их украшали вышивкой, лентами, кружевами, блестками. У эрзянок головной убор (панго) был высоким и имел форму цилиндра, полуцилиндра или конуса.

Мордовский костюм невероятно красив за счет большого количества дополнительных элементов, богатой вышивки. Рассматривая различные варианты отделки, не перестаешь удивляться и восхищаться фантазией мастериц и их гармонично развитым вкусом.

Физминутка

Снова нет ручьям покоя,

день и ночь журчат в кустах (Шаг на носочках по кругу)

Ходит солнце золотое (Ходят на месте)

в чистых-чистых небесах

Льет лучи на лес и луг (Приседают)

И на все цветы вокруг (Руки над головой)

Воспитатель: Ребята что является главным украшением панара

Ответы детей (Вышивка)

Воспитатель: А где она располагается?

Ответы детей: (на рукавах, на подоле)

Воспитатель: Посмотрите на панар и скажите, какие элементы узора использованы на рубахе?

Ответы детей: (Крестики, квадраты, ромбы.)

Воспитатель: А какие цвета использованы в вышивке?

Ответы детей (Красные, желтые.)

Воспитатель: Чем украшен сапоня?

Ответы детей (Сапоня - украшен лентами, вышивкой.)

Воспитатель: Дети, а почему сапоня украшен лентами разного цвета?

Ответы детей (Чтобы он выглядел нарядно.)

Воспитатель: Названия, каких головных уборов и предметов одежды мордвы вы запомнили

Ответы детей (Дети вспоминают элементы костюма, называют их на мордовском языке)

Воспитатель: Ребята вы узнали о Мордовском национальном костюме. И сейчас мы будем украшать рубахи национальным орнаментом, которые нам прислал Куйгорож. Давайте вспомним, о каких видах орнаментов мы с вами говорили?

Ответы детей

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая рубаха на нашей кукле-девочка в национальном уголке! Вот такую мы будем украшать сегодня. Но украшать мы будем нетрадиционным способом рисования, для этого нам понадобится цветная соль и клей ПВА, кисточки для клея и подносы. Посмотрите, как украшу я рубаху сначала: я беру шаблон рубахи, на нем наложен контур орнамента, беру кисть и набираю на нее клей, затем наношу клей внутрь орнамента, не выходя за края, на воротник рубахи и посыпаю красной солью. Потом перехожу к рукавам и проделываю тоже самое, но уже с красной и черной солью. Затем переходим на середину и в конце рисуем низ рубахи. Когда все нарисовали, берем рубаху и осторожно стряхиваем соль на подносы. И кладем подсохнуть.

Но прежде чем мы приступим к работе, чтоб наши ручки не уставали, мы их немножко разомнем.

Пальчиковая гимнастика « Рубашка»

У рубашки два манжета, (Ребенок показывает манжеты на двух руках)

Воротник (Показывает воротник)

И рукава, (Проводит ладонями по рукавам).

И застежка есть, чтоб легче (Показывает застежку сверху вниз).

Проходила голова.

Пуговицы застегнем, (Имитирует движения).

А потом гулять пойдем. (Марширует).

Воспитатель: А теперь приступаем к работе

(включается музыка для фона)

Воспитатель: Ребята посмотрите, какие красивые рубашки у вас получились! Когда они подсохнут, мы их положим в посылку и отправим Куйгорожу.

III. Итог

Скажите, кто нас попросил о помощи? С каким костюмом познакомились? (ответы детей); какие новые слова вы узнали? (ответы детей); какие цвета присутствуют в орнаменте мордовского национального костюма? (ответы детей); что сегодня украшали? (ответы детей); что вам больше всего понравилось? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей подготовительной группы с памятниками Санкт-Петербурга

В этом материале представленны различные памятники с которыми мы знакомим детей....

Знакомство детей подготовительной группы с городом Санкт-Петербургом в контексте здоровье сберегающих технологий

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно волнует проблема сохранения здоровья будущего поколения. Не последнюю роль здесь играет фактор семьи и фактор обр...

Знакомство детей подготовительной группы с оригами.

Знакомство детей подготовительной группы с  историей оригами, основными базовыми фигурами, условными знаками и обозначениями...

Консультация для родителей "Знакомство детей дошкольного возраста с мордовской национальной культурой".

Знакомство детей дошкольного возраста с мордовской национальной культурой....

"Знакомство детей с русскими и бурятскими национальными костюмами"

Занятие проводится в виде сравнение-рассматривание костюмов разных народов....

Конспект по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе "Кукла в национальном костюме"

Конспект по рисованию  с использованием двух художественных средств: акварель и восковые мелки....

Конспект по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе "Кукла в национальном костюме"

Цель: развитие интереса к художественному творчеству; развитие познавательного интереса у детей к окружающему миру. Задачи:- развивать восприятие образа человека.- -упражнять в изображе...