Конспект занятия по патриотическому воспитанию. Русский народный женский костюм.
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Елена 88

Конспект занятия по патриотическому воспитанию.

Русский народный женский костюм.

Цель: Познакомить детей с женской национальной одеждой.

Задачи: Образовательные – познакомить детей с женским народным костюмом, обогащать словарь детей новыми словами.

 Развивающие – развивать художественный вкус, чувство ритма при составлении узора; внимание, речь, память.

Воспитательные – воспитывать интерес к истории своего народа, традициям, самостоятельность, активность.

Оборудование: уголок русской избы, кукла в национальном костюме, сарафан, душегрея, рубаха, кокошник, заготовки для аппликации, клей, салфетки.

 

 

Ход занятия.

- Сегодня к нам в гости пришла кукла Маша.

- Посмотрите, какая она нарядная. Расскажите, в каком костюме она одета, опишите ее наряд (ответы детей).
- Кукла Маша одета в  русский национальный костюмы. А чтобы побольше узнать о костюме кукла нас приглашают совершить путешествие на несколько веков назад, в Древнюю Русь -     Повернитесь, пожалуйста, ко мне.
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Колесо историй мы повернём
И рассказывать о ней начнём
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли!

Вот мы и оказались в другом веке, в русской избе. И хозяйка этой избы кукла Маша.
- Здравствуйте, детишки:
Девчонки и мальчишки
Спасибо, что мимо не прошли
Ко мне в гости зашли
Проходите, не стесняйтесь
Поудобнее располагайтесь

Вот сейчас мы и поговорим о русской одежде.
- Многое забыли. Многое растеряли. Давайте собирать по крохам то, что уцелело. И как для этого нам пригодится старинный бабушкин сундук. Он очень большой и в нём хранится много добра!
Сколько интересного может рассказать содержимое сундука. Давайте, заглянем в него и узнаем. Что же в нём хранится (открываем сундук).

 (Воспитатель достает из сундука рубаху)

- Кто знает как эта вещь называется?

Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой, длинная до пят, потом её укоротили. Украшали прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных (это знаки – обереги, предохраняют человека от разных неприятностей, приносят в дом счастье).
Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Коричневый – земля кормилица.
- Вся одежда была украшена.
- Чем? (стеклярусом, мехом, вышивкой).
- Нитями какого цвета вышивали? (красными и золотыми).

- Из какой ткани шили одежду? (из льна).
-Чем хороша и чем плоха эта ткань? (нити из которых её ткут, спрядены из растения – она экологически чистая, в этой одежде не жарко летом и не холодно зимой, но она мнётся и с трудом разглаживается).
На Руси уж так идёт
Что талантливый народ
Сам себе и швец и жнец
И на дудочке игрец.
Вот, смотри идёт хозяйка –
Та хозяйка – не лентяйка.

Игра «Напёрсток» (пальчиковая)

- Вышивает, шьёт иголка

- Пальцу больно, пальцу колко

- А напёрсток в тот же миг,

- К девочке на пальчик -прыг.

- Говорит иголке – шей,

- А колоться ты не смей.

(левая ладошка раскрыта, а в правой руке – воображаемая иголка. Иголка «шьёт» и задевает кончик указательного пальца на правой руке) (выполняют движение, как будто надевают напёрсток на палец левой руки) (шьют и грозят пальцем)

Душегрея –короткая одежда на лямках, отороченная мехом, с застежкой спереди.

Кокошник.
В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Голова должна быть всегда прикрыта. Это была своеобразная визитная карточка. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, социальная принадлежность.
- Какие головные уборы носили девушки до замужества? (венки, ленточки, повязк,и кокошники). 
- А причёски? (коса).
-Какие головные уборы носили замужние женщины? (, шамшуры – головной убор с платком, кичка).
- Кокошники – формы были разные: двурогие в форме полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками и другие, одежда в старину была простой и красивой.
  Такие богато украшенные головные уборы делались вручную и одевались только по праздникам, их берегли и передавали от матери к дочери и внукам.

- Скажите, а вы надевали на праздник русскую народную одежду?

-А что не доставало в вашем наряде?(головного убора)

- А хотели бы вы иметь такой кокошник?

- А где его взять? Предлагаю сделать самим для себя такой кокошник. (Звучит музыка, дети выполняют работу )

- Пришло время нам проститься и домой возвратиться. Скажем «спасибо» хозяйке за гостеприимство и интересную беседу. 

.- Понравилось в гостях? Что нового и интересного узнали? Потрудились на славу. А за труд полагается награда -народные игрушки.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_narodnyy_zhenskiy_kostyum.docx15.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по патриотическому воспитанию.

Русский народный женский костюм.

Цель: Познакомить детей с женской национальной одеждой.

Задачи: Образовательные – познакомить детей с женским народным костюмом, обогащать словарь детей новыми словами.

 Развивающие – развивать художественный вкус, чувство ритма при составлении узора; внимание, речь, память.

Воспитательные – воспитывать интерес к истории своего народа, традициям, самостоятельность, активность.

Оборудование: уголок русской избы, кукла в национальном костюме, сарафан, душегрея, рубаха, кокошник, заготовки для аппликации, клей, салфетки.

Ход занятия.

- Сегодня к нам в гости пришла кукла Маша.

- Посмотрите, какая она нарядная. Расскажите, в каком костюме она одета, опишите ее наряд (ответы детей).
- Кукла Маша одета в  русский национальный костюмы. А чтобы побольше узнать о костюме кукла нас приглашают совершить путешествие на несколько веков назад, в Древнюю Русь -     Повернитесь, пожалуйста, ко мне.
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Колесо историй мы повернём
И рассказывать о ней начнём
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли!

Вот мы и оказались в другом веке, в русской избе. И хозяйка этой избы кукла Маша.
- Здравствуйте, детишки:
Девчонки и мальчишки
Спасибо, что мимо не прошли
Ко мне в гости зашли
Проходите, не стесняйтесь
Поудобнее располагайтесь

Вот сейчас мы и поговорим о русской одежде.
- Многое забыли. Многое растеряли. Давайте собирать по крохам то, что уцелело. И как для этого нам пригодится старинный бабушкин сундук. Он очень большой и в нём хранится много добра!
Сколько интересного может рассказать содержимое сундука. Давайте, заглянем в него и узнаем. Что же в нём хранится
(открываем сундук).

 (Воспитатель достает из сундука рубаху)

- Кто знает как эта вещь называется?

Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой, длинная до пят, потом её укоротили. Украшали прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных (это знаки – обереги, предохраняют человека от разных неприятностей, приносят в дом счастье).
Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Коричневый – земля кормилица.
- Вся одежда была украшена.
- Чем? 
(стеклярусом, мехом, вышивкой).
- Нитями какого цвета вышивали? 
(красными и золотыми).

- Из какой ткани шили одежду? (из льна).
-Чем хороша и чем плоха эта ткань? 
(нити из которых её ткут, спрядены из растения – она экологически чистая, в этой одежде не жарко летом и не холодно зимой, но она мнётся и с трудом разглаживается).
На Руси уж так идёт
Что талантливый народ
Сам себе и швец и жнец
И на дудочке игрец.
Вот, смотри идёт хозяйка –
Та хозяйка – не лентяйка.

Игра «Напёрсток» (пальчиковая)

- Вышивает, шьёт иголка

- Пальцу больно, пальцу колко

- А напёрсток в тот же миг,

- К девочке на пальчик -прыг.

- Говорит иголке – шей,

- А колоться ты не смей.

(левая ладошка раскрыта, а в правой руке – воображаемая иголка. Иголка «шьёт» и задевает кончик указательного пальца на правой руке) (выполняют движение, как будто надевают напёрсток на палец левой руки) (шьют и грозят пальцем)

Душегрея –короткая одежда на лямках, отороченная мехом, с застежкой спереди.

Кокошник.
В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Голова должна быть всегда прикрыта. Это была своеобразная визитная карточка. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, социальная принадлежность.
- Какие головные уборы носили девушки до замужества? (венки, ленточки, повязк,и кокошники). 
- А причёски? (коса).
-Какие головные уборы носили замужние женщины? (, шамшуры – головной убор с платком, кичка).
- Кокошники – формы были разные: двурогие в форме полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками и другие, одежда в старину была простой и красивой.
 Такие богато украшенные головные уборы делались вручную и одевались только по праздникам, их берегли и передавали от матери к дочери и внукам.

- Скажите, а вы надевали на праздник русскую народную одежду?

-А что не доставало в вашем наряде?(головного убора)

- А хотели бы вы иметь такой кокошник?

- А где его взять? Предлагаю сделать самим для себя такой кокошник. (Звучит музыка, дети выполняют работу )

- Пришло время нам проститься и домой возвратиться. Скажем «спасибо» хозяйке за гостеприимство и интересную беседу.  

.- Понравилось в гостях? Что нового и интересного узнали? Потрудились на славу. А за труд полагается награда -народные игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский народный женский костюм

НОД по ФЦКМ, знакомящая детей с женской национальной одеждой и изготовлением национального головного убора....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Русская красавица матрёшка"

Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Русская красавица матрёшка" для детей средней группы...

Конспект занятия в старшей группе «Коми народный женский костюм».

Конспект занятия в старшей группе «Коми народный женский костюм».   Содержание направлено на интерес к традиционным ценностям коми народа, этнокультуре.  Отражено ...

Конспект занятия по образовательной области социально-коммуникативное развитие для детей подготовительного возраста Тема: «Русский народный женский костюм

Конспект занятия по образовательной области социально-коммуникативное развитие для детей подготовительной группе  Тема " Русский народный костюм" создавался с использованием технологии ...